Сурковская пропаганда: это же классика - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Сурковская пропаганда: это же классика - «Новости Музыки»


Павел Сурков посетил лучший концерт за два последних года - по иронии судьбы это оказался концерт классической музыки.


Любите ли вы классическую музыку? Только отвечайте честно, не приукрашивая! На первый взгляд, любить классику и делать вид, что в ней разбираешься - чрезвычайно просто. Спасибо школьным урокам музыки: некий набор классических мелодий врезался в подкорку и ты поневоле знаешь, что "табадабадам, табадабадам" - это Моцарт, а "тадада" - это Бетховен. Для минимального культурного багажа вполне достаточно.


Смаковать классическую музыку, притворяться, что получаешь от нее удовольствие - это определенная пафосная поза. С такой же позой люди признаются, что любят джаз, и покупают в промышленных масштабах диски Kenny G. Некоторые корчат из себя голливудского злодея - редко какой фильм обходится без мерзавца-главаря, который ставит на проигрыватель пластинку и под звуки классики, полуприкрыв глаза, шепчет: "Как же я млею от второго концерта Рахманинова в исполнении Горовица... Вот это место - вслушайтесь, ах, какое фортиссимо! Слышите? Чарующие звуки! Ну а теперь (презрительный жест рукой) скормите этого мерзавца свиньям".


Одним словом, классика - это статус. Это подтверждение собственного приобщения к высокой культуре. Люди любят ощущать себя избранными, и сращивание классической музыки с поп-культурой на Западе, например, идет весьма успешно. В свое время Лучано Паваротти, откатав с Доминго и Каррерасом тур "Три тенора", пиарившийся похлеще иных рок-вояжей, мгновенно собрал серию концертов "Паваротти и друзья", где на одну сцену с маэстро оперной сцены вышли представители рок- и поп-сообщества.


Тем не менее, выстроить концерт классической музыки по законам поп-мероприятия - одна из труднейших организационных задач, прежде всего технически и технологически. Прежде всего, оркестр нужно правильно подзвучить и оный звук нужно тоже правильно вывести на публику. Оркестр звуковых ошибок не прощает - можно вспомнить прошлогоднее выступление Энтони Хегарти (Antony Hegarty) с великолепным оркестром "Новой оперы". Несмотря на блестящую подготовку всех музыкантов, прошедший дождь кардинально изменил звуковую картину - от влаги оркестр попросту "поплыл" и звукорежиссерам первые три песни просто пришлось проявить чудеса изворотливости.


Но у меня была давнишняя мечта - попасть на концерт классической музыки, сделанный по всем канонам массового рок- или поп-действа. Возможность представилась: на Красной площади впервые совместно выступали Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко в сопровождении оркестра имени Евгения Светланова под руководством Константина Орбеляна. Несмотря на то, что синхронно с Хворостовским и Нетребко в "Известиях" бесновались обожаемые мною Public Image Limited, я предпочел просто классику классикам панка. В конце концов, Лайдона я уже видел и слышал. Ну и признаюсь честно, в голове сидела шальная мысль: "Начну засыпать в конце первого действия - сбегу в антракте на Лайдона".


Программа концерта обещала полный набор greatest hits, all stars и the best: монолог Скарпиа, арию Риголетто, фрагменты "Трубадура" и "Евгения Онегина" и хор рабов из "Набукко". Стопроцентное попадание: даже если вы не знаете, как называются эти мелодии - хотя бы раз вы их слышали. Судьба Лайдона была предрешена. Я решил приобщаться к высокому искусству до конца.


Первый сюрприз поджидал меня с первых же нот: звук оркестра оказался встроен не просто блестяще - он был совершенен. Идеальный баланс струнных и духовых, блестящее знание партитуры звукорежиссерами и работа с балансом непосредственно при исполнении - ни малейшего перегруза, ни малейшего искажения. Что до визуальной составляющей, то просто наблюдать за тем, как дирижирует Константин Орбелян - отдельное удовольствие. Прошедший западную, американскую школу, он фактически ломает каноны управления оркестром - здесь нет выразительных жестов руками, к которой мы привыкли в российской дирижерской школе. Орбелян дирижирует весь, всем корпусом, словно растворяясь в музыке.


Выход вокалистов - отдельно срежисированный, точно просчитанный элемент программы. Нетребко и Хворостовский сменяют друг друга, сперва по очереди выходя на сцену, чтобы в финале каждого из двух актов концерта сойтись в дуэте. При этом и сольные выходы неимоверно хороши: тонкая лирика Нетребко отлично сочетается с экспрессивностью и драматизмом Хворостовского. При этом оба не просто поют - они играют роли, будь то граф ди Луна ли Риголетто, или же Татьяна с Онегиным.


Но главная неожиданность поджидает нас в конце: завершив оперную программу, Нетребко и Хворостовский выходят на бис и напрочь ломают весь академизм концерта. Сперва Анна переключается с оперы на оперетту и исполняет песню Сильвы Кальман - при этом она не просто поет, а еще и танцует. Затем Хворостовский поет любимые "Очи Черные", а через пару минут Нетребко возвращается на сцену, чтобы дуэтом с Дмитрием исполнить "Подмосковные Вечера". И тут происходит тот самый коллапс, о котором я говорил выше - с одной стороны, нас приобщили к высокому искусству, с другой - сделали нас неотъемлемой частью процесса. Мелодии знакомы? Все до единой! Исполнены прекрасно? Великолепно!


Лично я покидал Красную площадь с ощущениями, что только что побывал на одном из лучших концертов за последние пару лет. По всем параметрам: и качество звучания, и качество исполнения - но самое главное, ощущая себя практически экспертом в классической музыке. Знал все мелодии и получил удовольствие - уже повод гордиться.


А Public Image Limited в этот день тоже отлично отыграли, но об этом коллега Мудрик . Но это, как говорится, совсем другая история.


Павел Сурков посетил лучший концерт за два последних года - по иронии судьбы это оказался концерт классической музыки. Любите ли вы классическую музыку? Только отвечайте честно, не приукрашивая! На первый взгляд, любить классику и делать вид, что в ней разбираешься - чрезвычайно просто. Спасибо школьным урокам музыки: некий набор классических мелодий врезался в подкорку и ты поневоле знаешь, что "табадабадам, табадабадам" - это Моцарт, а "тадада" - это Бетховен. Для минимального культурного багажа вполне достаточно. Смаковать классическую музыку, притворяться, что получаешь от нее удовольствие - это определенная пафосная поза. С такой же позой люди признаются, что любят джаз, и покупают в промышленных масштабах диски Kenny G. Некоторые корчат из себя голливудского злодея - редко какой фильм обходится без мерзавца-главаря, который ставит на проигрыватель пластинку и под звуки классики, полуприкрыв глаза, шепчет: "Как же я млею от второго концерта Рахманинова в исполнении Горовица. Вот это место - вслушайтесь, ах, какое фортиссимо! Слышите? Чарующие звуки! Ну а теперь (презрительный жест рукой) скормите этого мерзавца свиньям". Одним словом, классика - это статус. Это подтверждение собственного приобщения к высокой культуре. Люди любят ощущать себя избранными, и сращивание классической музыки с поп-культурой на Западе, например, идет весьма успешно. В свое время Лучано Паваротти, откатав с Доминго и Каррерасом тур "Три тенора", пиарившийся похлеще иных рок-вояжей, мгновенно собрал серию концертов "Паваротти и друзья", где на одну сцену с маэстро оперной сцены вышли представители рок- и поп-сообщества. Тем не менее, выстроить концерт классической музыки по законам поп-мероприятия - одна из труднейших организационных задач, прежде всего технически и технологически. Прежде всего, оркестр нужно правильно подзвучить и оный звук нужно тоже правильно вывести на публику. Оркестр звуковых ошибок не прощает - можно вспомнить прошлогоднее выступление Энтони Хегарти (Antony Hegarty) с великолепным оркестром "Новой оперы". Несмотря на блестящую подготовку всех музыкантов, прошедший дождь кардинально изменил звуковую картину - от влаги оркестр попросту "поплыл" и звукорежиссерам первые три песни просто пришлось проявить чудеса изворотливости. Но у меня была давнишняя мечта - попасть на концерт классической музыки, сделанный по всем канонам массового рок- или поп-действа. Возможность представилась: на Красной площади впервые совместно выступали Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко в сопровождении оркестра имени Евгения Светланова под руководством Константина Орбеляна. Несмотря на то, что синхронно с Хворостовским и Нетребко в "Известиях" бесновались обожаемые мною Public Image Limited, я предпочел просто классику классикам панка. В конце концов, Лайдона я уже видел и слышал. Ну и признаюсь честно, в голове сидела шальная мысль: "Начну засыпать в конце первого действия - сбегу в антракте на Лайдона". Программа концерта обещала полный набор greatest hits, all stars и the best: монолог Скарпиа, арию Риголетто, фрагменты "Трубадура" и "Евгения Онегина" и хор рабов из "Набукко". Стопроцентное попадание: даже если вы не знаете, как называются эти мелодии - хотя бы раз вы их слышали. Судьба Лайдона была предрешена. Я решил приобщаться к высокому искусству до конца. Первый сюрприз поджидал меня с первых же нот: звук оркестра оказался встроен не просто блестяще - он был совершенен. Идеальный баланс струнных и духовых, блестящее знание партитуры звукорежиссерами и работа с балансом непосредственно при исполнении - ни малейшего перегруза, ни малейшего искажения. Что до визуальной составляющей, то просто наблюдать за тем, как дирижирует Константин Орбелян - отдельное удовольствие. Прошедший западную, американскую школу, он фактически ломает каноны управления оркестром - здесь нет выразительных жестов руками, к которой мы привыкли в российской дирижерской школе. Орбелян дирижирует весь, всем корпусом, словно растворяясь в музыке. Выход вокалистов - отдельно срежисированный, точно просчитанный элемент программы. Нетребко и Хворостовский сменяют друг друга, сперва по очереди выходя на сцену, чтобы в финале каждого из двух актов концерта сойтись в дуэте. При этом и сольные выходы неимоверно хороши: тонкая лирика Нетребко отлично сочетается с экспрессивностью и драматизмом Хворостовского. При этом оба не просто поют - они играют роли, будь то граф ди Луна ли Риголетто, или же Татьяна с Онегиным. Но главная неожиданность поджидает нас в конце: завершив оперную программу, Нетребко и Хворостовский выходят на бис и напрочь ломают весь академизм концерта. Сперва Анна переключается с оперы на оперетту и исполняет песню Сильвы Кальман - при этом она не просто поет, а еще и танцует. Затем Хворостовский поет любимые "Очи Черные", а через пару минут Нетребко возвращается на сцену, чтобы дуэтом с Дмитрием исполнить "Подмосковные Вечера". И тут происходит тот самый коллапс, о котором я говорил выше - с одной стороны, нас приобщили к высокому искусству, с другой - сделали нас неотъемлемой частью процесса. Мелодии знакомы? Все до единой! Исполнены прекрасно? Великолепно! Лично я покидал Красную площадь с ощущениями, что только что побывал на одном из лучших концертов за последние пару лет. По всем параметрам: и качество звучания, и качество исполнения - но самое главное, ощущая себя практически экспертом в классической музыке. Знал все мелодии и получил удовольствие - уже повод гордиться. А Public Image Limited в этот день тоже отлично отыграли, но об этом коллега Мудрик . Но это, как говорится, совсем другая история.


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий