Проверка пульса: лучшее в 2025. Синглы и ЕР - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: лучшее в 2025. Синглы и ЕР - «Новости Музыки»


Двадцатка лучших электронных синглов и ЕР года по версии Ника Завриева


Много лет жаловался, что будучи альбомно-ориентированным слушателем, совершенно не поспеваю за форматом "короткой формы". В этом году ситуация чуть улучшилась, по крайней мере топ 20 приходилось выбирать из более чем полусотни релизов и задача оказалась непростой. Отчасти дело в том, что сами музыканты и их издатели стали чаще относить к формату ЕР релизы по 30-35 минут, которые раньше однозначно считались альбомами. Кроме этого, к нам кажется возвращается формат ремикс-сингла, чему я тоже рад несказанно. В любом случае, двадцатка (в которой как обычно на поверку оказывается чуть больше позиций) оказалась довольно насыщенной. Ну и на всякий случай добавлю традиционный дисклеймер – всё это нижеизложенное есть не более, чем субъективный выбор автора рубрики. Для отражения объективной реальности существуют чарты, коих под конец года вы тоже видите достаточно.

20. Ochre "Night Cycle" (Traum Schallplatten)

Lackluster "Dew and Smog" (Traum Schallplatten)

Немецкий лейбл Traum Schallplatten, в нулевые прослывший плацдармом для издания сугубо функциональной ("для ног") минимал и тек-хаус музыки, решил вдруг обратить свой взор на IDM-ветеранов и выпустил подряд цифровые ЕР от финна Lackluster (которого мы помним аж еще по демосцене 90-х и по релизам на первом в мире нет-лейбле Monotonik) и британца Ochre, чья карьера начиналась в нулевые с релизов на Toytronic и Benbecula. На обоих релизах есть некоторое количество "прямой бочки" (будто оба музыканта норовят вписаться в некие формальные правила лейбла), но в целом оба держатся своей генеральной линии. Ochre начинает с вполне танцпольного "мелодик техно", в котором в прочем нетрудно узнать его почерк, и лишь к концу съезжает в фирменную электро-меланхолию. Lackluster и вовсе успевает за 20 минут выдать полный спектр стилей и эмоций – от холодного эмбиент-техно и интровертного IDM к печальному симфонизму в духе Bola.







19. Tape Pack "Light Years" (Loom Recordings)

Джангл-ревайвал наконец добрался до самой приятной ветви этого жанра – эмбиент-джанглу, который в девяностые также называли арткором. Оксфордский музыкант Ник Доббс (Nick Dobbs) вдохновляется именно этим периодом и записывает атмосферный джангл "как тогда" настолько аутентично, что аж олдскулы сводит. Если вы любите Omni Trio, T-Power, 4Hero времен "Parallel Universe" и раннего LTJ Bukem, не проходите мимо!




18. Soulstatejazz "Orbits" (Noire & Blanche)

Дип и джази-хаус я потребляю очень дозированно и не могу сказать, что глубоко в этой сцене копаюсь, но одна-две пластинки каждый год меня цепляют. Британский квартет в составе трубы, саксофона, электропиано, перкуссии и электроники идет по стопам St Germain (в этом смысле очень логично, что издана пластинка на французском лейбле) с поправкой на то, что Людовик Наварре (Ludovic Navarre) чаще собирал свои пьесы из сэмплов, а Том Эллис (Tom Ellis) и компания играют всё живьем. Кайф этой пластинки еще и в том, что здесь очень тонко выдержан баланс между джазом и клубной музыкой.




17. Night Owl Committee “Drownded EP” (Isness Recordings)

Мадридский брейнденс-лейбл Analogical Force не так давно запустил подразделение, ориентированное на более спокойную музыку, и выпускает там уже вторую пластинку. Комитет Ночных Сов – американский дуэт в составе Тома Кроука (Tom Croke) (4rd, Bewwip) и Стива Хаккета (Steve Hackett), их совместная дискография до этого момента ограничивалась одним альбомом, изданным на лейбле Section 27 аж 12 лет назад. Музыка их заметно отличается от всего того, что мы привыкли слышать на Analogical Force и вокруг – это даунтемпо, изрядно приджазованный броукен-бит с живым басом, клавишами и перкуссией, а также слегка прихрамывающий абстрактный хип-хоп по заветам J Dilla. Лет 25-30 такая музыка была очень модной и составляла основной репертуар, к примеру, лейбла Ninja Tune, сейчас же практически исчезла с радаров, тем приятнее слышать такой звук сегодня, все эти стильные «джазушки» нынче звучат как откровение.




16. Kettel "Inmate Shuffle" (Analogical Force)

После невероятной красоты эмбиент-альбома "Dubio" Раймер Айсинг (Reimer Eising) возвращается в привычную среду обитания. Лейбл Analogical Force (где Раймер не выпускал сольных релизов аж с 2017-го) стойко ассоциируется у нас с брейнденсом, и "Inmate Shuffle" звучит именно так. Скоростные ломаные ритмы, восторженные мелодии (в этой наивно-романтической рейв-эйфории Kettel прямо-таки превосходит сам себя) и фирменные эйсидные "наигрыши", по которым моментально узнается стиль Раймера – такие партии он, судя по их звучанию, не программирует, а играет "руками". Эмоциональная и местами ("No Rat") несколько дурашливая танцевальная электроника в лучшем виде.




15. Yimino "Reskou" (Not On Label)

Лондонский IDM-проект Yimino в прошлом году выпустил отличный альбом "Twmpa", и от свежей шеститрековой ЕР логично было ждать, что она станет для альбома своего рода "релизом-спутником", какие практиковались в 90-е на Warp Records. Однако на "Reskou" мы слышим немного другую музыку – энергичный гибрид IDM, брейкбита и глитч-хопа с мелко нарезанными голосовыми сэмплами, характерный скорее для их "классических" релизов. "Reskou" скорее оказывается "компаньоном" к диску "Autonoe Vora" 2008 года, благодаря которому все о Yimino и узнали. Как это часто бывает, хороший альбом –результат какой-то выдающейся творческой формы, и даже ауттейки с него (которые мы, по всей видимости, и слышим на "Reskou") оказываются абсолютно прекрасными. В идеальном мире эти композиции оказались бы частью какого-нибудь пафосного переиздания "Autonoe Vora" на тройном оранжевом виниле с 20-страничным буклетом, но увы – довольствуемся скромным цифровым Bandcamp-only релизом "для своих".




14. Piezo "Ecstatic Nostalgia" (Dekmantel)

Лайв миланского музыканта Луки Муччи (Luca Mucci) стал для меня одним из открытий фестиваля Dekmantel 2025, после чего я пошел слушать изданную в январе на их лейбле ЕР и тоже не разочаровался. Здесь Лука исследует территорию где-то между быстрым атмосферным брейксом/брейкбитом (в котором есть не только ритм, но и мелодии с пэдами) и "телесной" трайбал-бейс музыкой. На танцполе звучит просто ошеломляюще, но и дома слушается очень неплохо. Единственный минус пластинки в том, что вторая сторона заметно уступает первой, но если бы треки в духе "Ultra" и "Deepa" Лука делал пачками, он наверное был бы лучшим танцевальным продюсером в мире.




13. Oh Mr James "I'm Not Here EP" (Analogical Force)

Чего-чего, а продукции лейбла Analogical Force в моих годовых топах всегда в избытке, и 2025-й не исключение. Oh Mr James, он же Бенджамин Вуд (Benjamin Wood) частыми релизами нас не балует – это всего вторая его пластинка, и первая вышла аж до пандемии, в 2019-м. "I'm Not Here" – это быстрое "приайдиэмленное" и несколько нервическое электро на грани брейнденса, наиболее близким аналогом к которому кажутся электро-треки Solar X – такие же несколько абсурдистские мелодии, тот же мелко нашинкованный синтетический вокал и то же ощущение, что слушатель вдруг оказывается персонажем странной аркадной видеоигры.




12. Moy "The Caustic Wymondham EP" (Offen Music)

Moy "Ghostware" (Analogical Force)

Джонатана Моя (Jonathan Moy) уже можно назвать корифеем кислотного брейнденса. При этом в рамках канона Джонатан звучит максимально мягко, мелодично и даже игриво, ему практически не свойственен популярный среди брейнденс-артистов нервно-хаотический вайб. В этом смысле обе пластинки хорошо выражают его стилистику, но немного с разной стороны. Выпущенная лейблом Владимира Ивковича (Vladimir Ivkovic) "Caustic Wymondham" чуть более спокойная и даже меланхоличная, а изданная на Analogical Force пластинка "Ghostware" – более скоростная, рейверская, эйфорическая и ориентированная на танцпол (привет быстрым вещам Kettel). Обе при этом одинаково хороши.







11. Promising/Youngster "Flux" (Factor City)

Лейбл Factor City был в моём поле зрения с тех пор, как я впервые начал ездить на Sonar, то есть ровно 20 лет. В середине нулевых испанцы Undo, Vicknoise и их коллеги возделывали довольно необычную поляну на стыке электро, диско, транса и тек-хауса. Их "диско-прог" звучал свежо, но при всей тогдашней популярности пост-диско вариаций, решительно не ложился ни в один тренд. С тех пор утекло очень много воды, Factor City перепробовал себя в разных нишах включая минимал-техно, одно время почти исчез с радаров, но всё же время от времени радовал очень неплохими релизами, чаще всего от тех же "обычных подозреваемых". Статус самого прогрессивного среди электронных лейблов Испании давно перешел к Analogical Force, в обойме которого даже появился свой доморощенный герой Диего Кадьерно (Diego Cadierno) aka Promising/Youngster. Каково же было моё удивление, когда новый релиз Диего, пятитрековая ЕР "Flux" увидела свет не на Analogical Force, а на Factor City. Никакого противоречия тут, впрочем, нет. На Analogical Force в почете всегда были скоростной IDM, брейкбит или кислотный брейнденс средней степени оголтелости (и тамошние пластинки Promising/Youngster звучали именно так). Здесь же Диего делает шаг в сторону чуть более мягкого и мелодичного электро. Получилось даже лучше, чем его релизы на AF – как минимум "The Bike Ride" тянет на статус большого хита.




10. Kokokei "Evkalipt" (Местность)

Завершение "растительной" трилогии, начатой три года назад миниальбомом "Minoza" и продолженной год спустя релизом под названием "Mandarin". К третьей части соруководитель лейбла Местность слегка отошел от фирменного балеарик-звука в сторону музыки более экспериментальной. Тут есть и абстрактные саундскейпы, навевающие ассоциации не то с FSOL, не то с модульной электроникой, и хонтология с сэмплированными хип-хоп битами и слегка залоуфаенными ностальгическими синтезаторными соло, и даже плотный драм-н-гейз. Ну а завершается всё это сыгранной одним дублем пьесой в духе синтезаторного барокко. При этом калейдоскопическая смена жанров вовсе не вредит целостности восприятия – тембры, настроение и общий подход к звуку связывают эту историю общим сюжетом.




9. Fatima Yamaha "What's A Girl To Do" (Remixes) (Magnetron Music)

Редко и неохотно пишу здесь о синглах, но это особенный случай. "What's A Girl To Do" – один из главных электронных хитов современности и редчайший пример трека, где публика хором подпевает инструментальной партии (что-то подобное можно слышать, например, когда Depeche Mode играют "I Just Can't Get Enough"). Причем судьба у этой вещи сложная – впервые трек вышел в далеком 2004-м, причем был на пластинке четвертым (т.е. ставка на него совсем не делалась). Поначалу маленький тираж прошел незамеченным, но лет через 7-8 вещь откопали и начали играть диджеи-коллекционеры. В результате трек был переиздан в 2015-м и тогда уже по-настоящему взлетел. Так что нынешнее издание приурочено к 10-летнему юбилею того, второго. Получился даже не макси, а мега-сингл – 13 ремиксов общей длительностью в 75 минут. Версии тут есть на любой вкус – спид-гараж от JAEL, электро от Legowelt и Dexter, суперскоростной IDM от Upsammy, брейкбит от BSS, рваное кислотное техно от Identified Patient и так далее. Причем, что особенно приятно, все на только добавляют своего бита, но и на собственный лад переигрывают ту самую, главную синтезаторную партию. В общем, прекрасный привет из тех времен, когда ремикс был формой искусства, а не инструментом маркетинга.




8. not even noticed "Aerial" (Tartelet Records)

Пятитрековая ЕР немецкого дуэта, ранее засветившегося на таких лейблах, как Craigie Knowes и Diffuse Reality. На протяжении пяти лет, которые существует проект, not even noticed ходят где-то между хаусом и брейкбитом, и на этот раз делают однозначный выбор в пользу последнего. Неторопливые ломаные ритмы в районе 100-120 ударов в минуту, эйсидные бас-линии, атмосферные пэды и вокальные сэмплы с легким этническим привкусом – всё это как будто явно напоминает нам о девяностых, вот только в реальности в девяностых музыки такой было крайне мало. Если совсем уж расслабленная вещь "Inward" навевает мысли о ранних релизах Elektrolux или Mole Listening Pearls, то для треков чуть поэнергичней вроде "Fidelity" или "Affected" даже аналогии толком не подберешь. Полузабытый проект Evolve Now? Первая часть серийного сборника "Freezone"? Брейкбитовые вещи раннего Banco De Gaia? Все где-то близко, но не рядом – очевидно, что эта ветвь брейкбита в своё время была безосновательно заброшена, и теперь наконец получает должное развитие.




7. Quadratschulz "Edo EP" (DUB Recordings)

Карстен Шульц (Carsten Schulz) не ищет новых форм и предпочитает делать то, что умеет лучше всего – сентиментальный брейнденс, легкомысленный брейкбит и ностальгический мелодичный эйсид с прямой бочкой, лишь раз отклонившись от этой формулы в пользу коротенькой фортепианной интерлюдии. Всё это мы слышали от Quadratschulz, но в данном случае решение "не чинить то, что не сломано" – абсолютная удача.




6. Solar X "Masters of Meanders" (Hymen Records)

Миниальбом Романа Белавкина "Masters Of Meandners", вышедший в 2006 году на Hymen в составе бокс-сета "Travel Sickness" оказался, по сути, последним релизом Solar X перед долгой паузой. Несколько лет назад Роман, который уже много лет живет в Лондоне и занимается научными исследованиями, вернулся с концертами и переизданиями классических релизов: в прошлом году его дебютник "Outre X Mer" был наконец издан целиком на виниле, а "Little Pretty Automatic" – в цифре с бонус-треками, и вот теперь дошло дело и до "Masters of Meanders". Пока, увы, тоже только цифра, но зато вместо пяти треков – целых восемь три из которых никогда раньше не публиковались (поэтому релиз и попадает в топ новых коротких форм). Похоже, в архивах у Романа накопилось не меньше прекрасного материала, чем у Афекс Твина – добавленные в этот релиз "High Breath Ubu" или "Absolute Star" – это классический хитовый Solar X, породистый и мелодичный брейнденс, который и дома слушать интересно, и для клубного танцпола отлично подойдет.




5. Lapalux "On The Grid" (Not On Label)

Стюарт Ховард (Stuart Howard), многолетний резидент лейбла Brainfeeder и корифей абстрактного хип-хопа, вонки, пост-бейса и тому подобной музыки, после почти пятилетнего молчания решил вернуться к корням и выпустил короткую ЕР, звучащую как канонический IDM рубежа девяностых-нулевых: хрустящие и чавкающие биты с металлическим призвуком, замысловатая перкуссия, на две трети состоящая из шума и на контрасте с этим – ностальгические и максимально простые синтезаторные мелодии. Похоже сразу на всё от Autechre времен "LP5" до Funckarma и Phonem, но в 2025-м звучит как совершенная музыка сфер. 16 минут чистого кайфа.




4. Cahl Sel "Blue E.P." (Reflective Records)

Джаспера Шарпа (Jasper Sharp) вообще можно назвать открытием года. Осенью он выпустил мощнейший эмбиент-альбом, а в феврале на том же Reflective Records (основанным 30 лет назад его отцом Джоной Шарпом aka Spacetime Continuum) вышла его четырехтрековая ЕР, звучащая где-то на стыке дип-хауса и насыщенного событиями эмбиент-техно. Получилось не только красиво, но и местами весьма динамично – в клубах эта музыка тоже звучит прекрасно.




3. madebyitself & Ndorfik "Solos" (People Can Listen)

25-минутный миниальбом, совмещающий в себе две большие музыкальные радости – яркий дебют и не менее яркий камбэк. Ndorfik – проект петербуржского музыканта Алексея Гапоненко, ранее известного в первую очередь благодаря IDM-проекту Vesna, который входил в "первую питерскую волну" вместе с Fizzarum, Елочными Игрушками, Klutch и Tenzor, а затем даже подписался на очень влиятельный американский лейбл n5MD, где чуть более 20 лет назад выпустил альбом и семидюймовую пластинку. Проект madebyitself, за которым стоит москвич Александр Кононов, это, напротив, имя абсолютно новое. До этого релиза дискография madebyitself ограничивалась одним треком на ежегодной компиляции всё того же белорусского лейбла People Can Listen. При этом оба музыканта с разных сторон обращаются к общей теме – все 6 треков можно определить как комфортный и мелодичный IDM "второй волны", то бишь времен расцвета лейблов Toytronic, Merck, Neo Ouija, Musik Aus Strom и так далее. Получается в чем-то даже интереснее "отцов" – тут и звук посложнее, и такая бесстыдная музыкальность по нынешним временам редкость.




Ndorfik "Binary Echo" (People Can Listen)

Едва выпустив первый релиз после 20-летней паузы, Алексей Гапоненко немедленно издал еще один – тоже короткий (миниальбом на 6 треков), но уже сольный. На "Binary Echo" всё так же хорошо, как и на прошлой сплит-ЕР "Solos" – это классический IDM с угловатыми хрустящими битами и немногословными синтезаторными мелодиями, в котором 2025-й год выдает разве что "высокая четкость" звука и обилие деталей. Но по сравнению с предыдущей пластинкой эта звучит чуть более задумчивао, интровертно и глитчево. Здесь чаще вспоминаются Autechre времен "Chiastic Slide", ранний Arovane или Funckarma.




Ndorfik "Saimaa" (Local Gods)

Ndorfik "Ojala" (Local Gods)

Чтобы не быть слишком уж подробным, скажу, что вышедшие вдогонку на питерском лейбле Local Gods ремикс-синглы так же хороши. Ну а чего еще ждать, когда "в гости" собрался весь цвет современного IDM от Lackluster, Access To Arasaka и Suumhow до Anderdog и Keiss.







2. Dorian Concept “Miniatures” (Play Instinct)

Увидев, что новый релиз Dorian Concept состоит из композиций по 40-60 секунд, я было заранее приуныл – кажется, в таком формате вообще очень сложно сочинить что-то дельное. И тем не менее, австриец справился. Это и впрямь миниатюры – яркие и емкие пьесы, записанные на намеренно скудном сетапе (монофонический синтезатор, луп-педаль плюс ревербератор). Подобный опыт стал для Оливера Джонсона (Oliver Thomas Johnson) и своего рода медитацией (он записывал каждый день по одной миниатюре перед сном, снимая их каждый раз на видео), и полезным упражнением – намеренно поставив себя в условия технических ограничений, волей-неволей приходится по максимуму выражаться именно в композиции. В результате, получилась музыка на стыке чего-то академического и даже классического (барокко? импрессионизм? постминимализм?) и всей этой модной модульно-секвенсорной музыки 2020-х. Учитывая, что последней порой не хватает именно музыкальности, баланс выходит просто идеальным.




1. Space Dimension Controller "Six Beginnings" (Test Pressing Recordings)

Джек Хэммилл (Jack Hammill) – музыкант крайне разнообразный, в его дискографии есть и хаус, и техно, и совершенно неформатный лоуфай-лефтфилд, а главный релиз Space Dimension Controller "Welcome To Mikrosector-50" проще всего охарактеризовать как этакую спейс-оперу (не в смысле вокала, а в смысле целостного произведения со сквозным сюжетом) в стиле электро. Его новый релиз, по словам автора, вдохновлен ранними пластинками с Warp Records и конкретно серией "Artificial Intelligence". Ссылаться на ранний Warp нынче модно, даже если ты играешь R&B, но в кои-то веки влияние тут действительно слышно. Это и впрямь похоже на ту самую интеллигентную электронику начала 90-х, которая пытается быть ритмичной, но не пытается быть танцевальной. Неторопливые ломаные ритмы, ударные из классических драм-машин, чистые синтезаторные тембры и, конечно же, TB-303 как мелодический инструмент. Ближайшие ориентиры для сравнения из вселенной Warp – B12 образца "Time Tourist", Black Dog времен "Spanners", но главное (и это особенно приятно) - Speedy J "G Spot". Лучшая пластинка SDC за много лет и один из лучших релизов года по состоянию на середину лета.




Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Двадцатка лучших электронных синглов и ЕР года по версии Ника Завриева Много лет жаловался, что будучи альбомно-ориентированным слушателем, совершенно не поспеваю за форматом


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий