Проверка пульса: январь - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: январь - «Новости Музыки»


Bicep, Abul Mogard, Гача Бакрадзе, Biosphere, Мартин Гор и другие электронные новинки января


Bicep "Isles" (Ninja Tune)

Второй и долгожданный (с момента выхода первого прошло аж три с половиной года) альбом британского танцевального дуэта. К счастью, несмотря на такую паузу, Эндрю Фергюсон (Andrew Ferguson) и Мэтью МакБрайар (Matthew McBriar) решили не чинить то, что не сломано, и продолжают примерно с того же места, на котором закончили. И хотя первый диск был очень успешным, подражателей у них за это время так и не появилось, так что группа так и остаётся единственным игроком на поле "лиричного брейкбита". Сам по себе брейкбит-то штука в последнее время модная, вот только корни у Bicep уходят не в "хардкор континуум" (как примерно у всех нынешних брейкбитчиков), а куда-то в середину-конец девяностых, к Orbital, Sasha, Hybid, Banco De Gaia, а главное – к яркой, по подзабытой прогрессив-брейкс группе Ashtrax. Ну а где-то и вовсе Мишелем Кретю (Michael Cretu) попахивает. Несмотря на бодрые ритмы, музыка у Эднрю и Мэтью стала куда более минорной и меланхоличной, а к электронике добавился женский "этнический" вокал, тоже штука ну совершенно девяносническая. В первом же треке – сэмпл из Офры Хазы (Ofra Haza), а приглашенные вокалистки, кажется, ориентировались на Dead Can Dance. Помимо "Atlas", "Apricots", "Sundial" и "Saku", которые уже успели выйти синглами, стоит отметить "Fir" и "Hawk", да и остальное картины совсем не портит. Вот только бонус-треки с делюкс-издания за исключением эмбиентной "Meli" - совсем уж порожняк.



Gacha Bakradze "Obscure Languages" (Lapsus)

Гача Бакрадзе, который во второй половине 2010-х был флагманом балеарик-брейкбит ренессанса, в последний год пустился в поиски и эксперименты. Брейкбита на "Obscure Languages" наберется примерно на одну сторону, но это уже не солнечный балеарик, а мрачноватый футуризм с увесистыми ударными и раскатистым однотонным басом, чем-то по атмосфере напоминающий FSOL. Другая половина – светлые и довольно абстрактные пьесы почти без ударных, но зато с гитарами, обрывками голосов и прочих field recordings и эпизодическими заходами на территорию переосмысленного нью-эйджа. Чуть проиграв своим же более старым пластинкам в доступности и "хитовости", Гача прибавил в сложности. "Obscure Languages" звучит уже не как набор треков, а как целостная, концептуальная история с сюжетными поворотами, похожая на саундтрек к воображаемому кино а-ля "Бегущий по лезвию".



Biosphere "Angel's Flight" (AD 93)

Учитывая всё усиливающийся в последний год интерес к эмбиент-техно, логичным шагом со стороны Гейра Йенсена (Geir Jensen) было бы выпустить сейчас кто-нибудь в духе альбома "Microgravity", как-никак, он был одним из тех, кто этот жанр и придумал. Но норвежец движется совсем в другом направлении. В последнее время он много экспериментировал с электроакустикой и полевыми записями, а теперь зашел на территорию этакого пост-симфонизма. Первые треки с протяжными и печальными струнными, навевают ассоциации с "саундскейпами" Роберта Фриппа (Robert Fripp), к середине альбома вспоминается уже Бах или Бетховен (над которыми хорошо поработали крупной наждачкой, чтобы звук вышел неровным и шершавым), а под конец, в "Scan Of Waves" с полифонией переплетающихся скрипичных петель – чуть ли не ранний Филип Гласс. Запись вышла тревожная и мрачноватая, но по-своему красивая.



Illuvia "Iridescence Of Clouds" (A Strangely Isolated Place)

Швед Людвиг Симбрелиус (Ludvig Cimbrelius) – из той породы музыкантов, что именуют "гиперактивными". За последние лет 12 он выпустил с полсотни альбомов, используя около десятка псевдонимов (помимо Illuvia – еще Alveol, Eternell, Ilion, Rust и т.д.). Стилистически всё это варьируется от даб-техно и дип-хауса до эмбиента и даунтемпо, но общая черта почти всей музыки Симбрелиуса – комфортность, этакое "хюгге" (уж простите за штамп в отношении всего скандинавского). Появление на ASIP для Людвига – в некотором смысле выход на большую орбиту, всё же большая часть его музыки выходила самиздатом, да и лейблы типа Silent Season или Past Inside The Present, хоть и почитаемы в среде эмбиент-гиков, но в охвате тому же ASIP явно уступают. На "Iridescence Of Clouds" Людвиг, разумеется, не изменяет своему фирменному обволакивающему, "пуховому" звуку (пэды в мажорных аккордах плюс клавиши – это почти нью-эйдж, в совсем не худшем проявлении), но на этот раз всё это облечено в форму intelligent/atmospheric drum'n'bass. В голову сразу приходят параллели с продукцией лейбла Good Looking двадцатилетней давности, но у шведа джангловые лупы как бы убраны еще дальше – куда-то за стену, будто бы в другую комнату.



Abul Mogard "In Immobile Air" (Ecstatic)

И снова фортепиано. Казалось бы, ну что еще можно из этого инструмента выжать – и механически его препарировали, и глитчевыми эффектами корёжили, а всё равно есть пространство для движения. Abul Mogard топит звуки рояля в гитарном перегрузе и реверберации, смешивает с шумом и низкочастотным гулом и обволакивает почти неподвижными синтезаторными аккордами. Получается величественная мракуха – пик напряжения случается в самой середине альбома, и трек "Black Dust" – это уже почти пост-металл, но сразу же за ней идет прозрачная и лиричная "Sand". В общем, драматургия проработана на "отлично". Где-то рядом – Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Харольд Бадд (Harold Budd) и Эдуард Артемьев времен "Сталкера" и "Солярса".



N Chambers "Spectrum Garden" (Soft Profile)

Лет десять назад американец Норм Чэмберс стал одним из первых флагманов возрождения спейс-электроники. Он выпустил несколько десятков пластинок под собственным именем и под псевдонимом Panabrate, а также запустил нашумевшую мистификацию с якобы найденными и реставрированными записями океанографа Юргена Мюллера (Jurgen Muller). За каждым релизом Чэмберса уследить решительно невозможно, поэтому за его карьерой приходится наблюдать урывками - время от времени "заменять температуру" и констатировать какие-то изменения. На "Spectrum Garden" Норм отходит от канонов семидесятнической спейс-электроники довольно далеко – здесь мы слышим нечто среднее между тёплым по звуку, но довольно авангардным по форме синтезаторным журчанием а-ля Мортон Суботник (Morton Subotnik) и глитчем в духе Oval или лейбла 12k.



Martin L. Gore "The Third Chimpanzee EP" (Mute Records)

Мартин Гор, музыкальный мозг Depeche Mode, в последнее время всё дальше уходит от песенного формата и всё сильнее увлекается экспериментальной электроникой – то техно-альбом с Винсом Кларком (Vince Clark) запишет, то инструментальный сольник под именем MG, да и на последних записях Depeche Mode этот крен заметен всё сильнее. Заглавный трек "Howler", медленный и мрачно-красивый инструментал, вполне можно представить именно в формате DM – так и представляешь себе вокал Дейва, поющего об очередном экзистенциальном кризисе. Идущая следом "Mandril" – уже скорее экспериментальное техно или даже IDM, тут явно не обошлось без влияния Diamond Version, которых DM возили с собой в позапрошлый тур. Но дальше – снова "неспетые песни", очень неплохие сами по себе, но кажется вокал (даже не Дейва, а самого Мартина) их бы совсем не испортил.



Grandbrothers "All The Unknown" (City Slang)

Дуэт из Дюссельдорфа – кажется, самый недооцененный modern classical проект на современной сцене. Они играют весьма модную в последнее время музыку в формате "фортепиано + перкуссия + электронный бит", сочиняют очень яркие (если не сказать "хитовые") пьесы, а вдобавок к этому у них еще и прекрасное лайв-шоу, в котором есть и игра на живом инструменте, и технологические трюки. Многочисленные молоточки и трещотки (т.е. перкуссия формально акустическая) управляются с секвенсора и приводятся в движение микроконтроллерами. По-хорошему, им бы быть хедлайнерами всех возможных фестивалей, но пока группа только перебралась с нишевого (хотя и очень сильного по составу артистов) лейбла Film на респектабельный City Slang. В сущности, об "All The Unknown" можно сказать примерно то же, что и о двух их предыдущих дисках: это, если пользоваться терминологией Харальда Блюхеля, "романтический минимализм" – пьесы вполне традиционные в гармоническом смысле, но по форме тяготеющие скорее к танцевальной электронике, несмотря на то, что формально электроники в их музыке буквально гомеопатическая доза. Музыка в меру традиционная, в меру современная и в меру доступная.



Anthony Rother "Weltmacht Digital" (Psi49Net)

Немецкий электро-патриарх (если так можно назвать человека из поколения "под пятьдесят", а не сверстника Kraftwerk) довольно долго искал себя в самых разных жанрах от техно до эмбиента, но в последнее время наконец вернулся к истокам и снова сочиняет классическое электро. В карантине он регулярно выкладывал отличные лайв-видео из домашней студии, и вот постепенно все эти наработки облекаются в альбомы. Перед новым годом Энтони опубликовал альбом "Metrowelt", а вот теперь и еще один, "Weltmacht Digital". Здесь Ротер предстает ровно в таком виде, в каком мы его и любим – ломаный бит, пульсирующий бас, хмуро-боевитый настрой и вокодерный речитатив на немецком. В этом нет решительно никакой новизны (ну а ждать её от такого консерватора как Ротер было бы странно), но уровень своих же классических дисков типа "Hacker" или "Simulationszeitalter" немец уверенно держит.



Arovane "Wirkung" (Puremagnetik)

Продолжение прошлогоднего "Gestalt", выпущенного на том же бруклинском кассетном лейбле. Полтора десятка коротких безбитовых пьес, если не скзаать "зарисовок". Эмбиент, индитроника, неоклассика, глитч – где-то похоже на Swod, где-то на Тима Хекера (Tim Hecker), где-то на более ранние записи Arovane вроде "Atol Scrap" и "Tides", от которых будто бы остались наброски, этюды. Ощущение примерно как от выставки карандашных эскизов большого художника – с одной стороны есть какое-то чувство недосказанности, в первую очередь в том что касается формы. С другой – вся красота уже здесь, и Уве Цанн (Uwe Zahn) узнается по двум-трем нотам.



The Notwist "Vertigo Days" (Morr Music)

В нулевые The Notwist были одной из главных инди-групп мира и очень удачно балансировали между рок-хитами и очаровательной тихой индитроникой. В 2014-м подписались на Sub Pop и попробовали было выстрелить в более широкую аудиторию (группа очевидно пыталась играть на территории поздних Radiohead), но выстрел ушел в молоко. С тех пор были инструментальные эксперименты, саундтреки, возвращение на Morr Music (где группа формально никогда до этого не издавалась, но Маркус Ахер с разными сайд-проектами мелькал там регулярно), и вот теперь – долгожданный песенный альбом. "Vertigo Days" будто бы состоит из двух компонент, печального фолка с одной стороны (где Маркус довольно убедительно доказывает, что он по-прежнему отличный сонграйтер) и краут-рока с сопутствующими саунд-дизайнерскими изысками с другой. Появились даже приглашенные голоса (Бен Ламар, японка Saya и даже Хуана Молина, которую мы помним по фолктронике середины нулевых), хотя чаще у микрофона по-прежнему сам Маркус. Сказать что Notwist вернули себе былое величие будет явным преувеличением, хитов уровня "Good Lies", "Pilot" или "One With The Freaks" тут нет. Но слушать "Vertigo Days" приятно и интересно. Во-первых, совершенно мастерски проработан звук. Во-вторых, в песнях явно есть "второе дно" – это музыка интровертная, которая раскрывается на пятом-шестом прослушивании.




02.02.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)


Bicep, Abul Mogard, Гача Бакрадзе, Biosphere, Мартин Гор и другие электронные новинки января Bicep "Isles" (Ninja Tune) Второй и долгожданный (с момента выхода первого прошло аж три с половиной года) альбом британского танцевального дуэта. К счастью, несмотря на такую паузу, Эндрю Фергюсон (Andrew Ferguson) и Мэтью МакБрайар (Matthew McBriar) решили не чинить то, что не сломано, и продолжают примерно с того же места, на котором закончили. И хотя первый диск был очень успешным, подражателей у них за это время так и не появилось, так что группа так и остаётся единственным игроком на поле "лиричного брейкбита". Сам по себе брейкбит-то штука в последнее время модная, вот только корни у Bicep уходят не в "хардкор континуум" (как примерно у всех нынешних брейкбитчиков), а куда-то в середину-конец девяностых, к Orbital, Sasha, Hybid, Banco De Gaia, а главное – к яркой, по подзабытой прогрессив-брейкс группе Ashtrax. Ну а где-то и вовсе Мишелем Кретю (Michael Cretu) попахивает. Несмотря на бодрые ритмы, музыка у Эднрю и Мэтью стала куда более минорной и меланхоличной, а к электронике добавился женский "этнический" вокал, тоже штука ну совершенно девяносническая. В первом же треке – сэмпл из Офры Хазы (Ofra Haza), а приглашенные вокалистки, кажется, ориентировались на Dead Can Dance. Помимо "Atlas", "Apricots", "Sundial" и "Saku", которые уже успели выйти синглами, стоит отметить "Fir" и "Hawk", да и остальное картины совсем не портит. Вот только бонус-треки с делюкс-издания за исключением эмбиентной "Meli" - совсем уж порожняк. Gacha Bakradze "Obscure Languages" (Lapsus) Гача Бакрадзе, который во второй половине 2010-х был флагманом балеарик-брейкбит ренессанса, в последний год пустился в поиски и эксперименты. Брейкбита на "Obscure Languages" наберется примерно на одну сторону, но это уже не солнечный балеарик, а мрачноватый футуризм с увесистыми ударными и раскатистым однотонным басом, чем-то по атмосфере напоминающий FSOL. Другая половина – светлые и довольно абстрактные пьесы почти без ударных, но зато с гитарами, обрывками голосов и прочих field recordings и эпизодическими заходами на территорию переосмысленного нью-эйджа. Чуть проиграв своим же более старым пластинкам в доступности и "хитовости", Гача прибавил в сложности. "Obscure Languages" звучит уже не как набор треков, а как целостная, концептуальная история с сюжетными поворотами, похожая на саундтрек к воображаемому кино а-ля "Бегущий по лезвию". Biosphere "Angel's Flight" (AD 93) Учитывая всё усиливающийся в последний год интерес к эмбиент-техно, логичным шагом со стороны Гейра Йенсена (Geir Jensen) было бы выпустить сейчас кто-нибудь в духе альбома "Microgravity", как-никак, он был одним из тех, кто этот жанр и придумал. Но норвежец движется совсем в другом направлении. В последнее время он много экспериментировал с электроакустикой и полевыми записями, а теперь зашел на территорию этакого пост-симфонизма. Первые треки с протяжными и печальными струнными, навевают ассоциации с "саундскейпами" Роберта Фриппа (Robert Fripp), к середине альбома вспоминается уже Бах или Бетховен (над которыми хорошо поработали крупной наждачкой, чтобы звук вышел неровным и шершавым), а под конец, в "Scan Of Waves" с полифонией переплетающихся скрипичных петель – чуть ли не ранний Филип Гласс. Запись вышла тревожная и мрачноватая, но по-своему красивая. Illuvia "Iridescence Of Clouds" (A Strangely Isolated Place) Швед Людвиг Симбрелиус (Ludvig Cimbrelius) – из той породы музыкантов, что именуют "гиперактивными". За последние лет 12 он выпустил с полсотни альбомов, используя около десятка псевдонимов (помимо Illuvia – еще Alveol, Eternell, Ilion, Rust и т.д.). Стилистически всё это варьируется от даб-техно и дип-хауса до эмбиента и даунтемпо, но общая черта почти всей музыки Симбрелиуса – комфортность, этакое "хюгге" (уж простите за штамп в отношении всего скандинавского). Появление на ASIP для Людвига – в некотором смысле выход на большую орбиту, всё же большая часть его музыки выходила самиздатом, да и лейблы типа Silent Season или Past Inside The Present, хоть и почитаемы в среде эмбиент-гиков, но в охвате тому же ASIP явно уступают. На "Iridescence Of Clouds" Людвиг, разумеется, не изменяет своему фирменному обволакивающему, "пуховому" звуку (пэды в мажорных аккордах плюс клавиши – это почти нью-эйдж, в совсем не худшем проявлении), но на этот раз всё это облечено в форму intelligent/atmospheric drum'n'bass. В голову сразу приходят параллели с продукцией лейбла Good Looking двадцатилетней давности, но у шведа джангловые лупы как бы убраны еще дальше – куда-то за стену, будто бы в другую комнату. Abul Mogard "In Immobile Air" (Ecstatic) И снова фортепиано. Казалось бы, ну что еще можно из этого инструмента выжать – и механически его препарировали, и глитчевыми эффектами корёжили, а всё равно есть пространство для движения. Abul Mogard топит звуки рояля в гитарном перегрузе и реверберации, смешивает с шумом и низкочастотным гулом и обволакивает почти неподвижными синтезаторными аккордами. Получается величественная мракуха – пик напряжения случается в самой середине альбома, и трек "Black Dust" – это уже почти пост-металл, но сразу же за ней идет прозрачная и лиричная "Sand". В общем, драматургия проработана на "отлично". Где-то рядом – Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Харольд Бадд (Harold Budd) и Эдуард Артемьев времен "Сталкера" и "Солярса". N Chambers "Spectrum Garden" (Soft Profile) Лет десять назад американец Норм Чэмберс стал одним из первых флагманов возрождения спейс-электроники. Он выпустил несколько десятков пластинок под собственным именем и под псевдонимом Panabrate, а также запустил нашумевшую мистификацию с якобы найденными и реставрированными записями океанографа Юргена Мюллера (Jurgen Muller). За каждым релизом Чэмберса уследить решительно невозможно, поэтому за его карьерой приходится наблюдать урывками - время от времени "заменять температуру" и констатировать какие-то изменения. На "Spectrum Garden" Норм отходит от канонов семидесятнической спейс-электроники довольно далеко – здесь мы слышим нечто среднее между тёплым по звуку, но довольно авангардным по форме синтезаторным журчанием а-ля Мортон Суботник (Morton Subotnik) и глитчем в духе Oval или лейбла 12k. Martin L. Gore "The Third Chimpanzee EP" (Mute Records) Мартин Гор, музыкальный мозг Depeche Mode, в последнее время всё дальше уходит от песенного формата и всё сильнее увлекается экспериментальной электроникой – то техно-альбом с Винсом Кларком (Vince Clark) запишет, то инструментальный сольник под именем MG, да и на последних записях Depeche Mode этот крен заметен всё сильнее. Заглавный трек "Howler", медленный и мрачно-красивый инструментал, вполне можно представить именно в формате DM – так и представляешь себе вокал Дейва, поющего об очередном экзистенциальном кризисе. Идущая следом "Mandril" – уже скорее экспериментальное техно или даже IDM, тут явно не обошлось без влияния Diamond Version, которых DM возили с собой в позапрошлый тур. Но дальше – снова "неспетые песни", очень неплохие сами по себе, но кажется вокал (даже не Дейва, а самого Мартина) их бы совсем не испортил. Grandbrothers "All The Unknown" (City Slang) Дуэт из Дюссельдорфа – кажется, самый недооцененный modern classical проект на современной сцене. Они играют весьма модную в последнее время музыку в формате "фортепиано перкуссия электронный бит", сочиняют очень яркие (если не сказать "хитовые") пьесы, а вдобавок к этому у них еще и прекрасное лайв-шоу, в котором есть и игра на живом инструменте, и технологические трюки. Многочисленные молоточки и трещотки (т.е. перкуссия формально акустическая) управляются с секвенсора и приводятся в движение микроконтроллерами. По-хорошему, им бы быть хедлайнерами всех возможных фестивалей, но пока группа только перебралась с нишевого (хотя и очень сильного по составу артистов) лейбла Film на респектабельный City Slang. В сущности, об "All The Unknown" можно сказать примерно то же, что и о двух их предыдущих дисках: это, если пользоваться терминологией Харальда Блюхеля, "романтический минимализм" – пьесы вполне традиционные в гармоническом смысле, но по форме тяготеющие скорее к танцевальной электронике, несмотря на то, что формально электроники в их музыке буквально гомеопатическая доза. Музыка в меру традиционная, в меру современная и в меру доступная. Anthony Rother "Weltmacht Digital" (Psi49Net) Немецкий электро-патриарх (если так можно назвать человека из поколения "под пятьдесят", а не сверстника Kraftwerk) довольно долго искал себя в самых разных жанрах от техно до эмбиента, но в последнее время наконец вернулся к истокам и снова сочиняет классическое электро. В карантине он регулярно выкладывал отличные лайв-видео из домашней студии, и вот постепенно все эти наработки облекаются в альбомы. Перед новым годом Энтони опубликовал альбом "Metrowelt", а вот теперь и еще один, "Weltmacht Digital". Здесь Ротер предстает ровно в таком виде, в каком мы его и любим – ломаный бит, пульсирующий бас, хмуро-боевитый настрой и вокодерный речитатив на немецком. В этом нет решительно никакой новизны (ну а ждать её от такого консерватора как Ротер было бы странно), но уровень своих же классических дисков типа "Hacker" или "Simulationszeitalter" немец уверенно держит. Arovane "Wirkung" (Puremagnetik) Продолжение прошлогоднего "Gestalt", выпущенного на том же бруклинском кассетном лейбле. Полтора десятка коротких безбитовых пьес, если не скзаать "зарисовок". Эмбиент, индитроника, неоклассика, глитч – где-то похоже на Swod, где-то на Тима Хекера (Tim Hecker), где-то на более ранние записи Arovane вроде "Atol Scrap" и "Tides", от которых будто бы остались наброски, этюды. Ощущение примерно как от выставки карандашных эскизов большого художника – с одной стороны есть какое-то чувство недосказанности, в первую очередь в том что касается формы. С другой – вся красота уже здесь, и Уве Цанн (Uwe Zahn) узнается по двум-трем нотам. The Notwist "Vertigo Days" (Morr Music) В нулевые The Notwist были одной из


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий


Комментарии для сайта Cackle