Монахиня Евфросиния Матвеева стала музыкальным продюсером - «Новости Музыки»
Концерт «Прощальный час в Иерусалиме» показали в одном из крупнейших столичных залов
Этот выпуск «Музхроник» не похож на другие, в которых речь обычно идет об актуальных развлекательных событиях. Он посвящен проекту, который был создан на основе духовной музыки монахиней Евфросинией (Матвеевой) и стал частью большой благотворительной акции. Это концерт-оратория о Святой земле «Прощальный час в Иерусалиме», премьера которого состоялась в одном из крупнейших столичных залов.
Фото: Сергей Арзуманян
Матушка Евфросиния возглавляет Благотворительный фонд памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она чудом нашла тексты с мелодиями в архивах монастырей на Святой земле и в хранилищах Императорского православного Палестинского общества. Современные оркестровые аранжировки для них сделал композитор Вячеслав Ахметзянов. «Матушка попросила меня сначала сделать аранжировку песни «Прощальный час в Иерусалиме», а уже после версии и других композиций, среди которых такие старые произведения, как «Ночь тиха над Палестиной», «Закхей», — вспоминает Вячеслав. — Я впервые соприкоснулся с подобным материалом, полностью погрузившись в него. Меня очень впечатлила и вдохновила история отца Николая (Гурьянова), написавшего «Прощальный час в Иерусалиме». В итоге родился целый альбом — 15 песен было найдено и записано на «Мосфильме» под руководством матушки, которая была не только организатором проекта, но и помощницей звукорежиссера Геннадия Папина. Постановщиком концерта стала Ольга Маликова из Мариинского театра».
Происходившее на сцене было не просто концертом, а полноценным музыкальным спектаклем — с драматическими отрывками, яркими костюмами, выразительной сценографией. В песнях эмоционально рассказана библейская история создания мира, Рождества Христова, всей жизни Спасителя, его крестных страданий и Воскресения. Композиция «Прощальный час в Иерусалиме» стала финальным аккордом. Евангелие оживает не только в текстах, вокально-инструментальных партиях и игре актеров, но также в эффектном видеоряде — картинах из песка и проступающих на них красках. В записи и действии приняли участие солисты Мариинского театра (Василий Герелло, Татьяна Павловская, Юлия Маточкина, Роман Бурденко, Владимир Феляуэр), актеры театра «Современник» Янина Романова и Роман Забелин, филармоническая хоровая капелла «Ярославия» во главе с дирижером Владимиром Контаревым и вокальный ансамбль Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих детей «Преодоление» под управлением Ольги Мухиной и Светланы Заречновой.
Детский дом — бюджетная организация, ребят из которой курирует монахиня Евфросиния, помогая им. Там дети растут, общаются и занимаются творчеством с 2–3 лет, но в 18, выходя оттуда, попадают во взрослую жизнь, еще не будучи адаптированными к ней. Им дают комнаты в тех городах, областях, откуда они родом, разлучая их. У них нет работы и возможности реализоваться в жизни. Поэтому монахиня Евфросиния решила, что необходимо создать для ребят реабилитационный центр, куда они смогут перейти после интерната. Она добивалась этого восемь лет, обращаясь во всевозможные государственные инстанции, и в итоге нашлись те, кто помог. Началось активное строительство. Но если центр рассчитан на людей до 40 лет, то следующий шаг — создание в 5–6 километрах от Сергиева Посада деревни, где люди с ограниченными возможностями смогут продолжать жить бок о бок, создавать семьи, работать. Там будет организован учебно-производственный комплекс — фабрика, школа высокой парфюмерии, гостиница, агрозона с теплицами. Жить в этом поселении смогут не только слепоглухие выпускники интерната и центра, но также и те, кто может слышать, но не может видеть, или наоборот — люди с разными ограниченными возможностями. На прошедший концерт были бесплатно приглашены дети-сироты, ребята из малоимущих семей, а деньги за проданные билеты пойдут на развитие учебно-производственного комплекса. Благотворительной акцией, частью которой являются все эти проекты, заинтересовалась уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, которая теперь поддерживает инициативы. Она уверена, что реабилитационный центр и деревня «Преображение» станут примером и для других регионов страны, где в будущем смогут быть созданы подобные комплексы.
Заголовок в газете: «Прощальный час в Иерусалиме»
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28094 от 7 октября 2019