Антология симфонической музыки - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Антология симфонической музыки - «Новости Музыки»

Фирма «Мелодия» выпустила юбилейную коллекцию записей симфонических сочинений легендарных композиторов XIX–XX веков: от Глинки и Прокофьева до Шостаковича и Стравинского. Совместно с «Мелодией» портал «Культура.РФ» рассказывает о главных именах в мире симфонической музыки. Знакомьтесь с творчеством музыкантов и слушайте такую разную русскую классику.

Михаил Глинка

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки», — писал Петр Чайковский.

Александр Даргомыжский был последователем Михаила Глинки. Его оперы, в частности «Каменный гость», оказали большое влияние на развитие русской оперы. В основе «Гостя» лежали «мелодические речитативы», а не классические арии и ансамбли. «Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры, — писал музыкальный критик Виктор Коршиков. — В нем драма превосходствует над сладкой красотой звучания».

«Казачок», фантазия
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Антон Рубинштейн был одним из самых известных музыкальных деятелей своего времени: успешным пианистом и дирижером, одним из основателей первой русской консерватории, преподавателем. Рубинштейн написал 13 опер и 5 ораторий, шесть симфоний и множество других произведений, однако при жизни так и не стал признанным композитором: против него и его «академического» подхода были настроены многие известные музыканты, в том числе участники

Александр Бородин более 20 лет руководил кафедрой Медико-хирургической академии в Петербурге, а музыкой занимался лишь в свободное время. Однако именно творчество Бородина положило начало эпической ветви русской симфонической музыки. Исследователи считают высшим достижением Бородина-симфониста его Вторую симфонию («Богатырскую»), в которой он воплотил в форме сонатно-симфонического цикла былинные образы русского фольклора.

Симфония №2 си минор («Богатырская») (1876)
I. Allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1966 года

Милий Балакирев в мире музыки был талантливым самоучкой. Именно он собрал вокруг себя музыкантов-единомышленников, которые стали известны как «Могучая кучка». «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико», — писал о друге и коллеге Николай Римский-Корсаков. Для сочинений Балакирева были характерны свежесть мелодической изобретательности, красочный оркестровый стиль и живое ощущение фольклора.

Симфония №1 до мажор (1897)
I. Largo — Allegro vivo
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

Новаторский стиль Модеста Мусоргского многие современники не оценили — однако современные искусствоведы отмечают, что его творчество предвосхитило некоторые особенности музыки ХХ века. Мусоргский известен прежде всего своими операми, которые он называл «музыкальными драмами». Их особенность — в сочетании реализма и выразительности слова, что было нехарактерно для романтических опер первой половины XIX века.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (1880)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», — писал Петр Чайковский.

Николай Римский-Корсаков был крупнейшим

Анатолий Лядов был одним из самых самобытных композиторов рубежа XIX и ХХ веков. В своем творчестве Лядов стремился убежать «от реализма… как от всего человеческого», следуя эстетике Серебряного века и модернистскому культу идеальной красоты, искусства как такового. Сам композитор выше других собственных сочинений ценил «сказочную картину» под названием «Волшебное озеро»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине. А главное — без людей… одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная…»

«Баба-яга», картинка к русской народной сказке, соч. 56
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1970 года

alchetron.com

Выдающегося пианиста, композитора и профессора

«Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!» — писал о композиторе Петр Чайковский. На Аренского оказала сильнейшее влияние музыка Римского-Корсакова и самого Чайковского, поэтому большинство его сочинений — лирические, элегические, певучие, как народная песенность, эмоционально насыщенные.

Увертюра к опере «Сон на Волге», соч. 16
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1983 года

«…Неимоверный широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы» — так описал критик Василий Стасов творчество Александра Глазунова. Стиль композитора соединил наследие традиций «Могучей кучки» и западноевропейской музыки, для него характерны яркая оркестровка, глубокий лиризм и образная насыщенность.

Симфония №5 си-бемоль мажор, соч. 55: I. Moderato maestoso — Allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1989 года

Александра Скрябина называли композитором-философом. Он первым использовал в исполнении музыки цвет: с его помощью он визуализировал мелодию и тем самым ввел понятие «светомузыка». Вершиной творчества Скрябина стала «Божественная поэма», над которой он работал в 1902–1904 годах. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры и живописи. Его «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира, но он так и не успел осуществить свою идею.

«Поэма экстаза», соч. 5
Юрий Кривошеев, труба
Генрих Фридгейм, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись с концерта 8 февраля 1977 года

Сергей Рахманинов — один из главных символов русской музыки. Его фортепианные концерты, Вторая симфония, «Вокализ», «Симфонические танцы» и другие произведения известны поклонникам симфонической музыки во всем мире. Основными чертами композиций Рахманинова были мелодизм и певучесть. «Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер», — писал автор в конце жизни. После Октябрьской революции композитор эмигрировал в Америку, где и прожил последнюю треть жизни, однако никогда не забывал о родине.

«Симфонические танцы», соч. 45: I. Non allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1973 года

Во время премьеры на Елисейских Полях необычный балет Игоря Стравинского «Весна священная» не понравился зрителям, но в 1914 году постановка получила заслуженное признание. «Публика на этот раз слушала мое произведение с сосредоточенным вниманием и восторженно его приветствовала», — писал Стравинский. «Весна священная» стала новаторским сочинением, в котором доминировали ритмическая сторона, мощь и динамизм музыки. Это произведение называли точкой отсчета модернистской музыки ХХ века.

«Весна священная»: Часть 1. №2. «Весенние гадания. Пляска щеголих»
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1966 года

Сергей Прокофьев начал творческий путь с фортепианных пьес и сонат, но в течение жизни поработал во всех современных ему жанрах. Балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» принесли советскому балетному театру мировую славу. В 1938 году композитор работал над фильмом

Арам Хачатурян — один их крупнейших композиторов ХХ века. В его Концерте для скрипки с оркестром сочетаются насыщенный и свободный национальный колорит и техническая точность, высокое композиторское мастерство. Артистический блеск и яркий восточный темперамент, которые выделяют музыку Хачатуряна, принесли концерту мировую известность. «Я писал ... словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», — признавался композитор.

Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940): III. Allegro vivace
Валерий Климов, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1980 года

Дмитрий Шостакович стал всемирно известным в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. 15 симфоний Шостаковича называли «великой эпохой русской и мировой музыки». В музыке композитора сочетались традиции модернизма, традиционализма, и экспрессионизма, и поэтому творчество Шостаковича отличалось невероятным разнообразием жанров, стилей и эстетики. В своих сочинениях композитор запечатлел весь ХХ век с его великими открытиями и потрясениями, прогрессом и катастрофами.

Симфония № 7 до мажор, «Ленинградская», соч. 60 I. Allegretto (разработка + главная партия из Репризы)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1968 года

Зиновий Компанеец выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. В 1920-х годах он создавал произведения, основанные на фольклорном материале: «Комсомольский марш», «Венгерка» и другие. Одним из последних сочинений композитора стала «Рапсодия в народном стиле», в которой сочетались еврейский фольклор и стилистика советских массовых песен.

Рапсодия в народном стиле
Запись 1980 года

music-fantasy.ru

Произведения Тихона Хренникова в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В 1930 году Хренников прославился как симфонический композитор, однако писал он не только «серьезную» музыку, но и эстрадные песни, многие из которых стали хитами: «Московские окна», «Колыбельная Светлане», «Что так сердце растревожено» и другие. «В его музыке через край брызжет радость жизни», — говорил о композиторе дирижер Евгений Светланов.

Концерт № 2 для скрипки с оркестром до мажор, соч. 23: III. Allegro moderato con fuoco
Вадим Репин, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Мечислав Вайнберг — автор 26 симфоний, семи опер и множества других произведений. Дмитрий Шостакович называл его одним из выдающихся композиторов современности. Стиль Вайнберга часто сравнивали со стилем Шостаковича, но всё-таки музыка первого отличается камерным звучанием и песенной тематикой с фольклорными мотивами. Все его сочинения были глубокими и серьезными рассуждениями художника и гражданина, навеянными важными событиями века.

Симфониетта № 1, соч. 41: I. Allegro risoluto

meloman.ru

Андрей Эшпай — один из самых известных и авторитетных отечественных композиторов. Каждый год его премьеры звучали на Международном музыкальном фестивале современной музыки «Московская осень». Для музыки Эшпая характерны эмоциональность, легкость и демократичность. О Concerto grosso дирижер Евгений Светланов говорил: «Это сочинение — оригинальное, смелое по замыслу, лаконичное по форме — как бы аккумулирует творческое пристрастие Эшпая к симфоническому оркестру...»

Concerto grosso для трубы, фортепиано, вибрафона, контрабаса и оркестра (1967)
Анатолий Максименко, труба
Петр Мещанинов, фортепиано
Борис Степанов, вибрафон
Родион Азархин, контрабас
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

Александра Пахмутова — легенда отечественного композиторского искусства, один из самых востребованных авторов СССР. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также десятки произведений для симфонического оркестра. «Ее партитуры, говорят о широте и многогранности творческой натуры автора», — говорил дирижер Евгений Светланов.

Концерт для оркестра (1971)
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

Ростислав Бойко — автор множества хоровых и вокальных циклов, возглавлял секцию музыки для детей в Союзе композиторов СССР. «...Его музыка, собранная воедино, мне кажется, впервые вдруг открыла публике очень большого творца — выразительного, незабываемого, мелодичного, кристально-чистого и нравственного, ранимого и светлого, страдающего и не отчаивающегося...» — вспоминал о концерте поэт Михаил Садовский.

«Цыганская рапсодия» для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 60
Дмитрий Сахаров, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1979 года

classicalmusicnews.ru

Родион Щедрин посвятил свою жизнь популяризации «серьезной» музыки и развивал в творчестве русскую тематику. В основе практически всех его произведений лежат известные сюжеты отечественной литературы. Среди них — «Конек-горбунок», «Анна Каренина», «Чайка». «Каждая его новая работа... неизменно ожидается с тем неподдельным интересом, который всегда вызывает настоящий ищущий художник», — отзывался о композиторе дирижер Евгений Светланов.

«Озорные частушки», концерт №1 для оркестра
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1987 года

«Не только любовь», симфоническая сюита из оперы (1964): 3. Кадриль

Симфония №1 ми-бемоль минор (1958): II. Токката
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись с концерта 1977 года

Авторы: Екатерина Тарасова, Ирина Малахова


Фирма «Мелодия» выпустила юбилейную коллекцию записей симфонических сочинений легендарных композиторов XIX–XX веков: от Глинки и Прокофьева до Шостаковича и Стравинского. Совместно с «Мелодией» портал «Культура.РФ» рассказывает о главных именах в мире симфонической музыки. Знакомьтесь с творчеством музыкантов и слушайте такую разную русскую классику. Михаил Глинка Илья Репин. Портрет Михаила Глинки (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки», — писал Петр Чайковский. Александр Даргомыжский был последователем Михаила Глинки. Его оперы, в частности «Каменный гость», оказали большое влияние на развитие русской оперы. В основе «Гостя» лежали «мелодические речитативы», а не классические арии и ансамбли. «Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры, — писал музыкальный критик Виктор Коршиков. — В нем драма превосходствует над сладкой красотой звучания». «Казачок», фантазия Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1984 года Антон Рубинштейн был одним из самых известных музыкальных деятелей своего времени: успешным пианистом и дирижером, одним из основателей первой русской консерватории, преподавателем. Рубинштейн написал 13 опер и 5 ораторий, шесть симфоний и множество других произведений, однако при жизни так и не стал признанным композитором: против него и его «академического» подхода были настроены многие известные музыканты, в том числе участники Александр Бородин более 20 лет руководил кафедрой Медико-хирургической академии в Петербурге, а музыкой занимался лишь в свободное время. Однако именно творчество Бородина положило начало эпической ветви русской симфонической музыки. Исследователи считают высшим достижением Бородина-симфониста его Вторую симфонию («Богатырскую»), в которой он воплотил в форме сонатно-симфонического цикла былинные образы русского фольклора. Симфония №2 си минор («Богатырская») (1876) I. Allegro Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1966 года Милий Балакирев в мире музыки был талантливым самоучкой. Именно он собрал вокруг себя музыкантов-единомышленников, которые стали известны как «Могучая кучка». «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико», — писал о друге и коллеге Николай Римский-Корсаков. Для сочинений Балакирева были характерны свежесть мелодической изобретательности, красочный оркестровый стиль и живое ощущение фольклора. Симфония №1 до мажор (1897) I. Largo — Allegro vivo Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1974 года Новаторский стиль Модеста Мусоргского многие современники не оценили — однако современные искусствоведы отмечают, что его творчество предвосхитило некоторые особенности музыки ХХ века. Мусоргский известен прежде всего своими операми, которые он называл «музыкальными драмами». Их особенность — в сочетании реализма и выразительности слова, что было нехарактерно для романтических опер первой половины XIX века. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (1880) Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1974 года «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», — писал Петр Чайковский. Николай Римский-Корсаков был крупнейшим Анатолий Лядов был одним из самых самобытных композиторов рубежа XIX и ХХ веков. В своем творчестве Лядов стремился убежать «от реализма… как от всего человеческого», следуя эстетике Серебряного века и модернистскому культу идеальной красоты, искусства как такового. Сам композитор выше других собственных сочинений ценил «сказочную картину» под названием «Волшебное озеро»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине. А главное — без людей… одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная…» «Баба-яга», картинка к русской народной сказке, соч. 56 Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1970 года alchetron.comВыдающегося пианиста, композитора и профессора «Аренский удивительно умен в музыке. Это очень интересная личность!» — писал о композиторе Петр Чайковский. На Аренского оказала сильнейшее влияние музыка Римского-Корсакова и самого Чайковского, поэтому большинство его сочинений — лирические, элегические, певучие, как народная песенность, эмоционально насыщенные. Увертюра к опере «Сон на Волге», соч. 16 Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1983 года «…Неимоверный широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы» — так описал критик Василий Стасов творчество Александра Глазунова. Стиль композитора соединил наследие традиций «Могучей кучки» и западноевропейской музыки, для него характерны яркая оркестровка, глубокий лиризм и образная насыщенность. Симфония №5 си-бемоль мажор, соч. 55: I. Moderato maestoso — Allegro Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1989 года Александра Скрябина называли композитором-философом. Он первым использовал в исполнении музыки цвет: с его помощью он визуализировал мелодию и тем самым ввел понятие «светомузыка». Вершиной творчества Скрябина стала «Божественная поэма», над которой он работал в 1902–1904 годах. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры и живописи. Его «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира, но он так и не успел осуществить свою идею. «Поэма экстаза», соч. 5 Юрий Кривошеев, труба Генрих Фридгейм, скрипка Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись с концерта 8 февраля 1977 года Сергей Рахманинов — один из главных символов русской музыки. Его фортепианные концерты, Вторая симфония, «Вокализ», «Симфонические танцы» и другие произведения известны поклонникам симфонической музыки во всем мире. Основными чертами композиций Рахманинова были мелодизм и певучесть. «Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер», — писал автор в конце жизни. После Октябрьской революции композитор эмигрировал в Америку, где и прожил последнюю треть жизни, однако никогда не забывал о родине. «Симфонические танцы», соч. 45: I. Non allegro Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1973 года Во время премьеры на Елисейских Полях необычный балет Игоря Стравинского «Весна священная» не понравился зрителям, но в 1914 году постановка получила заслуженное признание. «Публика на этот раз слушала мое произведение с сосредоточенным вниманием и восторженно его приветствовала», — писал Стравинский. «Весна священная» стала новаторским сочинением, в котором доминировали ритмическая сторона, мощь и динамизм музыки. Это произведение называли точкой отсчета модернистской музыки ХХ века. «Весна священная»: Часть 1. №2. «Весенние гадания. Пляска щеголих» Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1966 года Сергей Прокофьев начал творческий путь с фортепианных пьес и сонат, но в течение жизни поработал во всех современных ему жанрах. Балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» принесли советскому балетному театру мировую славу. В 1938 году композитор работал над фильмом Арам Хачатурян — один их крупнейших композиторов ХХ века. В его Концерте для скрипки с оркестром сочетаются насыщенный и свободный национальный колорит и техническая точность, высокое композиторское мастерство. Артистический блеск и яркий восточный темперамент, которые выделяют музыку Хачатуряна, принесли концерту мировую известность. «Я писал . словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», — признавался композитор. Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940): III. Allegro vivace Валерий Климов, скрипка Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1980 года Дмитрий Шостакович стал всемирно известным в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. 15 симфоний Шостаковича называли «великой эпохой русской и мировой музыки». В музыке композитора сочетались традиции модернизма, традиционализма, и экспрессионизма, и поэтому творчество Шостаковича отличалось невероятным разнообразием жанров, стилей и эстетики. В своих сочинениях композитор запечатлел весь ХХ век с его великими открытиями и потрясениями, прогрессом и катастрофами. Симфония № 7 до мажор, «Ленинградская», соч. 60 I. Allegretto (разработка главная партия из Репризы) Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер — Евгений Светланов Запись 1968 года Зиновий Компанеец выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. В 1920-х годах он создавал произведения, основанные на фольклорном материале: «Комсомольский марш», «Венгерка» и другие. Одним из последних сочинений композитора стала «Рапсодия в народном стиле», в которой сочетались еврейский фольклор и стилистика советских массовых песен. Рапсодия в народном стиле Запись 1980 года music-fantasy.ruПроизведения Тихона Хренникова в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В 1930 году Хренников прославился как симфонический композитор, однако писал он не только «серьезную» музыку, но и эстрадные песни, многие из которых стали хитами: «Московские окна», «Колыбельная Светлане», «Что так сердце растревожено» и другие. «В его музыке через край брызжет радость жизни», — говорил о


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий