Проверка пульса: лучшее в 2023. Синглы и ЕР - «Новости Музыки»
16 лучших электронных синглов и ЕР года по версии Ника Завриева
Лучшие релизы 2023. Синглы и ЕР
Кажется мы пережили еще один год, и лучшее что в нем было - это музыка. Как всегда где-то между европейским рождеством и новым годом я составляю длинные списки любимого, который начинается с топа синглов и ЕР. Давно уже честно признаюсь, что короткий формат - не самый мне близкий, слушать музыку отдельными треками мне не слишком удобно, поэтому из коротких форм я наверняка многое пропускаю. Тем не менее, многие ЕР в моё поле зрения всё же попадают и составить из них топ на полтора десятка позиций большого труда не составит.
Как всегда, дисклеймер - всё написанное ниже есть не более, чем субъективная авторская позиция. Я не пытаюсь выстроить некую "объективную картину мира" (для этого есть чарты и прочая статистика), а хочу лишь отметить те пластинки, которые мне по каким-то причинам в этом году полюбились. Наверняка много чего я в этом году пропустил, а что-то не оценил потому, что оно попалось мне в неудачный момент.
16. JLM Productions "Superluminal Perspective" (Spatial)
Эта позиция - своего рода респект лейблу Spatial как институции. Сам факт того что в 2023-м живет и процветает издательство, ориентированное на эмбиент-джангл девяностых (музыку, которой в последние лет 20 прямо очень не хватало) уже достоин внимания. Их каталог достаточно самоподобен и процентов на 80 состоит из пластинок ASC и Aural Imbalance, поэтому хочется выделить кого-то из альтернативных героев. На эту роль отлично годится Джейми Майерсон (Jamie Myerson), чьи пластинки в середине 1990-х выходили на Reinforced Records.
15. Alberta Balsam "15 Billion Elektrovolt" (Dub Recordings)
Резидентка лейбла Dekmantel и участница одноименного фестиваля Аник Де Роой (Aniek de Rooij) выпустила миниальбом на роттердамском лейбле Dub Recordings, прежде известном как Djak-Up-Bitch. Анник назвала свой проект в честь трека Афекс Твина, но по звучанию её музыка – это не IDM, а скорее брейнденс, сильно смещенный в сторону электро. "Аналордов" тут заметно больше, чем следов "I Care Because You Do". На дистанции в 6 треков голландка успевает продемонстрировать довольно разнообразную эмоциональную палитру – тут есть и воинственная рейверская хмурь, и задумчивый чилл, и музыка хитовая и ностальгическая. Звучит многообещающе, особенно учитывая, что "15 Billion Elektrovolt" – всего вторая пластинка в её дискографии.
14. Fluctuosa "Wetware EP" (Analogical Force)
Доукан Аджар (Doğukan Acar), резидент лейбла sitdownandance и, возможно, ярчайший талант стамбульской acid/braindance-сцены, наконец добрался до Европы, причем подписался сразу же на мадридский лейбл Analogical Force, ставший не только законодателем мод в мировом брейнденсе, но и фактическим наследником Rephlex. Четырехтрековая ЕР чётко делится по звучанию на две стороны: на первой – типичный для лейбла "кислотный" саунд, нанизанный на энергичные брейкбитовые ритмы. На второй – захлебывающийся сверхскоростной, почти брейк-коровый номер "Cobwebby", а за ним, будто бы в качестве извинения – спокойная и даже лиричная "Stargeze" с русскоязычным сэмплом про "растяжение звука во времени".
13. Anushka Chkheidze "Lost Luggage" (CES Records)
Анушка Чхеидзе, резидентка тбилисского лейбла CES и представительница уже совсем молодого поколения грузинских электронщиков, переехала в Европу и записала четырехтрековую ЕР, вдохновленную этим переездом и чувством ностальгии по дому. В результате, к и без того достаточно разнообразной палитре добавился ретроградский интеллигентный брейкбит в традициях Orbital второй половины 1990-х. Звук тут конечно посовременнее, пластинка отлично вписалась бы в формат каких-то гиперактуальных лейблов типа Dekmantel или Nous'klaer, но музыканты, родившиеся в XXI веке чаще всего препарируют весь этот старый пост-рейв в иронично-постмодернистском ключе, а Анушка подходит к наследию братьев Хартнолл и их нелогичным мелодиям с вниманием и любовью.
12. Hecq "Form" (Mesh)
Берлинский музыкант Бен Лукас Бойсен (Ben Lukas Boysen) в первую очередь известен как многолетний резидент лейбла Hymen – там он выпустил с десяток полнометражных альбомов, экспериментируя где-то на стыке мрачного IDM, эмбиента, пост-индастриала и дабстепа. Однако в середине 2010-х Бен увлекся modern classical, забросил основной проект и принялся под паспортным именем издавать нежные и элегические пластинки, а также саундтреки к фильмам и видеоиграм. И вот, когда никто уже, казалось, не ждал, Бен возрождает Hecq чтобы выпустить 25-минутную ЕР на лейбле Макса Купера (Max Cooper). Главная особенность "Form" в том, что все пять треков звучат совершенно по-разному, и объединяет их разве что очень современный звук и экспериментальный подход. Открывающая "Gyro" звучит так, словно поздние Autechre решили записать герридж-трек – здесь даже есть некое подобие грува, но всё что может пойти неправильно, идёт неправильно. Идущую следом "Redom Solid" можно было бы даже назвать танцевальной, если бы ритм последи трека не менялся с псевдо-драм-н-бейса на хаус. "MX River" – уже царство дизайнерских дигитальных IDM-экспериментов, а лаконичная трехминутная "Form" – это лишенная ударных эмбиент-зарисовка. Демонстрация возможностей заканчивается треком "BKN", где ритм в духе всё тех же Autechre нулевых выруливает в нечто не просто удобоваримое, но даже несколько ностальгическое. Как пела группа Самоцветы, наши руки не для скуки.
11. Carlo Maria "Inverno" (Drone)
Карло Марию проще всего определить как "человека из тусовки Катерины Барбьери" – в 2017 году они даже выпустили совместный релиз от имени проекта Punctum. С тех пор Карло издал несколько соло-пластинок на польском лейбле Brutaż, а теперь переместился на лондонский Drone Recordings, которым управляет Ричард Фирлесс (Richard Fearless) из Death In Vegas. На "Inverno" Карло звучит в лучшем смысле слова ностальгически – по звучанию эта ЕР отлично вписалась бы в каталог лейбла Instinct Ambient середины 1990-х. Тут есть и прохладное эмбиент-техно (привет не то Biosphere, не то ранним проектам Тейлора Дюпри, в первую очередь Human Mesh Dance), и намеки на очень расслабленный неотранс, а завершается всё медленной пьесой, напоминающей спокойные работы шведа Петера Бениша (Peter Benisch) вроде "Waiting For Snow". И сходство это кажется совсем не случайным – так же как альбом Бениша, и некоторые записи "Biosphere", эта пластинка Карло тоже целиком посвящена зимней теме.
10. Kokokei "Mandarin" (Местность)
Музыка Кости Kokokei (одного из боссов лейбла Местность, который за пару лет незаметно стал едва ли не главным лейблом России в области широкоформатной электроники) - довольно самобытный гибрид эйсида, лоуфай-хауса, даба и балеарика. На выходе из этих ингредиентов получается что-то вроде современной электронной психоделии - музыка, которая не столько рассказывает историю, сколько погружает в определенное состояние, здесь всё как бы на полутонах и вполголоса.
9. Machinegewehr "Life" (Bordello A Parigi)
Machinegewehr - проект роттердамского музыканта, диджея и художника Силаса Шлеттерера (Silas Schletterer). Его дебют пришелся на конец нулевых, и опоздав к расцвету электроклэша и электро-диско, Силас оказался одним из тех, кто двигал синтетическое диско вперед уже вдалеке от света софитов, в качестве явления уже сугубо андерграундного и нишевого. В этом качестве он вполне преуспел, подписавшись на несколько важных лейблов, самым известным из которых был амстердамский Bordello A Parigi. Пластинки Machinegewehr выпускает редко, но метко - это всего четвертый его релиз для этого лейбла за 10 лет, да и на остальных площадках он едва ли выпустил больше. И если на других лейблах Силас еще может себе позволить крен в сторону техно или EBM, то для "Парижского борделя" бережет слегка прокачанное итало по заветам маэстро Мородера с вокодерами, мягкой, но упругой синтетической бочкой и пульсирующим басом в октаву. Последний трек и вовсе оказывается довольно печальной песней - как если бы немецкая синти-поп группа De/Vision вдруг решила попробовать себя в итало-формате.
8. Barker "Unfixed" (Smalltown Supersound)
После сверхудачного альбома "Utility" (2019) берлинский музыкант Сэм Баркер (Sam Barker) зарекомендовал себя как одного из самых интересных и влиятельных персонажей неотранс-сцены, однако с тех пор музыку выпускал очень дозированно – одна EP в 2021-м (с недвусмысленными отсылками к Мануэлю Гётшингу) и вот теперь еще одна, изданная уже не лейблом Ostgut Ton, а норвежским Smalltown Supersound, одним из мировых законодателей мод в плане всяческого электронного "неформата". Открывающий пластинку трек "Birmingham Screwdriver" звучит резко и экспериментально, однако затем мы слышим вполне привычного Баркера – лёгкого и светлого в "Wick And Wax" и чуть более абстрактного и меланхоличного, приправленного замысловатой Autechre-подобной ритмической канителью (но всё же хорошо узнаваемого) в "Golden Hammer" и "Percussive Maintenance".
7. Aphex Twin "Blackbox Life Recorder 21f / In A Room7 F760" (Warp Records)
Новинка от активизировавшегося в последнее время Ричарда Джеймса (Richard James) – пока, увы, не альбом, а короткая ЕР формата "три трека плюс ремикс", позже переизданная в расширенном виде и бонус-треками. Главное впечатление – Ричард снова пытается искать даже не новый, а скорее старый звук. Музыка с этой пластинки напоминает не то предельно "успокоенный" брейнденс времен "Аналордов", из которого убрали всю кислоту, оставив олдскульные ударные, сэмплированные брейки и плывущие пэды, не то – наоборот слегка возбужденный, но всё же узнаваемый старый добрый саунд "Selected Ambient Works 85-92". Совершенно без откровений, но как-то мило и приятно, кажется чего-то подобного мы ждали от него примерно с середины девяностых.
6. Ali Renault "Stone Tape EP" (Nocta Numerica Records)
Али Рено – один из главных адептов электро-диско конца нулевых – начала десятых, а также участник недолговечного, но яркого дуэта Heartbreak. В конце 2010-х он, было, пропал с радаров, но в пандемию вернулся к активной деятельности и теперь нечасто, но регулярно радует нас новыми релизами. Пятитрековая ЕР "Stone Tape" – его дебют на парижском лейбле Nocta Numerica, который уже зарекомендовал себя как один из главных современных электро-форпостов (ранее здесь выходили Quadratschulz, Fasme, Machinegewehr и Cignol). Али верен своим идеалам – теплый и жирный синтезаторный звук, неторопливые ритмы (где-то прямые, где-то ломаные) и несколько хмурая, но при этом яркая мелодика. Относительно середины нулевых, когда электро-ренессанс достиг пика, его звучание (да и весь жанр в целом) не то чтобы сильно видоизменилось, но музыки такой выходит немного, и в ограниченных дозах это всегда бальзам на душу.
5. Quadratschulz "Halo Welt EP" (Analogical Force)
Карстен Шульц (Carsten Schulz), побеждавший в этой рубрике 5 лет назад, дебютирует на Analogical Force (что скзаать - давно пора было!) и возвращается в топ-5. Первая сторона пластинки - его фирменное мелодично-ностальгическое электро (а открывающий ЕР трек "Single Source of Truth" - так и вовсе почти диско, привет лейблу Viewlexx). На второй стороне темп уже побыстрее, где-то и кислотные рифы проскальзывают, но про синтезаторные мелодии Карстен не забывает. Короче говоря, классический Квардатшульц в лучшем виде.
4. Meat Beat Manifesto & DHS "Man From Mantis" (Love Love Records)
В последнее время не то, чтобы пристально следил за творчеством Meat Beat Manifesto - потерял их из виду где-то в середине 2000-х, хотя к классическим релизам возвращался регулярно. А тут включил новую ЕР скорее в образовательных целях и был немедленно очарован - тут прямо back to the roots, хмурый брейкбит с затейливо вырезанными драмлупами, да еще и местами с TB-303. В сущности ровно то, чего и ждешь от суперветеранов, да и форма ЕР для такой музыки кажется совершенно естественной.
3. G-Prod "Cosmic Scan" (Intellitronic Bubble)
Французский дуэт братьев Давида и Николя Гогенов (David Gaugain, Nicolas Gaugain) в этом году уже успел порадовать двойным альбомом "Harmonic Analysis" на стыке дип-хауса и детройтского техно, а теперь закрывает год не то длинной ЕР, не то коротким альбомом (5 треков общей длительностью в 35 минут) задумчивого, мечтательного и мелодичного электро. Взяв за основу рваный электро-ритм, Давид и Николя затем совершенно уходят от консервативных установок электро-сцены и наворачивают на эти биты затейливых и многослойных атмосферно-мелодических ландшафтов. В результате получается музыка, идеально подходящая "и ногам, и голове" – по духу (да иногда и по звуку) "Cosmic Scan" близок немногочисленной, но яркой группе музыкантов, пытавшихся в 1990-е совместить брейкбит с умной электроникой – Orbital, времен "In Sides", Pentatonik, Salt Tank, Human Beings и так далее.
2. Alphabox "Only Forward" (VLSI Records)
Проект Digitonal, начинавший карьеру на лейбле Toytronic, с каждым релизом делал еще один шаг в сторону неоклассики, и в результате к концу 2010-х почти распрощался со своими IDM-корнями. Alphabox, новый проект Энди Добсона (Andy Dobson), восполняет этот пробел в полной мере - здесь уже практически нет живых инструментов, но есть замысловатый IDM-бит и фирменные Digitonal'овские спокойствие и деликатность, выраженные на этот раз уже электронными средствами. ЕР к тому же выпустил маленький, но интересный лондонский лейбл, в чьем каталоге есть релизы BUNKR и Infinite Scale.
1. n9oc "Memory Allocator" (Die Orakel)
Франкфуртский лейбл Die Orakel попал в моё поле зрения после того, как в 2020-м выпустил пластинку Гачи Бакрадзе "Western Arrogance". С тех пор их каталог пополнялся не очень часто, но каждый релиз был как минимум интересным, к тому же здесь регулярно появлялись яркие новички. n9oc, жительница Франкфурта вьетнамского происхождения, как раз из этой категории: миниальбом "Memory Allocator" – её дебютный релиз. И пластика это как минимум многообещающая, за полчаса n9oc проходится по всему хорошему, что есть сегодня в модной музыке. Начинает с неторопливого меланхоличного IDM, продолжает атмосферным bass-n-breaks, затем переключается на нервический коллажный deconstructed, который при этом умудряется звучать приятно и человечно, а заканчивает ностальгическим эмбиентом "под девяностые" с лоуфай-оттенком.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.