Альбомы 2013 года: выбор редакции, часть 1 - «Новости Музыки»
Редакция Звуков выбирает альбомы года: очевидные и неочевидные, но в любом случае - любимые.
Прощаясь с 2013-м годом, редакция Звуков вспоминает свои любимые пластинки, вышедшие за эти 12 месяцев. На сей раз мы предложили каждому из авторов выбрать по одному всеобщему фавориту и к нему приплюсовать три альбома, которые ни в коем случае не должны остаться незамеченными.
Ник Завриев:
Daft Punk "Random Access Memories" (Columbia)
Прелесть этого альбома в том, что Daft Punk пошли наперекор существующей в танцевальной музыке моде на супержесткий звук, которую во многом сами же и задали - без них не было бы ни Justice, ни Deadmau5. Но теперь французы, будто бы извиняясь за то, какого монстра породили, записывают практически живое диско и возвращают к жизни старых героев жанра. Более того, позвав на альбом Джорджо Мородера (Giorgio Moroder) и Найла Роджерса (Nile Rodgers), Daft Punk просят их звучать не "как сейчас" (ни для кого не секрет, что Роджерс очень любит R&B, а Мородер считает своим прямым наследником Давида Гетту (David Guetta)), а "как тогда". Ну и уровень самих песен на "Random Access Memories" зашкаливает – "Get Lucky", безальтернативный сингл года, на фоне "Lose Yourself To Dance", "Contact" и в особенности "Doin’ It Right" совсем не смотрится лучшим треком.
Autumn Of Communion “Autumn Of Communion 2” (Anodize)
Ярчайшее доказательство эмбиент-ревайвала, о котором в этом году успела написать даже газета Guardian. Ли Норрис (Lee Norris) в девяностые был ключевым персонажем IDM-сцены – управлял лейблом Neo Ouija и записывался под именем Metamatics. Мик Чилледж (Mick Chillage) – многолетний ведущий чиллаут-радиошоу, а в последнее время еще и успешный эмбиент-техно продюсер. Их совместный дебют вышел год назад на лейбле FAX и стал последним в его каталоге – после смерти Пита Намлука (Pete Namlook) FAX прекратил деятельность. Продолжение, изданное молодым лейблом Anodize, вышло еще более эффектным. Это мрачноватая запись похожа на саундтрек к фильму об экспедиции на Марс – холод, бескрайние просторы и неизвестность. Ли и Мик удивительным образом совместили эмбиент девяностых в традициях раннего Biosphere и современное звучание с полевыми записями и абразивными текстурами в духе Тима Хекера (Tim Hecker).
Petar Dundov “Sailing Off The Grid” (Music Man Records)
Аналоговый звук во всей невероятной красе. Хорват Петар Дундов уже третий альбом кряду оттачивает своё звучание на стыке ретро-электроники семидесятых и тёмного диско, и вот, кажется, довёл его до совершенства. Арпеджио и синтезаторные запилы в духе Tangerine Dream Дундов кладёт на заторможенный диско-бит и мрачно пульсирующий бас, иногда разбавляя этот космос сентиментальными темами в духе кино-зарисовок Джорджо Мородера. Получается, конечно, бессовестное ретро, но цикличность трендов хорват отлично осознает, на что недвусмысленно намекает, назвав один из треков "Yesterday is Tomorrow".
Nils Frahm “Spaces” (Erased Tapes)
Концертный альбом неоклассика-виртуоза, где, наконец, удалось перенести на пластинку энергетику его живых выступлений. Немецкий пианист Нильс Фрам в последние пару лет активно гастролировал по миру, приводя в восторг самую разную публику (за это время он успел выступить в ММДМ в Москве и выдать фантастическое шоу на фестивале Primavera Sound в Испании). Однако на пластинках Нильс звучал как-то чересчур холодно и академично. Дело оказалось за малым – просто записать один из концертов "как есть" и издать в виде альбома. За час с небольшим Фрам показывает все грани своей разносторонней натуры. Тут есть и почти дабовые эксперименты, и лёгкие романтические пьесы в традициях Шопена и Сати, и минимализм по заветам Стива Райха (Steve Reich), и даже чуточку синтезаторных пассажей. Если вам по-прежнему кажется, что современные композиторы – не чета классикам, "Spaces" - лучший способ расстаться с этим стереотипом.
Виктория Базоева:
Queens of the Stone Age "...Like Clockwork" (Matador)
Талант Джоша Хомми (Josh Homme) привлекать к сотрудничеству именитых музыкантов проявился и на шестом альбому группы: Элтон Джон (узнаваемо играет в номере "Fairweather Friends" вместе с, на минуточку, Трентом Резнором и Марком Ленеганом), Алекс Тернер (нежный броманс то забрасывает Хомми на сцену к Arctic Monkeys, то подбивает лидера “мартышек” придумать название "Kalopsia"), визгливый Джейк Ширз из Scissors Sisters, Джеймс Лавель из UNKLE. Впрочем, вся прелесть пластинки даже не в обилии приглашенных музыкантов, а в том, в сущности, что "...Like Clockwork" — по-настоящему танцевальный альбом: "If I Had a Tail", "Smooth Sailing", "I Sat By The Ocean", да и "The Vampire Of Time and Memory" – отличные песни не только, чтобы мотать головой, но еще и вилять бедрами.
Mr. Kitty "LIFE" (Engraved Ritual)
Уроженец Далласа Мистер Китти (было бы недурно, если бы он записал с Miss Kittin композицию "Soft Kitty", но, как пела другая группа, you can't always get what you want) отметился в прошлом году пластинкой "Death", похожей разом на визжащих Crystal Castles и на все коллективы с ∆ и † в названиях, а в этом резонно продолжил тему пластинкой "LIFE". В ней, собственно, нет ничего выдающегося и революционного и никакого радикально нового слова в музыке она не произнесла, зато есть упругий синти-поп, мрачная новая волна и танцевальный, но при том очень четкий, иногда до скучного размеренный дарквейв. Секрет успеха "LIFE", на самом деле, попросту в том, что я люблю бегать, а чтобы ноги сами быстрее двигались, лучше этой пластинки в этом году ничего не выпустили.
Lucrecia Dalt "Syzygy" (Human Ear Music)
Лукрецию Далт, выпустившую в этом году пластинку "Syzygy" совершенно затмила другая подопечная лейбла Human Ear Music Джулия Холтер (Julia Holter). Далт выступала в качестве “разогрева” у коллеги в туре и многим понравилась куда больше, чем собственно Холтер. И поделом: по сравнению с первой пластинкой "Commotus", "Syzygy" тоньше, мрачнее и интереснее - по одному меткому описанию, “хаос в царстве цикад”. Далт записывала альбом в Барселоне, в квартире близко от метро, поэтому ей приходилось вставать в четыре утра, чтобы никакие посторонние звуки не мешали работе и записи — и это, конечно, серьезно отразилось на музыке: драматический шепот в "Volavernut", переливчатые гитары в "Soliloquios", малоприятные свисты и шумы в "Edgewise" — все оживляет ночные видения и предрассветные кошмары.
Jon Hopkins "How I Live Now: Original Motion Picture Soundtrack" (JustMusic)
В последние годы некоторые саундтреки - и этот в их числе - вполне можно слушать как самостоятельный альбом даже если фильм про постапокалиптическую военную британскую глушь ты не видел и видеть не желаешь. Даже если альбом в сущности представляет собой одну очень длинную печальную пьесу длиной в сорок минут (открывающий номер Аманды Палмер в расчет брать не стоит, хотя и он очень неплох). 15 тихих треков в духе Макса Рихтера (Max Richter) — дело рук Джона Хопкинса, отметившегося в 2013 году пластинкой "Immunity". "Immunity" на "How I Live Now" и похож в многом фортепианными подложками, но саундтрек все же живее (даже и в плане использования инструментов, шумы тут скорее служат виньетками ломких спокойных номеров для клавишных) - и тем интереснее.
Павел Сурков:
Manic Street Preachers "Rewind The Film" (Columbia)
Можно было чего угодно ожидать от героев 90-х, но уж точно не такой пластинки. Ни малейшей агрессии и уж тем более - минимум депрессии. Удивительно светлые и лиричные мелодии, откровенно "американский" звук - так могли бы играть Eagles, если бы кто-то не намурчал им в уши "Hotel California". Отличная ностальгическая пластинка для всех, кто соскучился по акустической гитарной музыке безо всяких электронных примесей. Ну и сам факт, что такую музыку сочинили Manic Street Preachers - поражает еще больше.
Roger Taylor "Fun On Earth" (Virgin EMI)
Альбом, от которого я лично ничего особенного не ждал: Роджер Тейлор так долго тянул с выпуском очередного сольника, что в его существование верилось примерно так же, как в наличие воды на Марсе. Тем приятнее получился подарок: Роджер выдал отменный набор самых разноплановых песен - от остросоциальных баллад и прожженного самоироничного рокешника - до эпического авангарда "Up". И даже в очередной раз переписанная "Say It’s Not True" (уже третья версия песни на нашей памяти) оказалась расцвечена нежной гитарой Джеффа Бека (Jeff Beck). Отличная пластинка - и для ностальгии, и для того, чтобы и подумать, и оттянуться.
Гришковец и Mgzavrebi "Ждать Жить Ждать" (Снегири)
Куда интереснее и непредсказуемей всего того, что Гришковец делал с группой "Бигуди". Короткие истории про дружбу и честность, про любовь и потери, да и вообще - про жизнь как череду надежд и ожиданий (что понятно из названия пластинки) - положенные на классические грузинские гармонии. Многоголосие, народные инструменты - и неизменный лирический герой Гришковца, немного потерянный, но все-таки наш, родной, свой, мнущий в кармане последнюю пятихатку до зарплаты и надеющийся, что завтра наконец-то все будет хорошо. Очень не хочется его расстраивать.
Tine Thing Helseth "TINE" (EMi Classics)
Это не smooth jazz, не джаз-рок, не поп-джаз, а вообще незнамо, что. Норвежская трубачка с минималистским сопровождением вытворяет на основе всем известных стандартов черт знает, что. Сумасшедшая феерия мелодий и импровизаций, при этом загнанных в узкие рамки коротких радийных композиций. Три-четыре минуты стопроцентного кайфа. Самое главное - это инструменталы, никто не поет, все и так понятно без слов.