Проверка пульса: лучшее в 2023. Альбомы, места с 1 по 50 - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: лучшее в 2023. Альбомы, места с 1 по 50 - «Новости Музыки»


50 лучших электронных альбомов 2023 года по версии Ника Завриева


В верхней половине альбомного топа предостаточно поп-музыки в широком смысле слова (то бишь электроники с вокалом и песенными структурами – с этим делом в 2023 было особенно хорошо, да и слушать такую музыку снова хотелось) и по-прежнему неприлично много хорошего эмбиента (лейбл ASIP получает от меня приз как лучшее издательство года, а дышит ему в спину Ilian Tape, расширивший палитру уже далеко за пределы брейкбита). В этом году продолжился начавшийся несколько лет назад ревайвал IDM (тут прямо все возможные сценарии от дебютов до звездных камбэков), а также был полностью реабилитирован нью-эйдж – теперь его сочиняют и издают не только хипстеры (vapourwave и около), но и клиенты больших букеров и мейджор-лейблов. Верхняя десятка получилось достаточно ровной, без ярко выраженных лидеров, поэтому на выбор первых двух мест во многом повлияли мои летние фестивальные приключения, а пластинки некоторых артистов я уже не могу воспринимать в отрыве от их совершенно выдающихся живых выступлений. В общем, пеоед списком на всякий случай повторю дисклеймер. Всё написанное ниже есть не более, чем субъективная авторская позиция. Я не пытаюсь выстроить некую "объективную картину мира", для этого есть чарты и прочая статистика. Ну, поехали...

50. Dario Zenker "Reflection" (Ilian Tape)

Боссы лейбла Ilian Tape братья Ценкеры (известные также как проект Zenker Brothers) занимаются сольными проектами еще с конца нулевых, то есть даже раньше, чем начали выпускать музыку вместе. Однако до крупных форм дошли только сейчас – Марко Ценкер (Marco Zenker) добрался до сольного лонг-плея только в прошлом году, а теперь пришел черед Дарио. "Reflection" интересен в первую очередь тем, что здесь Дарио бросает вызов одному из фундаментальных правил современной электроники – скреплять альбом каким-то общим ритмическим костяком. Здесь, как и положено на Ilian Tape, всё строится вокруг ломаных ритмов, но в каждом треке ритмическая картинка какая-то своя – то свингованный броукен-бит, то хаус с сэмплированными брейками, то препарированный герридж, то электрик-буги, то вариации на тему бейса с 808-й драм-машиной, то скоростная приайдиэvленная музыка а-ля Skee Mask. А связывает всё это многообразие единый подход к звуку и текстурам: музыкальная начинка здесь напоминает скорее даб-техно а-ля Deepchord – холодные аккорды, много шума и сэмплов, задавленных фильтрами и тонущих в эхе, породисто "залоуфаенный" звук и, при почти полном отсутствии ярко выраженных мелодий, уютное осеннее настроение.



49. James Holden "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" (Border Community)

Сделав в нулевые неплохую карьеру в качестве диджея и автора клубных техно-бэнгеров, Джеймс Холден решил изрядно хиппануть: он отрастил длинные волосы, увлекся джазом, психоделией и модульными синтезаторами и даже собрал живую группу. Музыке его всё это, разумеется, пошло на пользу – Джеймс ловко выскочил "из плоскости" и зазвучал свежо и самобытно. Его новый диск тоже ложится в продолжение линейки "The Inheritors""Animal Spirits" c поправкой на то, что модулярных импровизаций, ретро-электроники семидесятых (об этом времени напоминает еще и породисто-грязный звук), журчащего нью-эйджа и краута а-ля ранние Kraftwerk здесь побольше, чем привычных для позднего Холдена джаза и психоделического рока. Без живых инструментов снова не обошлось, но здесь это скорее одна из красок в палитре, а не основное выразительное средство. То же можно сказать и об ударных, которые в редком для электроники случае, играют роль скорее второстепенную. Вообще, к "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" как-то хочется применить (и исключительно в комплементарном смысле) термин "прог" – это музыка сложная, интеллектуальная, непредсказуемая и вместе с тем красивая.



48. Ladytron "Time's Arrow" (Cooking Vinyl)

Седьмой лонг-плей ливерпульского квартета – лучшее доказательство тому, что на третьем десятке лет карьеры можно не только находиться в хорошей творческой форме, но и выпускать лучшие пластинки в своей дискографии. "Time's Arrow" – что-то вроде альбома формата "all colors of Ladytron", здесь есть понемногу от всего, чем группа заработала себе репутацию. На "City Of Angels" или "Sagrasso Sea" слышен легкий крен в сторону Stereolab – винтажные синтезаторы и ретро-машинки, выстукивающие моторик-бит. "Faces" – это торжественно-печальный (несмотря на ярко выраженные танцевальные ритмы) электропоп, "Misery Remember Me" – дрим-поп, отсылающий чуть ли не к Cocteau Twins, "Flight From Angkor" – тяжеловесный нашпигованный электроникой шугейз, заставляющий вспомнить ранних Curve. Наконец, заглавный трек (который не открывает, как это скорее принято, а закрывает альбом) – это хмурый электро-рок в размере 6/8. Это, пожалуй, самая мрачная пластинка группы за всё время её существования, но вся эта суровость и безысходность только добавляет альбому яркости и выразительности.



47. closeyoureyes & Raveny "Adrift" (Not On Label)

Записанный в Ереване совместный альбом двух петербуржских музыкантов Егора Крылова (closeyoureyes) и Артема Романенко (Raveny, Veell, Iky Que, Chaoskeeper). Здесь ведущую роль играют живые инструменты, в первую очередь предельно разреженное фортепиано в стиле Харольда Бадда (Harold Budd), а также мелодика, флейта и калимба. А электроника (низкочастотный гул синтезаторов и глитчевые эффекты) скромно создает этим инструментам контекст и как бы выводит их из плоскости, делая музыку трехмерной. Самая, пожалуй, сильная сторона этого альбома – удивительно тонко выстроенный баланс между созерцательностью и выразительностью, между музыкой эмоциональной и "дизайнерской". Ближайшие ориентиры – поздние работы Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto) вместе с Alva Noto и сольно, но если копнуть глубже, то можно вспомнить и золотые дни лейбла Mille Plateaux, и первую волну неоклассики от Swod до Moon Ate The Dark.



46. Markus Guentner "Onda" (Affin)

Немецкий музыкант Маркус Гюнтнер в начале 2000-х издавался на Kompakt и лейбле Ware под крылом у Матиаса Шаффхаузера (Mathias Schaffhauser), однако уже и там норовил съехать с тек-хауса куда-то в сторону эмбиент-минимализма. Затем он мелькнул с одним релизом на Sending Orbs, после чего надолго прописался на A Strangely Isolated Place, заодно выработав собственный музыкальный почерк – холодный и несколько печальный, но в целом терапевтический дрон-эмбиент с симфонической основой. "Onda", его третий за десять лет релиз на лейбле Affin, эту тему продолжает и развивает. Здесь нет ни ударных, ни даже сколько-нибудь заметной пульсации, а есть плотные и гармоничные текстуры, которые едва заметно текут и эволюционируют. Лет десять назад для этого звучания был придумал отличный термин "glacial", то есть "двигающийся со скоростью ледника", и альбом "Onda" – его идеальная иллюстрация.



45. Roosevelt "Embrace" (Counter Records)

Четвертый альбом главной звезды летнего ностальгического инди-попа, немца Мариуса Лаубера (Marius Lauber), изданный уже не тандемом Greo Roman – City Slang, а подразделением могучего Ninja Tune. Рузвельт – из тех артистов, что руководствуются принципом "не чини то, что не сломано", за более чем десять лет его музыка практически не меняется. Диско-фанк, уходящий корнями глубоко в 80-е, расслабленный балеарик-вайб, много аналоговых синтезаторов и как бы ленивый вокал откуда-то из времен начала чиллвейва – всё это мы во всей красе слышим и на "Embrace". Это музыка с одной стороны вроде бы откровенно ретроградская и аутсайдерская, она нарочито не вписывается в весь современный EDM и R&B контекст. Но в то же время Рузвельт со своим ретро чувствует какой-то важный нерв, примерно как чувствуют его Tame Impala со своей нео-психоделией. К тому же, Мариус – отличный сонграйтер, на его пластинках можно наслаждаться не только звуком, но и самими песнями. Новый альбом к тому же отличает чуть больший относительно предыдущих пластинок крен именно в сторону танцевальных ритмов и праздничной диско-энергетики – "Rising" уже вполне способна раскачать любой танцпол.



44. Italoconnection "Nordisko" (Blanco Y Negro)

Ветеранский дуэт в составе Фреда Вентуры (Fred Ventura) и Паоло Гоцетти (Paolo Gozzetti) давно любит кавер-версии, но в последнее время выпускает их целыми альбомами. Первым был "Disco Boutique" (2020), где дело дошло аж до песни "венгерской Пугачевой" Кати Ковач (Kati Kovács) и трека с советского сборника "Ритмическая гимнастика". Теперь в фокусе скандинавы в диапазоне от Secret Service и ранних Army Of Lovers до Джей-Джей Йоханссона (Jay-Jay Johansson), Яакко Айно Калеви (Jaakko Eino Kalevi) и недавних подопечных Вентуры по лейблу Disco Modernism, группы Carino Cat. Всё это превращается в слегка модернизированное и дегуманизированное (за счет очень чистого звука и обилия вокальной обработки) итало. Italoconnection сразу заходят с козырей и открывают альбом собственными версиями "Flash In The Night" (лучше оригинала!) и "On The Radio". Дальше вещи чуть менее известные, но с потенциалом больших хитов – материал подобран и интерпретирован с большой любовью, подпевать на втором куплете хочется даже когда оригинал едва знаешь или не знаешь вовсе. В результате получается идеальный party-альбом: романтический и одновременно ироничный, современный и вместе с тем ностальгический. Диско по-прежнему лучше удается итальянцам.



43. Gregg Kowalsky "Eso Es" (Mexican Summer)

Калифорнийский музыкант Грег Ковальски, ученик Фреда Фрита (Fred Frith) и Полин Оливерос (Pauline Oliveros) – фигура на американской эмбиент-сцене довольно заметная. Он дебютировал в середине нулевых на лейбле Kranky, сотрудничал с Digitalis и Thrill Jockey, а в последнее время подписан на широкоформатный бруклинский лейбл Mexican Summer, в числе клиентов которого есть и статусные электронщики типа Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin), и те, кто играют рок и поп – Tamaryn, No Joy и Washed Out. Предыдущие записи Грега, как сольные, так и совместные, обитали где-то на границе эмбиента, минимализма, индастриала и электроакустики. Но теперь он звучит гораздо более структурно и доступно: "Eso Es" это семь недлинных пьес в жанре берлинской спейс-электроники, но с одной важной особенностью – это отсылка не к семидесятым, а к восьмидесятым, и аналоговому звуку Ковальски предпочитает FM-синтезаторы, что сразу придает музыке приятных и необычных красок. Стилистически "Eso Es" идеально вписался бы в каталог лейбла Music From Memory, даром что записан в наше время.



42. HAWKSMOOR "Telepathic Heights" (Soul Jazz Records)

Бристольский музыкант Джеймс МакКеоун (James McKeown) несколько лет исследовал пространство где-то между арт-роком и синтвейвом, после чего подписался на влиятельный лейбл Soul Jazz и выпустил пластинку, которую проще всего определить как краут-рок. "Telepathic Heights" – это ретроградская электроника, близкая по звучанию не то к Kraftwerk времен альбома "Autobahn", не то к Neu! и Harmonia (с поправкой на заметно меньший удельный вес у HAWKSMOOR моторик-бита и ударных как таковых), не то к электронным пластинкам лейбла "Мелодия" конца 1970-х – начала 1980-х. Там, где "трушные" краут-рокеры намеренно сдерживали свои мелодические порывы, МакКиоун буквально заливается соловьём. В результате, получается отличная хонтологическая запись, которая идеально вписалась бы в каталог лейбла Ghost Box.



41. Legiac "Vespertine" (Riddim Records)

После семилетней паузы Рул Функен (Roel Funcken) решил вернуть к жизни свой дуэт с Кором Болтеном (Cor Bolten) – помимо этого альбома, у Legiac запланирована на март еще и пластинка для Touched Music. После эмбиентного альбома "The Voynich Manuscript" (вышедшего, к слову сказать, на тогда еще российском, а ныне израильском лейбле Dronarivm), ритмичный "Vespertine" – это своего рода "возвращение к форме". Это IDM – не то, чтобы авангардный и совершенно не лишенный традиционной гармонической красоты, но всё же достаточно сложный по форме и зачастую тревожно-нервический по настроению. Почерк Рула Функена здесь узнается сразу же: где-то неподалеку и легиаковский дебютник "Mings Feaner" и пластинки Funckarma второй половины нулевых.



Legiac "Banisteriopsis Caapi" (Touched Music)

После семилетней паузы Рул Функен (Roel Funcken) реанимировал проект Legiac и выпускает уже второй альбом за год. И если на "Vespertine" он исследовал звучание модернового IDM, то на "Banisteriopsis Caapi" обращается к хрупким эмбиент-саундскейпам. Впрочем, "эмбиент" означает здесь вовсе не музыку дроновую, неподвижную и бессобытийную. "Banisteriopsis Caapi" – это ровно противоположный край поля, сюрреалистический коллаж в духе не то коллаборации The Orb с Робертом Фриппом (Robert Fripp), не то FSOL образца "ISDN" или "Dead Cities". Событий, слоёв и сюжетных линий здесь столько, что прослушивание альбома превращается в разматывание клубков, что гарантирует "Banisteriopsis Caapi" долгую жизнь. Если пластинка с хитами приносит моментальное удовольствие, но слушать её по двадцатому разу уже не так интересно, но сила таких альбомов-загадок именно в том, что чем дольше их слушаешь, тем больше всего нам открывается.



40. Barry Lynn "First Impressions" (Kinnego Records)

Барри "Boxcutter" Линн в последнее время в медийном смысле как-то ушел в тень – разорвал отношения с лейблом Planet Mu и не особенно появляется на крупных фестивалях, однако качество его музыки (неважно, новые ли это треки или архивные записи) от этого, кажется, только выросло. На этот раз Линн порадовал порцией архивных треков периода 2003-2004, и звучит этот альбом как образцово-показательный drill & bass – привет Скверпушеру (Squarepusher) с его фирменными "джазушками" и живым басом, а также Афекс Твину (Aphex Twin) с пулеметным битом, захлебывающимися кислотными рифами и обилием эффекта "time stretch" на ударных. Пожалуй, не для тех, кто ценит в электронной музыке исключительно новизну звучания, но в остальном – превосходно.



39. The Future Sound Of London "Environment 7.003" (fsoldigital.com)
Yage “Mind Maps 4” (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

FSOL в последнее время издают такое количество материала, что уследить за ними становится уже непросто. В этом году FSOL-вселенная пополнилась аж четырьмя альбомами - эйсидным лонг-плеем Humanoid, ежегодным “календарем”, четвертой частью сериала "Mind Maps" (сборником ремиксов на других музыкантов, на этот раз от имени проекта Yage) и завершающей частью трилогии "Environments 7" (да, это третья часть седьмой части - ну, у всех свои причуды). И как минимум, последние две из них очень неплохи. Пресловутая “E7.003” среди всей серии наиболее близка к классическому звучанию FSOL середины 1990-х. Порой мы слышим здесь знакомые сэмплы, а часть композиций похожи на пересобранные проекты времен “Lifeforms”, но при всей вторичности звучит это всё равно очень здорово. В четвертой части “Mind Maps” патриархи напротив уходят от своего звука (во всех его возможных вариациях) настолько далеко, насколько могут - артистов из тусовки лейбла Touched (Dron, Inkipak, Heogen, Карстена Пфлюма и т.д.) они деконструируют чаще всего в различные вариации кислотного IDM.





38. Greg Foat and Gigi Masin "Dolphin" (Strut)

История взлета Джиджи Масина из абсолютных аутсайдеров в звезды и хедлайнеры фестивалей в возрасте уже слегка за шестьдесят – возможно лучшее, что случилось с музыкой в XXI веке. С тех пор мэтр стабильно активен, выпускает по несколько пластинок в год, и музыка его неизменно интеерсна. Формально, "Dolphin" – его дуэт с британским джазовым пианистом и бэнд-лидером Грегом Флоутом, но в записи принимали участие и другие яркие представители лондонской джазовой сцены, например, барабанщик Мозес Бойд (Binker & Moses) и басист Том Херберт (Polar Bear). Начав практически с эмбиента в духе Global Communication ("Lee"), компания затем на каоке-то время уходит в сторону этакого smooth belearic-fusion – музыки в интеллектуальных кругах несколько затравленной, но сегодня всё чаще вспоминаемой по самым разным поводам. Заканчивается пластинка и вовсе нью-эйджем, о котором можно повторить примерно то же самое, но звучит всё это свежо как утренний бриз. Вывод напрашивается ровно один – никакая музыка не устаревает и не уходит бесследно, за любым провалом рано или поздно следует взлет и ренессанс.



37. Rude 66 “Conditioning Consciousness” (Bordello A Parigi)

Нидерландский музыкант Рууд Лекс (Ruud Lekx) известен нам как пионер электро-эйсид сцены: в девяностые он издавал довольно лютые по звучанию пластинки на лейблах Bunker, Acid Planet и Djak-Up Bitch, затем, слегка остепенившись, появлялся на Viewlexx и Creme Organization, в общем, был одним из главных действующих лиц европейского электро-ренессанса. Для лейбла Bordello A Parigi Рууд обычно бережет самые мягкие и удобоваримые треки - тут мы не услышим в его исполнении лоуфайного техно, оголтелого эйсида или индастриала (к которым он по-прежнему питает симпатии), зато услышим Рууда-мелодиста и даже Рууда-согграйтера. На “Conditioning Consciousness” много медленного, печального и торжественного вокодерного электро-диско и некоторое количество вариаций на тему эйсид-хауса и итало. Тот случай, когда музыкант не стесняется в 2023-м стремиться записать “лучший альбом 2003-го”, и это ему вполне удается.



36. Vince Watson "Another Moment In Time" (Everysoul)

Винс Уотсон (британец, уже давно живущий в Нидерландах) – человек необычной биографии. Его карьера начиналась в середине 1990-х с хэппи-хардкора, затем он переключился на техно и мало-помалу смягчал звучание, довольно долго обитая где-то неподалеку от европейского извода детройтского техно-соула (в разное время его пластинки издавали Delsin, Tresor, Planet E, Cocoon и даже Poker Flat). В конце концов Винс смягчился настолько, что стал сочинять мягкий приджазованный дип-хаус, не лишенный при этом танцевальной энергетики. "Another Moment In Time" – пластинка вопиюще олдскульная (что-то подобное во всю звучало на "Четвергах Санчеса" в их первые годы – струнные, фортепианные аккорды и легкий динамичный хаус-грув) и этим абсолютно прекрасная. Но в то же время альбом оказывается и весьма актуальным, поскольку нынешнее поколение 25-летних, особенно в тех же Нидерландах, постоянно обращается к хаус-классике.



35. Bigeneric “Les Merlas” (Inzec)

Марко Репетто (Marco Repetto) - настоящая легенда швейцарской электроники. Он начинал еще в краут-рок/NDW-сцене, играя на ударных в Grauzone, затем одним из первых в 80-е увлекся эйсид-хаусом и нью-битом, в девяностые записывал эйсид-техно, транс, эмбиент и IDM, и издавался на лейбле Rephlex под руководством Aphex Twin’а и управлял собственными лейблами Inzec и Axodya, открывшими миру Bochum Welt и Андре Эстермана (Andre Estermann). В последнее время Марко, помимо переизданий старых записей, активизировал проект Bigeneric и выпустил альбом весьма породистого космо-эмбиента, звучащего с одной стороны в рамках жанра (все ингредиенты вроде бы на месте), с другой - как-то совершенно наособицу - тут нет ни параллелей с немецкими семидесятыми, ни прямых аналогий с эмбиент-сценой девяностых.



34. ANNA “Intentions” (Mercury KX)

Бразильянка Анна Миранда (Anna Miranda) в последнее время входит в мировую топ-обойму - играет на крупных фестивалях, ремикширует звезд калибра Depeche Mode, Orbital и Grimes, а новый альбом издала под крылом мейджора Universal. Однако звук её изменился вовсе не так, как ждешь от артистки, которая пришла к массовому успеху. Если раньше Анна играла техно и тек-хаус, издавая пластинки на Kompakt, Novamute и Turbo, то теперь она записывает нечто среднее меджу эмбиентом и нью-эйджем: журчит арпеджиаторами, позвякивает арфой и сотрудничает с Laraaji. Не хватает разве что дуэта с Джиджи Масином, но пластинка и без него звучит так, будто итальянский патриарх незримо присутствует где-то за кадром.



33. Ozric Tentacles “Lotus Unfolding” (Kscope)

“Озрики” как коллектив в этом году отметили сорокалетие, и если, скажем, Depeche Mode или Pet Shop Boys, существующие примерно столько же, выглядят сегодня совершенными мастодонтами, то над Ozric Tentacles время как будто не властно - они существуют как-то совершенно отдельно от всей остальной музыки, в своём собственном измерении. Музыка их тоже с годами вроде бы не очень меняется, при этом её нельзя назвать ни актуальной, ни устаревшей - с какой-то текущей конъюнктурой их инструментальные спейс-рок пьесы попросту не соотносятся. В этом их можно сравнить разве что с The Necks. Но есть ощущение что курс, которым движется если не музыка в целом, то хотя бы электроника, ведет куда-то в сторону тех “прогрессивно-психоделических” (а еще и в чем-то хипповских) ценностей, которые олицетворяет музыка Ozric Tentacles, даром что гитар в их саунде всегда было больше, чем клавиш.



32. Suumhow "Extra Failed Items" (n5MD)

Получасовой миниальбом брюссельского дуэта формально вроде бы вышел как постскриптум к недавнему лонг плею "Years Failed Successfully", но в плане качества музыки его даже превосходит. Если "YFS" был явным креном в сторону эмбиент и пост-шугейз звучания, которое так любят на лейбле n5MD, то на "Extra Failed Items" Suumhow возвращаются к своему фирменному IDM, построенному на контрасте лязгающих и скрежещущих цифровых битов с сентиментальными синтезаторными мелодиями. Формула вроде бы абсолютно классическая для этого жанра, но при всем обилии в последнее время IDM-пластинок всех мастей, именно такой музыки сейчас выходит непростительно мало. Единственное, о чем приходится сожалеть – в физическом виде этот релиз доступен лишь в виде экзотического (пусть и "родного" для лейбла n5MD) минидиска.



31. Caterina Barbieri "Myuthafoo" (Light-years)

Итальянку Катерину Барбьери вполне заслуженно называют в числе главных новаторов электроники 2010-х – 2020-х. Однако, как это нередко бывает свойственно новаторам, после прекрасного диска "Ecstatic Computation" она забрела куда-то в дебри концептуализма и её следующий альбом "Spirit Exit" уже несколько проигрывал её же собственной "нетленной классике". Кажется, сама Катерина это тоже поняла и решила откатиться к заводским настройкам. Пластинка "Myuthafoo" записана в той же сессии, что и "Ecstatic Computation" и, как говорит Барбьери, приходится тому альбому родной сестрой. В результате, на "Myuthafoo" мы слышим всё то, за что успели полюбить Катерину в конце 2010-х – тёплый аналоговый звук, журчащий и переливающийся паутиной секвенций и арпеджио на полпути от космо-электроники семидесятых к неотрансу. Единственный, пожалуй, минус этого альбома – отсутствие "добавочной стоимости" по отношению к "Ecstatic Computation", их в самом деле стоило издать в виде двойного лонг-плея. Но принцип "не чини то, что не сломано" еще никто не отменял.



30. Gigi Masin, Rod Modell "Red Hair Girl At The Lighthouse Beach" (13)

Довольно удивительная коллаборация, да еще и в формате классического ремикс-сплита: на каждой стороне по длинному треку, на первой – пьеса Джиджи в ремиксе Рода, на второй – наоборот ремикс Масина на Моделла. Интересно, что Масин со своей "сладкой печалью" отчетливо слышен в обоих треках, только на первой к его фирменному джаз-эмбиенту добавляется бочка с басом без высоких частот (трейдмарк-саунд Родрика) и много атмосферного шума, а на второй он перетягивает на себя одеяло не только в плане композиции, но и в плане звука. Вторая сторона неожиданно похожа на самые статичные треки Global Communication, где всё держится на одном почти неподвижном пэдовом аккорде и лишь ближе к концу вступает скромное арпеджио и максимально разреженная гитарная импровизация. Несмотря на скромность выразительных средств, выходит красиво до одурения – к счастью, эмбиент сегодня вовсе не сводится к мрачным низкочастотным гуделкам.



29. Wata Igarashi "Agartha" (Kompakt)

Японец Ватару Игараши, который до этого выпускал альбомы исключительно на родине (впрочем, коротких релизов в Европе и Штатах за 10 лет у него накопилось немало) неожиданно материализовался на Kompakt с не вполне привычным для себя звуком. Если раньше он ходил где-то между эмбиентом и техно, то "Agartha" строится вокруг повторяющихся секвенций, которые иногда (но далеко не всегда) поддерживаются неторопливыми ритмами. Получается весьма привлекательный гибрид краут-рока (эпизодами норовящего перерасти чуть ли в не в прог), спейс-электроники (в её наименее романтичном изводе) и академического минимализма. При этом содержательно "Agartha" оказывается совершенной хонтологией – в формат лейбла Ghost Box эта пластинка вписалась бы просто идеально.



28. Gnoomes "Ax Ox" (Rocket Recordings)

Коллектив из Перми как-то незаметно утвердился в статусе едва ли не самой интересной российской инди-электронной группы, перехватив флаг у молчащих в последние несколько лет Pinkshinyultrablast. Гнумс давно подписаны на британский лейбл Rocket Recordings (где также издаются, например, Teeth Of The Sea или шведский коллектив Goat), и это уже четвертый их лонг-плей за 8 лет, если не считать альбома ремиксов. Как и прежде, Gnoomes ходят где-то вокруг краут-рока, шугейза и психоделии, но нововведений относительно предыдущих пластинок тут довольно много. Во-первых, максимально рыхлый и где-то даже агрессивный звук, в котором то и дело проявляется напористая "техноидность" (даже при том, что группа продолжает использовать живые ударные). Во-вторых, в "Ax Ox" стало заметно больше вокала, причем Gnoomes впервые запели по-русски, пусть текст порой и сложно разобрать за слоями обработки. В результате альбом одновременно похож и на Underworld, и на воображаемого Гребенщикова из альтернативной вселенной, который вырос в Дюссельдорфе и много слушал краут-рока и NDW.



27. Affluencer "aux4439" (Mindcolormusic)

Британский лейбл mindcolormsic работает уже 11 лет, выпускает в основном малотиражные винилы (и иногда кассеты) и в последнее время тяготеет к формату где-то между IDM и брейкбитом. Специфика их политики в том, что наряду с артистами более-менее известными (Drøn, Karsten Pflum, Utopia Cloak, Serge Geyzel) там нередко издаются абсолютные ноунеймы, и Affluencer – один из них. Либо это вообще первый релиз в его дискографии, либо он тщательно от нас шифруется. Музыка его меж тем звучит знакомо – в альбоме отчетливо слышен почерк молодого Ричарда Джеймса (Richard James) в период где-то между "Selected Ambient Works 85-92" и "Richard James Album". Его музыка звучит сыро и угловато, будто компьютеров еще не изобрели, а настроение и мелодика гуляют где-то между "обворожительно красиво" (неторопливый брейкбит с эмбиент-пэдами и далекими детскими голосами), "наивно супер" (скрипочки и синтезаторные мелодии одним пальцем в пентатонике) и "коряво, но самобытно" (нескладный перегруженный бит и такие же нескладные, но породисто звучащие клавиши). Вряд ли это и в самом деле Ричард, скорее его удачный эпигон, но даже если это так, загадочному Аффлюэнсеру удалось зайти дальше, чем нескольким сотням его коллег.



26. Pageant “Structures” (Móatún 7)

Украинский музыкант Валентин Артеменко ранее был известен в основном drum & bass-пластинками, но в минувшем году выпустил довольно нехарактерную для себя запись на исландском лейбле Móatún 7. “Structures”, полуторачасовой альбом из 12 композиций - это музыка в первую очередь идеально гармоничная, работающая как антидепрессант и успокаивающее одновременно. По стилистике “Structures” ближе к “глубоководному” эмбиенту а-ля Motionfield, построенному на едва заметном “ледниковом” движении аккордов, но событий здесь чуть больше, чем принято в подобной музыке по канону - из почти неподвижного симфонического полотна вторым или даже третьим, едва заметным планом, пробиваются пульсирующий бас, секвенсорные переливы, размеренное бульканье TB-303 или глухие ударные, будто бы доносящиеся из соседней квартиры. Кажется, нечто подобное очень хотели сделать Carbon Based Lifeforms, но не слишком в этом преуспели.



25. Maps "Counter Melodies" (Mute)

Джеймс Чэпмен (James Chapman) был в числе клиентов Mute Records, когда легендарный инди-лейбл перезапускался в середине нулевых, делая ставку на современную электронику и сопутствующий не совсем форматный поп. В результате за 15 лет верной службы издателям Maps выпустил 4 полноформатных диска и один ремикс-альбом, старательно окучивая поляну где-то между даунтемпо, индитроникой, шугейзом и электропопом. Несмотря на обширную дискографию, Maps был известен скорее ремиксами на других музыкантов – в этом качестве он много лет востребован на топ-уровне, через его руки проходили треки M83, Goldfrapp, Depeche Mode, Moby, A Place To Bury Strangers, Zola Jesus, Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss) и еще пары десятков артистов рангом пониже. И вот, кажется, Чэпмену наконец удался по-настоящему яркий и масштабный соло-альбом. Его звук эволюционировал куда-то в сторону мелодичной клубной электроники с прямой бочкой, а вот вокал из неё исчез вовсе. В результате стадионные гармонии, к которым Джеймс всегда тяготел, наконец получили подходящее обрамление и обрели нужный масштаб. С одной стороны, "Counter Melodies" навевает ассоциации с Four Tet и Джоном Хопкинсом (John Hopkins), с другой напоминает некогда очень перспективную, но так и не раскрывшую потенциал группу D/R/U/G/S.



24. Gacha Bakradze "Pancakes" (Lapsus Records)

Опубликованное примерно за месяц до выхода превью альбома сулило нам чуть ли не гиперпоп, чему едва ли стоило удивляться, учитывая, что Гача – музыкант, разнообразный до крайности. В результате, на "Pancakes" не обошлось без ультрамодной музыки, но ей Бакрадзе всё же не злоупотребляет. Добрая половина альбома – это его фирменный супермелодичный балеарик-брейкс, то и дело заходящий на территории энергичного и веселого неотранса (развитие очень удачной находки, которую Гача впервые испробовал на сплит-пластинке с Locked Groove около года назад). Другая половина альбома отклоняется от генеральной линии то в сторону тихих эмбиент-колыбельных (в закрывающем пластинку треке "Echoes Of Silence" и вовсе солирует акустическая гитара), то в электро-минимализм с речитативом ("Overtime"), то в тот самый гиперпоп. И тут у Гачи выходит особенно интересно: он как бы берет из новомодного жанра форму, наполнив её своим собственным содержанием. В его версии гиперпопа нет той "шизофрении", что отличает, скажем, 100gecs или A G Cook'а, но есть препарированная на современный лад рейв-эйфория с приемчиками из транса и хардкора.



23. Initial Programs "Are We Programmed?" (Before And After Silence)

Ритмичную музыку Мик Чилледж (Mick Chillage) выпускает редко да метко – его последним полнометражным диском, где важную роль играли ударные, был альбом The Shape "Waveshape Function" (2014), а единственным до этого момента релизом проекта Initial Programs была трехтрековая пластинка "What Tomorrow Brings" пятилетней давности. Но если на "Waveshape Function" ритмы порой были прямо-таки танцевальными, то "Are We Programmed?" выдержан строго в эстетике чиллаутной музыки 1990-х. Неторопливые ударные в исполнении 808-й и 909-й драм-машин в комбинации с пространственными текстурами отсылают нас не то к эмбиент-техно в традициях лейбла Instinct Ambient, не то к абстрактному электро по заветам первых релизов Elektrolux.



22. Montanà-Yamaoka "A Tempo" (Móatún 7)

Совместный альбом итальянского эмбиент-музыканта Лоренцо Монтаны (успевшего издать несколько альбомов на FAX в дуэте с самим Питом Намлуком) и японца Кеничи Оки (Kenichi Oka), резидента идейно близких к Факсу лейблов Carpe Sonum и Databloem. По звучанию это хитросплетение пульсирующих секвенций и арпеджио вместе с величественными эмбиент-текстурами напоминает современную реинкарнацию Tangerine Dream с поправкой на то, что музыка Монтаны и Ямаоки опирается на разнообразную и затейливую ритм-секцию – тут есть и замысловатые узоры IDM-перкуссии, и прямой бит, и даже ломаные танцы. В отличие от многих коллег, Лоренцо и Кеничи не пытаются мысленно перенестись в 1975-й и охотно пользуются современными тембрами и приемами. Это космический ретрофутуризм, которым мы его видим из 2023-го, звуковые картины, полные мелких деталей.



21. HOLOVR "Continual Unfolding" (Indole Records)

Джимми Биллингем (Jimmy Billingham) – яркая фигура британского кассетного андерграунда. Музыку он выпускает с начала 2010-х, используя около десятка псевдонимов. За это время он успел отметиться релизами на модных Opal Tapes и Firecracker Recordings, но чаще всего просто издает малотиражные кассеты на собственном бутик-лейбле Indole. "Continual Unfolding" – это идеальный "секвенсорный эмбиент" в традиции чиллаутной сцены девяностых. Ударных нет вовсе, но при этом в музыке неизменно есть ритм и внутренняя пульсация. И эмоционально, и тембрами "Continual Unfolding" напоминает не то классику Rising High (тот же Neutron 9000), не то ранний Irresistible Force, не то Higher Intelligence Agency, который решил отключить ритм-машину. При этом музыка Беллингема не выглядит таким уж чистым ретроградством – еще полшага и его переливающиеся калейдоскопические удары превратятся в ультрамодный неотранс.



20. Iris Ipsum "Pattern Language" (Touched Music)

За псевдонимом Iris Ipsum скрывается американский музыкант Соломон Розенталь (Solomon Rosenthal), и до этой пластинки он был известен разве что плагинами собственного изготовления под max4live. "Pattern Language" в буквальном смысле первый релиз в его дискографии, и для дебюта это запись прямо-таки ошеломляюще убедительная. Альбом выдержан в стилистике классического IDM рубежа 1990-х – 2000-х, но не опирается на наследие суперзвезд типа Афекса, Autechre или даже Plaid, а скорее продолжает скандинавскую традицию – первым делом в голову приходят сравнения с Hab, Boulderdash и отчасти Bauri – нетяжелый чавкающий бит, хитроумные ритмические сбивки без злоупотребления глитчем и овердрайвом, сдержанные, не слишком выраженные "холодные" мелодии, но при этом – ощущение легкости и комфорта. Та самая идеальная точка, в которой музыка с одной стороны остается умной и сложной, с другой – красивой и обаятельной.



19. Studio Kosmische "Beyond the Circle of the Fixed Stars" (Dreamlord Recordings)

Студио Космише – сравнительно новое (первый релиз датирован 2020-м) детище Доминика Кина (Dominic Keen), известного по Death In Vegas, The Quantic Soul Orchestra и еще полудюжине разностилевых составов, и мультиинструменталиста Джонатана Паркса (Jonathan Parkes). Как и следует из названия, в этом проекте Кин и Паркс исследует тему краут-рока, но в отличие от большинства коллег, их музыка – это вовсе не электроника с моторик-битом, а скорее этакий механико-минималистический спейс- или даже джаз-рок, построенный на петлях и повторах. Как и требуют законы жанра, альбом состоит из двух длинных медитативных композиций, а к ударным, перкуссии, гитаре и клавишам (электронная здесь не столько природа инструментов, сколько образ мышления) порой добавляется саксофон в исполнении Ивана Бурсова, и судя по всему это участник московской авант-джазовой группы Бром.



18. Shawn Locus “The Perfection Misguided” (Carpe Sonum Records)

В последнее время мы стали забывать, что лейбл Carpe Sonum возник как прямой продолжатель дела Пита Намлука (Pete Namlook) и его лейбла FAX (история лейбла началась с масштабного трибюта, выпущенного вскоре после смерти Пита). Пластинка Шона Локуса (музыканта, о котором известно мало что, а его дискография ограничивается самиздатной ЕР семилетней давности) , по признанию самого артиста, вдохновлена именно работами Намлука и его лейбла. Но хитрость в том, что FAX - довольно разный, и в первую очередь мы связываем его с протяжными эмбиент-пьесами минут по 10-15. “The Perfection Misguided” напротив состоит из коротких и довольно динамичных композиций, ритмично пульсирующих и переливающихся. Тут на ум приходит Факс скорее “неканонический” - это работы Джона Шарпа (Jonah Sharp), Миксмастера Морриса (Mixmaster Morris) или проекта Redeye.



17. Anderdog "Dog Eat Dog" (Mestnost)

Резидент и, пожалуй, главная звезда московского лейбла Местность Денис Рыжов выпускает уже пятый (после двух сольников и двух коллабораций) альбом за три года. И если предыдущий релиз, "Kelgoma" был экскурсией в более мягкое звучание (там возникали ассоциации чуть ли не с Bonobo), то на "Dog Eat Dog" Денис возвращается в привычное для себя пространство "умной электроники". Дрилл-н-бейс по заветам Squarepusher и Барри Линна (Barry Lynn) то ускоряется почти до брейк-кора (альбом открывается треком в темпе аж 211 ударов в минуту), то замедляется до хип-хопа, а треки порой оборачиваются неожиданными "твистами" – "Another" взрывается почти хард-роковым финалом, "Drunk" из холодного аутекрообразного IDM превращается в кислотный джангл, а композиция "To Do" напротив строится вокруг эффекта обманутого ожидания – сложный и алогичный бит долго собирается наконец уже долбануть танцевальным угаром, но в конце концов драма так и остается неразрешенной.



16. Burnt Friedman "Hexenschuss" (Nonplace)

Заслуженный немецкий электронщик, любитель даба, джаза и краут-рока, а также руководитель лейблов Nonplace и Risque, выпустил пластинку с подзаголовком "Asymptomatic African Polyrhythmic Electronica", и это описание говорит о содержании альбома всё самое важное. Фридман действительно экспериментирует со сложной полиритмией (в этом смысле "Hexenschuss" – родственник, к примеру, недавних записей Pantha Du Prince), но при этом совершенно не использует африканские инструменты, ограничиваясь электроникой. По звучанию альбом неожиданно близок к ранним пластинкам Pole (что особенно приятно на фоне того, что сам Штефан в последнее время слишком уж увлекся правоверным дабом), в первую очередь за счет активного использования необычных bandpass-фильтров. В результате Бернд добивается редкого результата – у него получилась музыка с одной стороны сложная, с другой на удивления приятная на слух. И кажется, это лучшее, чего можно ждать от "умной электроники" в её максимально широком понимании.



15. As One "AsOne²" (De:tuned)

Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio) настолько раздухарился, что выпускает третий альбом за месяц. Перед этим были джазовый "Robe Of Dreams" и эмбиентный "Origins". На этот раз он возвращается и к своему самому долгоиграющему псевдониму, и к классическому "постдетройтскому" intelligent techno-звучанию, а заодно и к бельгийскому лейблу De:tuned, где 4 года назад выходил предыдущий диск As One. De:tuned – лейбл с чрезвычайно тщательным контролем качества, пластинок они выпускают мало, но их уровень совершенно запредельный. Но "AsOne²" даже на этом фоне смотрится очень эффектно, это лучший ДеДжорджио, который вообще может быть – изысканный саунд, мягонькие техно и электро-ритмы и задумчивые синтезаторные партии. Современное переосмысление наследия ранних Warp и R&S – где-то рядом The Black Dog, Polygon Window, B12, Kenny Larkin и Sun Electric.



14. Sonornote "Nature Reveals" (Corridor Audio)

Четвертый альбом киевлянина Александра Винокурова, до этого издававшегося на лейблах Nenormalizm и Heavy Mental, а также отметившегося треком на компиляции одного из "теневых фаворитов" IDM-тусовки, немецкого mindcolormusic. С поправкой на осовремененное звучание, "Nature Reveals" неожиданно продолжает эстетику подзабытого, но не утратившего актуальности лейбла Markant. Печальные и торжественные струнные, а также лаконичные клавиши здесь сочетаются с угловатыми и тяжеловесными ударными, реализуя классическую формулу IDM – "борьба ритма и мелодии". Получается с одной стороны красиво, с другой – несколько неуютно и беспокойно, как после бессонной ночи.



13. Sven Kössler & Si Matthews “Bridges To Sechura” (Carpe Sonum Records)

Второй совместный диск двух музыкантов, достаточно активных порознь, вышел на американском лейбле Carpe Sonum, уже выпускавшем соло-пластинки каждого из них. В “Bridges To Sechura” запись сколь консервативная, столь же и прекрасная. Примерно так мог бы звучать потерянный релиз лейбла Instinct Ambient, FAX, Rising High или Recycle Or Die, заложивших фундамент чиллаутной сцены 1990-х, которая сейчас активно подвергается возрождению и переосмыслению. Это эмбиент (или, точнее, “эмбиент-техно”, как говорили 30 лет назад, вовсе не имея в виду под “техно” прямую бочку на 130 ударов в минуту), который движется, дышит и пульсирует - здесь можно услышать и отголоски спейс-электроники семидесятых, и эйсидные рифы, а под конец пластинка начинает сгегка гипнотизировать автобановской монотонностью. Где-то рядом - намлуковские “SHADO” и “From Within” или “Solitaire” Дэвида Муфанга (David Moufang).



12. Benge "The View From Vega" (DiN)

Британец Бен Эдвардс (Ben Edwards), исследователь и коллекционер редких электронных инструментов, относится к той категории музыкантов, в чьей дискографии, что называется, чёрт ногу сломит. Он записал десятки альбомов, многие из которых посвящены каким-то определенным инструментам или методам синтеза, и порой кажется, что рассматривать их стоит не как чистое искусство, а скорее как науку. Однако альбом "The View From Vega" из этого ряда радикально выбивается – подписавшись к ветерану космо-электроники Йену Бодди (Ian Boddy) на лейбл DiN, Бен внезапно выпустил пластинку комфортную и красивую, слушать которую стоит именно ради удовольствия. Здесь есть всё, что мы любим у berlinschule-классиков типа Клауса Шульце (Klaus Schulze): теплый синтезаторный звук семидесятых, журчание секвенсорных петель, мерно пульсирующий бас, таинственные минорные аккорды и ощущение космоса, каким он виделся из середины прошлого века.



11. Sun Electric “48.215107; 16.359865. Live In Votivkirche Wien” (Arjunamusic)

Концерт Sun Electric, записанный на фестивале Tripping on Sunshine в Дании 30 августа 1994 года стал одной из лучших эмбиент-пластинок в истории. Так что новость о том, что в архиве группы “завалялся” еще один записанный лайв из того периода, тянула на статус главной сенсации года. Надо сказать, что за год, разделяющий эти два концерта, звучание группы заметно изменилось - здесь уже нет той чиллаутной хипповской беззаботности, музыка стала чуть более хмурой и ритмичной, но фирменная атмосфера Sun Electric на месте. К тому же, если на “30.07.94” мы слышим эксклюзивный материал, нигде более не появлявшийся, то на этом концерте звучат в том числе (хотя и не только) треки, знакомые нам по пластинкам “Aaah” и “Present”, пусть и очень основательно переработанные. Тем не менее, все самые высокие ожидания этот альбом оправдывает - это та самая listening (в противовес клубной) электроника девяностых, которую сейчас наконец признали мировым достоянием и начали почитать и переиздавать.



10. Depeche Mode “Memento Mori” (Columbia)

Если свести к одному абзацу всё, сказанное и написанное об этом альбоме, то рецензия на него будет звучать так - да, это лучшая пластинка группы лет за 15-20, но до уровня классики “Memento Mori” всё же явно не дотягивает (ну а что в наше время до неё дотягивает?). Здесь налицо все болячки группы вроде отсутствия припевов или чрезмерного увлечения этакой печальной монотонностью, но на три-четыре отличных песни Мартина и Дейва хватило, что уже вполне стоит попадания пластинки в топ-10. Ну а первый сингл “Ghosts Again” так и вовсе стал, наверное, самым большим хитом Depeche Mode в XXI веке, если говорить не об успехе в чартах, а о том эффекте, что песня произвела на фанатов, к коим несомненно отношусь и я.



9. a.s.o. "a.s.o." (Low Lying Records)

Дебютный альбом берлинского дуэта, играющего музыку откуда-то совсем не из нашего времени. Неторопливый трип-хоповый бит, тихий и отстраненный женский вокал, чуть расстроенные клавишные аккорды с эхом и гомеопатическая доза ориентальных мелодий. Ближайшие ориентиры для сравнения – Уильям Орбит (William Orbit) времен "Strange Cargo III", первые альбомы Lamb и, в те редкие моменты, когда дуэт совершает рейды в сторону гитарной музыки, ранние, еще готические Cocteau Twins. Интересно, что если певица Алия Серор-О'Нил (Alia Seror-O'Neill) в самом деле выглядит дебютанткой, то её напарник, продюсер австралийского происхождения Льюи Дей (Lewie Day) выпускает пластинки чуть ли не с середины нулевых – в его дискографии есть и прогрессив-хаус, и эйсид, и брейкбит, а в последнее время он занимался всякого рода лефтфилд-балеариком, издав под именем Tornado Wallace по альбому на Running Back и Optimo Music.



8. Alison Goldfrapp "The Love Invention" (Skint)

Элисон Голдфрэпп много лет воспринимали как соло-артистку, однако всё это время Goldfrapp были дуэтом, второй участник которого Уилл Грегори (Will Gregory) не особенно появлялся на публике, но отвечал за всю студийную работу. Проработав в этом союзе почти 20 лет и выпустив 7 пластинок, Элисон всё же решилась на выпуск первого соло альбома. "Соло" это, впрочем, скорее фигура речи, поскольку аранжировками здесь занимается не сама певица, а приглашенный саунд-продюсер, причем не кто-нибудь, а сам Richard X, приложивший руку к записям Annie, Sugababes, M.I.A, The Good Natured и многих других. Союз этот вышел просто идеальным. Элисон всегда была неравнодушна к танцевальной музыке, но чтобы полностью раскрыться в этом формате, ей всё же требовался или Grum в качестве автора ремикса (его версия "Rocket" – возможно лучший образчик диско, записанный в этом веке) или хотя бы Royksopp, у которых Голдфрэпп очень удачно появилась в качестве приглашенной вокалистки. Вместе с Richard X у неё получился яркий, солнечный и немного ностальгический электронный диско-альбом в духе Ройшин Мерфи (Roisin Murphy), Robyn или даже "Confessions" Мадонны. Причем хорош тут не только звук, но и сонграйтинг. Половине песен подпеваешь уже на втором прослушивании, а "In Electric Blue" хочется слушать в repeat mode.



7. Mikkel Rev "The Art Of Levitation" (A Strangely Isolated Place)

Карьера норвежца Микеля Харальдстада (Mikkel Haraldstad) началась более 10 лет назад – в 2010-м в составе дуэта Sommerstad он даже успел выпустить отличную ню-диско пластинку на лейбле Full Pupp под патронажем своего земляка Принса Томаса (Prins Thomas). Однако по большому счету Микель "взлетел" где-то в 2020-м, когда примкнул к мощной волне транс-возрождения. Сольно и в составе дуэта Omformer он выпускал музыку, которая идеально вписалась бы в каталог лейблов Eye Q, Harthouse или Superstition. Теперь Микель дебютирует на ASIP (где подобной музыки раньше не водилось), и трансовый бэкграунд дает себя знать в первом же треке. Но в отличие от пластинок Omformer, прямая бочка в "Xpress To Planet Earth" так и не вступает. Следом идет вещь ритмичная, но медленная – это скорее "псимбиент" по ведомству Carbon Based Lifeforms и компании. К середине альбома норвежец уже погружается в классический чилл в духе первого выпуска сборника "Freezone", и лишь ко второй половине альбома долгожданный танцевальный бит всё же берет своё. Но и тут Микель не стремится раскачать танцпол, его транс – это музыка мягкая, интеллигентная и домашняя. Так же, как и вся немецкая классика жанра 30-летней давности.



6. Gunnar Jónsson Collider "S.W.I.M" (A Strangely Isolated Place)

И всё же приз за лучший эмбиент-альбом месяца уже в который раз достается лейблу ASIP. На этот раз – новое имя в их каталоге, проект исландского музыканта Гуннара Йонссона. Гуннар – музыкант уже достаточно опытный, в его дискографии с полдюжины релизов (коротких и длинных), самый ранних из которых датирован 2015-м. При этом раньше он издавался в основном на родине (в том числе на Möller Records и Móatún 7) и музыку предпочитал более ритмичную – эйсид, IDM и брейкбит. На этот раз Гуннар записал глубоководный эмбиент – час почти неподвижной, созерцательной и абсолютно гармоничной музыки, похожей на северный пейзаж. Но если "Onda" – альбом скорее зимний, то "S.W.I.M" – пластинка на удивление светлая. Как-то так звучали бы Global Communication, случись им записать дрон-эмбиент альбом.



5. Frankie Rose "Love As Projection" (Slumberland Records)

Певица и мультиинструменталистка Фрэнки Роуз, экс-участница коллективов Vivan Girls, Dum Dum Girls и Beverly, поначалу предпочитала гитарный звук и окучивала поляну где-то между новой волной, дрим-попом и пост-панком. Но в 2023 году Фрэнки внезапно решила переключиться на электронику и немедленно записала лучший альбом в карьере. Сочетание синтезаторных аранжировок и мечтательно-оптимистичных песен вообще работает почти безотказно – тут можно вспомнить хоть позднюю Tamaryn, хоть группу Electric Youth, хоть сольники Marnie. Но Фрэнки идет еще дальше и черпает вдохновение в поп-музыке восьмидесятых от Кейт Буш (Kate Bush) до Bananarama. В сухом остатке – лучший пока поп-альбом года. Яркий, разнообразный, с хитами и, что особенно приятно, радикально выбивающийся из общепринятого нынче американского R&B-канона.



4. Martinou "Chiral" (Nous'klaer)

Второй альбом шведского музыканта, изданный нидерландским лейблом Nous'klaer (на сегодняшний день одним из самых модных и передовых в области танцевальной музыки) – отличная иллюстрация того, как к подобному звучанию подходят артисты помоложе. К "Chiral" (ну или как минимум к первой его половине) тоже с легкостью можно прилепить ярлычок "дип-хаус", и в достаточной степени это тоже пластинка ретроградская. Но спутать его с музыкой девяностых невозможно. Из знакомых элементов и приемов, набранных из разных стилей и эпох, Мартину собирает свой собственный самобытный паззл. Приглушенный прямой ритм, с которого начинается альбом, отсылает не то к продукции лейбла Basic Channel, не то к раннему Херберту (Herbert). Есть в палитре даже дабовые аккорды, но в сочетании с пэдами звучат они не хмуро, как было принято у берлинских патриархов, а сентиментально и ностальгически. Мало-помалу, где-то к середине первой пластинки пэды и пульсирующие секвенции выходят на передний план, придавая музыке флёр эмбиент-техно, а то и транса. Ко второй пластинке даб и дип оказываются окончательно забыты, и мы погружаемся в мягчайший неотранс и ностальгический балеарик-брейкс – "Devotion" звучит уже как брейкс-вариация на тему Global Communication (как же хорош этот миддлтоновский бас), а заканчивается альбом наивно-романтической "Guardian", идеально подходящей под формат летнего опен-эйра в 5 утра.



3. Fasme "Bloom" (Analogical Force)

Дебютный лонг-плей француза Тома Феррейры (Tom Ferreira), успевшего перед этим отметиться короткометражными релизами на таких лейблах как Nocta Numerica, CPU, Craigie Knowes и даже Feel My Bicep. Как и вся продукция лейбла Analogical Force, "Bloom" вполне вписывается в понятие braindance и строится на сочетании быстрых электро-ритмов, пульсирующего итало-баса и кислотных секвенций. Но от большей части брейнденса композиции Fasme отличает упор не на звук и энергетику, а на сонграйтинг и мелодизм. "Bloom" это в гораздо большей степени поп-музыка, чем обычно принято на Analogical Force, да и от ассоциаций с веселым рейвом середины 1990-х отделаться невозможно, но в этом-то и кроется очарование этой пластинки – здесь Том очень удачно поймал вайб наивной эйфории откуда-то из конца прошлого века. "Bloom" похож то на Bicep, то на наивно-романтический IDM откуда-то из времен расцвета лейбла Rephlex. В качестве еще одного ориентира для сравнения можно вспомнить Ceephax, но если музыка у Дженкинсона-младшего всегда чуточку бешеная, то Феррейра как бы пытается играть всё то же самое в манере чуть более спокойной и изящной.



2. Nadia Struiwigh "Birds of Paradise" (Dekmantel)

Современную сцену home-listening электроники Нидерландов сегодня двигают вперед две молодые леди – Тесса Торсинг (Tessa Torsing) aka Upsammy и Надя Стравих. Надя за 6 лет успела триумфально прошествовать по трем моднейшим лейблам – её первый альбом вышел на CPU, второй -– на Denovali, а третий – на Nous'klaer Audio. Вдобавок к этому в её дискографии есть сплит-двенадцатидюймовки с такими мэтрами, как Legowelt и Speedy J. После такого её появление на Dekmantel едва ли кого-то удивляет. "Birds of Paradise" начинается с торжественных саундскейпов на грани эмбиента, спейс-электроники и этакого "техно без бита" – музыки, которая дышит, пульсирует и нагнетает напряжение, но и не думает при этом переходить в клубные танцы. На второй пластинке Надя всё же включает ударные и начав с затейливо препарированных хип-хоп ритмов (ненадолго навевающих ассоциации с Boards of Canada) под конец уходит в лихой и разухабистый drill & bass с примесью трайбал-перкуссии, который Надя минувшим летом с блеском демонстрировала на фестивале Mutek. В итоге вышло целостно ("Birds" звучат именно как альбом, а не как набор треков) и в то же время разнообразно.



1. Lowfish "Grey With Breaks" (Suction Records)

Дебютная пластинка канадца Грегори Де Роше (Gregory De Rocher) вышла 26 лет назад (она же была первым релизом Suction Records, который они запустили на пару с Джейсоном Эммом aka Solvent) и с тех пор его музыка не то, чтобы сильно изменилась. Играет он мягкое, мелодичное, слегка приайдиэмленное и при этом до крайности минималистичное электро. Максимум яркости при минимуме выразительных средств. В треке может быть буквально три-четыре партии (а где-то и две, что эти композиции совершенно не портит), но каждая нота выверена, а аналоговый синтезаторный звук красив до одурения. И если в недавней EP для Analogical Force Грегори делал некоторые реверансы в сторону клубной музыки, то здесь он звучит максимально комфортно и по-домашнему. За 25 лет Лоуфиш довёл свой звук до такой степени совершенства, что соперничать с ним в умении сочинять такой "мелодический уберминимализм" может разве что Bochum Welt, и то не факт.



Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.


50 лучших электронных альбомов 2023 года по версии Ника Завриева В верхней половине альбомного топа предостаточно поп-музыки в широком смысле слова (то бишь электроники с вокалом и песенными структурами – с этим делом в 2023 было особенно хорошо, да и слушать такую музыку снова хотелось) и по-прежнему неприлично много хорошего эмбиента (лейбл ASIP получает от меня приз как лучшее издательство года, а дышит ему в спину Ilian Tape, расширивший палитру уже далеко за пределы брейкбита). В этом году продолжился начавшийся несколько лет назад ревайвал IDM (тут прямо все возможные сценарии от дебютов до звездных камбэков), а также был полностью реабилитирован нью-эйдж – теперь его сочиняют и издают не только хипстеры (vapourwave и около), но и клиенты больших букеров и мейджор-лейблов. Верхняя десятка получилось достаточно ровной, без ярко выраженных лидеров, поэтому на выбор первых двух мест во многом повлияли мои летние фестивальные приключения, а пластинки некоторых артистов я уже не могу воспринимать в отрыве от их совершенно выдающихся живых выступлений. В общем, пеоед списком на всякий случай повторю дисклеймер. Всё написанное ниже есть не более, чем субъективная авторская позиция. Я не пытаюсь выстроить некую "объективную картину мира", для этого есть чарты и прочая статистика. Ну, поехали. 50. Dario Zenker "Reflection" (Ilian Tape) Боссы лейбла Ilian Tape братья Ценкеры (известные также как проект Zenker Brothers) занимаются сольными проектами еще с конца нулевых, то есть даже раньше, чем начали выпускать музыку вместе. Однако до крупных форм дошли только сейчас – Марко Ценкер (Marco Zenker) добрался до сольного лонг-плея только в прошлом году, а теперь пришел черед Дарио. "Reflection" интересен в первую очередь тем, что здесь Дарио бросает вызов одному из фундаментальных правил современной электроники – скреплять альбом каким-то общим ритмическим костяком. Здесь, как и положено на Ilian Tape, всё строится вокруг ломаных ритмов, но в каждом треке ритмическая картинка какая-то своя – то свингованный броукен-бит, то хаус с сэмплированными брейками, то препарированный герридж, то электрик-буги, то вариации на тему бейса с 808-й драм-машиной, то скоростная приайдиэvленная музыка а-ля Skee Mask. А связывает всё это многообразие единый подход к звуку и текстурам: музыкальная начинка здесь напоминает скорее даб-техно а-ля Deepchord – холодные аккорды, много шума и сэмплов, задавленных фильтрами и тонущих в эхе, породисто "залоуфаенный" звук и, при почти полном отсутствии ярко выраженных мелодий, уютное осеннее настроение. 49. James Holden "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" (Border Community) Сделав в нулевые неплохую карьеру в качестве диджея и автора клубных техно-бэнгеров, Джеймс Холден решил изрядно хиппануть: он отрастил длинные волосы, увлекся джазом, психоделией и модульными синтезаторами и даже собрал живую группу. Музыке его всё это, разумеется, пошло на пользу – Джеймс ловко выскочил "из плоскости" и зазвучал свежо и самобытно. Его новый диск тоже ложится в продолжение линейки "The Inheritors" – "Animal Spirits" c поправкой на то, что модулярных импровизаций, ретро-электроники семидесятых (об этом времени напоминает еще и породисто-грязный звук), журчащего нью-эйджа и краута а-ля ранние Kraftwerk здесь побольше, чем привычных для позднего Холдена джаза и психоделического рока. Без живых инструментов снова не обошлось, но здесь это скорее одна из красок в палитре, а не основное выразительное средство. То же можно сказать и об ударных, которые в редком для электроники случае, играют роль скорее второстепенную. Вообще, к "Imagine This Is A High Dimensional Space Of All Possibilities" как-то хочется применить (и исключительно в комплементарном смысле) термин "прог" – это музыка сложная, интеллектуальная, непредсказуемая и вместе с тем красивая. 48. Ladytron "Time's Arrow" (Cooking Vinyl) Седьмой лонг-плей ливерпульского квартета – лучшее доказательство тому, что на третьем десятке лет карьеры можно не только находиться в хорошей творческой форме, но и выпускать лучшие пластинки в своей дискографии. "Time's Arrow" – что-то вроде альбома формата "all colors of Ladytron", здесь есть понемногу от всего, чем группа заработала себе репутацию. На "City Of Angels" или "Sagrasso Sea" слышен легкий крен в сторону Stereolab – винтажные синтезаторы и ретро-машинки, выстукивающие моторик-бит. "Faces" – это торжественно-печальный (несмотря на ярко выраженные танцевальные ритмы) электропоп, "Misery Remember Me" – дрим-поп, отсылающий чуть ли не к Cocteau Twins, "Flight From Angkor" – тяжеловесный нашпигованный электроникой шугейз, заставляющий вспомнить ранних Curve. Наконец, заглавный трек (который не открывает, как это скорее принято, а закрывает альбом) – это хмурый электро-рок в размере 6/8. Это, пожалуй, самая мрачная пластинка группы за всё время её существования, но вся эта суровость и безысходность только добавляет альбому яркости и выразительности. 47. closeyoureyes


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий