Проверка пульса: лучшие альбомы 2023, места с 51 по 100 - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Проверка пульса: лучшие альбомы 2023, места с 51 по 100 - «Новости Музыки»


Первая часть рейтинга лучших электронных пластинок года по версии "Проверки пульса"


В первой части топа довольно много громких мейстримовых имен, есть пара-тройка пластинок, относящихся к электронике довольно условно, а также некоторое количество персонажей не слишком известных, появляющихся в таком листе впервые. О каких-то глобальных тенденциях, наверное, стоит поговорить в предисловии к первой полусотне, а пока напомню, что всё нижеперечисленное есть сугубо субъективный выбор, любимые пластинки и больше ничего.

100. The Orb "Prism" (Cooking Vinyl)

Сотое место в топе почти всегда достается альбому, который в целом мне скорее не понравился, но который я всё равно много слушал, за что пластинку хочется отметить. К тому же на “Prism” есть как минимум минут 15-20 музыки прекрасной, а то и гениальной. Новый материал в этом году The Orb решили выдавать порциями, и до выхода альбома успели обнародовать три трека. Ожидания от пластинки этот тизер подогревал необычайно – если к лид-синглу "Living In Recycled Times" с женским вокалом и энергичным драм-н-бейс ритмом и были некие вопросы, то заглавная вещь (коллажный эмбиент с рассказом про чемпионство Бобби Фишера) и "Home" (затейливый эмбиент-хаус) сулили нам чуть ли не новый "Orbus Terrarum". Увы и ах – чуда не случилось. "Prism" оказался до крайности эклектичной пластинкой, где собрано всё что Алекс Паттерсон (Alex Patterson) и его коллеги в принципе умеют. Хаус, даб, поп-регги, драм-н-бейс и даже соул – кое-что из этого неплохо сработало бы само по себе и под другой вывеской (дабовая "Dragon Of The Oceans" была бы идеальным синглом для перезапустившихся Leftfield, а "Living In Recycled Times" отлично подошла бы Голди), но всё вместе оставляет ощущение, что у кого-то в айподе случайно включился режим "shuffle".



99. M83 “Fantasy” (Mute)

После сенсационного альбома “Hurry Up We’re Dreaming”, чей взлет во многом был предопределен успехом сингла “Midnight City”, Энтони Гонсалес (Anthony Gonzalez) долго не мог прийти в себя. Он то экспериментировал с “музыкой для лифтов” и “стыдным” поп-звучанием 1980-х, то сочинял эмбиент, то с головой уходил в саундтреки. Кажется к 2023-му он наконец очухался и снова пришел к той музыке, что умеет сочинять лучше всего - стадионному и местами танцевальному поп-шугейзу. В 2023-м этот масштаб и эта эйфория звучат несколько не к месту, но сам факт “возвращения к форме” Гонсалесу определенно стоит зачесть - он снова сочиняет большие хиты, ну а то, что в них порой многовато сахара, можно считать авторской фишкой, в конце концов кроме Энтони так сейчас не умеет примерно никто. Кажется, эту пластинку стоит отложить до лучших (в прямом смысле слова) времен, и тогда от неё можно будет кайфануть по-настоящему.



98. Teeth Of The Sea “Hive” (Rocket Recordings)

Седьмой альбом лондонского трио вышел каким-то до крайности эклектичным - начав с привычного спейс-рок инструментала с трубой, “Зубы” разгоняются чуть ли не в техно, затем исполняют симпатичный инди-поп номер а-ля середина нулевых, после выдают нечто на грани сырого экспериментального электро и краут-рока, а дальше будто бы заходят на второй круг. Тот редкий случай, когда я ратую за короткий формат - этот диск пожалуй стоило разделить на три ЕР, одна из которых точно получилась бы прекрасной. Но и в таком виде слушать “Hive” как минимум интересно.



97. Tim Hecker "No Highs" (Kranky)

После четырехлетней паузы на работу в кино, канадский мэтр симфо-эмбиента наконец возвращается с программной пластинкой. Отличительные особенности Хекера-композитора в умении достигать единства противоположностей. В его звучании сочетаются органика и синтетика, а чистые тембры – с искаженными, если же говорить именно о нотах, то с одной стороны он как бы играет возвышенную, почти церковную музыку, построенную на печальных и на первый взгляд абсолютно гармоничных аккордах, с другой – тоны у него как бы слегка "не строят", то и дело создавая ощущение неуюта, плавно переходящего в кошмар. Ближе к концу тектонические пласты начинают двигаться чуть быстрее, статическая поначалу музыка – дышать и пульсировать, и из текстуры постепенно проявляются отдельные инструменты. Во второй части пьесы "Monotony" мы уже явственно слышим саксофон Колина Стетсона (Colin Stetson), который, как оказывается, звучал и в самом начале альбома, но был там почти нералзичим.



96. Ital Tek "Timeproof" (Planet Mu)

Карьера британца Алана Майсона (Alan Myson), которого мы еще недавно относили к молодому поколению, как-то незаметно перевалила за 15 лет. В конце нулевых он начинал с дабстепа, затем сместился куда-то в сторону IDM и музыки с приставкой "пост", а в последние годы предпочитает мрачный синтезаторный саунд без чёткой ритмической привязки. На "Timeproof", своём восьмом альбоме, Алан доводит эту тему до совершенства. Это музыка тревожная, величественная, красивая и при этом абсолютно современная. Сайд-чейны, пульсирующий бас, букет резких и плотных синтезаторных партий и гомеопатическая доза ударных – то техновых, то пост-дабстеповых. При этом в клавишных саундскейпах Ital Tek умудряется нигде не повторять ходов классиков. Эта музыка куда ближе к Бену Фросту (Ben Frost) и Тиму Хекеру (Tim Hecker), чем к Жану-Мишелю Жарру (Jean-Michel Jarre) или Вангелису (Vangelis). Однако кажется именно "Timeproof" лучше всего подошел бы в качестве саундтрека к современной версии "Бегущего по лезвию".



95. Pjusk & Arovane “Svev” (Polar Seas Recordings)

Вернувшись в музыку после долгого перерыва и радикально изменив звучание, Уве Цан (Uwe Zahn) неожиданно превратился в стохановца-многостаночника - в одном только 2023-м на его счету 7 (!) полнометражных альбомов. Все их слушать приятно, но возвращаться хочется в первую очередь к его дуэту с норвежцем Джостейном Гьелсвиком (Jostein Dahl Gjelsvik) aka Pjusk, резидентом лейбла 12k и коллегой Цана по той части эмбиент-сцены, что граничит уже с электроакустикой. На “Svev” тоже немало комфортной электроакустики, где гармоничные пэды мирно сосуществуют с гомеопатической дозой глитчевого саунд-дизайна - треска, шороха, заедания, радиопомех и прочих микродеталей. Однако кроме неё есть и чуточку препарированного фортепиано с клавесином, и этакий “старый Arovane без бита”, и залеты в спейс-электронику, и совсем уже классический эмбиент. Идеальная “зимняя музыка”.



94. The Chemical Brothers "For That Beautiful Feeling" (Virgin EMI)

Юбилейный, десятый альбом манчестерских мэтров танцевальной музыки для масс предварялся сразу тремя отличными и совершенно разными синглами, каждый из которых разворачивал фирменное звучание Братьев на какой-то свой лад. "No Reason" подчеркивала их эйсидные корни и чуть ли не цитировала раннего Plastikman'а, оставаясь при этом в рамках поп-формата. "Live Again" звучала как идеальный стадионный гимн и посматривала куда-то в сторону Daft Punk, а "Skipping Like A Stone" с вокалом Бека (Beck) отдавала солнечной нюрейв-эйфорией конца 2000-х – начала 2010-х. По сути, весь остальной альбом устроен так же – это экскурсия по своей собственной дискографии и демонстрация того, что группа научилась делать за тридцать лет, просто вместо того чтобы выпустить очередной "Greatest Hits", Эд и Том решили насочинять новых композиций. На "For That Beautiful Feeling" мы слышим отсылки то к "Dig Your Own Hole", то к "Push The Button", то к "Exit Planet Dust". Но пожалуй, оставшиеся 8 треков не добавляют к трем синглам ничего важного. Это крепкая и добротная пластинка хорошей группы, которая находится в куда лучшей форме относительно сверстников, но едва ли этот диск станет классикой.



93. Work The Peripherals "Like Lava" (Companion)

Work The Peripherals – проект из Мельбурна, известно о котором немногое. Их первая самиздатная ЕР датирована 2021-и, с тех пор они выпустили еще три "короткометражки", и вот наконец издают первый полнометражный альбом на молодом австралийском лейбле. "Like Lava" – пластинка спокойная, не очень пригодная для танцев, но порой вполне ритмичная. Здесь как-то удивительно точно передается дух интеллигентной электроники девяностых – эмбиент-хауса, умного домашнего техно и даунтемпо, еще не превратившегося в лаунж. Где-то рядом Speedy J времен "Ginger" и "G-Spot", Evolve Now, Young American Primitive и первые выпуски сборников "Artificial Intelligence" и "Freezone".



92. Castelli "Anni Venti" (Bordello A Parigi)

"Anne Venti" – второй по счету альбом 39-летнего музыканта из Милана Стефано Кастелли. И это даже не совсем итало-диско, а электропоп "широкого профиля". Здесь есть и стопроцентное диско 80-х, и что-то типа электроклэша, и сентиментальные баллады, и несколько быстрых треков в духе "Take On Me" / "Blinding Lights". Но главное – здесь всё в порядке не только с формой, но и с содержанием. Это хитовые и сверхэмоциональные поп-песни с типично итальянским, эстрадным в лучшем смысле слова сонграйтингом (все они, разумеется, на итальянском). Вспоминаются одновременно и другие клиенты Bordello A Parigi, группа Cristalli Luqidi, и Savage с Valerie Dore, и какие-то неведомые призраки Сан-Ремо.



91. Halos "The Hyplusionist" (Annulled Music)

Дебютный релиз жителя испанской Севильи Альваро Пеинадо Санчеса (Àlvaro Peinado Sánchez) идеально подходит под тэг "эмбиент-техно" как его понимали году в 1994-м. С одной стороны, это музыка как бы достаточно ритмичная – в каждом треке мягенькие "808-style" ретро барабаны выстукивают разнообразные, но отчетливые рисунки. С другой, танцевать под эти красоты (а главную роль здесь играют эмбиентные синтетические текстуры, где всё журчит и пульсирует) совершенно не хочется, да и не можется. В ремиксах, которые занимают вторую половину альбома, бит спрямляется и становится чуть более увесистым, но звучание остается всё таким же мягким и интеллигентным – где-то рядом Burger/Ink, Human Mesh Dance и Sun Electric.



90. Max Würden "Landmark" (A Strangely Isolated Place)

Многоопытный житель Кёльна Макс Вурден выпускает эмбиент-пластинки с начала нулевых, успел отметиться альбомами на Kompakt, Binemusic и нескольких лейблах калибром поменьше, а с 2019-го года подписан на ASIP. "Landmark" – его уже второй релиз для американского лейбла, и по звучанию он вписывается в идеологию ASIP как нельзя лучше. 10 пьес общей длительностью больше часа (CD "под завязку" как в старые добрые времена) звучат как разобранное на составляющие и пересобранное в причудливый нестройный коллаж оркестровое произведение. Струнные, духовые, фортепиано, многочисленные синтезаторы и даже перкуссия не выстраиваются ни в какие осмысленные музыкальные структуры, но при этом отлично создают атмосферу и настроение. Чаще всего мрачное и тревожное, иногда холодно-отстраненное, а порой и умиротворяющее. "Landmark" можно было бы назвать дум-джазом, если бы в нем было хоть что-нибудь джазовое. В результате получается какая-то "думтроника" или даже "думбиент" – здесь очень сильно влияние неоклассики, но нет ни капли часто свойственной ей легковесности.



89. Karsten Pflum “The Orphaned Files” (Pulse State)

Как это часто бывает, компиляция треков, не вошедших в “номерные” альбомы Карстена Пфлюма, оказывается интереснее этих самых альбомов, ну или как минимум превосходит их в разнообразии. За два часа Карстен успевает продемонстрировать нам рыхлое электро в духе лейбла Suction, разухабистый эйсид, вариции на тему обновленческого брейкбита и даже изрядно сдобренный кислотой хип-хоп. Пожалуй, из двух часов вполне можно было сделать один, но недостатком ярких композиций альбом точно не страдает.



88. Suzanne Ciani & Jonathan Fitoussi "Golden Apples of the Sun" (Obliques Atmospheric)

Дуэт модулярщиков разных поколений. Американка Сьюзан Чани принадлежит к поколению пионеров электроники – она начинала еще в конце 1960-х и была дружна с самим Доном Буклой (Don Buchla). 45-летний француз Фитусси как раз из тех, кто увлекся ретроградской космо-электроникой и модульными синтезаторами еще в нулевые, когда это совсем еще не было модной темой. Джонатан входит в довольно узкий круг "героев подполья", успевших выпустить кассеты на лейбле VCO, которым управляли музыканты группы Zombi, и где на рубеже нулевых-десятых и формировался канон "спейс-электроники 2.0". Первый трек пластинки несколько сбивает с толку сочетанием несколько навязчивого бита и эзотерического spoken word, но дальше Сюзан и Джонатан делают то, что умеют лучше всего – пульсируют, журчат, плетут секвенсорные кружева и иногда исполняют виртуозные соло. Тот редкий случай, когда модульная музыка может быть не только экспериментальной, но и красивой.



87. Luke Vibert "Machine Funk" (De:Tuned)

Бельгийский лейбл De:Tuned сегодня один из теневых лидеров современной электроники. Музыки там выходит мало, но имена в их каталоге сплошь громкие, и качество этих релизов (даже в рамках дискографии каждой из этих звезд) – высочайшее. Ну а полнометражные альбомы здесь и вовсе публикуются по большим праздникам, так что лонг-плей Вайберта – событие вдвойне, даже с учетом того что Люк музыкант плодовитый. Со словом "фанк" у электронщиков взаимоотношения сложные – чуть лм каждый считает себя наследником Джеймса Брауна (James Brown) и Parliament/Funkadelic, но при этом каждый же понимает под электронным фанком что-то своё. Фанк в понимании Вайберта – это музыка на стыке электронного диско с несколько шизофренической мелодикой, мягкого электро и эйсида, где ручка резонанса выкручивается с осторожностью. По одну сторону – жизнерадостные танцы от DMX Krew, по другую – замедленные раза в полтора афекствиновские "Аналорды", вдохновителями которых в своё время стал как раз Люк Вайберт.



86. Clark "Sus Dog" (Throttle Records)

Крис Кларк (Chris Clark) никогда не был музыкантом одного звучания и давно уже взял себе в привычку меняться от альбома к альбому, но такого поворота от него, пожалуй, не ждал никто – на 23-м году карьеры Крис запел. Его высокий чуть надломленный голос в сочетании с нервическими электронными аранжировками уже в первом же треке "Alyosha" (what?) немедленно рождает ассоциацию с Radiohead или сольными опусами Тома Йорка (Thom Yorke), и здесь не обошлось не только без влияния Великого и Ужаского, но и без его прямого участия. Ближе к концу альбома в треке "Medicine" мы встречаем Тома в качестве бас-гитариста и вокалиста. К чести Криса надо сказать, что хотя "на бумаге" идея выпустить песенный альбом для IDM-музыканта совсем не выглядит удачной (историй успеха – примерно ноль, даже к Аппарату есть много вопросов), но в "Sus Dog" определенно что-то есть. Альбом очень неровный, и каких-то вещей (например, попыток звучать медленно и печально) Крису точно делать не стоило. Но композиции энергичные (вроде "Town Crank" или того же "Алёши") или же более оптимистичные ("Dismissive" или, с некоторыми допущениями, "Dolgoch Tape") ему определенно удаются. Ну а единственный инструментал на альбоме, трек "Wedding" – и вовсе лучшее, что он записал чуть ли не со времен "The Pining Pt 2".



85. Andre 3000 "New Blue Sun" (Epic)

Наверное, самый обсуждаемый электронный релиз осени – эмбиент-эксперимент рэпера Andre 3000, участника дуэта Outkast. Как всегда в случаях, когда эмбиент-пластинку выпускает конвенциональная звезда калибра Пола Маккартни (Paul McCartney) или даже Трента Резнора (Trent Reznor), хайп лучше заранее делить на десять (такого рода записи – скорее "эка невидаль", нежели топовая музыка для тех, кто увлекается жанром всерьез), но у Андре и впрямь получилось недурно. Собственно говоря, "New Blue Sun" – не столько эмбиент (хотя музыка в самом деле очень разреженная и медитативная), сколько гибрид джаза и нью-эйджа – флейта, перкуссия, шумы, шорохи и немного синтезаторов. Нечто подобное могли записать и Джеймс Ферраро (James Ferraro) или Дэниел Лопатин в начале 2010-х (использовав вместо флейты её имитацию подчеркнуто дешевой цифровой "самоиграйкой"), и Sun Ra в 1970-е, и Нала Синефро (Nala Sinephro) в наше время.



84. Vril “Animist” (Delsin)

Новый диск Ули Хаманна (Ulli Hammann) это танцевальная музыка с человеческим лицом, интеллигентное техно не в смысле околоайдиэмного пост-детройта, который обычно описывают этим термином, а именно что техно, которое комфортно и интересно слушать дома. Здесь много глубокого, почти неслышного баса, кассетного шума и утопленных в эхе дабовых аккордов, но стереотипам условного Basic Channel музыка Ули соответствует далеко не всегда - здесь есть и совсем минимализм, и вещи уже почти мелодичные, и экскурсы в хаус, и грязное перегруженное электро, вполне подошедшее бы формату лейбла Bunker конца 1990-х.



83. Pan American “In Daylight Dub” (Foam On A Wave)

В том, чтобы включать в годовой топ компиляции, есть конечно некоторый элемент читерства, но для меня весь этот материал был новым, так что пусть уж будет. Четвертый релиз лондонского reissue-лейбла - сборник из четырех треков Марка Нельсона (Mark Nelson), лидера пост-рок группы Labradford и резидента лейбла Kranky в качестве соло-музыканта, изначально выходивших на ЕР в начале 2000-х. “In Daylight Dub” - это минималистичный даб-эмбиент или даже даб-техно, доведенные до абсолюта именно в смысла дабовой техники. Из этой музыки убрано всё лишнее - здесь есть бас, лаконичные клавиши и такая же лаконичная перкуссия. Всё вместе звучит холодно, тягуче и гипнотично как воображаемая коллаборация Seefeel и Loscil.



82. Tin Man "Arles" (Bureau B)

В 2010-х Йоханнес Аувинен (Johannes Auvinen), уроженец штата Калифорния, перебравшийся в Вену, заработал себе репутацию лучшего продолжателя идей раннего Plastikman'а: его фирменным, узнаваемым буквально по нескольким нотам стилем стал мягкий, интеллигентный и очень породисто звучавший (лоуфай? нет, не слышали!) эйсид. Однако после альбома "Drippng Acid" (2017) он слегка сбавил темп до одной ЕР в год – как оказалось, чтобы вернуться с совершенно другим звуком. "Arles" – дебют Йоханнеса на немецком лейбле Bureau B, где почитают краут-рок и помимо новой музыки регулярно переиздают пластинки немецких классиков. Звучание альбома "Арль" – это элегантный кроссовер между двумя жанрами. Структурно это скорее kosmische musik, где ритмической арматурой чаще всего становится монотонный гипнотический "моторик-бит" – не всегда повторяющий оригинальный рисунок, но неизменно соответствующий краут-роковому духу. А вот мелодическая палитра родом откуда-то из другого пространства-времени: помимо TB-303, который остается его основным мелодическим инструментом, Железный Дровосек активно использует тембры цифровых "самоиграек" 80-х, что придает музыке колорита.



81. One Million Eyes "Iris" (A Strangely Isolated Place)

Второй альбом нового проекта итальянцев Лучиано Эрмоди (Luciano Ermondi) и Паоло Маццакани (Paolo Mazzacani), прежде известных под именем Tempelhof. Их первый диск под новым именем был чем-то вроде эмбиент-джаза, что в определенной степени продолжало линию Темпельхофа и их дружбы с Джиджи Масином (Gigi Masin). На второй пластинке джаз оказывается разреженным уж совсем до газообразного состояния, но время от времени итальянцев красиво клонит куда-то в сторону berlinschule и минимализма. Единственное, что несколько ломает настроение пластинки – эксперименты с вокалом. Как только в эмбиенте появляется сэмплированное пение, это музыку очень "красит" и добавляет ей не всегда нужных в этом контексте эмоций. В результате "Iris" то и дело навевает ассоциации не то с Subheim, не то с пронзительно-печальной мистикой позднего Bvdub, не то и вовсе с Новыми Композиторами.



80. The Necks “Travel” (Northern Spy)

Пластинка, без которой не обходится кажется ни один топ года вне зависимости от жанровых предпочтений составителей, ну и мой тоже не будет исключением. Окей, к электронике The Necks (трио в составе ударных, фортепиано и контрабаса, играющее музыку на стыке джаза и академического минимализма) прямого отношения не имеют, но с точки зрения того что называется mindset австралийцы электронике очень даже близки. Тут вам и бесконечные петли и повторы, и отношение к инструментам (в первую очередь к ударным) как к объекту саунд-дизайна, и этакая “эмбиентно-психоделическая” манера выстраивать композиции, которые не столько рассказывают слушателю истории, сколько погружают его в атмосферу, в некое состояние.



79. MOY “The Phenomenon Of Memory” (Moy Music)

Британец Джонни Мой (Jonny Moy) уже давно на виду в acid-braindance тусовке - у него были пластинки на лейблах Exalt и Nocta Numerica, а весной он даже дебютировал на Analogical Force. Но пожалуй, его самиздатный альбом (второй по счету) звучит даже поинтереснее - это всё тот же эйсид с ломаным битом (бочка лишь пару раз выпрямляется под конец), где электро на равных сосуществует с брейкбитом, но здесь как-то и звук помягче, и мелодии поярче, и аранжировки поизысканнее. Вспоминаются то Hardfloor и их незабвенный хит “Skill Shot”, то Mike Ink с “Паролями”, то наиболее интеллигентный вариант эйсидного Скверпушера (Squarepusher).



78. Andrea "Due In Color" (Ilian Tape)

Туринский музыкант Andrea подписан на Ilian Tape уже более десяти лет, но "Due In Color" – его всего лишь второй лонг-плей. Как и заведено на этом лейбле, Андреа ходит где-то между брейкбитом (и это уже не попытка вспомнить девяностые, а музыка вполне современная, замешанная на бейсе и электро) и трип-хопом с одной стороны, и всяческим лоу-фаем, эмбиентом и даже нью-эйджем с другой. На первой стороне пластинки ритмы поактивнее (при этом даже брейкбит на "Due In Color" – это музыка атмосферная, гармоничная и интеллигентная), на второй биты становятся глуше, тише, спокойнее и наконец растворяются в тёплых синтезаторных текстурах. Тот случай, когда ингредиенты вроде бы все знакомые, а собирается из них что-то свежее, необычное и при этом конвенционально-красивое. Большая удача и для Андреа (синдром второго альбома? нет, не слышали), и для лейбла.



77. taennya "Sorbus" (Auxiliary)

Лейбл Auxiliary, которым руководит Джеймс Клементс (James Clements) aka ASC, в марте отметился сразу двумя релизами – новым эмбиент-альбомом проекта Inhmost и кассетой этой загадочной исполнительницы. За таким названием проекта сразу же хочется увидеть русский след, и предчувствие не обманывает: taennya – это жительница Новосибирска Татьяна Маслова, и "Sorbus" – её второй альбом (дебютный был издан два года назад на американском Stereoscenic). "Sorbus" – этакий величественно-монументальный дрон-эмбиент, по звучанию близкий к формату лейбла Glacial Movements или к ранним релизам Neotantra. Где-то хумрый, где-то печальный, а чаще всего нейтрально-красивый как арктический пейзаж.



76. Inhmost “Above The Sky” (Auxiliary)
Inhmost “The Feeling Of.....” (rest)

Саймон Хакстебл (Simon Huxtable), также известный по проекту Aural Imbalance, в последнее время пишет много эмбиента. Звучание его ипостаси Inhmost немедленно хочется сравнить с какой-то уж совсем нетленной классикой типа наименее ритмичных композиций Global Communication (вроде их ремикса на The Grid) или с альбомом B-Zet “Archaic Modulation”. Событий в музыке вроде бы немного, но красиво до одурения - в эти композиции можно кутаться как в одеяло, идеальный саундтрек для создания зоны комфорта.





75. Info "Alkaline Glades" (Móatún 7)

Второй лонг-плей недавнего дебютанта, шеффилдского музыканта Майкла Робинсона (Michael Robinson) (и первое его появление на исландском лейбле Móatún 7) обитает где-то на полдороги между мягким и мелодичным электро и таким же мягким и приятным на слух пост-детройтским техно, которое в последние годы проповедовал лейбл FireScope. В звуковой палитре чинные синтезаторные аккорды, летучие арпеджио с выкрученными фильтрами, чуточку "кислоты" и даже россыпь мелко нарезанных голосовых сэмплов. Это музыка достаточно ритмичная, но явно предназначенная не для клубов, а для чиллаута, ну или для домашнего прослушивания. Если обходиться одним эпитетом, то слово "уютный" подойдет лучше всего.



74. Full Bloom “Time Zones” (Ilian Tape)

Много чего я слыхал на лейбле Ilian Tape - контора это на удивление интересная, развивающаяся и незашоренная. Но джаз?! Музыке немецкого секстета пресс-релиз приписывает влияния хип-хопа, афробита, даба и эмбиента, и всё это наверное правда, но “Time Zones” - это абсолютно, стопроцентно джазовая запись. В составе Full Bloom хочется сразу начать выискивать кого-то из известных электронщиков, но вместо этого там обнаруживается саксофонист и тромбонист Саша Люер (Sascha Lüer), параллельно играющий в современной инкарнации легендарной краут-роковой группы Embryo, а также музыканты из Японии и Камеруна. В общем, если к джазу неравнодушен, но внимательно следить за джазовой сценой в 2023 не получилось, “Time Zones” - именно то что нужно.



73. SDEM "Vortices" (Skam)

Редкая новинка долгоиграющего культового IDM-лейбла – проект британца Тома Наппа (Tom Knapp), уже почти 20 лет входящего в обойму лейбла, в 2004-м здесь выходил альбом дуэта Mortal And Chemist с его участием. Соло-проект SDEM он активизировал в 2018-м и с тех пор успел даже отметиться релизами на CPU и Opal Tapes. Музыка его звучит довольно разнообразно, в диапазоне от лефтфилда, лоу-фая и экспериментального эмбиента до электро, а на "Vortices" Том исполняет сложносочиненный "дизайнерский" IDM, отдающий не то продукцией Schematic Records, не то поздней Funckarma, не то (и это, наверное, главный референс), слегка "гуманизированными" поздними Autechre, точнее - их самыми удачными дисками в этом веке, "Oversteps" и "Sign". С одной стороны, эта музыка держится на максимально усложненных цифровых ритмических рисунках, тяготеющих к апериодичности. С другой – на череде странных и нелогичных, но все же составляющих целостный и эмоциональный музыкальный нарратив, синтезаторных аккордов. Тот идеальный случай, когда уже очень сложно, но всё же еще музыкально.



72. Data Rebel "Ember" (Not On Label)

Регулярные читатели "проверок" не реже раза в год видят здесь мои восторги по поводу музыки Дэна Хау (Dan Howe), а также недоумение по поводу того, что его до сих пор не подписывают лейблы покрупнее. ASIP, Carpe Sonum, Fantasy Enhancing, n5MD – везде он был бы украшением каталога. В сущности, про его новый (и, наконец, полнометражный – более часа) альбом можно лишь повторить всё уже сказанное. Это удивительной красоты мягкий, задумчиво-меланхоличный IDM с предельно детализированным звуком "высокой чёткости" и мелодиями "на полутонах". И если вам кажется, что по описанию это очень похоже на то, что делает Bola, то вам не кажется – Хау и впрямь достойнейший среди наследников Даррела Фиттона (Darrell Fitton). Впрочем, о заимствованиях тут конечно же речи не идет, скорее о схожей эмоции. Композиции Data Rebel куда ближе к чиллаутному формату, и в качестве другого ориентира в голову приходят ранние Carbon Based Lifeforms.



71. Nathan Micay "To The God Named Dream" (LuckyMe)

Музыка Натана Микая держалась на трех столбах: первый – это музыка экспериментальная, IDM и всякого рода деконструкции, второй – это препарированный под современные реалии транс, а третий – это бейс, который собственно и привел его на лейбл LuckyMe. Но третьем по счету (если не считать саундтрека к сериалу "Industry") альбоме Натан делает несколько уверенных шагов в сторону звучания более доступного и в лучшем смысле слова мейстримового – яркие "стадионные" мелодии, хип-хоповые и брейкбитовые ритмы (заглавная вещь построена на сэмпле из британского рейв-хита Kicks Like A Mule "The Bouncer", записанного 31 год назад нынешним боссом XL Recordings) и атмосфера рейв-эйфории девяностых. "To The God Named Dream" – это пластинка модная и одновременно ностальгическая. Ассоциации возникают то с Way Out West, то с Junkie XL, то с молодым Ферри Корстеном (Ferry Corsten), то даже с M83.



70. Kirk Degiorgio Presents Blue Binary "Origins" (FireScope)

Британский лейбл FireScope, который специализируется на мягком и интеллигентном техно и электро, в прошлом году едва не свернул деятельность, ссылаясь на непомерно выросшие накладные расходы. В итоге, отказавшись от виниловых релизов, лейбл всё же продолжил работать и представляет первый диск в 2023-м – новый альбом своего давнего резидента, а заодно едва ли не главного в Европе энтузиаста всякого рода "техно-соула" и прочей пост-детройтской музыки. В этом году ДеДжорджио словно пытается деконструировать собственную музыку, расщепляя её не составляющие. Если в альбоме "Robe Of Dreams", который недавно выпустил лейбл Neroli, он играет практически джаз, то на "Origins" неожиданно пускается в ретро-электронику семидесятых. Величественно плывущие синтезаторные аккорды, убаюкивающие секвенции и гипнотические арпеджио – идеальной геометрической формы созерцательная музыка по заветам берлинских мастеров.



69. Salamanda "In Parallel" (Wisdom Teeth)

Дуэт корейских девушек успел произвести на меня впечатление еще летом, когда я успел посмотреть их лайв на двух фестивалях – сначала на Dekmantel в Амстердаме, а затем на Mutek в Монреале. Тогда они поразили меня довольно странным контрастом – процентов 70 их музыки звучало примерно как старый Warp – этакое замысловатое электро, похожее не то на RAC, не то на Phoenecia "Randa Roomet". Но вот другие тридцать процентов оказывались довольно типичной "музыкой для тиктока" – цифровым пост-R&B с вокалом, пропущенным через автотюн. На альбоме (а "In Parallel" – уже четвертый диск проекта) вокальная программа ограничивается треком "Homemade Jam" (который успел запомниться еще по лайвам), но вот остальные сорок минут похожи уже не на Warp, а скорее на уже упомянутый в этом дайджесте Music From Memory. Точнее сказать, примерно таким мы обычно представляем себе качественный нью-эйдж 1980-х, в первую очередь японский: это мягкая и медитативная, но не лишенная вкуса к экспериментам музыка с приглушенным битом, легкой "дальневосточинкой" в мелодиях и узнаваемой звуковой палитрой, создаваемой ранними сэмплерами и цифровыми синтезаторами.



68. WRNR "Leaves From The Brain" (Mighty Force)

Кеннер Вернер (Kenneth Werner), также известный под именами As If, CNTRLD MND и Midnat, выпускает музыку еще с нулевых, издавал пластинки на U-Cover и BineMusic, а сейчас прописался в семействе дружественных лейблов, выпускающих стильную электронную ретроманию в диапазоне от эйсида и детройтского техно до IDM и эмбиента – Moatun7, Exalt, Intellitronic Bubble, а вот теперь и Mighty Force. Альбом "Leaves From The Brain" напоминает эксперимент в жанре "all colors of 303": он начинается как хмурое даб-техно, продолжается неторопливым абстрактным электро (в "In A Different Light" даже цитируется басовый ход из "Blue Monday"), затем переходит в предельно облегченный эйсид-транс (на ум почему-то приходит ранний Rephlex типа самых мягких записей Майка Дреда) и заканчивается все еще неагрессивной, но уже весьма энергичной "пластикменовщиной". Эйсид – жанр априори очень консервативный, поэтому откровений от Вернера ждать не стоит, но в рамках "искусства возможного" Кеннет проявляет себя очень ярко.



67. Lackluster "Alley" (Hymen Records)

Один из ярчайших представителей второй IDM-волны финн Эса Руохо (Esa Ruoho), резидент лейблов monotonik, Merck и Defocus, возвращается к истокам. IDM-альбомов он не выпускал лет десять, занимаясь скорее саундтреками и абстрактным эмбиентом. "Alley" – дебют Эсы на лейбле Hymen, и по привычке от этих издателей ждешь музыки мрачной и тяжелой, уходящей корнями куда-то в индастриал. В действительности же "Alley" звучит совсем иначе – это мягкий, лаконичный и несколько печальный IDM, который в своё время и принес финскому музыканту известность. Эта пластинка идеально вписалась бы в дискографию Lackluster где-то между "Container" и "Wrapping", и это, наверное, лучшее, чего можно ждать от такого камбэка.



66. Morphtables "Screen" (sitdownandance)

Павел Уколов – уроженец Тюмени, а ныне житель Стамбула, где уже успел органично вписаться в местную культурную жизнь, стать резидентом серии клубных мероприятий Absurdance, а теперь еще и клиентом главного стамбульского электронного лейбла, неплохо известного и за пределами Турции (о релизах основателей лейбла Arketip и Fluctuosa мы уже писали в "Проверках"). Звучание "Screen", второго альбома в его дискографии, проще всего определить как braindance – ударные где-то между ускоренным электро и брейкбитом, тёплые и ретроградские синтезаторные тембры, плюс яркая мелодика – где-то стройная и даже хитовая, а где-то по-афекствиновски "больная". От сегодняшней "генеральной линии" жанра (которую задает, скажем, лейбл Analogical Force в лице RTR или Джеймса Шинры) эту запись отличает более низкая "кислотность" (эйсидных рифов с выкрученным резонансом Morphtables избегает вовсе) и подчеркнуто мягкий звук – ближайшим сравнением тут будут "Аналорды" Ричарда Джеймса (Richard James).



65. Grandbrothers "Late Reflections" (City Slang)

Четвертый лонг-плей замечательного дуэта из Дюссельдорфа, совмещающего неоклассику с электроникой. Один вектор в музыке Эрола Зарпа (Erol Sarp) и Лукаса Фогеля (Lukas Vogel) – это рояль и этакий духоподъемный "романтический минимализм", другой – синтезаторы (роль которых, впрочем, второстепенна) и электронные ритмы – энергичные, но чаще всего совсем не похожие на техно. Особенность работы "братьев" с ритмом еще и в том, что помимо синтетической "бочки" вся перкуссия в их музыке имеет акустическую природу, но играется механически – её в буквальном смысле выстукивают по дереву молоточки, управляемые по MIDI, потому звучит она так ровно, как не сыграет ни один барабанщик-виртуоз. По сравнению с предыдущими пластинками, на "Late Reflections" музыканты заметно отходят от "математики" в сторону музыки эмоциональной и масштабной – романтизм побеждает минимализм за явным преимуществом, а в некоторых пьесах появляется прямо-таки стадионный размах.



64. Inkipak "Slip" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

Британец Джон Мейс (Jon Mace), дебютировавший в 2020-м, успел за это время не только выпустить полдюжины альбомов, но и стать (вполне заслуженно) едва ли не самой популярной фигурой в сообществе, собравшемся вокруг лейблов Touched, Ping Disc, Pulse State, Mighty Force и Moatun 7. Если на предыдущих дисках Мейс скорее тяготел к эйсиду и брейкбиту, пусть и подавал их мягко и интеллигентно, то здесь он делает шаг куда-то по направлению к ностальгическому IDM начала 2000-х – вспоминаются то Sense, то Boulderdash, то Herrmann & Kleine, то Arovane образца "Tides". Во второй половине Inkipak слегка прибавляет в темпе и переходит на любимые брейкбитовые ритмы, но настрой так и остается "чилловым", а звук – мягким. Это не клубный брейкбит, а скорее балеарик-брейкс, где главное – атмосфера и мелодия, а ритм играет роль скорее вспомогательную.



63. Futuregrapher "Ýsa í raspi" (Móatún 7)

Еще один релиз с того же исландского лейбла – на этот раз авторства босса Móatún 7 Арни Гретара Йоханссона (Árni Grétar Jóhannesson). Звучит "Ýsa í raspi" как смесь эйсид-хауса, эмбиент-техно и "докомпьютерного" прото-IDM c тяжелой бочкой. Сдержанные, на полутонах, северные мелодии плюс довольно необычный ретро-звук, отсылающий то к раннему Rephlex в диапазоне от Chmimera до Synectics, то к записям Metamatics времен его сотрудничества с лейблом Clear, то к современным работам Люка Вайберта (Luke Vibert). Нео-классицизмом (если понимать под классикой новаторскую электронику 90-х) сейчас мало кого удивишь, то Futuregrapher находит туда какую-то собственную, уникальную дорогу.



62. Inner Square "New Forgotten Memories" (Squaresonic)

Среди двух долгоиграющих проектов москвича Михаила Тысика ипостась W.A.T.A отведена скорее под эмбиент, а Inner Square – под музыку более ритмичную. В дискографии проекта есть и дип-хаус, и этакий "атмосферик тек" и даже вариации на тему спейс-диско. Однако "New Forgotten Memories" оказывается где-то на стыке этих двух личин. Это музыка ритмичная, но ритм-секция здесь играет роль скорее сопроводительную, а темп не понимается выше ста ударов в минуту. А главное здесь – атмосфера и текстура. Стилистически альбом попадает куда-то в центр треугольника "псай-чилл – даб – балеарик", однако Михаил здесь удачно избегает штампов, характерных для каждого из этих направлений. Даб-техно аккорды, медленно пульсирующий бас и психоделическая гитара с амбиентными ландшафтами вместе походят скорее на The Orb, а если точнее – на пластинку с Дэвидом Гилмором (David Gilmour), недавно отредактированную и перевыпущенную.



61. Various Artists "Touched By Silence #2" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Амбициозный сиквел успевшего уже стать легендой и раритетом бокс-сета "Touched By Silence", вышедшего три года назад. Масштаб в этот раз чуть поменьше – 4 диска вместо 11 и просто длинная компиляция вместо коробки из девяти альбомов, к которым сборник идет уже как бы бонусом. Но проекту такая лаконичность (если так можно сказать о сборнике из 35 треков и общей длиной в 5 часов) только на пользу – эту компиляцию всё же можно внимательно послушать целиком, пусть и в два приема. В отличие от большей части сборников с Touched, ставка здесь делается не на IDM, а на эмбиент и чиллаутную электронику в общем, а в составе участников идеально сбалансированы представители ревайвал-волны (Heogen, Si Matthews, Cyance, Sven Kossler, Dan Armstrong) и патриархи вроде Scanner, FSOL, Youth, Марка Ван Хуна (Mark Van Hoen) и Томаса Фельмана (Thomas Fehlmann). Ближайшей аналогией здесь будут даже не сборники с FAX или Rising High, а компиляции лейбла Apollo середины девяностых – если тот же FAX в тот момент представлял вполне определенный звук и музыкальную идеологию, то Apollo при внешнем соблюдении правил скорее придерживался принципа "пусть цветут все цветы". Так и здесь – есть треки более мрачные и более светлые, более ритмиичные и совершенно дроновые, эмоциональные и холодно-отстраненные. Еще одна параллель "из той эпохи" – первый выпуск в серии "Freezone", сфокусированный еще не на даунтемпо и прочих горизонтальных танцах, а на эмбиенте.



60. G-Prod “Harmonic Analysis” (Fourier Transform)

Двойной альбом французского проекта в составе братьев Давида и Николя Гоген (David Gaugain, Nicolas Gaugain), где на первом диске собраны оригинальные композиции, а на втором - ремиксы от музыкантов, близких к тусовке лейблов Intellitronic Bubble и Mighty Force (ReKaB, Inkipak, Paddy Thorne и т.д.). Музыка братьев обитает где-то на стыке дип-хауса, интеллигентного техно и мелодичного детройта - где-то рядом Octave One, Kenny Larkin и B12. На втором диске жанровая палитра чуть пошире (тут вам и эйсид, и электро, и брейкбит), но дух и настроение оригиналов бережно сохранены.



59. Pentagrams Of Discordia "Deprogrammed" (Pulse State)

По случаю хэллоуина – немного хонтологического нуара напоследок. Зашифрованный проект, имеющий за плечами лимитированную семерку 1998 года и такой же лимитированный CDR 2018-го, выпускает новый альбом, звучащий как воображаемый доисторический релиз Boards of Canada, оцифрованный с заезженной кассеты, играющей к тому же медленнее чем нужно. Фирменные BOC-овские гармонии, хип-хоповые ритмы и плывущие клавиши (только всё это чуть более мрачно и туманно, с привкусом "вичухи"), плюс тонущий в обработке spoken word про иллюзии и психоделический опыт. Деление на три длинных трека довольно условно – всё это скорее единая радиопостановка, состоящая из композиций покороче, связанных текстовыми блоками. Вполне очевидная мистификация, в которой легко заподозрить, к примеру, Cult48, но звучащая при этом весьма достойно и атмосферно.



58. Warrington-Runcorn New Town Development Plan “The Nation's Most Central Location” (Castles in Space)

Проект Гордона Чемпена-Фокса (Gordon Chapman-Fox) каким-то образом проскальзывал мимо моих радаров, хотя это уже четвертый его альбом за три года, а за лейбом Castles In Space я вроде бы следил (впрочем, меня частично оправдывает то, что музыки они выпускают очень много). Warrington-Runcorn New Town Development Plan - это породистая космо-электроника, но уходящая корнями не к Tangerine Dream и Клаусу Шульце (Klaus Schulze), как бывает чаще всего, а к Вангелису (Vangelis) и Kraftwerk - с одной стороны Чемпен-Фокс создает чуть более яркие мелодии, чем приняты в каноне жанра, с другой, на альбоме есть и приглушенный неторопливый электро-ритм, и скуповато-минималистичные секвенции а-ля "Man Machine". В результате ближайшим сравнением к “The Nation's Most Central Location” оказываются поздние пластинки Dopplereffekt.



57. Xploding Plastix "This Is Accurate" (Beatservice Records)

Норвежский дуэт ворвался в мир электронной музыки в 2001-м, когда выпустил альбом "Amateur Girlfriends Go Proskirt Agents" – идеальный гибрид джаза, брейкбита и трип-хопа. За ним последовало еще несколько пластинок, на которых заметно сократилась доля джаза, однако на концертах музыканты по-прежнему демонстрировали вкус к спонтанности и живому звуку. Однако после 2009-го коллектив практически замолчал – за последующие 13 лет Xploding Plastix отметились лишь участием в саундтреке к игре "Mosaic". И вот в 2023-м Халвард Хаген (Hallvard Wennersberg Hagen) и Йенс Петер Нильсен (Jens Petter Nilsen) неожиданно напомнили о себе сначала парой синглов, а вот теперь и новым альбомом. "This Is Accurate" начинается с неторопливого хип-хоп ритма, тожественных синтезаторов и вокодерного пения, однако уже ко второму треку темп резко меняется – норвежцы ускоряются в пулеметный drill'n'bass, напичканный игривыми, порой слегка дурашливыми, но неизменно яркими мелодиями. Спринтерские забеги в сверхвысоком темпе Xploding Plastix щедро разбавляют спокойными интерлюдиями, однако настроение альбома всё равно считывается как бравурно-рейверское. Интересно, что норвежцы при этом совершенно избегают британских штампов и следуют скорее именно скандинавской традиции. Если по темпу и настроению "This Is Accurate" еще можно сравнить с тем, что делают братья Дженкинсоны, то в звуковой палитре и мелодике ориентиры совсем другие – тут в голову приходят их земляки Apparat Organ Quartet и Ким Юртхёй (Kim Hiorthøy) и его прекрасная концертная пластинка "Live Shet", датированная далеким 2004-м. Это музыка веселая, лихая и даже несколько ехидная, и опирается она не на рейв-стандарты, а на что-то из детства – мультфильмы, старые видеоигры и чувство необъяснимой и безудержной радости.



56. Lindstrøm "Everyone Else Is A Stranger" (Smalltown Supersound)

Ханс-Петер Линдстрем взял за правило чередовать диско-альбомы с экспериментальными. Его предыдущий диск вышел аж 4 года назад (в отличие от коллеги по норвежской диско-сцене Принса Томаса, Линдстрем мужественно промолчал всю пандемию) и тяготел к неторопливой космо-электронике, так что на этот раз настал черед танцев. Четыре длинных трека, составляющие пластинку, четко бьются на две стороны. На первой Ханс-Петер выкручивает ручку эмоциональности, выдавая максимум ностальгических мелодий. Открывающая диск "Syreen" парадоксальным образом лучше подходит не для того чтобы открывать, а для того чтобы закрывать живые концерты или диджей-сеты – это идеальная вещь под титры какого-нибудь ромкома из восьмидесятых в духе "La Boum". В "Nightswim" Линдстрем идет еще дальше и разблокирует внутреннего Дитера Болена (Dieter Bohlen), оставаясь при этом строго в рамках скандинавского ню-диско. На второй стороне норвежец звучит уже более привычно, прохаживаясь вокруг да около скандинавского диско-балеарика, более спокойного и психоделического, но солнечно-сентиментальные ноты проскальзывают и тут.



55. Neural Network “Opaque” (rediscovery records)

Норвежское трио Neural Network было активно в середине 1990-х, а ведущую роль там играл Джостейн Гьелсвик (Jostein Dahl Gjelsvik), известный нам сейчас по проектам Pjusk и Circular. В течение года с 1994 по 1995-й группа издала два альбома, а потом растворилась в небытии, однако оставила после себя некоторое количество неизданного материала, заинтересовавшего спустя почти 30 лет американский лейбл re:discovery. “Opaque” - классический пример того, что в девяностые называли эмбиент-техно или эмбиент-хаусом - не в смысле наличия там ярко выраженных танцевальных ритмов, а в том смысле что в этой музыке (похожей не только на эмбиент, но еще и на замедленный транс) чаще всего есть довольно спокойная и неторопливая, но всё же заметная ритм-секция. Интересно слушать эту пластинку и подмечая, что при всем нынешнем внимании к чиллаутной сцене 30-летней давности, современная музыка, созданная по тем канонам, всё же очень отличается от реальных записей из того периода. Отличается часто в лучшую сторону (по крайней мере технически), но послушать тот рыхлый, нерафинированный звук, тоже бывает любопытно и приятно.



54. Various Artists"Found Sound 3" (Touched Music)

Релиз, формально датированный прошлым годом, но вышедший 30 декабря, когда все итоговые обзоры были не только сверстаны, но и выпущены. Меж тем, пройти мимо этой компиляции было бы большим упущением. Лейбл Touched, некогда тяготевший к многочасовым мегаломанским сборникам, начал "фильтровать базар" и в этот раз обошелся 25 треками и весьма внушительным подбором артистов – FSOL, ISAN, Люк Вайберт (Luke Vibert), Mrs Jynx и u-Ziq, Keiss, Dron, Data Rebel, Yimino и тому подобное (при этом не обошлось и без полудюжины артистов совершенно нераскрученных, но от этого ничуть не менее интересных). В сухом остатке максимально мелодичный и хитовый IDM с эпизодическими залетами то в эйсид, то в хип-хоп, то в брейкбит. Штука по настроению абсолютно новогодняя (послушайте хотя бы трек Inkipak'a), так что год спустя слушается очень хорошо.



53. MPU101 "MPU103" (Ilian Tape)

Третий (или второй, если считать дебютный релиз длинной ЕР) альбом берлинца Михала Матлака (Michal Matlak) под именем MPU101. К звуку в духе Boards Of Canada Михал тяготел всегда, но если на предыдущих пластинках MPU101 его клонило то в электро, то в этакий лоуфай-эмбиент, то сейчас он оказывается от патриархов с Warp прямо-таки в опасной близости – тут и фирменные "bittersweet" гармонии, и плывущий аналоговый звук, и даже неторопливый бит в нескольких треках. Надо сказать, что удачные продолжения идей BOC – примета последнего времени, до этого все попытки их "клонировать" были неубедительными. И если для Cult48 и Principles Of Geometry отправной точкой становятся более структурированные, хитовые треки BoC, то MPU101 предпочитает их более абстрактную сторону типа интерлюдий с альбома "Geogaddi".



52. Ryuichi Sakamoto "12" (Milan Records)

Номерные" (т.е. не саундтреки к фильмам, сериалам и инсталляциям, и не концертные джемы) альбомы японского мэтра и так в последнее время выходили крайне редко, а уж в свете того, что диск оказался последним прижизненным релизом Сакамото, вышедшим незадолго до его смерти, видится каким-то очень важным и программным высказыванием, музыкальным завещанием. Главный инструмент здесь фортепиано, причем в начале пластинки Рюити как бы бережёт ноты, выдавая их поодиночке, будто бы нехотя. Первая половина альбома словно состоит из пауз, где нужно вслушиваться во вторые и третьи планы - тёплые эмбиентные синтезаторы, шумы и полевые записи. Но мало-помалу фортепиано становится активнее, и к концу пластинки Сакамото заходит куда-то на шопеновские территории, где роль электроники уже глубоко второстепенна.



51. Orbital "Optical Delusion" (London Records)

Отметив странный ("тридцать с чем-то") карьерный рубеж убедительным ремикс-альбомом, братья Хартнолл решили закрепить позиции новой пластинкой. Если предыдущий их диск "Monsters Exist" был попыткой (не слишком удачной) играть на территории клубного мейнстрима, почти EDM, то "Optical Delusion" претендует на статус поп-альбома. Надо сказать, что поп-ипостась всегда была для Orbital чем-то вроде стороннего проекта, вокальные треки украшали многие их альбомы, но были скорее дополнительной краской в их довольно разноплановой палитре. На новом альбоме вокал звучит в 8 треках из 10, причем для каждого приглашен свой артист или группа. Получается с переменным успехом. Открывающий альбом "Ringa Ringa" – это и впрямь один их лучших треков братьев в XXI веке (здесь Orbital очень удачно воссоздают дух альбома "Middle Of Nowhere"), да и первый сингл "Dirty Rat" звучит эффектно даже несмотря на то, что агрессивный речитатив Sleaford Mods несколько довлеет над музыкой. Перетягивают одеяло на себя и чересчур специфичные голоса Coppe и Анны Сэвидж (Anna B Savage), и это несколько портит общее впечатление от их треков. "Are You Alive?" при участии брайтонского коллектива Penelope Isles звучит, напротив, чересчур стандартно, что-то в этом треке есть от недавних вокальных опытов Chemical Brothers и Aurora, тоже не самых удачных. А вот обе инструментальные вещи, в особенности эйфорически-брейкбитовая "Requiem for the Pre-Apocalypse", безусловно хороши, да и "Day One" с почти оперным голосом Дины Ипавич (Dina Ipavic) вполне тянет на уровень орбиталовской классики. В итоге получилась пластинка вроде бы и не великая (примерно так воспринимался, скажем, "Middle Of Nowhere" на фоне "In Sides"), но та, к которой всё равно регулярно возвращаешься.



Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.


Первая часть рейтинга лучших электронных пластинок года по версии "Проверки пульса" В первой части топа довольно много громких мейстримовых имен, есть пара-тройка пластинок, относящихся к электронике довольно условно, а также некоторое количество персонажей не слишком известных, появляющихся в таком листе впервые. О каких-то глобальных тенденциях, наверное, стоит поговорить в предисловии к первой полусотне, а пока напомню, что всё нижеперечисленное есть сугубо субъективный выбор, любимые пластинки и больше ничего. 100. The Orb "Prism" (Cooking Vinyl) Сотое место в топе почти всегда достается альбому, который в целом мне скорее не понравился, но который я всё равно много слушал, за что пластинку хочется отметить. К тому же на “Prism” есть как минимум минут 15-20 музыки прекрасной, а то и гениальной. Новый материал в этом году The Orb решили выдавать порциями, и до выхода альбома успели обнародовать три трека. Ожидания от пластинки этот тизер подогревал необычайно – если к лид-синглу "Living In Recycled Times" с женским вокалом и энергичным драм-н-бейс ритмом и были некие вопросы, то заглавная вещь (коллажный эмбиент с рассказом про чемпионство Бобби Фишера) и "Home" (затейливый эмбиент-хаус) сулили нам чуть ли не новый "Orbus Terrarum". Увы и ах – чуда не случилось. "Prism" оказался до крайности эклектичной пластинкой, где собрано всё что Алекс Паттерсон (Alex Patterson) и его коллеги в принципе умеют. Хаус, даб, поп-регги, драм-н-бейс и даже соул – кое-что из этого неплохо сработало бы само по себе и под другой вывеской (дабовая "Dragon Of The Oceans" была бы идеальным синглом для перезапустившихся Leftfield, а "Living In Recycled Times" отлично подошла бы Голди), но всё вместе оставляет ощущение, что у кого-то в айподе случайно включился режим "shuffle". 99. M83 “Fantasy” (Mute) После сенсационного альбома “Hurry Up We’re Dreaming”, чей взлет во многом был предопределен успехом сингла “Midnight City”, Энтони Гонсалес (Anthony Gonzalez) долго не мог прийти в себя. Он то экспериментировал с “музыкой для лифтов” и “стыдным” поп-звучанием 1980-х, то сочинял эмбиент, то с головой уходил в саундтреки. Кажется к 2023-му он наконец очухался и снова пришел к той музыке, что умеет сочинять лучше всего - стадионному и местами танцевальному поп-шугейзу. В 2023-м этот масштаб и эта эйфория звучат несколько не к месту, но сам факт “возвращения к форме” Гонсалесу определенно стоит зачесть - он снова сочиняет большие хиты, ну а то, что в них порой многовато сахара, можно считать авторской фишкой, в конце концов кроме Энтони так сейчас не умеет примерно никто. Кажется, эту пластинку стоит отложить до лучших (в прямом смысле слова) времен, и тогда от неё можно будет кайфануть по-настоящему. 98. Teeth Of The Sea “Hive” (Rocket Recordings) Седьмой альбом лондонского трио вышел каким-то до крайности эклектичным - начав с привычного спейс-рок инструментала с трубой, “Зубы” разгоняются чуть ли не в техно, затем исполняют симпатичный инди-поп номер а-ля середина нулевых, после выдают нечто на грани сырого экспериментального электро и краут-рока, а дальше будто бы заходят на второй круг. Тот редкий случай, когда я ратую за короткий формат - этот диск пожалуй стоило разделить на три ЕР, одна из которых точно получилась бы прекрасной. Но и в таком виде слушать “Hive” как минимум интересно. 97. Tim Hecker "No Highs" (Kranky) После четырехлетней паузы на работу в кино, канадский мэтр симфо-эмбиента наконец возвращается с программной пластинкой. Отличительные особенности Хекера-композитора в умении достигать единства противоположностей. В его звучании сочетаются органика и синтетика, а чистые тембры – с искаженными, если же говорить именно о нотах, то с одной стороны он как бы играет возвышенную, почти церковную музыку, построенную на печальных и на первый взгляд абсолютно гармоничных аккордах, с другой – тоны у него как бы слегка "не строят", то и дело создавая ощущение неуюта, плавно переходящего в кошмар. Ближе к концу тектонические пласты начинают двигаться чуть быстрее, статическая поначалу музыка – дышать и пульсировать, и из текстуры постепенно проявляются отдельные инструменты. Во второй части пьесы "Monotony" мы уже явственно слышим саксофон Колина Стетсона (Colin Stetson), который, как оказывается, звучал и в самом начале альбома, но был там почти нералзичим. 96. Ital Tek "Timeproof" (Planet Mu) Карьера британца Алана Майсона (Alan Myson), которого мы еще недавно относили к молодому поколению, как-то незаметно перевалила за 15 лет. В конце нулевых он начинал с дабстепа, затем сместился куда-то в сторону IDM и музыки с приставкой "пост", а в последние годы предпочитает мрачный синтезаторный саунд без чёткой ритмической привязки. На "Timeproof", своём восьмом альбоме, Алан доводит эту тему до совершенства. Это музыка тревожная, величественная, красивая и при этом абсолютно современная. Сайд-чейны, пульсирующий бас, букет резких и плотных синтезаторных партий и гомеопатическая доза ударных – то техновых, то пост-дабстеповых. При этом в клавишных саундскейпах Ital Tek умудряется нигде не повторять ходов классиков. Эта музыка куда ближе к Бену Фросту (Ben Frost) и Тиму Хекеру (Tim Hecker), чем к Жану-Мишелю Жарру (Jean-Michel Jarre) или Вангелису (Vangelis). Однако кажется именно "Timeproof" лучше всего подошел бы в качестве саундтрека к современной версии "Бегущего по лезвию". 95. Pjusk


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий