Вспомнить все: и был хаус - «Новости Музыки»
Звуки выкапывают корни нынешнего хаус-ренессанса и вспоминают танцевальные хиты девяностых.
В танцевальной музыке, похоже, окончательно наступил ренессанс девяностых. Duke Dumont звучит как клон группы Black Box, в Boiler Room звучит хаус, Bastille перепевают Snap и Corona, а певица Кайза, только что выступившая в Москве, исполняет попурри из любимых хитов детства. По случаю масштабного камбэка танцевальной музыки 20-летней давности, мы разбираемся в том, откуда у хаус-ренессанса растут ноги и вспоминаем первоисточники.
Crystal Waters "Gipsy Woman" (1991)
Дебютный сингл американской певицы Кристал Уотерс появился на свет почти случайно. В то время Кристал работала сонграйтром по найму и песню первоначально написала для другой хаус дивы Ультра Нейт (Ultra Nate). Кристал записала демо-версию с собственным голосом просто для того, чтобы показать работу продюсерам, однако те насколько впечатлились записью, что решили "заказчице" свежеиспеченный хит не отдавать. Решение оказалось верным – сингл попал в десятку Billboard, а в Великобритании, где хаус был в большом почёте, стал вторым. Как и у большинства звезд танцевальной музыки тех времен, долгой карьеры у Crystal Waters не получилось, но ей удалось записать три альбома и еще один большой сингл-блокбастер "100% Pure Love". А вот у песни жизнь вышла долгая и бурная – "Цыганку" сэмплируют и перепевают все кому не лень, от Сэма Спэрро (Sam Sparro) до Алиши Киз (Alicia Keys).
Opus III "It's A Fine Day" (1992)
Первый и самый успешный (5-е место в британском хит-параде) сингл хаус-квартета Opus III был кавер-версией. Оригинал, акапелла в исполнении Джейн Ланкастер (Jane Lancaster) был локальным хитом в 1983-м, но как и в случае с "Tainted Love", настоящую популярность песне принёс кавер. "It's a Fine Day" был идеальным рейв-гимном: с одной стороны прекрасно подходящим для танцев, с другой – нежным и эйфорическим. Песня вошла в золотой фонд электроники и много раз сэмплировалась и ремикшировалась (из неё, например, был сделан трек Orbital "Halcyon"). Часто реконструированием занималась сама вокалистка Opus III Кирсти Хоукшоу (Kirsty Hawkshaw), сделавшая после распада группы в 1994-м неплохую карьеру. Сольно она записывает эмбиент, а как вокалистка сотрудничает с множеством танцевальных продюсеров от Way Out West до BT и Тиесто (Tiesto).
Black Box "Ride On Time" (1989)
Один из первых всемирных хаус-хитов (пластинка побывала в чартах полутора десятков стран, включая Великобританию и США) был записан в Италии и сделан по лекалам итало-диско. За музыку в Black Box отвечала команда продюсеров-кукловодов, а лицом проекта была темнокожая модель Катрин Киноль (Katrin Quinol), в чьи обязанности входило появляться на телешоу и открывать рот под фонограмму. Вокал для первой версии даже не пришлось записывать, вполне хватило нарезки фрагментов старого диско-хита "Love Sensation" в исполнении Лолиты Холоуэй (Loleatta Holloway). Однако правообладатели пригрозили судом, и итальянцам пришлось всё же перезаписать голосовую дорожку, пригласив для этого сессионную певицу Хизер Смолл (Heather Small), а остаток старого тиража изъять из продажи. "Ride On Time" породил множество подражателей, самый яркий из которых – недавний покоритель британских чартов канадец Дюк Дюмон (Duke Dumont), а вот римейки на эту вещь никакого успеха не имели, что наверное и к лучшему.
Nightcrawlers "Push The Feeling On" (MK Remix) (1994)
В оригинале "Push The Feeling On" звучала как диско – не слишком примечательное и мало кому нужное в 1992-м, когда впервые был издан сингл. Однако два года спустя трек попал в руки диск-жокея Марка Кинчена (Mark Kinchen), который сделал из него клубный хаус-боевик . В 1995-м ремикс триумфально прошествовал по чартам почти всех европейских стран. Стоящий за проектом Nightcrawlers шотландец Джон Рейд (John Reid), заручившись поддержкой всё того же Кинчена, спешно записал неплохой альбом и практически исчез с радаров (время от времени Рейд постреливает римейками и даже выпустил несколько синглов). А вот Кинчен нынче при делах и даже стал одним из инициаторов нынешнего хаус-ренессанса. Для этого он всего лишь повторил излюбленный трюк – достал из загашников залежавшийся и не выстреливший трек Storm Queen "Look Right Through" и сделал из него всемирный хит.
Robin S “Show Me Love” (1993)
Еще одна история о том, как удачный ремикс изменил ход истории. Робин Стоун (Robin Stone) выпустила дебютный сингл “Show Me Love” в 1990-м, но первая версия (неторопливый соулфул-хаус с саксофоном) успеха не имела. Спустя два года трек попал в руки шведского диск-жокея StoneBridge (в нулевые – клиента Head Kandi), который сделал новую версию – чуть более быструю, жесткую и минималистичную. Ремикс почти целиком строился вокруг голоса, ритм-секции и главное – простой, но привязчивой партии органа. Трек стал локальным танцевальным хитом, хоть и не добрался до первых строчек чартов. Robin S выпустила умеренно успешный первый альбом, провальный второй и пропала из виду, в общем, дело попахивало забвением в череде хитов-одиночек. Однако 20 лет спустя органные партии а-ля "Show Me Love" стремительно вошли в моду. Аранжировку принялись сэмплировать и имитировать все кому не лень, от Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez) до деятелей "нового хауса" и андерграундных трэп-продюсеров, а компания Novation выпустила банк ретро-звуков, где пресет органа под Robin S фигурировал в числе самых важных.
Snap “Rhythm Is A Dancer” (1992)
Главный евроденс-хит всех времен даже в эпоху ненависти к евроденсу котировался как нестареющая классика. Удивительно, что записал эту вещь немецкий продюсерский дуэт Михаэля Мюнцига (Michael Munzig) и Луки Анцилотти (Luca Anzilotti), приоритетом для которых были другие жанры, хаус и хип-хоп. “Rhythm Is A Dancer” был записан для второго альбома и явно выделялся на фоне остальных треков мелодичным и попосовым звучанием (трек строится на привязчивом клавишном рифе, позаимствованном из старой электро-пластинки Newcleus “Automan”). Крен в сторону поп-музыки для авторов “The Power” был не самым очевидным ходом, поэтому издатели нервничали. Сначала трек планировалось издать первым синглом, потом вперед пропустили более типичную для Snap “Color Of Love”, а из виниловой версии альбома “Rhythm Is A Dancer” и вовсе исключили. Но бомба все же взорвалась - первое место в 10 европейских странах, пятое в США, а главное - статус вечной нетленки. Песню до сих пор переигрывают все, от поп-певиц до джазменов. А последними на этом поприще отличились британские инди-рокеры Bastille и итальянские элетктронщики-экспериментаторы Port-Royal.
Ce Ce Peniston “Finally” (1991)
В юности Си Си Пенистон выигрывала конкурсы красоты, но её модельной карьере помешали проблемы с лишним весом, поэтому Си Си подалась в музыку. Она начинала бэк-вокалисткой при еще одной толстушке, рэперше Тоне Дэвис (Tonya Davis), потом решила делать соло-карьеру и первым же синглом сорвала банк. “Finally” с одной стороны опиралась на классические хаус-стандарты (аранжировка строилась на фортепианном рифе из “Someday” СиСи Роджерса (CeCe Rodgers)), с другой - это была поп-песня, почти соул, который американцы любят не меньше, чем кантри. В Штатах трек поднялся на 5-ю строчку, в Великобритании на 2-ю, а спустя 5 лет в чартах появился слегка обновленный ремикс. Карьера Пенистон далее развивалась ни шатко ни валко (она не сошла с радаров, но и больших хитов не делала), но трек стал чем-то вроде эталона коммерческого хауса - сегодняшние деятели хаус-ренессанса, кажется, котируют Си Си Пенистон куда выше, чем настоящих пионеров жанра вроде 808 State или Маршала Джефферсона (Marshall Jefferson).
Haddaway “What Is Love?” (1993)
Уроженец Тринидада Нестор Хэддэуэй (Nestor Haddaway) - питомец фабрики хитов немецкого продюсера Тони Хендрика (Tony Hendrik), где также обретались Bad Boys Blue, Londonbeat, а позже даже Rammstein. Для Хендрика эта песня, где он выступил соавтором, и вовсе стала самым успешным проектом в жизни. Незатейливый, но трогательный хит на грани евроденса и осовремененного диско не просто поднялся на вершины чартов многих европейских стран, но и финишировал в тройке лучших песен по итогам года. Несколько лет спустя песня пережила второй виток популярности благодаря комедийному шоу “Saturday Night Live” и пародийному номеру с Джимом Керри. Сам Нестор и поныне записывает песни, правда с куда меньшим успехом, а хит живет своей жизнью – его сэмплируют, перепевают и пародируют Eminem, Gossip и всё та же Кайза, которая не только исполняет "What Is Love" на концертах, но и издала кавер в качестве би-сайда к своему главному синглу.
Corona "The Rhythm Of The Night" (1993)
Еще одно грандиозное и прекрасное итальянское надувательство. Один из главных евроденс-хитов, недавно в очередной раз воспетый группой Bastille, сделали продюсеры Франческо Бонтемпи (Francesco Bontempi) и Джорджо Спанья (Giorgio Spagna), изрядно нашумевшие еще в эпоху итало-диско. Сама песня при ближайшем рассмотрении оказывается кавером на диско-шлягер "категории Б" Say When "Save Me", откуда итальянцы взяли куплеты, а припев заменили той самой фразой "This Is The Rhythm Of The Night". Снявшаяся в клипе и выступавшая в роли "фронтвуман" проекта эффектная бразильская барышня по имени Ольга не имела к записи никакого отношения. Все партии исполнила трудолюбивая итальянская сессионщица Джованна Берзола (Giovanna Bersola), чей голос звучит еще в десятке проектов этого жанра.
K-Klass "Let Me Show You" (1993)
В отличие от скользких итальянских "пап Карло", бэкграунд у группы K-Klass был самый что ни на есть породистый. Её участники познакомились в знаменитом манчестерском клубе Hacienda в 1988-м и весь подъем хауса в Британии наблюдали своими глазами. И опять же, в отличие большинства фигурантов этого списка, K-Klass относились скорее к рейв-сцене, чем к поп-мейстниму, но треки делали мягкие и идеально подходящие под танцы с шампанским, что в конце концов привело их в чарты, дорогие клубы и в студии к поп-звездам вроде Кайли, которые звали K-Klass записывать для них модные ремиксы. И хотя K-Klass до сих пор гастролируют, в истории группа осталась скорее как "ремикс-служба". Но и в том, что австралийцы Cut Copy обратившись к теме девяностых, вспомнили именно их хит, тоже нет ничего удивительного – на фоне поп-певиц типа Robin S или госпожи Пенистон, K-Klass всегда выглядели новаторами и профи.
Rozalla "Everybody's Free" (1992)
Исполнительница рейв-гимна о всеобщей свободе, уроженка Замбии Розалла Миллер (Rozalla Miller) успела сделать карьеру еще в Африке, где была большой знаменитостью. Потом в поисках мирового признания Розалла переехала в Лондон, заполучила в продюсеры электронщиков Band of Gipsies и влилась в пиршество рейва. После успеха "Everybody's Free" певица успела проехаться по миру, разогревая Майкла Джексона (Michael Jackson) в турне "Dangerous", но затем её карьера пошла на спад. Миллер пробовала себя в разных жанрах от джаза до EDM, но серьезные дивиденды получала главным образом от переизданий и римейков своего главного хита.
Deee-Lite "Groove Is In The Heart" (1990)
Еще одна песня из попурри любимых хитов Кайзы, увы, не породила пока прямых продолжателей – уж слишком эта вещь ярка и своеобразна. Но обойти её вниманием в этом обзоре было бы преступлением. Формация Deee-Lite, куда входили эмигрант из Украины Supa DJ Dmitry, вокалистка Lady Miss Kier, и тогда еще мало кому известный электронщик Това Теи (Towa Tei) была одной из самых необычных хаус-команд своего времени. Их синглы регулярно попадали в американские танцевальные чарты, но большой успех в мире был только у "Groove Is In The Heart", почти целиком нарезанной из сэмплов Херби Хенкока (Herbie Hancock), Бутси Колинза (Bootsy Collins) и A Tribe Called Quest. Группа распалась, выпустив три альбома, после чего Това Теи сделал отличную соло карьеру и даже работал с Кайли, а Леди Мисс Киер подалась в диджейство и стала в этом качестве персонажем фольклора о московском гламуре и "лихих нулевых". В 2003-м американку выгнали с вертушек клуба "Шамбала" за то, что та заводила "неформатную музыку".
Marky Mark & The Funky Bunch "Good Vibrations" (1991)
Картина танцевальной сцены девяностых была бы не полной без Марки Марка. Нынешняя звезда Голливуда Марк Уолберг (Mark Wahlberg) тогда еще кажется не помышлял о кинокарьере, а главным образом читал рэп и записывал недурственные танцевальные хиты. Вместе со своей командой The Funky Bunch Марки записал два альбома, а его главной песней был этот образец недолговечного, но яркого жанра "хип-хаус", гибрида хауса и хип-хопа. "Good Vibrations", как и упомянутая чуть раньше "Ride On Time" строилась на сэмплах из диско-хита Лолиты Холоуэй "Love Sensation", но у Уолберга и компании было побольше связей в американском шоу-бизнесе, так что диско-дива не только не преследовала молодых хулиганов, но и выступала с ними на телешоу. Хочется надеяться, что полноценное возрождение хип-хауса нам еще предстоит, по крайней мере, яркие примеры уже попадаются, взять хотя бы недавнего номинанта BBC Sound of 2015 Шамира (Shamir).