Альбомы 2013 года: выбор редакции, часть 2 - «Новости Музыки»
Редакция Звуков продолжает выбирать альбомы года: очевидные и неочевидные, но в любом случае - любимые.
Прощаясь с 2013-м годом, редакция Звуков вспоминает свои любимые пластинки, вышедшие за эти 12 месяцев. Вторая и завершающая часть авторских списков - перед вами, первая - .
Соня Соколова:
David Bowie "The Next Day" (RCA)
Возвращение Боуи было сродни детскому волшебству, так хорошо знакомому всем моим сверстникам: ты запираешься в ванной с красным фонарем, достаешь из кассеты пленку, пинцетом укладываешь ее в проявитель и завороженно наблюдаешь, как на ленте появляются силуэты негров с белыми волосами. Постепенно их фигуры обретают четкость... и - что там на заднем плане? Потсдаммер-Платц, на которой Боуи тусовался в 80-е? Лондон 60-х? Сатурн 70-х? - на слух, вроде, Боуи, но вполне может быть, что и нет, благо релиз не сопровождался никакими живыми выступлениями, пресс-конференциями либо другими акциями, которые убедительно доказали бы, что магистр снова в городе. Камбэки Боуи - дело такое: его еще лет в 14 похитили пришельцы, внедрились в его тело и периодически ведут оттуда трансляцию. Всего один уверенный привет из прошлого находится на трехдисковой коллекции "The Next Day Extra" - там бонусом к видеоклипам идут несколько живых ID, однако ответа на вопрос "Where are we now?" они так и не дают. Зато по звуку - это Боуи образца "Heroes" ("Valentine's Day""), но в очень большой степени - образца "берлинского" раннего периода, разве что степеннее и размереннее (послушайте заглавный трек, "Plan" или "Dancing Out In Space"). Однако самый улетный трек экстра-релиза - это, конечно, ремикс на “Love is Lost (Hello Steve Reich Mix)”, сбацанный Джеймсом Мерфи (James Murphy) из LCD Soundsystem. Мерфи освежил устаревший плосковатый "космос" и добавил к нему хулиганских аплодисментов, а Боуи с друзьями довершили начатое, сняв на мобильную камеру клип с фотонарезкой. Старикан листает fucking manual своего айфона и за полчаса делает клип, который мы втайне ожидаем получить от парней лет на 50 моложе.
Teho Teardo & Blixa Bargeld "Still Smiling" (Specula)
Буду честной и сразу признаюсь, что этот альбом - единственный, который я в этом году гоняю на repeat. Часовая программа Бликсы с театральным композитором Техо Теардо - минималистичная мистическая пьеса, в которой есть всего понемногу: мягкого юмора, сладкой тоски, хлестких фраз и интеллектуальных игр. После работ Бликсы в составе Einsturzende Neubauten и Bad Seeds этот альбом оглушает тишиной и неспешностью. Легкая электроника и струнные аранжировки The Balanescu Quartet в трех треках - благородное обрамление ироничного усталого голоса Баргельда (обязательно послушайте "Come Up And See Me"). Кажется, что этот пейзаж чист и светел. А потом ты прислушиваешься и понимаешь, что там на заднем плане - целый мир мелких звуков, обрывков интервью и песен. И он живет, копошится, чего-то от тебя хочет, а ты просто не в силах ему отказать.
Trixie Whitley "Fourth Corner" (CD Listening Bar / Strong Blood Records)
Бельгийка Трикси Уитли стала одним из самых мощных моих впечатлений о Montreux Jazz Festival. Буквально три-четыре композиции в исполнении юной блондинки с роскошным вокалом заставили раскапывать ее богатую событиями биографию, находя по пути все новую музыку: папа Крис - знаменитый гитарист и сонграйтер, группа Black Dub, в которой Трикси исполняет роль лидер-вокалистки, 3 EP, игра в суперсоставах - от Планта до Лидии Ланч... А вот и дебютный альбом. С первого же сингла "Breathe You in My Dreams" становится очевидно, что Трикси - поклонница традиций и хорошо образована: в ее бэкграунде - соул, r'n'b и инди-рок 90-х. Но ее работа с вокалом парадоксальна - там, где мелодия предполагает простое выпевание стиха, Трикси вдруг начинает игры в авангард, уходит в нижний регистр, начинает рычать и хрипеть - и, удивительное дело, звучит все это очень уместно. Даже в классическом r'n'b "Morelia" находится место для настоящей драмы. Но самый крутой номер альбома - вкрадчивый рокешник "Never Enough", который показывает, что перед нами - не только классная певица, но и мощнейший сонграйтер, у которого просто пока не было нужды развернуться во всю ширь.
Dale Cooper Quartet and the Dictaphones "Quatorze Pieces de Menace" (Denovali)
Концентрированная депрессия в чистом виде, ярчайший (темнейший) образец jazz noir 90-х, какой только можно найти. Здесь стоит сразу обратить внимание на то, как у группы строятся композиции: сначала тяжелое дыхание либо гитары в духе Calexico, потом на тебя рушится груз гитар, откуда-то вплывает сакс, кто-то произносит фразы на спутанном польском, а сверху хлещет нервный женский вокал на грани ультразвука. Тут еще показательно, откуда парни берут себе в состав вокалисток: Гаэль Керьен (Gaelle Kerrien) поет у Тирсена, а Алисия Мерц (Alicia Merz) - в Birds Of Passage. Кажется, в их основных составах слишком сладко поется. Мимоходом отметим интерес группы к фильмам Линча и классике трип-хопа. В общем, пластинка - не открытие, но оторваться от нее решительно невозможно.
В моем списке есть и альбом 2012 года - "A Silicon Veil" Сюзанн Сандфер (Susanne Sandfor). Если вы не успели с ним познакомиться, сделайте это, пока Сюзанн окончательно не ушла в поля Goldfrapp.
Сергей Мудрик:
London Grammar "If You Wait" (Columbia)
Трио выпускников Ноттингемского университета доросли до дебютного лонгплея на мейджоре Columbia меньше, чем через год после первой опубликованной на YouTube композиции. Подхватили британские издания хайп вокруг London Grammar не зря - группа во многом находится на передовой поп-тенденций Соединенного Королевства. На пластинке "If You Wait" проникновенный голос Ханны Рид (Hannah Reid), весь диск рассуждающей о том, "легко ли быть молодым", справедливо вызывает ассоциации с популярными нынче Джесси Уэйр (Jessie Ware) и Флоренс Уэлш (Florence + The Machine). В продуманном аранжировочном минимализме записи группу принято сравнивать с The xx, и это справедливо в той же мере, как и ошибочно. Общие черты, конечно, есть, но London Grammar всё-таки используют более широкий инструментарий, и делают упор на иные вещи - и The xx там столько же, сколько Massive Attack, Fleetwood Mac или той же Флоренс. Держать баланс получается у них вполне убедительно.
Cut Copy "Free Your Mind" (Modular)
Одной своей кислотной обложкой в пёстрой цветовой гамме "Free Your Mind" настраивает на ностальгический лад. Cut Copy всегда занимались умелым препарированием восьмидесятнического электро- и синти-попа, сводя их то с диско-ритмами 70-х, то танцевальным уханьем 90-х. На новой пластинке австралийцев хватает и того и другого, местами выруливаемого к неожиданностям вроде тягучего грува "Let Me Show You Love", где бушует наркотическая психоделия мэдчестера. Как поётся в одном из главных здешних номеров: "We are explorers when beat goes on / We're on a journey to the morning sun / Together". Самая заразительная и занимательная танцевальная запись года, прямо следующая созвучному завету фанк-гуру Джорджа Клинтона "Free Your Mind... And Your Ass Will Follow".
The Ocean Blue "Ultramarine" (Korda)
К вопросу о камбэках - овый альбом нежданно-негаданно выпустил американский коллектив The Ocean Blue, чей дебют и последовавший за ним диск "Cerulean" были одним из самых ярких образцов недолго продлившейся волны джангл-попа. Тот испытывал пик популярности как раз в конце восьмидесятых (пластинки были выпущены в 1989 и 1991 годах). Про случившиеся с тех пор несколько релизов группы почему-то принято особо не вспоминать, хотя они тоже были неплохие. Но вот первый за дюжину лет лонгплей "Ultramarine" - это самое что ни на есть возвращение в форму, как будто и не было этих двух десятилетий после "Cerulean". Возможно, "Ultramarine" - не самая обязательная из вышедших в 2013 году записей, но в ней точно есть неповторимое обаяние. На грани между всё тем же джангл-попом, чистой акустикой и легким дрим-попом, в альбоме царит чистая восьмидесятническая романтика - сентиментальная, но непременно оптимистичная.
Gliss "Langsom Days" (Modern Outsider)
На первых двух альбомах американское трио Gliss играло сексуально-агрессивный гаражный рок с поп-гармониями, исполнявшийся вокалистом-ударником Мартином Клингманом (Martin Klingman) с похотливым придыханием. Сохранив прежнюю привязчивость, на новой работе американцы устремились в дебри торжественного и тягучего дрим-попа, сделав центральной фигурой группы басистку и клавишницу Викторию Сесилию (Victoria Cecilia), ставшую основной вокалисткой группы. Неудивительно что недавно группа выступала вместе с The Raveonettes - у этих групп теперь в достатке общих черт, но у Gliss в "Langsom Days" чувствуется куда больше патетики и претензии на популярность, чем у названного дуэта. Правда, пока это особых дивидендов им не принесло. Что не отменяет факт творческого репозиционирования группы - без особых потерь для слушателя, что вообще редкость. Самая любопытная жанровая запись года.
Дмитрий Куркин:
Nick Cave and the Bad Seeds "Push the Sky Away" (Bad Seeds Ltd.)
В этом году Кейв, кажется, влюбил в себя даже тех, кто его никогда особенно не жаловал или, того хуже, считал исполнителем одного хита про розы. Чтобы записать свой лучший за последние 10-15 лет, австралийцу понадобилось утихомирить разгулявшееся либидо (не то чтобы Grinderman был плох, но пора и честь знать) и настроиться на лирический, коэновский, что ли, лад. Кейв играет словами, образами и сюжетами как старый картежник, перемежая дневниковые записи и мысли вслух с абсурдными фантазиями и газетными вырезками. Возможно, поэтому "Push The Sky Away" оказывает такой гипнотический эффект: если раньше Кейв предпочитал лупить слушателя по голове, то в этот раз, сбавив громкость и умерив пыл, он заставил людей по-настоящему прислушиваться к себе.
Primal Scream "More Light" (First International)
На обложке десятого альбома своей группы Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) мефистофилем выныривает из какой-то психоделической бахчи, наглядно демонстрируя, какое место он хочет занимать в современной музыке. Добрую половину нынешних интервью посвящающий тому, что рок выдохся, обеззубел и перестал давать миру настоящих бунтарей и задир, сын профсоюзного лидера не намерен мириться с таким положением вещей и тот факт, что пик левацкой риторики и популярности движения Occupy остался позади, его нисколько не смущает. "More Light", под стать истории группы, одна сплошная авантюра. Альбом начинается с 9-минутной отповеди временам и нравам "2013" ("И каждое поколение покупается на ложь, как и то, что было до него"), с ревущим саксофоном и исступленными гитарными соло; за ней следует реквием по пролетарию "River of Pain", на полдороги распадающийся в джазофреческое марево по мотивам Sun Ra - и уже в этот момент рядовой слушатель должен покрутить пальцем у виска и нажать кнопку "стоп". Но тот, кто продерется сквозь гущу, будет вознагражден: и кабаре-номером в духе Брехта-Вайля "Goodbye Johnny", и совместной вещью с Робертом Плантом (Robert Plant) "Elimination Blues", жизнеутверждающим гимном "It's Alright, It's OK". В свойственной им манере Primal Scream спалили себя дотла и - не без помощи продюсера Дэвида Холмса (David Holmes), диджея, штатного композитора фильмов Стивена Содерберга и обладателя энциклопедических знаний о музыке, - возродились в новой причудливой форме, впитавшей в себя все лучшее из их предыдущих жизней. Наблюдать за этим перерождением одно удовольствие. Кроме того, это один из немногих альбомов года, в случае которого имеет смысл потратиться на делюксовую версию.
Fuck Buttons "Slow Focus" (ATP Recordings)
"Чарльз, что это играет?" - "Я думаю, это Fuck Buttons, Ваше Величество", - история о том, как нойзово-электронная группа с непечатным названием просочилась в официальный плейлист церемонии открытия Лондонской Олимпиады, за год успела стать анекдотом среди меломанов, но удивляться забавному казусу не стоит. Два чудака из Бристоля не боятся создавать по-настоящему монолитную, угрожающе торжественную музыку - во времена, когда инфантильность раковой опухолью расползается по самым передовым жанрам, вы не часто ловите себя на этом ощущении. Взяв паузу в 4 года и дозрев до самопродюсирования, Ханг и Пауэр выдрали чиптюновые мелодии для процессора Commodore 64, ломанную ритмику современного EDM и драйв циркулярной пилы индастриала 90-х и соорудили еще 50 минут музыки, которую можно назвать "эпической" без преувеличения и иронии.
I Am Kloot "Let It All In" (Shepherd Moon)
Номинация "самый английский альбом года". С I Am Kloot вроде бы все давно ясно: песни о "пьянстве и неурядицах" (так фронтмен Джон Брэмвелл описывает любую из примерно сотни написанных им вещей), душевный перебор струн, сплин и меланхолия, дождь и слякоть, краснокирпичный Манчестер. Все - да не все. Посадив в продюсерское кресло своих земляков из Elbow, манки наконец подобрали правильную оправу для своей поэзии пабов и кухонь. Результат не заставил себя ждать: "Some Better Days" не затерялась бы среди лучших хитов Madness, "These Days Are Mine" с ее восточным орнаментом - в репертуаре Джордж Харрисона (George Harrison), надрывный блюз "Hold Back The Night" - в какой-нибудь типично английской социальной драме Кена Лоуча (Ken Loach). Но главное - это по-прежнему интонация. Рассказывая о сердечной боли, легко сфальшивить или удариться в банальность, но Брэмвелл проходит повороты как прирожденный гонщик, чья жизнь будто бы и впрямь состоит сплошь из пьянства и неурядиц. "Наполни свои дни и карманы - скоро они снова опустеют. Кто-то послал меня к тебе, мой друг. Мы больше не можем бежать".
Аня Гаврилова:
Fidlar "Fidlar" (Mom + Pop)
Главный диск года - это одноименной альбом лос-анжелесской группы Fidlar. Этот LP - первая полноценная работа группы, до 2013 года музыканты записали несколько синглов и мини-альбом, сыграли на фестивалях Reading, Leeds и Lollalalooza. Fidlar играют бодрый гаражный панк, который как нельзя лучше подходит для любой кризисной ситуации - от состояния тяжелейшего психоделического похмелья до генеральной уборки собственной квартиры. В России группа завоевала популярность после выхода клипа "Cocaine" - нервным барышням смотреть не советую.
Johhny Marr "The Messenger" (Warner)
Джонни Марр, известный, в основном, как гитарист The Smiths, наконец-то разродился сольной пластинкой. Альбом "The Messenger" вышел в меру романтичным, в меру мелодичным, и стопроцентно британским. Удивительно не то, что "The Messenger" оправдал ожидания меломанов-англофилов, и даже местами переплюнул их, а то, что Марр взялся за запись дебютного сольника в почтенном возрасте далеко за сорок. Впрочем, и до этого времени ему было чем заняться - достаточно переслушать дискографию The Smiths, Modest Mouse и еще полудюжины групп.
Hellspin "Hellspin II"
Московское гаражное трио Hellspin отметило конец года выпуском второго лонгплея "Hellspin II". Альбом можно скачать в сети, а можно и сходить на концерт, чтобы проникнуться обаянием вокалистки Люси (милейшей девушки в быту и натуральным исчадием рокенрольного ада на сцене). Визуальная сторона выступления у Hellspin тоже всегда на высоте, сходите - не пожалеете.