Проверка пульса: лучшее в 2025. Альбомы, места 51-100 - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: лучшее в 2025. Альбомы, места 51-100 - «Новости Музыки»


Первая половина рейтинга лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева


А вот и первая часть списка лучших альбомов. О каких-то общих наблюдениях попробуем поговорить во второй части, а про хочется сказать, что здесь традиционно много эмбиента, причем в этом году заметно вырос удельный вес в этом списке музыки из Азии, и уже второй год в топе появляются не только японские, но и корейские пластинки. Уравновешивать это царство спокойствия призвана россыпь пластинок с хаусом (которого я слушал в этом году как будто больше обычного), техно и прочей "музыкой для ног". Напоследок – традиционный дисклеймер, что всё нижеперечисленное есть не более чем субъективный выбор автора. Поехали.

100. KiF Productions "Still Out" (Sound Records)

35 лет назад музыканты группы The KLF записали альбом "Chill Out" – аудиоколлаж, описывающий автомобильное путешествие из Техаса в Луизиану (где авторы альбома, разумеется, никогда не бывали). Альбом не только стал культовым, но и положил начало жанру эмбиент-хаус – той версии эмбиента, что происходит из клубного пространства. Но самым удивительным оказалось то, что "Chill Out" со временем превратился в законченную музыкальную форму, допускающую исполнения и интерпретации. В XXI веке альбом уже и исполнялся живьем (причем вовсе не его авторами), и порождал всевозможные оммажи, еще один из которых теперь перед нами. "Still Out", аудиовизуальный проект британцев Уилла Куксона (Will Cookson) и Тома Хэверли (Tom Haverly) – это с одной стороны сиквел (точно так же описывающий путешествие, но не по Америке, а по Англии), а с другой – практически исполнение альбома KLF по партитуре в том ключе, в котором исполняются по партитурам произведения Джона Кейджа (John Cage). Если в оригинальной пьесе звучит фрагмент радиопередачи, то исполнитель должен включить радио, настроить его на фиксированную (или случайную) волну, и то что там прозвучит, и будет частью исполнения. "Still Out" устроен примерно так же – это своего рода музыкальное лото из сэмплов определенного типа (шум транспорта, голоса животных и птиц, звуки воды, причудливо зацикленные музыкальные фрагменты, голоса дикторов), сделанный как бы по образу и подобию оригинальной пластинки, но почти все сэмплы здесь другие, и относятся они не к американскому культурному пространству, а к английскому. Звучит это описание максимально заумно, но кажется восприятие электронной классики конца прошлого века уже перешло в стадию именно такой "академизации". Впрочем, альбом можно слушать и ничего не зная об оригинальном "чиллауте", просто как приятный на слух звуковой коллаж.




99. Bicep “CHROMA 000” (Chroma)

После двух успешных и вполне мейнстримовых альбомов на Ninja Tune, британские звезды танцевальной музыки с человеческим лицом затеяли хитроумный мультимедиа-проект. "CHROMA" в течение года публиковался по одному треку, а всё это время группа колесила по миру с гибридными аудиовизуальными шоу на стыке лайва и диджей-сета, объехав ни один крупный фестиваль. Теперь в сериале наконец вышел последний эпизод и "CHROMA" доступна в виде альбома. Оценивать запись целиком несколько сложно, поскольку какие-то треки в ней по современным понятиям уже старые и поднадоевшие, но в общем это не повод не считать релиз событием. Ключевое слово, которым можно описать “CHROMA” если считать его третьим лонг-плеем коллектива – "неровный". Группа явно сделала шаг от фирменного мелодичного "21st century progressive breaks" в сторону более типичной музыки с танцполов 2025-го. Тут есть и мясистый брейкс-гараж, и быстрый зумерский хаус с вокалом, будто сгенерированным нейросетью, и почти неотранс, и мелодичное "сайдчейн-техно" 2010-х, и брейкбит, и залеты куда-то в цифровой R&B. Раньше этой же дорогой без особого успеха проследовали Overmono, и Bicep как будто учли некоторые их ошибки, но путь это всё же опасный. Несколько треков обязательно стоит забрать себе в диджейский плейлист, но в качестве целостного альбома "CHROMA" явно проигрывает первым двум.




98. Death In Vegas "Death Mask" (Drone)

Death In Vegas появилась на радарах во второй половине 1990-х – тогда их звук на стыке рока, трип-хопа и брейкбита идеально укладывался в тренд на "очеловечение" электроники, который выражали и Chemical Brothers, и Propellerheads, и UNKLE. Пройдя несколько смен составов, к 2010-м коллектив превратился в формацию переменного состава, куда лидер проекта Ричард Фирлесс (Richard Fearless) привлекал для записи самых разных персонажей от Кейт Стелманис (Katie Stelmanis) aka Austra до Саши Грей (Sasha Grey). Параллельно с этим Ричард в качестве продюсера и автора ремиксов работал с великим множеством звезд в диапазоне от Saint Etienne и Spiritualized до Oasis и Пола Уэллера (Paul Weller). Предыдущий, шестой по счету диск Death In Vegas вышел 9 лет назад, и казалось, что возрождения проекта ничто не предвещает, однако Ричард снова решил оживить старый бренд – теперь уже в качестве электронного соло-проекта. Со старыми Death In Vegas "Death Mask" едва ли имеет что-то общее, но менее приятной музыка от этого не становится. Тут мы слышим изрядно прилоуфаенные техно и электро, совсем не чуждые при этом музыкальности и даже мелодизма. Здесь есть и откровенно тревожные вещи вроде "Hazel", а есть и нечто атмосферно-умиротворенное вроде трека "Your Love" или завершающей альбом "Death Mask" – и тут уже напрашивается сравнение со свежими записями Дэниела Эвери (Daniel Avery).




97. Moomin "Into The Distance" (Oathcreations)

К музыке Себастиана Генца (Sebastian Genz) я всегда относился с большой теплотой. В таких исхоженных вдоль и поперек жанрах, как дип-хаус и броукен бит ему удавалось сделать нечто если не инновационное, то безусловно приятное - его запаси всегда выделялись из плотного потока похожих пластинок. С релизами Генц никогда не частил, и за 15 лет выпустил всего три полнометражных альбома, но небольшое количество релизов всегда компенсировалось их качеством. При этом у музыки Moomin есть одна конструктивная особенность – она принципиально не развивается по ходу трека. В основе каждой композиции лежит ровно один сэмпл или мелодический луп (как правило, джазовый), а какие-то изменения происходят исключительно в ударных, и то не более чем "хэт включился – хэт выключился". В этих бесконечных повторах есть что-то общее с The Field, но если Аксель Виллнер (Axel Willner) делал из этого концептуальное искусство, то Себастиан Генц как будто просто утилитарным образом переосмысливает идеи раннего St Germain. Как бы то ни было, звучит "Into The Distance" исключительно стильно и приятно.




96. Rolando Simmons "Animatronics" (Love Love Records)

Роландо Симмонс (в миру Маттиас Остлинг) уже много лет считается этаким "некоронованным королем брейнденса". Жанр этот (вместе с его названием) когда-то придумал Ричард Джеймс, задав канон звучания серией пластинок "Analord". Но с тех пор сам Великий и Ужасный к брейнденсу не то, чтобы часто возвращался, и жанр в результате зажил своей жизнью и развивается уже по своим собственным законам. Законы эти писались уже коллективно, и Симмонс в этом процессе был на ведущих ролях. Я никогда не был его фанатом, мне скорее были ближе Kettel, Uf0 или Джеймс Шинра (James Shinra), но и у Роландо порой получается сделать что-то близкое моему сердцу. "Animatronics" как раз такой. Здесь почти нет клубных "бэнгеров", зато много музыки спокойной, задумчивой и даже хмурой. Плюс, на этой пластинке шведский музыкант делает выбор в пользу более разреженного звука – партий в треках поменьше, соло потише (или их нет вовсе), да и барабанные партии не норовят расстрелять слушателя пулеметными очередями. В результате стало легче вслушиваться в отдельные линии и наслаждаться красотой синтезаторного звука. Если брейнденс и дальше будет сворачивать в такую вот созерцательную сторону, я буду только за.




95. Andrea "Living Room" (Ilian Tape)

Четвертый по счету альбом туринского музыканта Андреа Чиполлы (Andrea Cipolla), многолетнего резидента мюнхенского лейбла Ilian Tape. Его главный инструмент – сэмплированные драм-брейки, и использует он его максимально широко и разнообразно. На "Living Room" мы слышим то прифанкованный броукен-бит, то бейс (или, есть быть точнее – подзабытый "постдабстеп"), то лоуфай-геридж, то почти электро. Все это ритмическое многообразия связывает туманно-дождливая атмосфера – почти к каждому из написанных тут жанровых тегов можно добавить еще и "-эмбиент", поскольку в кадждом треке мы слышим пэды, кассетный шум и амбивалентные клавишные аккорды, не несущие в явном виде не оптимизма, не печали. В нашей гостиной то ли сумерки, то ли не самый погожее, но и не дождливое утро.




94. Dictaphone "Unstable" (Denovali Records)

Немецкий коллектив Dictaphone (не путать с одноименной российской рок-группой) сделал себе имя в первой половине 2000-х на волне популярности электронно-акустических гибридов – индитроники, фолктроники и в данном случае джазтроники (пусть термин этот и употреблялся редко). В период с 2002-го по 2006-й они выпустили на лейбле City Center Offices два отличных альбома и ЕР, затем надолго исчезли с радаров, а во второй половине 2010-х материализовались на другом статусном лейбле Denovali, где издают уже третий диск. Их творческие методы остаются прежними – свою музыку они будто бы собирают из обрывков – лоуфайных электронные лупов, предельно лаконичных партий клавиш и живых инструментов (в первую очередь контрабаса и кларнета), шумов, полевых записей и обрывков голосовых сэмплов. Сегодня Dictaphone принято записывать в дарк-джаз, что технически верно (это довольно хмурая, "нуарная" музыка джазовой природы), но если канонический дарк-джаз – музыка разреженная и почти бессобытийная, то "Unstable" – это скорее череда быстро происходящих и мало связанных друг с другом микрособытий, которые, если не вслушиваться, можно воспринять как гомогенную массу. В этом смысле их идейные соратники – это скорее The Orb и FSOL, которые вполне могли бы прийти в эту точку, если бы любили джаз и играли на живых инструментах.




93. ASC "Tales of Introspection" (Quiet Details)

Джеймс Клементс (James Clements), также известный как Comit – музыкант крайне разнообразный и плодовитый. Ему с одинаковым успехом удаются техно, эйсид, IDM и атмосферный драм-н-бейс, а помимо этого он еще управляет целым пакетом лейблов: Auxiliary, Diode, Spatial, Waveforms – и это еще не полный их перечень. На этот раз Джеймс погружается в пространство музыки созерцательной и печальной (что в общем едва ли удивительно – чуть больше года назад Джеймс потерял жену, Кристин Клементс тоже занималась электроникой и издавала пластинки под именем Vaccine). "Tales of Introspection" – это и впрямь "взгляд в себя". Минимум событий, максимум эмоций. Почти статичные аккорды, гудящий бас, шум и шорох, едва слышные арпеджио и километры реверберации – этакая симфония отзвуков.




ASC "Vanishing Point" (Spatial)

ASC "Next Time You Fall" (Spatial)

Дискография ASC в этом году пополнилась еще двумя полнометражными альбомами для лейбла Spatial, и оба они тоже ожидаемо хороши. По сути, это тот же эмбиент, но "насаженный" на арматуру из ортодоксальных джангловых битов. Музыка, в которой кажется сложно сделать какие-то открытия (да Джеймс в общем и не пытается), но звучит то всегда приятно.







92. Parallel Worlds "Modular Stories" (Neo Ouija)

Перезапустившийся в Италии лейбл Neo Ouija трудится без отдыха и издает как минимум по альбому в месяц. Как правило, все их клиенты нам уже неплохо знакомы – теперь здесь материализовался греческий музыкант Бакис Сиррос (Bakis Sirros), ранее известный по целой серии альбомов на лейбле DiN (где заправляет ветеран британской космо-электроники Йен Бодди) и на исландском Móatún 7, чья история трагически завершилась несколько месяцев назад в связи с гибелью руководителя лейбла Арни Гретара (Árni Grétar). Как нетрудно заключить из названия, записан альбом при помощи модульной системы, но Бакис, представляя школу Роберта Муга, играет на них не атонально-шумовые ландшафты, а пьесы чрезвычайно музыкальные и в некотором роде консервативные. Его формула – неторопливые слегка похрустывающие электро-ритмы, плюс насыщенные синтезаторные полотна, уходящие корнями куда-то в семидесятые. На выходе получается электроника, которая хорошо вписалась бы в каталог лейбла FAX, причем в ту его часть, что датирована уже XXI веком. Где-то неподалеку Лоренцо Монтана (Lorenzo Montana), Кристиан Шек (Kristian Shek) и Энтони Ротер (Anthony Rother).




91. Matmos "Metallic Life Review" (Thrill Jockey)

Американские экспериментаторы Марин Шитдт (Martin Schmidt) и Дрю Дэниел (Drew Daniel) специализируются на изготовлении музыки из чего угодно, будь то звуки липосакции или стиральной машины. На этот раз в качестве материала для их очередной звуковой скульптуры выбран металл во всем многообразии. Оказавшись перед инструментом настолько богатым (в самом деле, по сравнению со стиральной машиной любой гвоздь звучит сверхмузыкально, а ведь из металла можно делать еще и струны и даже духовые) Matmos офигели настолько, что зазвучали буквально как оркестр и записали, наверное, самую доступную и хитовую пластинку в своей длинной дискографии. Ближайшая аналогия к "Metallic Life Review" – это музыка их хорошего приятеля Мэтью Херберта (Mathew Herbert), а точнее его проекта Doctor Rockit, где из таких вот бытовых звуков он собирает легкий и изящный груви-хаус. Матмос чуть меньше упирают на танцевальные ритмы, но в легкости и изяществе не проигрывают ничуть.




90. Arp "Drifts" (Modern Obscure)

Музыку Алексиса Гергопулоса (Alexis Georgopoulos) всегда сложно определять в однозначных стилистических терминах – это может быть и джаз, и краутрок, и балеарик, и лоуфай – за почти 20 лет и девять альбомов ("Drifts" – десятый) Алексис успел исследовать довольно широкую поляну. Теперь он свернул куда-то в сторону эмбиента и неоклассики. На "Drifts" мы слышим много живых инструментов – фортепиано, арфу, виолончель, скрипку и виолу, на которых играют частично американские, а частично японские музыканты – пластинка писалась в Нью-Йорке и Токио. Помимо этого здесь как никогда у Arp много полевых записей, а также появляется совсем новый в этом контексте глитчевый саунд-дизайн, за который отвечает Такума Ватанабе (Takuma Watanabe). В итоге пластинка получилась печальной, созерцательной и в то же время очень уютной – вся музыка будто бы доносится до нас откуда-то из соседней комнаты, смешиваясь с шумом пространства. Как-то так звучали бы адаптации пьес Микаэла Таривердиева, сделанные артистами лейбла 12k.




89. Pneumatic Tubes "Runner's High" (Belbury Music)

Pneumatic Tubes – сольный проект клавишника Джесса Чендлера (Jesse Chandler), известного благодаря участию в хонтологической формации Belbury Poly и в инди-рок коллективе Mercury Rev. Первое, на что обращаешь внимание в этом релиза – даже не музыка, а необычный формат. "Runner's High" – это двойной альбом, первая часть которого выпущена на виниловой пластинке, а вторая на компакт-диске. Что же до музыки, то альбом оказывается довольно причудливыми миксом из ретро-электроники, краут-рока, нью-эйджа, изи-лисенинга, дополненным песней, до странности напоминающей поздних a-ha. Всё журчит, шелестит и убаюкивает флейтами и гитарами. Звучит всё это стильно, но как и от многих длинных альбомов (а тут целых 24 композиции) остается ощущение чрезмерности – кажется, "Runner's High" выиграл бы даже не от "прореживания", а просто от разделения на тематические половины, электронную и оркестровую. В текущей же версии вальяжность доминирует над электроникой, так что альбом скорее ориентирован на любителей Laraaji, ранних Zero 7 и Air.




88. Brian Eno "Aurum" (Opal Records)

При всем бесконечном уважении к заслугам Брайана Ино, далеко не о всех его новых пластинках хотелось писать. И дело тут даже не в его чрезмерно активной политической позиции, а в том, что форма и некая "генеральная идея" у Ино в последнее время всё чаще доминирует над собственно музыкой. Всё это представляет бесспорный интерес с точки зрения современного искусства, но слушать и его песни, и его инсталляционные и генеративные опусы порой бывало просто скучно. В этом смысле "Aurum" – приятное исключение. Это классический эмбиентный Ино периода где-то между "Ambient 4 – On Land" и "The Shutov Assembly", причем здесь он успевает показать разом все краски своей палитры. "Gorgeous Night" – это величественная симфония, будто бы застывшая как в куске льда, "The Understory" – безэмоциональный лабораторный глитч, "Material World" – это мрачно-тревожный мистицизм, "Cascade" – созерцательная медитация с гитарой, а "Lonely Semi-Jazz" – сюрреалистический калейдоскоп звуков и эмоций. По глубине и выразительной мощи "Autum" стоит где-то рядом с последними работами Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto).




87. Jason van Wyk "Inherent" (n5MD)

Шестой всего и третий на n5MD альбом разностороннего южноафриканца (в дискографии Джейсона есть даже прогрессив-транс, изданный на лейбле Black Hole под патронажем Tiesto). Его пластинки на n5MD тяготели к симфоническому эмбиенту, то и дело подходившему к границе с неоклассикой. "Inherent" традиции вроде бы не изменяет, но звучит относительно двух предыдущих альбомов чуть более минмалистично и вместе с этим чуть более целостно. Монументальные струнные приглушены настолько, что он них остается лишь обволакивающий гармонический дрон. Даже фортепиано, которым Ван Вик пользовался как ведущим инструментом, теперь закатано куда-то под асфальт и почти неразличимо (что, надо сказать, музыку только красит). Объема этой текстуре придают шум и полевые записи. Но это вовсе не дрон-альбом – антарктическую идиллию то и дело нарушают нервно пульсирующий бас и неизменно следующий за ним неспешный, но настойчивый прямой бит. Кажется, вместе с героем предыдущей "проверки" Миккелем Ревом (Mikkel Rev) Джейсон Ван Вик переизобрел жанр "псимбиент".




86. Nobuhiro Okahashi "With Flowers" (Lontano Series)

Житель Осаки Нобухиро Окахаси – имя на японской эмбиент-сцене сравнительно новое, его сольная дискография состоит из нескольких коротких релизов, выходивших самиздатом, либо на нишевых локальных лейблах. При этом еще в нулевые Нобухиро успел поиграть металл в составе группы Arrastrandose. "With Flowers" – его интернациональный дебют, за издание CD взялся итальянский лейбл Lontano Series, в чьем ростере немало артистов из страны восходящего солнца. Альбом выдержан строго в рамках эмбиент-традиции – четыре длинных пьесы, соответствующие четырем временам года, звучат разреженно и медитативно, и не так уж далеки от нью-эйджа. На ум приходят сравнения то с "Music For Nine Post Cards" японского эмбиент-классика Хироши Йосимуры (Hiroshi Yoshimura), то с Майклом Стернсом (Michael Stearns), то с Брайаном Ино (Brian Eno).




85. Andrea Cichecki "Drawn into The Edge Effect" (Castles In Space)

Немку Андреа Чичецки трудно назвать дебютанткой – музыкой она занимается более десяти лет, и за это время её дискография пополнилась несколькими танцевальными пластинками с даб-техно, тек-хаусом и тому подобным. Но альбом "Drawn into The Edge Effect" будто бы начинает её карьеру заново. Теперь Андреа увлекается модульными системами, и музыка её отсылает примерно к рубежу 1970-х – 1980-х, куда-то к ранним записям Стива Роуча (Steve Roach), Майкла Стернса (Michael Stearns) или даже Сьюзен Чани (Suzanne Ciani). Космо-электроника, которую клонит не в минимализм и повторы, а скорее в нью-эйджевые терапевтические красоты.




84. Ida Urd & Ingri Hoyland "Duvet" (Balmat)

Каталонский Balmat – пример того, что называется "бутик-лейблом". Пластинок они издают сравнительно немного (этот альбом – всего пятый в 2025-м, а шестым и видимо последним в этом году будет эмбиент-альбом u-Ziq), зато тщательно держатся за стиль – как визуальный (рисованные обложки от одного и того же автора), так и музыкальный (всё вокруг эмбиента, не лишенного при этом акустических инструментов). Совместную пластинку датчанки Иды Урд и норвежки Ингри Хойланд проще всего определить как по-скандинавски уютную (уж простите за стереотип) эмбиент-индитронику или, если хотите, электроакустику. В этой музыке все события происходят как бы на втором плане: что-то журчит, гудит и позвякивает, кто-то едва слышно вздыхает и будто бы мычит себе под нос. Из этой обволакивающей текстуры очень сложно выделить отдельные инструменты и вообще разобрать её на составляющие (т.е. подвергнуть рациональному анализу), но в ней очень приятно кутаться как в одеяле.




83. Mohani "Seoul Static" (Not On Label)

Эмбиент из Кореи – не та музыка, о которой мы слышим часто. Из корейских эмбиент-артистов в мировой обойме приходит в голову разве что женский дуэт Salamanda, но ими местная сцена, естественно, не исчерпывается. Хан Дон Гон (Donghoon Han) aka Mohani – не просто музыкант, но и локальный "евангелист" эмбиента – в 2023-2024 он устраивал эмбиент-квартирники (у себя дома, разумеется), а недавно запустил серию публичных мероприятий в небольшом клубе или, точнее, в "лисенинг-руме" Kunstkabinett Seoul. Его альбом "Seoul Static", вышедший самиздатом на кассете проще всего описать как "эмбиент в японском стиле" – это не дрон, и не ритмичная электроника без бита, а абстрактное фрагментарное полотно, по структуре более всего похожее на фолктронику. Что-то шуршит, что-то журчит, что-то щелкает, позвякивают колокольчики, медитативно гудят пэды, где-то сбоку булькают "дизайнерские" спецэффекты – и всё это как будто игрушечное, на полном позитиве и без тени тревоги.




82. Mikkel Rev "Journey Beyond" (A Strangely Isolated Place)

Норвежец Миккель Харальдстад (Mikkel Haraldstad) занимается музыкой с конца нулевых, но по большому счету известен стал уже в 2020-е, после окончательной победы тренда на неотранс. В этом десятилетии Миккель выпустил чуть ли не десяток альбомов, один из которых, "The Art Of Levitation" был издан американским лейблом A Strangely Isolated Place и принес Харальдстаду известность далеко за пределами узкой тусовки транс-ретроградов. Спустя два года Миккель возвращается на ASIP, но при этом как будто чуть отходит от транса. Трансовых приемов (пульсирующих бас-линий, ажурных арпеджио и пэдов с эффектом "транс-гейта") здесь по-прежнему много, но музыка это чуть более медленная и чуть более хмурая, чем принято в трансе. На "Journey Beyond" Харальдстад ходит где-то вокруг космо-электроники и "псимбиента". Звучит здорово, но немного не хватает той эйфории из начала девяностых, которой был славен классический транс, и которая была в предыдущем ASIP-овском альбоме Миккеля.




81. exm "Solar" (Touched Music)

exm "POLOID" (Touched Music)

Нидерландец Йерун Бекс (Jeroen Bax), участник дуэта Heogen и штатный мастеринг-инженер лейбла Touched, музыки пишет довольно много, и даже его новый релиз для Touched выходит в двух частях (почему-то это не двойной альбом, а именно два самостоятельных произведения – как это было, например, у Autechre в случае с "Sign" и "Plus"). "Основным" здесь вроде бы выступает "Solar", а "POLOID" скорее дополнение, но это лишь догадка – никакой дополнительной информации ни артист, ни издатель не публикуют. Эпитет, который сам собой напрашивается к этой музыке – "прогрессивный". Длинные треки по 10-15 минут, максимально запутанные ритмические рисунки, неожиданные мелодические ходы, сложные гармонии и вообще ярко выраженный "дизайнерский" подход. Это как бы уже очень сложно, но всё еще музыкально – если снова проводить параллели с Autechre, то "Solar" / "POLOID" – это даже не "Sign" (хотя и на него порой похоже), а на полшага более музыкальный "Oversteps". Музыка, в которую может и не влюбляешься с первых нот, но которая с каждым прослушиванием способна дать что-то новое.







80. While "Chisei" (Neo Ouija)

Американца Криса Мура (Chris Moore) можно причислить к первой волне IDM – его дебютный релиз датирован 1998-м, то есть до полноценного прихода в музыку компьютеров. На рубеже тысячелетий он выпустил целую серию пластинок на знаковых для того времени лейблах Chocolate Industries и Musik Aus Strom и даже засветился на одном из выпусков легендарной компиляции "MASK" лейбла SKAM. После 2000-го Крис замолчал, сменив музыкальную карьеру на работу студийным звукоинженером со статусными инди-группами вроде Yeah Yeah Yeahs, Foals, TV On The Radio, Au Revoir Simone, Thee Oh Sees и так далее, а в 2021-м вернулся и выпустил целую серию самиздатных цифровых альбомов. Неудивительно что в конце концов он привлек внимание классического IDM-лейбла Neo Ouija, находящегося примерно в такой же фазе возвращения к активной деятельности после долгой паузы. Удивительно другое – возродившись, While полностью изменил звучание. Если раньше музыка Криса звучала рыхло и тяжеловесно – это был очаровательный в своей угловатой неповоротливости хрустящий IDM, родственный ранним Funkstorung (и совсем не случайно выходивший на их лейбле), то While нынешний – это мягкая и хорошо спродюсированная музыка на грани IDM, электро и интеллигентного эмбиент-техно, идеально подошедшая бы, скажем, лейблу Firescope. Если раньше Крис работал на контрасте ритмических и мелодических партий, то сейчас они скорее живут в мире и гармонии, вместе создавая задумчивые и меланхоличные ландшафты.




79. Ness "Planet D" (TGP)

Тот случай, когда альбом влетает в мой топ в последний момент по рекомендации читателей моего телеграм-канала. Ness – проект итальянца Андреа Деплано (Andrea Deplano), который до этого лет 15 занимался в основном техно. "Planet D" (его формально второй лонг-плей при том что длинная дискография Андреа пополняется в основном синглами) при этом звучит как довольно самобытный гибрид HIA времен "Freefloater" (или даже времен его одноразового сайд-проекта System Error) и Muslimgauze. То есть в основе треков лежат заторможенные электро-ритмы и научно-фантастический саунд-дизайн, но место мелодий остается вакантным, а ритм-секцию дополнительно нагружает слой перкуссии с типично муслимгаузовским восточно-медитативным флёром. Музыка предельно мрачная, но по-своему привлекательная.




78. µ-ziq "1979" (Balmat)

µ-ziq "Manzana" (Balmat)

Еще один живой классик и подопечный Rephlex Records середины 1990-х, переживающий в последние годы фазу творческой активности. Еще три года назад Майк Парадинас (Mike Paradinas) и эмбиент были сущностями почти несовместимыми. Джангл, габбер, электрофанк или даже хип-хоп, но только не абстрактные саундскейпы без ярко выраженных ударных. Однако два года назад Майк внезапно материализовался на нишевом испанском лейбле Balmat с первой в своей дискографии эмбиент-пластинкой "1977". Новый альбом, навеянный поездкой Парадинаса в испанские города Авила и Махадаонда (откуда родом одна из ветвей его семьи), стал прямым продолжением этой истории. Часто треки с "1979" звучат как u-Ziq разных периодов, у которого вдруг отключились барабаны – то жизнерадостно-рейвовый, как в последние годы, то тревожно-диссонансный, каким он порой бывал в середине 1990-х. Но есть и рейды на территорию ранее не освоенных Парадинасом абстракций со звуками ранних цифровых синтезаторов – в "Holmbush" в пору вспоминать уже чуть ли не позднего Лопатина (Daniel Lopatin). Ну и чтобы слушатель уж совсем не расслабился, Майк добавляет в этот микс пару ритмичных вещей – "Floatation" и особенно "Houzz 14" вполне тянут на статус танцевальных хитов. Вышедший следом бонус-альбом "Manzana" не совершает каких-то откровений, но первую часть продолжает вполне достойно.







77. Initial Programs "Alter Of Illusions" (Not On Label)

Немного потерялся в многочисленных релизах Мика Чилледжа (Mick Chillage) в последние пару лет, но второй альбом его ритмичного сайд-проекта пропустить не могу. Предыдущий, "Are We Programmed" 2023 года звучал как классическое эмбиент-техно, здесь же прямо мракуха. Тёмный IDM, больное электро, нервический эйсид – и всё это звучит так, словно на дворе 1995-й (то есть рыхловато, аналогово и по-простому говоря очень хорошо). Классические драм-машины с перегрузом, сырые и жирные брейки, много TB-303 и абсолютное торжество диссонансных секвенций. Ближайшим ориентиром для сравнения видится подзабытый, но классный и совершенно наособицу звучащий (как относительно нашего, так и относительно своего времени) диск Single Cell Orchestra "Dead Vent 7". Чрезвычайно мощное высказывание!




76. Kim Hiorthøy "Ghost Note" (blickwinkel)

Норвежец Ким Юртхёй по основной профессии художник и иллюстратор, и в последнее время его имя всё чаще появляется на обложках альбомов в разделе "artwork and design" – Ким, например, автор обложки для нового альбома Сэма Баркера (Sam Barker), который выходит в апреле и наверняка попадет в следующую "проверку". Музыка, однако, удается Киму ничуть не хуже – у него есть свой собственный почерк, узнаваемый буквально по нескольким нотам (что в наши дни большая редкость), а его записи первой половины нулевых вроде "Hei" или "Live Shet" давно стали если не классическими, то культовыми. В последнее время Ким музыки пишет мало (его предыдущий диск датирован аж 2014-м), а электронным инструментам часто предпочитает живые. Но "mindset" электронщика, что называется, не пропьёшь – на "Ghost Note" мы снова слышим тот самый фирменный стиль. Шуршание, шорох, постукивание по неведомым баночкам, бутылочкам и кастрюлькам, лаконичные клавишные и духовые – и всё это как будто доносится из соседней комнаты, так что отзвуки мы слышим даже лучше, чем сами инструменты. Всё это идеально вписывается в термин "индитроника", который в последнее время всё больше поводов вспоминать. Есть на альбоме и ярко выраженный главный хит – пьеса "Computer Music", где не меняя набор инструментов, Ким осваивает территории Стива Райха (Steve Reich) и Катерины Барбьери (Caterina Barbieri).




75. Lord of the Isles "Signals Aligned" (Dusk Delay)

Шотландец Нил Макдоналд (Neil McDonald) издает соло-пластинки с начала 2010-х, и с тех пор успел отметиться на многих важных лейблах (ESP Institute, Lapsus, AD93, Phonica, Mule Musiq, Permanent Vacation) и попробовать себя во многих жанрах от дип-хауса и ню-диско до эмбиента. На "Signals Aligned" Нил погружается в деконструированное даб-техно, разворачивая его на разные лады. "ArXiv Mirage" напоминает дип-хаус трек, тонущий в шуме и помехах, "Re-ionization" – этюд на тему идей Chain Reaction, "Astraglossa" – техно, доносящееся до нас из соседней комнаты, "UAP" – заторможенного Ричи Хоутина (Richie Hawtin), "Signals Aligned" – свелтую эмбиент пьесу, к которой едва слышно подмешиваются даб-техно аккорды, будто диджей забыл до конца увести предыдущую пластинку, ну и так далее. Каждый трек как бы прилетает к нам с неожиданной стороны, при этом всё вместе звучит вполне целостно. Не факт, что таким образом Нил выведет даб-техно из тупика (кажется, жанр уже не первый год ходит по кругу), но сама попытка похвальна.




74. Dan Curtin "The 4 Lights" (De:Tuned)

Бельгийский лейбл De:Tuned успел зарекомендовать себя как площадка с наивысшим соотношением сигнал-шум. Музыки здесь выпускается не так много, но релизы De:Tuned практически никогда не опускаются ниже отметки "очень хорошо". Здесь в почете классическая традиция интеллигентной (но совсем не чуждой танцпола) электроники 1990-х, а в ростере немало тех, кто эту традицию, собственно, и создавал. Дэн Кёртен, чьи записи публикуются на De:Tuned впервые, как раз из этой категории. Его карьера начиналась в 1992 году в Соединенных Штатах, где Дэн стоял у истоков клубного движения, балансируя между хаусом и техно. Его пластинки тогда выходили и на коммерческом лейбле Strictly Rhythm, и на эстетском Peacefrog, и на широкоформатном японском Sublime. Сейчас Дэн, как и многие техно-пионеры, живет в Берлине, много выступает и иногда издает пластинки, но с выпуском альбомов взял долгую паузу – его предыдущий долгоиграющий диск "Lifeblood" датирован далеким 2010-м. Дэн совершенно не пытается модниться и соответствовать современным тенденциям – "The 4 Lights" это стопроцентный, чуточку приджазованный "техно-соул", каким его 30 лет назад понимали Карл Крейг (Carl Craig), Кенни Ларкин (Kenny Larkin) или еще один нынешний резидент De:Tuned Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio). Отличное напоминание о том, что техно может быть мягким, фанковым и даже мелодичным. Ретро-футуризм во всем великолепии.




73. Terrace "Branches" (De:tuned)

Terrace – проект нидерландского техно-ветерана Стефана Робберса (Stefan Robbers), чья первая пластинка на лейбле Djax-Up Beats вышла аж еще в 1990-м, а где-то с середины 1990-х он плодотворно сотрудничал с еще одним легендарным лейблом Eevo Lute. Как часто бывает с релизами De:tuned, к "Branches" вполне можно прицепить ярлычок "техно", но это совсем не суровая индустриальная долбежка берлинского разлива, а музыка мягкая, прифанкованная и мелодичная, несмотря на увесистый прямой бит. При этом "Branches" – это и не совсем уж ажурно-интеллигентский техно-соул а-ля B12 или Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio), здесь есть и репетативные фрагменты, и тревожные дабовые аккорды, и вообще мускулы. Логичнее поместить пластинку куда-то по соседству с техно-классикой лейбла R&S середины девяностых, которая может и танцпол разорвать, и на домашнем "хай-фае" прозвучать интересно.




72. Johan Agebjörn "Southern Forest" (Constellation Tatsu)

Швед Йохан Агебьорн сделал себе имя как продюсер певицы (или, если угодно, "проекта") Салли Шапиро (Sally Shapiro), с которой уже лет двадцать записывает альбомы мечтательного ретро-диско. Казалось бы, учитывая что пластинки с Салли они не то чтобы выпускают часто, логично было бы ждать от Йохана параллельной соло-карьеры с клубными пластинками где-нибудь на Bordello A Parigi или Italians Do It Better. Но вместо этого его соло карьера развивается где-то ниже радаров – Йохан сотрудничает с нишевыми лейблами и издает всё чаще эмбиент, из которого слишком уж явно торчат уши того самого ретро-диско. На этом фоне, кассетный релиз на американском лейбле Constellation Tatsu, ориентированном на всякого рода космо-электронику (таком же нишевом, но в некотором роде статусном) – поворот если не на 90 градусов, то хотя бы на 45. Здесь швед находит компромисс между эмбиентом и диско в виде такого же сентиментального, но по-своему стильного спейс-балеарика. Почерк узнается по двум-трем нотам (тем более что "на фитах" появляются другие певицы, которые не то чтобы поют, а скорее создают голосом абстрактные текстуры в духе Кирсти Хоукшоу). Получается местами слишком уж "кавайно" (к этой музыке так и просится какой-то анимэшный визуал), но самобытно и красиво в плане звука.




71. Loscil "Lake Fire" (Kranky)

Музыка канадца Скотта Моргана (Scott Morgan) максимально не соответствует началу лета – на его календаре всегда зима, холод, полярная ночь, метель, монохромный пейзаж и голые деревья. Не сказать, чтобы музыка Loscil напоминала статические аккорды, что лет десять назад было принято называть модным термином "glacial" – напротив, "Lake Fire" полон событий. Просто всё это – хрустальные клавиши, глубокий бас, едва слышная перкуссия и препарированные глитчевой обработкой печальные аккорды в духе Типа Хекера (Tim Hecker) как бы отделено от слушателя запотевшим стеклом. Мы видим движение, но не видим очертания людей и предметов – и в случае с Loscil, вся красота именно в этом недостатке информации, в своего рода музыкальной недосказанности.




70. Rafael Toral "Traveling Light" (Drag City)

Альбом-месса, величественный и печальный. Сам Тораль играет на электронике, гитаре и басу, плюс в разных треках к нему присоединяются исполнители на различных духовых – кларнете, флюгельгорне, флейте и саксофоне. Слитистически "Travelling Light" можно описать не то как разреженный почти до эмбиента пост-рок, не то как доведенный до такого же абсолюта дум-джаз – музыка это предельно медленная, движется она примерно со скоростью облаков на небе, но в совсем уж неподвижный дрон при этом не сливается – здесь мы не слышим характерного басового гудения (да и вообще нижним регистром Рафаэль здесь пользуется очень осторожно), а партии отдельных инструментов чётко различаются. Главная эмоция, которую передает эта пластинка – грусть. Не тьма и ужас, а именно печаль – по-своему светлая, но артикулированная настолько ярко, что иногда хочется разрыдаться.




69. Charles A.D. "Urban Night's" (Not On Label)

Фигурант прошлогоднего топа коротких релизов, загадочный японец Хироюки Танака (Hiroyuki Tanaka) успел в прошлом году отметиться лонг-плеями в Штатах на 100% Silk и в Испании на AvantRoots (под патронажем Пабло Боливара), а теперь продолжает традицию самиздатных альбомов 11-трековым опусом длиной в час с лишним. "Urban Night's" – это комфортная, задумчивая и несколько ретроградская музыка, расположенная где-то по центру треугольника "дип хаус – даб техно – эмбиент техно". Глуховатые биты и задавленные фильтрами аккорды напоминают о раннем Basic Channel, но если музыка немцев звучала мрачно и отдавала душными и едкими выбросами видавшей виды дым-машины, то музыка Charles A.D. – чистая, прозрачная и светлая, будто после клубной ночи в городе (о которой альбом по задумке вроде бы рассказывает) мы переместились куда-то на не очень многолюдный опен-эйр в лесу.




68. Ex-Colorado "Ex Colorado 3" (Not On Label)

Поток модного некогда неокраута в последнее время чуть ослаб, тем приятнее видеть яркие новые пластинки в этом жанре. Ex-Colorado – соло проект аргентинского музыканта Хосе Марии д'Агостино (Jose Maria d'Agostino), в нулевые заработавшего себя репутацию одной из ключевых фигур аргентинской инди-сцены (в качестве гитариста и клавишника он принимал участие в группе Go-Neko!, а также руководил собственной студией и продюсировал другие коллективы). Если на более ранних пластинках Ex-Colorado он ходил где-то между краут-роком, дрим-попом и лоуфаем, то третий безымянный диск – это уже стопроцентный краут-рок по заветам Harmonia, La Dusseldorf, Rheingold и прочих групп второй немецкой волны. Электроника здесь доминирует над рок-инструментарием (хотя без гитар дело, разумеется, не обходится), а монотонный минимализм уступает место возвышенным, если не сказать восторженным мотивам. Это музыка о том, что нас ждет прекрасное будущее, а если точнее – о том, что так нам казалось в 1970-е.




67. K-Lone "Sorry I Thought You Were Someone Else" (Incienso)

Британец Йосайя Глэдуэлл (Josiah Gladwell) начинал в середине 2010-х с дабстепа, гериджа и джука и в общем продолжает издавать эту музыку на синглах до сих пор, однако на альбомах предпочитает прямой бит и более комфортно-мелодичный саунд. "Sorry I Thought You Were Someone Else", его третий лонг-плей – это модерновый глитч-хаус (что-то в этой музыке есть японское, даром что никакого отношения к стране восходящего солнца автор не имеет), небанальное мелодик техно и что-то вроде IDM с прямой бочкой, каким бы оксюмороном не звучало это определение. Есть в этой пластинке что-то от вайба легкомысленной клубной музыки с приставкой "микро" середины нулевых, вот только уровень саунд-дизайна здесь поднят на несколько позиций выше. Ко второй половине альбома Глэдуэлл берет курс на более консервативный дип-хаус, но и в нем звучит самобытно и узнаваемого почерка совсем не теряет.




66. rEAGENZ “Moon 50” (Source Records / Reflective Records)

rEAGENZ “Live 25” (Source Records / Reflective Records)

Дуэт rEAGENZ в составе Дэвида Муфанга (David Moufang) (Move D, Deep Space Network и так далее) и Джона Шарпа (Jonah Sharp) aka Spacetime Continuum существует уже более 30 лет, но музыку выпускает редко. На этом фоне сразу два (а точнее даже три, поскольку “Live25” – двойной) альбома – это аттракцион невиданной щедрости. История за этими записями такова: Муфанг в последнее время не в шутку увлекся импровизационной электроникой. В этом формате нередко выступал и его соло-проект Move D, а группа Magic Mountain High так и вовсе создана специально ради импровизационных концертов. Теперь к импровизационным концертам перешел и проект rEAGENZ, который и до этого всегда охотно выступал живьем. Альбом “Moon 50” записан в 2019-м в США (и посвящен 50-летию высадке человека на Луну), альбом “Live 25” включает два часовых сета, записанных совсем недавно в ходе турне по Германии. И там, и там – фирменный rEAGENZ-овский эмбиент-хаус, но в «лунном» альбоме заметнее именно эмбиент-составляющая (и, как будто, слышнее почерк Шарпа), тогда как “Live 25” – это скорее хаус, пусть максимально абстрактный и задумчивый. И если первый альбом наводит на сравнения с The Orb, то второй – скорее продолжение “кодвидной” серии Move D “Pandemix Live Jams”.




65. Castelli "Notte Davvero" (Spittle Dependance)

Итальянец Стефано Кастелли (Stefano Castelli), вокалист постпанк ревайвал команды Clone Culture, уже фигурировал в "проверке" с предыдущим сольником, и вот спустя пару лет выпустил второй альбом. "Notte Davvero" – это ретроградство в своём абсолютном бесстыдстве, заявка на "лучший итальянский поп-альбом 1984 года". Да, это итало диско без всяких там "пост" и "мета" – сентиментальное, прямолинейное и ослепительно мелодичное. Да, разумеется все треки здесь с вокалом, и поёт Стефано на родном итальянском. На моей памяти так убедительно косплеить Италию-84 удавалось разве что группе Cristalli Liquidi (и то с постмодернистской фигой в кармане) да артисту Colapesce при помощи 80-летнего Джорджио Мородера (Giorgio Moroder). Тут в пору вспомнить даже не Александра Роботника (Alexander Robotnick), Scotch и Radiorama, а группу Ricchi E Poveri с поправкой на то, что в аранжировках Кастелли всё же строго верен синтезаторной романтике.




64. Ceephax Acid Crew "Slam Zone" (Not On Label)

Энди Дженкинсон (Andy Jenkinson) – своего рода Питер Пэн современной электроники. Вот уже четверть века, альбом за альбомом он источает энергетику и чистую, несколько наивную радость вечного подростка. Он не стремится взрослеть, усложняться, уходить в электроакустику, модульный нойз или экспетиментальное техно, а год за годом фигачит отвязные рейв-бэнгеры. Их же мы слышим и здесь – эйфорический пиано-хаус, наивно-разухабистый эйсид-транс, британский хардкор начала девяностых, "тэккно" по бельгийским лекалам и даже чиптюн, все это в сумме составляет образцово-показательный рейв-альбом, который идеально слушать в плейере (разумеется, кассетном), разгуливая по городу без особенной цели теплым весенним днем.




63. Sally Shapiro "Ready To Live A Lie" (Italians Do It Better)

Пятый альбом шведского проекта (не считая ремикс-альбомов, которые выходят строго к каждому номерному диску) и второй на Italians Do It Better. Помимо итало-диско в духе Valerie Dore, вечного вдохновения для Салли и её бессменного соавтора и аранжировщика Йохана Агебьорна (Johan Agebjorn) на альбоме заметнее обычного влияние грустно-задумчивых Pet Shop Boys образца альбома "Behaviour". Так что появление на "Ready To Live A Lie" опубликованной еще несколько лет назад кавер-версии на "Rent" совсем не случайно. Еще одна отличительная особенность пластинки – наличие не только танцевальных, но и медленных вещей, которые, впрочем, на статус суперхитов явно не тянут. Если создавать танцевальную поп-музыку под восьмидесятые в нашем веке научились довольно убедительно, то с балладами (без которых ни один поп-альбом тогда обойтись не мог) дела идут куда хуже. Но в общем, несмотря на неровность, "Ready To Live A Lie" приятно слушать – от Салли сложно ожидать чудес, но свой уровень она держит стабильно, да и потенциально сильных вещей тут даже побольше, чем на предыдущем альбоме.




62. Roel Funcken & exm "Flyphel" (Science Cult)

Дуэт двух мэтров нидерландской IDM-сцены, принадлежащих к разным, поколениям. Рул Функен записывал пластинки в составе дуэта Funckarma еще на рубеже 1990-х – 2000-х, а первый релиз exm датирован 2012-м, но в их музыке много общего. Оба они – скорее модернисты, нежели консерваторы. Exm пишет музыку намеренно "прогрессивную", тяготея к сложным формам и запутанным ритмическим рисункам, Рул много экспериментирует с современными ритмами и заруливает порой чуть ли не в бейс. В совместной пластинке (выпущенной американским лейблом Science Cult, в чьем каталоге есть записи Drøn, Карла Финлоу, Cygnus и Zeta Reticula) явно слышны приемы обоих музыкантов, хотя судя по рассказам авторов, генератором идей скорее выступал exm, а Функен взял на себя роль редактора и конструктора. Угловатые басовитые ритмы и замысловатый саунд-дизайн скорее напоминают пластинки Рула (а также экспериментальные работы Plaid времен альбома "Scintilli"), а сложная, какая-то совершенно уже "проговая" мелодика больше похожа на почерк exm. В результате получается пластинка максимально навороченная и не слишком "удобоваримая", но еще и не авангардная, не без гармоничных моментов и мелко нарезанных, но всё же конвенционально красивых мелодий.




61. Yagya "Vor" (Small Plastic Animals)

Творчество Адальштайна Гудмундссона (Aðalsteinn Guðmundsson) в последнее время как бы делится на две "линейки", причем изменения в стилистике между этими фазами вроде бы косметические, но эмоционально это две совершенно разных истории. Первая – туманное минорное даб-техно, иногда замороженное до состояния эмбиента. Вторая (собранная практически на той же элементной базе) – максимально расслабленный вокальный дип-хаус, переходящий в лаундж. По счастью, "Vor" (десятый по счету диск исландца) развивает первое направление. Альбом делится на две части – собственно "Vor" (весна) и "Haust" (осень), в каждой из которых по 4 композиции. Неторопливый бит, глубокий, почти не слышный бас, шум дождя и ветра, крики птиц и фирменные Yagya-вские гармонические эмбмент-текстуры – созерцательная, с легкой печалью музыка, очень близкая по духу лейблу ASIP.




60. Posthuman "The Mind is a Heavy Burden" (Flatlife Records Digital)

Британский дуэт в составе Джошу Доэрти (Joshu Doherty) и Ричарда Бевана (Richard Bevan) существует уже 25 лет, и большая часть их плодотворной карьеры ассоциируется с эйсид-ревайвал сценой – они курируют лейблы Seed и Balkan Vinyl, запускали долгоиграющую серию мероприятий "I Love Acid", а Джошу успел параллельно поиграть в Digitonal и поучаствовать в лайв-реинкарнации классиков британского хардкора Altern8. На новом альбоме Posthuman решили, однако, отойти от энергичных ритмов (но не от кислотного звучания) в пользу мягкости, тумана и хонтологических настроений. Небыстрые ритмы, плывущие пэды, голосовые сэмплы из старых радиопередач, а также жирные аналоговые секвенции и обязательные для Джошу и Ричарда эйсидные рифы, но звучащие скорее в духе Plastikman образца альбома "Musik". Как-то так мог бы звучать воображаемый совместный проект Boards Of Canada и Люка Вайберта (Luke Vibert).




59. Andrey Rasputin "RELIKT-1" (Местность)

Второй альбом московского IDM-музыканта, дебютировавшего на "Местности" в 2023-м. Название пластинки отсылает к эксперименту по изучению реликтового излучения в СССР 1980-х, и альбом ожидаемо отдает духом этакого научно-производственного ретро нуара. Отчетливые, слегка глитчевые ритмы, то и дело разгоняющиеся до электро или нервического джангла, монументальные струнные, неочевидные мелодические и гармонические ходы и замысловатый саунд-дизайн с обилием деталей – корни этой музыки уходят не то к лейблу Tympanik Audio с его любовью к IDM с привкусом индастриала и неоклассики, не то еще дальше, к классическим релизам немецкого лейбла Hymen.




58. Karsten Pflum "Bexet" (Touched)

Более 20 лет назад Карстен Пфлюм успел вскочить в уходящий поезд Worm Interface (его дебютный лонг-плей "Tracks" 2003 года стал одним из последних релизов лейбла), затем выпустил целую серию пластинок на Hymen и вот теперь нашел постоянное пристанище на Touched Music, где выпускает уже третий лонг-плей кряду. "Bexet" идеально вписывается в определение "брейнденс" – жирные ломаные биты, "больные" алогичные мелодии и льющиеся как из шланга кислотные рифы. Идеальное развитие идеи "Аналордов" Афекса Твина.




57. Virgo "Novel" (Mahorka Records)

Ясутака Сато (Yasutaka Sato) вот уже тридцать лет практически в одиночку несет знамя японского интеллигентного техно – в 1998-м он выпустил первый альбом на токийском FORM@ RECORDS и с тех движется примерно тем же курсом, что B12 в Великобритании, записывая музыку на стыке техно, эмбиента и IDM иногда с легким привкусом джаза. В последние несколько лет музыкант особенно активен, непрерывно выпуская музыку на "ревайвалистских" лейблах вроде Mighty Force, Spacetime или Intellitronic Bubble, и вот теперь добрался до болгарского Mahorka Records, который вроде бы не славится ретро-звуком, но по набору артистов с этой компанией порой пересекается. Среди всего, что делает Virgo, альбом "Novel" как бы наименее техновый – здесь мы слышим неторопливые ломаные биты и плотные слои монументально-минорных синтезаторов – это уже IDM в чистом виде, при этом уходящий корнями куда-то к первой половине 1990-х – скажем, в треке "Forgotten Material" вспоминаются Beaumont Hannant и Bola, а в "Ivy Statues" – легендарные сборники "Artificial Intelligence".




56. Skurken "Nótt" (Touched Music)

Третий для Touched и шестой всего (а до того были еще два CDR-сплита) альбом исландца Йохана Омарссона (Jóhann Ómarsson). Skurken играет мелодичный IDM, причем следует проторенной дорогой Plaid конца 2010-х – начала 2020-х. Упругие рваные ритмы, слегка алогичные мелодии, резкий бас с сайдчейном и хорошо узнаваемые солирующие синтезаторные тембры. "Следует проторенной дорогой", впрочем, не означает "копирует" – скорее Йохан следует принципу "всё в дело сгодится" и добавляет в эту палитру самых разных красок. Тут и фортепиано (и вообще эпизодические залеты куда-то на территорию Floex – музыка у Skurken по структуре очень оркестровая), и гаражные ритмы, и монументальные эмбиентные пьесы (есть даже печальный трек "Moatun 7", видимо посвященный памяти Арни Гретара). В результате получается музыка максимально насыщенная – порой даже чересчур, но это придает ей оригинальности.




55. Serge Geyzel "Superbefore" (Touched Music)

Берлинский музыкант Сергей Гейзель выдержал довольно большую (по собственным меркам) паузу в два с половиной года между полнометражными альбомами – его предыдущий лонг-плей "Love Kamikaze" датирован 2022-м, а с тех пор вышло только несколько ЕР. Серьезная пауза – серьезные изменения. Раньше музыка Сергея звучала либо как довольно энергичное (иногда "прикислоченное") электро, либо как этакий "интеллигентный брейкбит", и кое-что из этого мы слышим и здесь (например, в треках "Isolation" и "Auktion"), но на "Superbefore" появляется новая яркая краска в виде "дизайнерского" IDM. Щелкающие и заедающие биты, то и дело образующие скоростной, почти брейккоровый грув, слои шума и полевых записей, сдержанные лаконичные синтезаторные мелодии и совсем уж неожиданное в этом контексте фортепиано. Относительно предыдущих пластинок "Superbefore" звучит куда более интровертно и задумчиво – и пожалуй, такая "смена тональности" музыку Гейзеля только красит.




54. Inflight Entertainment “Grounded“ (Pulse State)

Ориентируясь на звучание и выпускающий лейбл (а Pulse State, как известно, входит в «семью» издательства Touched), этот альбом тоже очень легко принять за еще один «зашифрованный» сайд-проект FSOL. В самом деле, на первый взгляд Inflight Entertainment (до этого не выпустивший ни одного трека под этим именем) очень напоминает чуть более при IDM-ленную версию поздних FSOL: обилие вокальных сэмплов, нервические ритмы, тревожные и несколько алогичные гармонии и море, даже океан обработки. Ни один инструмент здесь не играет длинных партий, всё это скорее коллаж из коротких фраз, вместе составляющих единое полотно. Однако вопреки ожиданиям, дело тут обошлось вообще без участия Брайана и Газа, а за названием скрывается британец Пол Александер (Paul Alexander), ранее известный по проекту Fluffy Inside, издававшемуся в том числе на исландском лейбле Moatun7. Если стиль Autechre, Boards of Canada или даже B12 был за эти годы многократно скопирован (или, если хотите, продолжен и развит), то продолжателей FSOL до сих пор можно сосчитать по пальцам, и появление еще одного можно только приветствовать.




Fluffy Inside "Magnets Bulbs & Batteries" (Pulse State)

Если звучание Inflight Entertainment недвусмысленно отсылает к FSOL, то новую пластинку Fluffy Inside можно в рамках этой же вселенной атрибутировать как Humanoid – здесь музыка куда более ритмичная, а центральным элементом (при общей верности идеям антиутопического сюрреализма) становится бас-машина TB-303. В этом смысле альбомы отлично дополняют друг друга как два фильма из одной франшизы, но с несколько разным настроением и антуражем.




53. Factsimile "It's All In The Facts" (Neo Ouija)

Factsimile – новая ипостась шеффилдского музыканта Майкла Робинсона (Michael Robinson), ранее фигурировавшего в "проверках" с проектом iNFØ. "It's All In The Facts" – его второй альбом под этим именем, и одновременно дебют на лейбле Neo Ouija, развернувшем в этом году бурную деятельность. Ирония в том, что в отличие от лейбла (который сделал себе имя где-то на стыке девяностых – нулевых), сам Майкл первую волну IDM не застал и основная часть его музыки вышла уже в 2020-е. Однако альбом звучит как породистый олдскул – похрустывающие ударные с хип-хоповым ДНК, холодные атмосферные аккорды и лаконичные мелодии – на ум приходят сравнения не то с Autechre времен "Chiastic Slide", не то с первыми релизами лейблов n5MD (например, с пластинкой питерского проекта Vesna) и Merck, где в почёте был как раз мутировавший хип-хоп.




52. Apollo North "Crossing The Atlantic" (Carpe Sonum)

Apollo North – совместный проект Чарльза Урбана (Charles Urban) aka Urban Meditation, известного по релизам на лейблах Carpe Sonum, Fantasy Enhancing и Rednetic и Пола Дарлингтона (Paul Darlington) aka Redspark Industries, имеющего за плечами огромный каталог самиздатных альбомов, первые из которых публиковались аж еще через площадку mp3.com. Оба музыканта способны звучать как предельно разреженно, так и вполне ритмично, но здесь мы слышим ту музыку, которая и стала основной линией лейбла Carpe Sonum – космический эмбиент, местами почти неподвижный, наследующий музыке 1970-х, а местами дышащий и пульсирующий, как было принято уже в 1990-е. В открывающем альбом 18-минутном трек "Electrical Associations" мы даже слышим мягкий, но устойчивый прямой бит, но дальше нас всё же затягивает в бескрайние эмбиент-просторы. Дело Пита Намлука (Pete Namlook) живёт и побеждает – таких пластинок в 2025-м было не очень много, но тем приятнее слышать эту.




51. VA "Portal" (Porog)

Компиляция сибирской (Тюмень и вокруг) электроники под редакцией музыкантов Anymodal и Pholis G. Начинается с получасового эмбиент-блока, внутри которого палитра варьируется от комфортной электроакустики (Ольга Зубова) и минимализма с полевыми записями в духе лейбла 12k (Nonpandoras) до этакого предельно разреженного пост-рока (households better sleep) и приятно журчащей environmental music в японском стиле (moiseframe). К середине музыка разгоняется до эмбиент-техно, IDM и электро, и тут мы наконец встречаем знакомых по Местности в лице Morphtables и Yella Gin. Тут же припрятан и лучший трек на всём сборнике – эмоциональная "арпеджиатроника" в духе Стива Хошильда (Steve Hauschildt) в исполнении проекта lordplayer. Хайлайты третьей части – вариации на тему "умного джангла" от noobdoc3000 и Anymodal (вот, пожалуй, второй лучший трек всей компиляции), ну а заканчивается всё мистическим future garage от Pholis G. Итого полтора часа с 19 артистов, подавляющее большинство из которых были мне ранее незнакомы – кажется, тут есть к чему присмотреться.




Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Первая половина рейтинга лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева А вот и первая часть списка лучших альбомов. О каких-то общих наблюдениях попробуем поговорить во второй части, а про хочется сказать, что здесь традиционно много эмбиента, причем в этом году заметно вырос удельный вес в этом списке музыки из Азии, и уже второй год в топе появляются не только японские, но и корейские пластинки. Уравновешивать это царство спокойствия призвана россыпь пластинок с хаусом (которого я слушал в этом году как будто больше обычного), техно и прочей


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий