R.I.P. Дамо Сузуки - «Новости Музыки»
В возрасте 74 лет скончался вокалист-новатор Дамо Сузуки, прославившийся как солист немецкой краут-рок группы Can
Дамо Сузуки (Damo Suzuki), певец японского происхождения, который был фронтменом новаторской краутрок-группы Can во время ее творческого пика с 1970 по 1973 год, умер в возрасте 74 лет.
Сузуки был вокалистом группы Can на её самых популярных релизах, включая "Tago Mago" 1971 года, "Ege Bamyası" 1972 года и "Future Days" 1973 года. Сузуки отличался инновационным и неповторимым подходом к пению, часто импровизируя партии, исполняемые на разных языках (эту смесь он называл "языком каменного века").
В заявлении, опубликованном 10 февраля в официальном эккаунте группы Can в сети Instagram, говорится: "С огромной печалью мы вынуждены сообщить о кончине нашего замечательного друга Дамо Сузуки вчера, в пятницу 9 февраля 2024 года. Его безграничная творческая энергия затронула стольких людей по всему миру, не только с Can, но и с его Network Tour, охватывающим все континенты. Доброй души и наглой улыбки Дамо будет не хватать всегда. Он присоединится к Майклу, Джаки и Хольгеру для фантастического джема!" (основатели группы Can Джаки Либецайт (Jaki Liebezeit), Хольгер Шукай (Holger Czukay), а также гитарист Майкл Кароли (Michael Karoli) ушли из жизни раньше Судзуки).
Сузуки родился 16 января 1950 года в Кобе, Япония, и начал свою музыкальную жизнь в возрасте восьми лет, когда ему подарили флейту. В конце 60-х годов он покинул Японию, чтобы путешествовать по миру, что привело его в Европу, где он переезжал из страны в страну, используя свободное время для импровизационных выступлений в качестве бродяги.
В конце концов, в начале 70-х годов, выступая в Мюнхене, Германия, музыканты группы Can Хольгер Чукай и Яки Либецайт увидели одно из выступлений Сузуки. Уже подыскивая кого-то на замену предыдущему вокалисту группы Малкольму Муни (Malcolm Mooney), они пригласили Сузуки в группу, и он выступил с ними на сцене в тот же вечер.
После этого Сузуки стал постоянным участником Can и начал записываться с ними, что в итоге привело к выпуску альбома 1970 года "Soundtracks", в котором его вокал прозвучал в таких композициях, как "Don't Turn the Light On, Leave Me Alone", "Mother Sky" и "Tango Whiskyman".
Далее Сузуки выступил фронтменом на альбоме 1971 года "Tago Mago", который ознаменовал переход группы на более изобретательную, экспериментальную территорию, отмеченную его характерным вокалом и ритмичными импровизациями группы под влиянием джаза. Развивая тенденции этого альбома, группа продолжила его, возможно, своим самым известным альбомом: "Ege Bamyası" 1972 года, в который вошли такие песни, как "Spoon", "Vitamin C", "I'm So Green" и другие.
В последующие годы "Ege Bamyası", как и весь период творчества группы Can вместе с Сузуки, стал рассматриваться как влиятельная веха в истории современной музыки. Альбом занял место во многих рейтингах величайших альбомов 70-х, а в некоторых случаях и величайших альбомов всех времен. Песни были взяты на вооружение многими, а группа Spoon даже получила свое название от одноименной песни.
Судзуки остался с Can еще на один альбом, "Future Days" 1973 года, в котором группа расширила свои границы до эмбиента. Вскоре после его выхода Сузуки покинул группу и вернулся на сцену только через 10 лет, в 1983 году. Судзуки продолжил гастролировать и сотрудничать с широкой сетью артистов, которую позже назвали "Сеть Дамо Сузуки".
В 2014 году у Сузуки был диагностирован рак, и его борьба с болезнью стала темой документального фильма 2022 года "Энергия".