Проверка пульса: февраль - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: февраль - «Новости Музыки»

Проверка пульса: февраль - «Новости Музыки»

Blanck Mass, Plaid, Roosevelt, Gimmik, Mouse On Mars и другие электронные новинки февраля



John Carpenter "Lost Themes III" (Sacred Bones Records)

Третий альбом 73-летнего американского кинорежиссера и композитора после возвращения в музыку. Вопреки названию, "Lost Themes" – не архивный материал, а новые записи, этакие "темы к неснятому кино", в записи которых Джону помогал его сын Коуди и гитарист Дэниэл Дейвис (Daniel Davies). Естественно, здесь мы слово слышим фирменную карпентеровскую "хоррортронику" – арпеджио, тревожные аккорды и возвышенно-печальные соло. Карпентер, в отличие от коллег по фабрике страха, умеет не только нагнать мрака, но и совсем не стесняется быть мелодичным и где-то даже романтичным. Иногда в "темах" появляется тяжеловесный диско-бит или металлические рифы, при этом звучит всё это в меру современно. Например, трек "Vampire's Touch" вполне можно приписать "перу" модного синтвейв-артиста Carpenter Brut, названного понятно в чью честь. Кажется, круг изящно замкнулся.



Plaid "Stem Sell" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

Второй в карьере группы Plaid сборник ремиксов на других музыкантов, изданный на этот раз не их альма-матер Warp Records, а стремительно набирающим ход благотворительным IDM-лейблом Touched. Компиляция охватывает в основном период с 2003-го (когда вышла первая часть, "Parts In The Post") до наших дней, но есть тут и более старые треки вроде ремикса на Sun Electiric "Tee". В полной (цифровой и CD) версии – 28 треков, первые 10 из которых вошли в одинарный picture-винил. Выбор этой самой десятки небезусловный (странно, что дело обошлось без LA Synthesis и тех же Sun Electric), хотя в целом неплох. В остальном же сборник звучит даже убедительнее своего предшественника, несмотря на отсутствие тут звезд калибра Bjork и Goldfrapp. По звуку это уже современный Plaid периода где-то между "Scintilli" и "Polymer" – слегка нервический, с сайдчейнами и прочим влиянием бейс-музыки, а главное - с фирменными "нелогичными" мелодиями.



Steve Moore "Analog Sensitivity" (Be With Records)

Стив Мур в последние пару лет был довольно вариативен, клонясь то в отстраненную танцевальность (сольно), то наоборот в хард-н-хэви (в составе Zombi), но теперь, прочистив оптику, вернулся к тому, что делает лучше всего, хонтологической космо-электронике. Запись вышла предельно лаконичной в плане выразительных средств (два-три синтезатора в треке, да и сами композиции длиной минуты по три), но при этом довольно эмоциональной и очень ностальгической – все эти мелотроны и стринг-машины отсылают куда-то не то к Вангелису (Vangelis), не то к Исао Томите (Isao Tomita), не то и вовсе к Эдуарду Артемьеву. Я было удивился, что пластинка выходит не на Ghost Box, уж очень она подошла бы им по звуку, но лейбл Be With – такая же диггерская контора, львиную долю которой составляют переиздания всяческого джаза, изи-лисенинга, психоделического фанка и нью-эйджа.



Blanck Mass "In Ferneaux" (Sacred Bones)

Мощнейший диск Бенджамин Джона Пауэра (Benjamin John Power) – два трека по 20 минут (всё как мы любим), которые не похожи ни на ту леговельтовщину, что он играл на локдаун-концертах, ни на пост-модернистское обыгрывание поп-штампов времен "Animated Violence Mild". "Ин Ферно" – скорее возвращение к звучанию "Fuck Buttons" – power electronics с синтезаторными арпеджио, стеной абразивного шума (на второй стороне местами совсем Merzbow) и нервическим битом чередуется с величественным эмбиентом, полевыми записями и звуковыми коллажами в духе musique concrete.



Steven Rutter "Riddle Me Sane" (FireScope)

Второй соло-альбом Стивена Раттера (босса лейбла FireScope, участника легендарного дуэта B12 и главного на данный момент пропагандиста британской версии "интеллигентного техно", сделанного по заветам детройтских пионеров) оказался заметно ярче его дебютной пластинки. Если в "Brainfog", который вышел тремя годами раньше, действительно преобладали туман и этакая "тревожная хмурь", то "Riddle Me Sane" – пластинка гораздо более светлая и воздушная. Здесь Стивен максимально близко подходит к звучанию первых двух, классических альбомов B12 – это слегка обновленный и подчищенный формат раннего Warp Records, когда грань между IDM и "умным техно" еще не просматривалась.



Mouse on Mars "AAI" (Thrill Jockey)

Ян Вернер (Jan Werner), Анди Тома (Andi Toma) и их верный помощник перкуссионист Додо Нкиши (Dodo Nkishi) концептуализируют, не щадя живота своего. Альбом "AAI" ("Anarchic Artificial Intelligence") – плод эксперимента со спич-генераторами на базе машинного обучения, создающими на выходе "поток сознания". В центре повествования – обрывки голосов и текстов, которые то и дело заедают, сбиваются и рассыпаются в бессвязный набор фонем, а музыка (как всегда у MoM, сложная и очень "дизайнерская" с отсылками то к африканской полиритмии, то к краут-року, то к академической традиции) их как бы сопровождает и обыгрывает. Местами концепция уж слишком довлеет надо всем остальным и получается этакий "contemporary art", которому место скорее в галерее, чем в коллекции меломана, но всё же у Яна и Анди есть и природное чувство грува, и не менее явное чувство юмора, поэтому пластинка всё же не звучит совсем уж заумной. Ту грань, которую раз и на всегда перешел Мэтью Херберт (Mathew Herbert), чьи записи уже давно решительно невозможно слушать ради удовольствия, "мыши" всё же отлично чувствуют и слишком далеко не заходят.



Gimmik "Deux Nouvelles" (n5MD)

Продолжение альбома "Entre les chambres" – не то вторая часть, не то послесловие, доступное пока только в цифровом формате. Снова два 20-минутных трека, в которых несмотря на полное отсутствие не только ударных, но и каких бы то ни было звуков с короткой атакой, время от времени чётко проглядывается почерк Мартина Хайдингера (Martin Haidinger). Величественный арктический дрон-эмбиент удается ему великолепно, но кажется, все уже переключились в режим ожидания нового IDM-альбома, заявленного на апрель.



Roosevelt "Polydans" (City Slang)

Главное, что нужно сказать о третьем альбоме Roosevelt – он мало чем отличается от первых двух. Не лучше и не хуже. Всё, за что мы любим Мариуса Лаубера (Maruis Lauber), здесь на месте – и ностальгический "bittersweet" сонграйтинг, и диско-бит, чуточку гитар с "квакушками" и пресловутый "теплый аналоговый" (и вот по части синтезаторов "Polydans", пожалуй, и превосходит предыдущие диски Мариуса). С одной стороны, здесь не хватает какой-то артистической эволюции, которую мы наблюдаем даже у таких последовательных ретроградов, как Cut Copy. С другой – мы ведь и любим Roosevelt за этот консерватизм и вопиющее нежелание играть по правилам индустрии и подстраиваться под тренды как Shura (чей второй альбом слушать попросту невозможно, если вы вдруг не любите R&B) или Tame Impala. Так что единственное, в чем "Polydans" не оправдывает ожиданий – вышедший с полгода назад сингл "Sign" так и остается здесь безусловно лучшей песней.



Nigel Mullaney "The Navigator" (Behind The Sky Music)

Свежий релиз лейбла Behind The Sky, в прошлом году отметившегося совершенно выдающимся сборником "Portals", где собрался весь цвет спейс-электроники разных поколений. Найджел Маллейни – персонаж весьма опытный, давний соратник Йена Бодди (Ian Boddy), клиент лейбла DiN и автор множества телевизионных саундтреков и прочей "прикладной музыки". "The Navigator" – концпетуальная запись на стыке "атипичной" (т.е. не слишком эксплуатирующей традиционные ходы) космо-электроники, нью-эйджа, модулярных саундскейпов и псай-чилла. Ближайшие ориентиры для сравнения стоит искать на том же Behind The Sky, вполне подойдет, например, Jonny Woods. Но у Маллейни всё куда более масштабно и эпично, этот альбом – не набор пьес, а этакое "воображаемое кино".



TM404 "Syra" (Kontra-Musik)

Андреас Тилландер (Andreas Tillander) – одна из ключевых фигур шведской электроники. В основном он известен экспериментальными проектами (в его активе релизы на Raster-Noton, Mille Plateaux и Type под собственным именем и под псевдонимом Mokira), но в то же время Тилландер совсем не чужд и поп-формата, его мы знаем в том числе и как сессионного клавишника чудесной инди-поп команды Familjen, с которыми Андреас даже приезжал в Москву. Проект TM404, который Тилландер запустил в 2012-м, посвящен экспериментам на грани эйсида и диссоциированного даб-техно – как если бы Ричи Хоутин (Richie Hawtin) двигался по пути, проложенному от альбома Plastikman "Musik" к "Comsumed" и дальше. TB-303 не визжит, а гулко гудит на заднем плане, драм-машина (тоже классический "роланд" – весь альбом записан исключительно на их линейке) стучит почти неслышно, а центральную роль играют эффекты – грязный ревер в духе раннего Pole и дабовое эхо в традициях Basic Channel.



The Egyptian Lover "1986" (Egyptian Empire Records)

Электро-патриарх из Лос-Анджелеса продолжает гнуть свою линию. Обнаружив себя в середине нулевых в статусе вновь востребованной легенды, Грег Бруссард (Greg J. Broussard) принялся гастролировать и записывать пластинки с еще большим усердием, чем в восьмидесятые. По счастью, в отличие от Джорджио Мородера (Giorgio Moroder) или, скажем, Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) Бруссард совершенно не пытается вписать себя в контекст "актуальной музыки" и фигачит альбом за альбомом восьмидесятническое электро. Рваный ритм в исполнении любимой TR-808, боевито пульсирующий бас, тревожные клавишные аккорды, речитатив и вокодер. Особенно классно, что на этот раз Egyptian Lover даже слегка расширяет палитру от "чистого" электро в сторону робо-фанка с гитарными соло, куда-то в направлении Cybotron ("Cinnamon Oil Massage"), а то и раннего Принса ("Volcanic").



Kas "Like Sunlit Threads" (Ilian Tape)

Под именем Kas скрывается Марк Кастнер (Mark Kastner) из Глазго, ранее известный как Galaxian. В предыдущей ипостаси на его счету 4 альбома и с десяток синглов на довольно престижных лейблах типа Shipwrec, Breakin' или того же Ilian Tape, звучавших так или иначе вокруг и около электро. Переименовавшись, Марк не то, чтобы радикально меняется. Основные черты его музыки – быстрый темп, рваный и нарочито грязный индустриальный электро-бит плюс тревожная "дистопическая" атмосфера, и здесь они сохранены в полной мере. Но на "Like Sunlit Threads" больше эмбиентных текстур, мелодий и какой-то "кинематографичности" со сменой настроений, совершенно для классического электро нехарактерной.



Darren Nye "Fading Memories" (Exalt Records)

За лейблом Exalt Records, который существует уже почти 20 лет, в последнее время всё интереснее следить. Довольно долго они были площадкой для совсем уж малотиражных релизов, и хотя некоторые из них вроде семидюймовки G.R.I.T., были прямо-таки гениальными, но всё это было совсем уж историей для близких друзей. Теперь лейбл постепенно нащупывает новые форматы и последние несколько релизов публикует в виде ограниченного тиража кассет плюс "народное" цифровое издание на Bandcamp. В прошлом году в таком виде вышли два чудесных альбома Расса Гейбриэла (Russ Gabriel), в этом – альбом Даррена Ная (он же The Elusive Man), одного из ярчайших (вместе, пожалуй, с Джоном Шимой) представителей новой волны мелодичного пост-детройта по следам B12 и Кенни Ларкина (Kenny Larkin). "Fading Memories" – запись совсем уже олдскульная и ностальгическая. Где-то попахивает шеффилдским блипом, где-то чикагскими ритмами, перенесенными в контекст британской "интеллигентной электроники", а где-то – итальянской романтикой. Эдакий As One, который вместо своего обычного джаза обслушался спейс-диско.



Ilkae "Questionable Casino" (Eerik Inpuj Sound)

Новый альбом IDM-ветерана (в первой половине нулевых Аарон Мунсон был резидентом Merck и Monotonik) очень удачно развивает тему "в меру экспериментального IDM". На "Questionable Casino" идеально выдержан баланс между замысловатым саунд-дизайном, электроакустикой и классическим IDM. Это уже сложно и совершенно нетрадиционно, но всё еще музыкально – казалось бы, формула довольно простая, но удержаться на этой грани удается единицам. В исторической перспективе просматривается сравнение с продукцией лебйла Schematic периода их расцвета, а недавние ориентиры – Vcam и конечно же Autechre "SIGN", хотя Ilkae, пожалуй, всё же чуть помягче и помелодичнее.




03.03.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)


Blanck Mass, Plaid, Roosevelt, Gimmik, Mouse On Mars и другие электронные новинки февраля John Carpenter "Lost Themes III" (Sacred Bones Records) Третий альбом 73-летнего американского кинорежиссера и композитора после возвращения в музыку. Вопреки названию, "Lost Themes" – не архивный материал, а новые записи, этакие "темы к неснятому кино", в записи которых Джону помогал его сын Коуди и гитарист Дэниэл Дейвис (Daniel Davies). Естественно, здесь мы слово слышим фирменную карпентеровскую "хоррортронику" – арпеджио, тревожные аккорды и возвышенно-печальные соло. Карпентер, в отличие от коллег по фабрике страха, умеет не только нагнать мрака, но и совсем не стесняется быть мелодичным и где-то даже романтичным. Иногда в "темах" появляется тяжеловесный диско-бит или металлические рифы, при этом звучит всё это в меру современно. Например, трек "Vampire's Touch" вполне можно приписать "перу" модного синтвейв-артиста Carpenter Brut, названного понятно в чью честь. Кажется, круг изящно замкнулся. Plaid "Stem Sell" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support) Второй в карьере группы Plaid сборник ремиксов на других музыкантов, изданный на этот раз не их альма-матер Warp Records, а стремительно набирающим ход благотворительным IDM-лейблом Touched. Компиляция охватывает в основном период с 2003-го (когда вышла первая часть, "Parts In The Post") до наших дней, но есть тут и более старые треки вроде ремикса на Sun Electiric "Tee". В полной (цифровой и CD) версии – 28 треков, первые 10 из которых вошли в одинарный picture-винил. Выбор этой самой десятки небезусловный (странно, что дело обошлось без LA Synthesis и тех же Sun Electric), хотя в целом неплох. В остальном же сборник звучит даже убедительнее своего предшественника, несмотря на отсутствие тут звезд калибра Bjork и Goldfrapp. По звуку это уже современный Plaid периода где-то между "Scintilli" и "Polymer" – слегка нервический, с сайдчейнами и прочим влиянием бейс-музыки, а главное - с фирменными "нелогичными" мелодиями. Steve Moore "Analog Sensitivity" (Be With Records) Стив Мур в последние пару лет был довольно вариативен, клонясь то в отстраненную танцевальность (сольно), то наоборот в хард-н-хэви (в составе Zombi), но теперь, прочистив оптику, вернулся к тому, что делает лучше всего, хонтологической космо-электронике. Запись вышла предельно лаконичной в плане выразительных средств (два-три синтезатора в треке, да и сами композиции длиной минуты по три), но при этом довольно эмоциональной и очень ностальгической – все эти мелотроны и стринг-машины отсылают куда-то не то к Вангелису (Vangelis), не то к Исао Томите (Isao Tomita), не то и вовсе к Эдуарду Артемьеву. Я было удивился, что пластинка выходит не на Ghost Box, уж очень она подошла бы им по звуку, но лейбл Be With – такая же диггерская контора, львиную долю которой составляют переиздания всяческого джаза, изи-лисенинга, психоделического фанка и нью-эйджа. Blanck Mass "In Ferneaux" (Sacred Bones) Мощнейший диск Бенджамин Джона Пауэра (Benjamin John Power) – два трека по 20 минут (всё как мы любим), которые не похожи ни на ту леговельтовщину, что он играл на локдаун-концертах, ни на пост-модернистское обыгрывание поп-штампов времен "Animated Violence Mild". "Ин Ферно" – скорее возвращение к звучанию "Fuck Buttons" – power electronics с синтезаторными арпеджио, стеной абразивного шума (на второй стороне местами совсем Merzbow) и нервическим битом чередуется с величественным эмбиентом, полевыми записями и звуковыми коллажами в духе musique concrete. Steven Rutter "Riddle Me Sane" (FireScope) Второй соло-альбом Стивена Раттера (босса лейбла FireScope, участника легендарного дуэта B12 и главного на данный момент пропагандиста британской версии "интеллигентного техно", сделанного по заветам детройтских пионеров) оказался заметно ярче его дебютной пластинки. Если в "Brainfog", который вышел тремя годами раньше, действительно преобладали туман и этакая "тревожная хмурь", то "Riddle Me Sane" – пластинка гораздо более светлая и воздушная. Здесь Стивен максимально близко подходит к звучанию первых двух, классических альбомов B12 – это слегка обновленный и подчищенный формат раннего Warp Records, когда грань между IDM и "умным техно" еще не просматривалась. Mouse on Mars "AAI" (Thrill Jockey) Ян Вернер (Jan Werner), Анди Тома (Andi Toma) и их верный помощник перкуссионист Додо Нкиши (Dodo Nkishi) концептуализируют, не щадя живота своего. Альбом "AAI" ("Anarchic Artificial Intelligence") – плод эксперимента со спич-генераторами на базе машинного обучения, создающими на выходе "поток сознания". В центре повествования – обрывки голосов и текстов, которые то и дело заедают, сбиваются и рассыпаются в бессвязный набор фонем, а музыка (как всегда у MoM, сложная и очень "дизайнерская" с отсылками то к африканской полиритмии, то к краут-року, то к академической традиции) их как бы сопровождает и обыгрывает. Местами концепция уж слишком довлеет надо всем остальным и получается этакий "contemporary art", которому место скорее в галерее, чем в коллекции меломана, но всё же у Яна и Анди есть и природное чувство грува, и не менее явное чувство юмора, поэтому пластинка всё же не звучит совсем уж заумной. Ту грань, которую раз и на всегда перешел Мэтью Херберт (Mathew Herbert), чьи записи уже давно решительно невозможно слушать ради удовольствия, "мыши" всё же отлично чувствуют и слишком далеко не заходят. Gimmik "Deux Nouvelles" (n5MD) Продолжение альбома "Entre les chambres" – не то вторая часть, не то послесловие, доступное пока только в цифровом формате. Снова два 20-минутных трека, в которых несмотря на полное отсутствие не только ударных, но и каких бы то ни было звуков с короткой атакой, время от времени чётко проглядывается почерк Мартина Хайдингера (Martin Haidinger). Величественный арктический дрон-эмбиент удается ему великолепно, но кажется, все уже переключились в режим ожидания нового IDM-альбома, заявленного на апрель. Roosevelt "Polydans" (City Slang) Главное, что нужно сказать о третьем альбоме Roosevelt – он мало чем отличается от первых двух. Не лучше и не хуже. Всё, за что мы любим Мариуса Лаубера (Maruis Lauber), здесь на месте – и ностальгический "bittersweet" сонграйтинг, и диско-бит, чуточку гитар с "квакушками" и пресловутый "теплый аналоговый" (и вот по части синтезаторов "Polydans", пожалуй, и превосходит предыдущие диски Мариуса). С одной стороны, здесь не хватает какой-то артистической эволюции, которую мы наблюдаем даже у таких последовательных ретроградов, как Cut Copy. С другой – мы ведь и любим Roosevelt за этот консерватизм и вопиющее нежелание играть по правилам индустрии и подстраиваться под тренды как Shura (чей второй альбом слушать попросту невозможно, если вы вдруг не любите R


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий