Прослушка: 11 альбомов января - «Новости Музыки»
Постковидный постпанк, хулиганистый хип-хоп и несколько ярких дебютов - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями, а иногда даже ходят за новыми альбомами в магазины. Именно им адресована авторская рубрика Сергея Степанова ("вольности перевода"), делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о лучших пластинках очередного месяца.
Shame "Drunk Tank Pink"
Год начался со сразу двух пылко обсуждавшихся рок-релизов. Само по себе это, разумеется, радует (гитарная музыка в последние годы обитает на задворках цайтгайста), но поводы для обсуждения в целом подкачали: речь опять о постпанке, где вместо Joy Division молятся на The Fall. Вторая пластинка Shame, пожалуй, интереснее второго альбома Viagra Boys: лондонцы поскупились на броские песни (исключение - "Snow Day"), но хотя бы не топчутся на месте. Их "Drunk Tank Pink" - грубый, злой и в меру матерый постковидный манифест: альбом о сомнениях и тревогах в большом городе.
Celeste "Not Your Muse"
Два года прошло с момента, когда рожденную в Калифорнии англичанку Селест объявили восходящей суперзвездой (сначала - в рамках Brit Awards, затем - в эфире BBC), до релиза ее дебютного альбома. Замеченная будущим соседом по лейблу Майклом Киванукой (Michael Kiwanuka), Селест так же упрямо напрашивается на сравнения с великими предшественниками - но если у Майкла они в основном из Америки 1960-х и 1970-х, то его протеже, похоже, выросла на пластинках Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) и Адель (Adele). Слышно, что как автор Селест пока растет, но с таким голосом у нее, вероятно, и впрямь большое будущее.
Arlo Parks "Collapsed in Sunbeams"
Одновременно с лидером прошлогоднего рейтинга BBC Sound Of... (ранее рекомендовавшего артистов в диапазоне от Keane и Haim до тех же Кивануки с Адель) дебютную пластинку выпустила и отставшая тогда от Селест 20-летняя англичанка африканских и французский кровей. Сама Паркс предлагает считать ее modus operandi "бедрум-инди-попом", но на самом деле тут все гораздо интереснее - и музыкально (в ход идут и фолк с соулом, и Radiohead с Фрэнком Оушеном), и поэтически (на ум приходит посерьезневшая Лили Аллен).
Beautify Junkyards "Cosmorama"
Четвертый вообще и второй под крылом электронного бутик-лейбла Ghost Box альбом португальской группы Beautify Junkyards в целом верен ее традиционным взглядам на псих-фолк, уделяющим равное внимание тропикалии и английскому фолку в традициях Ника Дрейка (Nick Drake) или Вашти Буньян (Vashti Bunyan). Это теплая и вкрадчивая, но в то же время слегка потусторонняя музыка с текстами на португальском и английском и постоянно сменяющими друг друга голосами - пластинка, в орнаментальном потоке которой легко и приятно раствориться.
Casper Clausen "Better Way"
В Лиссабоне обосновался и фронтмен отмечающей в этом году 20-летие датской группы Efterklang (а также ее менее известной, но тоже интересной инкарнации Liima) Каспер Клаусен. Найдя единомышленника в лице еще одного бывалого экспата, сооснователя Spacemen 3 и продюсера, верного прозвищу Sonic Boom, датчанин решился на сольный дебют - мечтательно-импрессионистский звуковой коллаж, где слышны отголоски дискографий обоих музыкантов (в случае с Sonic Boom - его коллаборации с MGMT и Beach House) и много что еще.
Still Corners "The Last Exit"
Пятая полнометражная пластинка лондонского дуэта Still Corners (солистка Тесса Мюррей - англичанка, мультиинструменталист Грег Хьюз - с юга США) окончательно сбивает их дрим-поп с толку, отправляясь куда-то в американскую степь и походя в этой связи на чуть более прямолинейный, но по-своему эффектный апдейт звучания Mazzy Star. Местами это совершеннейший вестерн - с доходчивыми мелодиями, широкоэкранными гитарными соло Грега и меланхоличным, на грани сэдкора, вокалом Тессы.
Rhye "Home"
Меньше трех лет ушло у канадца Майка Милоша (Mike Milosh) на то, чтобы выпустить три студийных альбома (первый из которых, напротив, пришлось ждать почти пять лет). Его авторский почерк - фрагменты обнаженных женских тел на обложке, нарочито банальные песенные заголовки и томный R&B для неурочных часов - немного приелся, а ускользающая красота его контральто начинает утомлять. Но скучающим по Шаде (Sade) "Home", вероятно, придется по душе (тут даже есть песня под названием "Sweetest Revenge").
Yu Su "Yellow River Blue"
Базирующаяся в Ванкувере китаянка впервые заставила обратить на себя внимание два года назад, выпустив "Watermelon Woman" - вдохновленный хитом Херби Хэнкока (Herbie Hancock) и выпущенный саблейблом Ninja Tune клубный трек. "Yellow River Blue" - первый альбом Ю Су, чья система координат (даб, фанк, краутрок - короче, даунтемпо максимально широкого профиля) одновременно хорошо знакома и достаточно непредсказуема. Особенно удались "Melaleuca" и "Melaleuca (at night)" - две стороны одной, сияющей скромным блеском медали.
Delvon Lamarr Organ Trio "I Told You So"
Ведомое органистом Делвоном Ламарром и включающее гитариста и барабанщика трио из Сиэтла на виду с 2018 года, когда переиздание его дебютного альбома угодило в Топ-3 джазового чарта Billboard, уступив только пластинкам Кита Джарретта и Дэвиса/Колтрейна. Номинально "I Told You So" - изощренный соул-джаз в традициях Booker T. & the M.G.'s, но слушатели помоложе услышат во всем этом эхо успеха Khruangbin и других послов мультикультурализма. Отдельного упоминания заслуживает вдохновенная, без тени иронии, кавер-версия "Careless Whisper" Wham!
Madlib "Sound Ancestors"
Две исключительно благодарные аудитории - американского хип-хоп-продюсера Мэдлиба и британского электронщика Кирана Хебдена (Kieran Hebden) - нашли общий повод порадоваться, дождавшись их первой официальной коллаборации (в дискографии Four Tet есть альбом ремиксов на песни Madvillain - нашумевшего совместного проекта Мэдлиба и покойного MF Doom). "Sound Ancestors" - "аранжированный" Хебденом инструментальный хип-хоп высшей пробы: джаз и соул тут ходят под руку с дабом и регги, а среди рассыпанных по 40 минутам звучания вокальных осколков выделяется семпл из Young Marble Giants.
Альбом месяца
Goat Girl "On All Fours"
Goat Girl - молодая и борзая девичья группа, рожденная в тех же обстоятельствах места и времени, что и black midi или те же Shame: сделав первые шаги в клубах Брикстона, контракт с Rough Trade девушки подписали на следующий день после референдума на тему брексита. А еще именно они открывали лондонский концерт, оказавшийся последним в истории The Fall, однако не избежавший влияния классиков бюджетный постпанк, звучавший на дебютном альбоме Goat Girl, был всего лишь разминкой. Вновь спродюсированная Дэном Кэри (Franz Ferdinand, Fontaines D.C.), вторая пластинка квартета - не только более зрелая, но и яркая, экспансивная, по-хорошему бесцеремонная запись. Ее политическая повестка (одна из песен фантазирует на тему вскрытия Бориса Джонсона) не мешает музыке, где гитары поделились местом с синтезаторами, а каждая вторая мелодия если не вгрызается в память, то как минимум втирается в доверие.