Прослушка: 10 лучших альбомов 2025 года - «Новости Музыки»

Одинокие волки, оправданные ожидания и премии за выслугу лет - в десятке главных записей года по версии Сергея Степанова
На протяжении всего 2025 года эта рубрика, как всегда, рассказывала о самых нашумевших и самых интересных пластинках момента. Пришла пора напомнить о лучших из них - десяти альбомах, которыми запомнился уходящий год автору "Прослушки".
№10
Go Kurosawa "soft shakes"
Если бы не Radiohead, конец уходящего года мне бы запомнился как осень японской неопсиходелии - будь то запозадлое знакомство с группой Fishmans или внезапный поход на выдающийся концерт Minami Deutsch. В случае с Го Куросавой ничего случайного, впрочем, нет: это бэндлидер одной из моих любимых групп Kikagaku Moyo и основатель одного из моих любимых лейблов Guruguru Brain, а "soft shakes" - его подобающе замечательный сольный дебют. Настолько сольный, что Куросава сыграл тут на всех инструментах (включая луп-плейер под названием Buddha Machine и каубелл), а также поработал звукорежиссером и продюсером. Радушные духовые, безмятежная фолктроника, передающий привет Kikagaku Moyo старорежимный психоделический рок - полчаса электроакустической благодати.
№9
Great Grandpa "Patience, Moonbeam"
Музыка Great Grandpa существует на стыке методов и влияний, до которых мне, как правило, нет никакого дела: грубо говоря, это что-то среднее между альт-кантри Bright Eyes, слэкер-роком Алекса Джи (Alex G) и эмо-надрывом Los Campesinos! Еще можно сказать, что это без пяти минут хваленая группа Wednesday, но если ее я не люблю и не понимаю, то напомнившие о себе после шестилетнего молчания пятеро из Сиэтла пишут песни, способные пробить дыры в самых разных предрассудках (даром что серьезное признание их почему-то по-прежнему обходит стороной). На своем третьем альбоме Great Grandpa понизили уровень громкости и градус интенсивности, что позволяет лучше расслышать свойственные этим песням глубину и чувствительность.
№8
Little Simz "Lotus"
Мощный и захватывающий брейкап-альбом, в фокусе которого - расставание не с романтическим партнером, а с одним из самых плодовитых продюсеров последней декады Inflo: вроде бы совсем недавно их совместная работа "Sometimes I Might Be Introvert" купалась в призах (включая Mercury Prize и Brit Award), а сейчас Little Simz общается с Inflo исключительно через юристов и, не называя его по имени, явно ищет на "Lotus" ответы на сложные вопросы. Помогает ей в этом целая дрим-тим старых приятелей и новых знакомых - Майкл Киванука (Michael Kiwanuka) и Obongjayar, солистки Jungle и Little Dragon, Самфа (Sampha) и Мозес Самни (Moses Sumney), - но за главную тут, конечно, Little Simz, чей бренд увлеченного джазом и фанком британского хип-хопа стал почти таким же узнаваемым, как лондонская джазовая сцена 2010-х.
№7
Andy Ride "pinball wanderer"
Уходящий год Энди Белл провел на стадионах, играя с братьями Г.™, в последние годы я регулярно видел его в клубах, играющим в составе Ride, а где-то между делом он успел начать - и продолжить, и очень быстро довести до ума - сольную карьеру. В общем, вот еще один недооцененный альбом, который не найти в других итогах года, и еще одна (спойлер: не последняя) сольная запись артиста из важной группы в этом топе. Неуловимо напоминающий ковидный дебют Эда О'Брайена aka EOB из Radiohead, "pinball wanderer" - персональный хит-парад цитат и влияний, от игры в The Stone Roses в подкупающе избыточной "apple green ufo" до неотразимого кавера "i'm in love..." при участии Михаэля Ротера (Michael Rother) из Neu! Краутрок, дрим-поп, бедрум-фанк и все цвета неопсиходелической радуги - ну как такое не полюбить?
№6
Kieran Hebden + William Tyler "41 Longfield Street Late '80s"
В 2025 году Киран Хебден с Уильямом Тайлером не плошали и по отдельности: Four Tet взял чужую классику и превратил ее в одну из лучших песен года, Тайлер остановился в паре шагов от топ-10 с превосходной сольной пластинкой. Но их полнометражная коллаборация оказалась классикой кейса "целое больше суммы его частей": найдя общий язык на почве любви к архивной американе (ее играл отец Уильяма и часто слушал отец Кирана, в названии альбома упоминается адрес детского дома последнего) и начав с вдохновенных деконструкций фолк-стандартов, канон процветающий в последние годы эмбиент-американы они в итоге не только украсили, но и обновили. Винтажные синтезаторы и гитарный дисторшн, отзвуки построка и эхо фолктроники, тишина и волшебство - это музыка, продиктованная ностальгией, но не сводящаяся к ней одной.
№5
Haim "I quit"
За годы освещения призовых гонок я не научился любить, но стал понимать нарратив "за выслугу лет", и похоже, что на относительном безрыбье 2025 года он решительно проник и в мой топ-10. На своем четвертом альбоме за дюжину лет сестры Хаим не делают ничего такого, чего не делали на предыдущих трех: это все тот же по-калифорнийски безоблачный, ладно спродюсированный, вечно напрашивающийся на сравнения с Fleetwood Mac софт-рок. Тут его к тому же больше, чем нужно: пара-тройка жертвоприношений в монтажной комнате этой пластинке явно не помешала бы. Но за здешние хайлайты - будь то цитирующую Джорджа Майкла (George Michael) "Gone" или повторяющую за Шерил Кроу (Sheryl Crow) "Down to Be Wrong" - можно простить и многословие, и самоповторы.
№4
Japanese Breakfast "For Melancholy Brunettes (& sad women)"
Еще один сюрприз: после декады на окраинах моей системы координат Мишель Заунер (Michelle Zauner) внезапно оказалась на подступах к ее центру. Скорее всего, это стечение обстоятельств - вроде прочитанной мной пару лет назад книжки "Crying in H Mart", где Заунер превратила в красивую прозу большое личное горе, или концерта Japanese Breakfast, где Мишель с мужем показались самой трогательной парой инди-рока. Ну и эта - предельно лаконичная, но успевающая сказать все, что надо, счастливая, но не самодовольная - пластинка тоже превзошла ожидания: от прекрасного названия и роскошного лид-сингла до превосходной продюсерской работы Блейка Миллса (Blake Mills) и мимолетного камео Джеффа Бриджеса (Jeff Bridges), это один из самых непритязательных и обаятельных альбомов года.
№3
caroline "caroline 2"
В год, когда что-то вроде построка заиграла даже группа "Мегаполис", он окончательно перестал быть уделом скупых на слова монументалистов вроде Mogwai и GY!BE. Теперь под этот зонтик все чаще попадает юркая, непредсказуемая, бесконечно любознательная музыка вроде той, которой промышляет лондонский октет caroline. Призовое место ее второго альбома - иллюстрация прогресса, который проделала за три года группа, продолжающая исследовать музыкальные расстояния и пространства, но, когда ей этого очень хочется, способная сочинить и более-менее традиционную песню вроде идеального дуэта с еще одной Кэролайн (Полачек). Впрочем, куда чаще caroline заняты куда более интересными вещами - старательной сборкой, вдохновенным разносом и увлекательной реконструкцией песен, которых не постыдились бы Slint с Talk Talk.
№2
Hayley Williams "Ego Death at a Bachelorette Party"
Не так давно один из величайших атлетов XXI века Стеф Карри повторил очередной рекорд НБА, много лет принадлежавший Майклу Джордану, и когда Стефа спросили, фронтменом какой группы он был в тот день, Стеф ответил: "Хейли Уильямс из Paramore". Справедливости ради, однажды он пел с Paramore их "Misery Business", но факт остается фактом: в глазах очень многих теперешняя Хейли - страшно сказать, старейшина, почти как когда-то Нил Янг (Neil Young) для людей, начинавших играть или слушать музыку гранж. Мне до Paramore нет ровным счетом никакого дела, но третий и лучший сольник Уильямс - совсем другая история: артистка, способная так крепко подружить альт-рок 1990-х с альт-попом 2010-х, между делом превратив в хорошую песню главный хит Bloodhound Gang, заслуживает если не любви, то как минимум уважения.
№1
Pulp "More"
Да, можно сказать, что альбом года выпустили обычные подозреваемые, которым удалась самая малость - не обмануть ожидания. Но такие ли они обычные - и такая ли эта малость? Во-первых, важен контекст: Pulp - одна из сформировавших меня групп, но при выборе альбома года их главные записи исправно попадали под еще более непререкаемую классику ("His 'n' Hers" - под "Grace", "Different Class" - под "The Bends", "This Is Hardcore" - под "Mezzanine"). Во-вторых, для группы, вернувшейся после 24-летнего отсутствия, подобраться к уровню пусть собственных, но датирующимся 1990-ми канонических альбомов - это уже триумф. Что ж, теперь это официально: где-то между программным заявлением "I was born to perform / It's a calling / I exist to do this: / Shouting and pointing" и пронзительной перекличкой с "F.E.E.L.I.N.G.C.A.L.L.E.D.L.O.V.E." "More" стал первым в почти полувековой (!) истории Pulp Альбомом года.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, на чьем телеграм-канале "вольности перевода" можно найти полную версию списка лучших пластинок года и плейлисты с его главными песнями.





