Проверка пульса: 2021 - «Новости Музыки»
Лучшие электронные альбомы года по версии "Проверки пульса"
По традиции перед наступлением нового года мы публикуем спиоск из 33 (а в действительности даже 36, так как в трех случаях несколько альбомов одного артиста делят одну позицию) лучших электронных релизов года по версии "Проверки пульса". Почти все эти пластинки мы обозревали в течение года, однако несколько релизов попадают в наш фокус впервые.
33. Caterina Barbieri "Fantas Variations" (Editions Mego)
Итальянка, которую не без оснований называют одной из главных надежд современной электроники, переизобретает идею макси-сингла. Композиция "Fantas", впервые выпущенная два года назад на альбоме "Ecstatic Computatiuon" подвергается здесь различным формам деконструкции. Пьеса переложена сначала для хора, затем для саксофона (на котором играет Бендик Гиске) и голоса, потом – для двух органов и даже электрогитары. Во второй половине – версии, более похожие на ремиксы в традиционном понимании. Карло Мария (Carlo Maria) превращает "Fantas" в неотранс, а триумфатор одного из "Синтпозиумов" калифорниец Baseck – в габбер. Ну а заканчивается всё фортепианной версией Кары-Лиз Ковердейл (Kara-Lis Coverdale).
32. Leitstrahl "Chromium Dioxide" (Bordello A Parigi)
Редкий для этого чудесного лейбла полнометражный релиз – лонг-плей австрийского трио, дебютировавшего здесь же год назад четырехтрековой ЕР. "Chromium Dioxide" (все, кто застал кассетную эру, запомнят эту химическую формулу на всю жизнь), естественно, имеет диско начинку, но Стив, Пауль и Штоф не пытаются записать лучший альбом 1985 года и имитировать "теплый аналоговый" ретро-саунд во всех деталях. Тут есть с одной стороны мощные бочки и сайд-чейны, с другой – суховатые FM-тембры и даже чуточку гитар. В общем, это скорее синтвейв, чем итало – в ДНК у этих парней кроме диско есть и американская library music, да и по общей картине их музыка скорее похожа на Mitch Murder, чем на Futuro или Cristalli Liquidi. Впечатление от альбома это, впрочем, совсем не портит, а даже улучшает. Тут есть и крепкие "качовые" инструменталы, и несколько хитовых песен ("Chevroleе" – прямо гигантский дискотечный боевик, привет Энни и Салли Шапиро), а ближе к концу даже запрятана самая настоящая баллада ("White Tail").
31. Illuvia "Iridescence Of Clouds" (A Strangely Isolated Place)
Швед Людвиг Симбрелиус (Ludvig Cimbrelius) – из той породы музыкантов, что именуют "гиперактивными". За последние лет 12 он выпустил с полсотни альбомов, используя около десятка псевдонимов (помимо Illuvia – еще Alveol, Eternell, Ilion, Rust и т.д.). Стилистически всё это варьируется от даб-техно и дип-хауса до эмбиента и даунтемпо, но общая черта почти всей музыки Симбрелиуса – комфортность, этакое "хюгге" (уж простите за штамп в отношении всего скандинавского). Появление на ASIP для Людвига – в некотором смысле выход на большую орбиту, всё же большая часть его музыки выходила самиздатом, да и лейблы типа Silent Season или Past Inside The Present, хоть и почитаемы в среде эмбиент-гиков, но в охвате тому же ASIP явно уступают. На "Iridescence Of Clouds" Людвиг, разумеется, не изменяет своему фирменному обволакивающему, "пуховому" звуку (пэды в мажорных аккордах плюс клавиши – это почти нью-эйдж, в совсем не худшем проявлении), но на этот раз всё это облечено в форму intelligent/atmospheric drum'n'bass. В голову сразу приходят параллели с продукцией лейбла Good Looking двадцатилетней давности, но у шведа джангловые лупы как бы убраны еще дальше – куда-то за стену, будто бы в другую комнату.
30. Inkipak "Inkipak" (Mighty Force)
Второй альбом британца Джона Мейса (Jon Mace), который уже успел отметиться семидюймовкой на Móatún 7 и дебютным лонг-плеем на Ping Disc под крылом у Myoptik. Теперь его издает Mighty Force – возрожденный из пепла легендарный лейбл, чей каталог в 1991 году открывал "Analogue Bubblebath" (понятно чей) и хардкор-пластинка Тома Миддлтона (Tom Middleton), тоже первая в его дискографии. В музыке Inkipak совсем нет хардкора, но корни (ну, как минимум некоторые) всё равно уходят в девяностые. Этот альбом похож на потерянное звено в цепочке между мелодичным брейнденсом в духе Kettel и группой Bicep. То есть в начале это скорее очень мелодичное и где-то даже лиричное электро, а к середине уже скорее интеллигентный рейв с амен-брейками, но с задумчиво-минорной мелодикой и солирующим TB-303.
29. ASC & Inhmost "Dimensional Space" (Auxiliary Records)
Inhmost "Early Horizons" (Huinali Recordings)
Здесь и далее, двум сопоставимым по уровню альбомам одного артиста отдается одна позиция.
Еще один неожиданный дуэт, хотя чего уж тут - от Джеймса Клементса (James Clements) aka ASC aka Comit можно ждать чего угодно. На этот раз его соавтор – Саймон Хакстебл (Simon Huxtable), которого мы знаем по другой тусовке и в общем по другому времени. Где-то на рубеже девяностых и нулевых он под именем Aural Imbalance, а также в составе дуэта Deep Space Organisms выпускал атмосферный прогрессив брейкс, то и дело клонясь куда-то в сторону дип-хауса и даунтемпо. Собственно говоря, его активность с подобной музыкой продолжалась непрерывно вплоть до наших дней, просто оставалась в пределах какого-то отдельного информационного пузыря. А тут внезапный коллаб с Клементсом – и конечно же совсем другой звук. "Dimensional Space" – это холоднющий (то есть идеально подходящий для московской жары середины июня) глубоководный эмбиент. Можно смело заводить встык с "Ruhleben", разве что тут ближайшим ориентиром будет уже не FAX, а самые "статичные" вещи Global Communication вроде ремикса на The Grid "Rollercoaster". Даже странно, что за издание альбома не взялся лейбл ASIP, учитывая, что Джеймс и так их клиент. Что же до Саймона, то у него в этом году вышло уже два эмбиентных соло-альбома, один из которых издан аж в Корее. Разумеется, оба очень хороши – кажется, нужно будет выделить день и внимательно залипнуть в его дискографии.
28. CHVRCHES "Screen Violence" (Virgin Records)
После не самого убедительного диска "Love Is Dead" (синдром второго альбома, кажется, пора переименовывать в синдром третьего) Chvrches вернули себе утраченные позиции. Здесь есть всё, за что мы их любим — удачные компромиссы между модным и ретроградским звуком (почему-то часто приходят на ум сравнения с M83) и россыпь хитов на все вкусы. Немного драмы, немного светлой грусти, немного эйфории, есть даже коллаборация с Робертом Смитом ("How Not To Drown") и стадионный боевик уровня "Never Let Me Down Again" ("Good Girls").
27. VA "Foundations" (Deewee)
Двухчасовой экскурс по дискографии бельгийского лейбла Deewee, которым управляют братья Давид и Стефан Дюваль (David Dewaele, Stephen Dewaele), известные по проектам Soulwax и 2manyDJs. За доброй половиной проектов стоят сами же братья, кроме них в обойме лейбла много местных музыкантов, в массе своей не самых известных. Ну а в роли приглашенных звезд (которые также прячутся за придуманными именами и совместными проектами с братьями и их приятелями) выступают Riton и Джо Годдард (Joe Goddard) из Hot Chip. Основная стилистика пластинки – диско "with a Belgian touch", то бишь небыстрое, с нерафинированным синтезаторным звуком, клонящееся то в лефтфилд-хаус, то в краутрок и чаще всего хмурое, напрочь лишенное характерной для классического диско фанковой праздничности. Главный плюс компиляции – обилие ярких и совершенно не похожих друг на друга треков. Soulwax "Close To Heaven" продолжает линию трека-интервью, начатую Daft Punk и Джорджио Мородером (здесь рассказывается про эпоху диско и Ибицу 70-х). EMS Synthi 100 "Movement 6" звучит как модулярный джем (и видимо им является), Movulango "Leave" напоминает группу Tame Impala, подписавшуюся на лейбл DFA, а композиция Charlotte Adigéry "Paténipat" вполне могла бы быть совместным творчеством раннего Plastikman со Стивом Райхом.
26. Steve Moore "Analog Sensitivity" (Be With Records)
Стив Мур в последние пару лет был довольно вариативен, клонясь то в отстраненную танцевальность (сольно), то наоборот в хард-н-хэви (в составе Zombi), но теперь, прочистив оптику, вернулся к тому, что делает лучше всего, хонтологической космо-электронике. Запись вышла предельно лаконичной в плане выразительных средств (два-три синтезатора в треке, да и сами композиции длиной минуты по три), но при этом довольно эмоциональной и очень ностальгической – все эти мелотроны и стринг-машины отсылают куда-то не то к Вангелису (Vangelis), не то к Исао Томите (Isao Tomita), не то и вовсе к Эдуарду Артемьеву. Я было удивился, что пластинка выходит не на Ghost Box, уж очень она подошла бы им по звуку, но лейбл Be With – такая же диггерская контора, львиную долю которой составляют переиздания всяческого джаза, изи-лисенинга, психоделического фанка и нью-эйджа.
Steve Moore "Gone World" (Pittsburgh Tracks)
Стив Мур долго и размеренно двигался в сторону транса. Заигрывания с ним начались еще во времена альбома Zombi "Escape Velocity", продолжились на соло ЕР-шках на Kompakt, и вот теперь Мур наконец "дорос" до транс-альбома. Прямой бит, пульсирующий бас и арпеджио, к которым волей-неволей примериваешь эпитет "космические". При этом у Мура нет ни грамма трансовой "попсовости" вроде переслащенных мелодий или восходящих эйфорических аккордов. Это транс, что называется, первородный – той эпохи, когда он только начал зарождаться в Берлине и Франкфурте из техно и берлиншуле. Мур действует строго по формуле "хочешь записать что-нибудь новое, откатись назад и найди точку в музыкальной истории, когда что-то пошло не так". И если, скажем, Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) достает из транса и деконструирует именно те самые жанровые клише, то Мур изобретает транс серьезный и, если угодно, интеллигентный.
25. Aythar "Electrocean / Winter Walk" (Fantasy Enhancing)
Двойной альбом, собранный наполовину из нового материала, наполовину из треков, выходивших самиздатом два года назад, можно охарактеризовать как "экологическая космо-электроника". Венгр Тамаш Карой (Tamás Károly) уже давно озабочен эко-повесткой и в сопроводительных текстах к его альбомам постоянно фигурирует то проблема таяния льдов, то судьба какого-нибудь исчезающего вида животных. При этом к его музыке проще всего применить несколько высокопарный эпитет "неземная" – звучат эти композиции возвышенно и по-хорошему отстраненно. Сочетание эмбиента, спейс-электроники 70-х, idm-ной перкуссии, голосов китов и переговоров космонавтов. Похоже одновременно на Spacetime Continuum, Young American Primitive, Solar Quest и Delerium времен альбома "Semantic Spaces". Мало кому удается так точно передавать дух всей этой "чиллаутной" сцены 90-х – сразу же следом в плейлист так и просится заигранный до дыр сборник "Freezone. Phenomenology of Ambient".
24. Autumn Of Communion "Data Space Bass" (Fantasy Enhancing)
AOC в последнее время двигаются в сторону “глубоководного” эмбиента и даже электоакустики, но этот альбом выдержан вполне в традиционном для них ключе, когда соотношение между IDM и эмбиентом примерно 20 на 80. Главное отличие “Data Space Bass” от их записей 2010-х в том, что “DSB” гораздо более холодный, хмурый и интровертный. Мелодии стали лаконичней, а в текстурах вторых и третьих планов стало больше тревожных, а иногда прямо-таки зловещих диссонансов, что в сочетании с их фирменной мелодикой порой дает очень необычные результаты. Нечто подобное мог бы записать Biosphere в период между “Patashnik” и “Substrata”.
23. Ulrich Schnauss & Jonas Munk "Eight Fragments Of An Illusion" (Azure Vista Records)
Третий совместный альбом Ульриха Шнаусса и датчанина Йонаса Мунка, он же Manual. Как уже завелось в дуэте, Шнаусс отвечает за секвенсорные петли в духе космической музыки 70-х и возвышенные аккорды, а Мунк – за гитару, которой здесь особенно много. Относительно двух предыдущих дисков Йонаса и Ульриха, "Eight Fragments Of An Illusion" – запись куда более медленная, минорная и меланхоличная. Хотя почерк обоих узнается буквально по паре нот, здесь нет ни кивков в сторону New Order как на "Passage", ни фирменных шнауссовских эйфорических хитов как на "Epic", а ударных так и вовсе минимум. Зато есть отсылки то к Alan Parsons Project времен "Lucifer" и Майку Олдфилду (Mike Oldfield), а то и вовсе к Нилу Янгу (Neil Young). Выбрать среди восьми треков лучший непросто, но невозможно пройти мимо композиции под названием "Narkomfin".
Ulrich Schnauss & Mark Peters "Destiny Waiving" (Bureau B)
Третий совместный альбом электронщика Ульриха Шнаусса (не будем лишний раз описывать его заслуги, учитывая, что мимо "проверки" не проехал, кажется, ни один его релиз) и гитариста шугейз-группы Engineers. Тембры и мелодии Ульриха узнаются с первых же нот, что в принципе характерно для всех пластинок, где он участвует. Но и Марк тут отнюдь не в роли статиста – гитары его тут много, что иногда придает музыке сходство с "Electric Counterpoint" Стива Райха. Еще одно направление, которое кажется тоже идет от Марка Питерса – отсылки к классическому краут-року образца Harmonia, неторопливому и медитативному.
22. As If "10 Views From A Different Angle" (Carpe Sonum Records)
Американский лейбл Carpe Sonum, начинавший как правопреемник легендарного FAX, как-то незаметно выработал собственный стиль. Формально это вроде бы всё тот же комфортный эмбиент без ударных, но совершенно не "дроновый", с движением и событиями. Но звучит это совсем не так, как пластинки с FAX и вообще музыка из девяностых. Больше деталей, больше пространства и "воздуха", меньше басов, да и настроение изменилось. Альбом датчанина Кеннета Вернера (Kenneth Werner) эту тенденцию только подтверждает, несмотря на то, что записан был 4 года назад и первоначально вышел в виде малотиражного селф-релиза. Его звук состоит из трех составляющих: теплых как одеяло обволакивающих пэдов в духе 36 или Motionfield, "летучих" секвенций, тонущих в реверберации и эхе, а также даб-техно аккордов со срезанными низкими частотами. Получается из этих ингредиентов не монохромная северная хмурь, а музыка теплая и умиротворяющая. В шестой части даже обнаруживается скрытый оммаж Jam & Spoon'овской "Стелле", что всегда приятно.
21. Loscil "Clara" (Kranky)
После прошлогоднего селф-релиза канадец Скотт Морган (Scott Morgan) возвращается на лейбл Kranky, где 20 лет назад дебютировал и с тех пор выпустил еще 9 альбомов. Морган – из тех музыкантов, у которых плохих релизов нет, но "Clara" чудо как хороша даже по этим стандартам. Не то, чтобы Скотт демонстрировал что-то новое – это всё те же величественные и печальные эмбиент-пьесы, которыми он и заработал себе имя. Но в этот раз выходит как-то особенно эмоционально, если не сказать пронзительно. По эмоциональному воздействию "Clara" походит на Biosphere "Substrata" – здесь вроде бы всё на полутонах, а эффект совершенно гипнотический. Если слушать альбом ночью, то невозможно отделаться от ощущения, что когда утром откроешь шторы, то вместо наступившего лета вдруг окажется, что всё вокруг завалено снегом.
20. VA "FSOLDigital presents Mind Maps" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
FSOL в последнее время палят релизами со скоростью пулемета "Максим", так что их не то что обозревать, а даже слушать не успеваешь. Тем не менее, мимо такой штуки пройти никак нельзя. Лейбл Touched, где недавно вышла масштабная компиляция ремиксов Plaid, проделал такую же штуку с FSOL. Точнее сказать, на альбоме собрано с десяток ремиксов, изданных от имени всевозможных электронных проектов Брайана Дуганса (Brian Dougans) и Газа Кобейна (Gaz Cobain) (в числе ремикшируемых – Andy Cato из Groove Armada, Karsten Pflum, Blu Mar Ten, B12, Nmesh и два трека от босса Touched Мартина Болтона и его проекта Min-Y-Llan), а также несколько ауттейков самих FSOL и их ипостасей Yage и Humanoid. Психоделик-роковая сторона Газа и Брайана при этом остается за кадром – никаких вам 20-минутных "bubbles", сплошная электроника в диапазоне от фирменных FSOL-овских эмибент-коллажей до такого же коллажного "пост-фанк" мрачняка в духе Oil. И кажется, если чего-то и не хватало в их новейших релизах, так это увесистых мясистых ритмов.
19. One Million Eyes "Brama" (A Strangely Isolated Place)
Лейбл ASIP уверенно держит марку – если и не каждый первый, то каждый второй их релиз прямо-таки очень хорош. На этот раз отличился итальянский дуэт, ранее известный под названием Tempelhof и выпустивший в середине нулевых две совместные пластинки с Джиджи Масином (Gigi Masin). Для "Brama" довольно сложно подобрать жанровое определение. Это медленная инструментальная музыка (этакий "балеарик на диссоциативах") с обилием живых инструментов (гитары, трубы, струнные, перкуссия), но преобладают здесь всё же синтезаторы. Где-то One Million Eyes похожи на инструментальную версию "Riders On The Storm" The Doors, где-то походят на этнический трайбал-эмбиент девяностых, где-то на Лопатина (Daniel Lopatin) или последователей обновленческого нью-эйджа, где-то (ну разумеется) на упомянутого выше Масина. Ну а заканчивается всё пьесой в духе Global Communication под звуки теннисного матча. Короче говоря, красиво и неизбито. Ну и то, что ASIP двинулся куда-то во владения лейбла Music From Memory тоже как минимум вызывает интерес.
18. Gacha Bakradze "Obscure Languages" (Lapsus)
Гача Бакрадзе, который во второй половине 2010-х был флагманом балеарик-брейкбит ренессанса, в последний год пустился в поиски и эксперименты. Брейкбита на "Obscure Languages" наберется примерно на одну сторону, но это уже не солнечный балеарик, а мрачноватый футуризм с увесистыми ударными и раскатистым однотонным басом, чем-то по атмосфере напоминающий FSOL. Другая половина – светлые и довольно абстрактные пьесы почти без ударных, но зато с гитарами, обрывками голосов и прочих field recordings и эпизодическими заходами на территорию переосмысленного нью-эйджа. Чуть проиграв своим же более старым пластинкам в доступности и "хитовости", Гача прибавил в сложности. "Obscure Languages" звучит уже не как набор треков, а как целостная, концептуальная история с сюжетными поворотами, похожая на саундтрек к воображаемому кино а-ля "Бегущий по лезвию".
17. Tobias Bernstrup "Petrichor" (Tonight Records)
Швеция давно зарекомендовала себя и в качестве главной европейской поп-державы, и как страна, где очень любят всяческий "синти". Тобиас Бернструп, чья карьера начиналась еще в девяностые, оказывается как раз на пересечении двух этих сцен. С одной стороны – образцовый синтезаторный звук (не то хорошо обновленное итало, не то мягкое электро-диско, не то синтвейв), с другой – очень яркий сонграйтинг, привязчивые мелодии и бархатный поп-вокал. Бернструпа нередко поругивают за эту, порой даже чрезмерную приверженность поп-традиции, но иногда ему удаются совершенно нереальные хиты, которые хочется слушать на репите десятки раз. Не сказать, чтобы альбом состоял из них целиком (ровные поп-альбомы вообще дело крайне редкое), но на "Petrichor" таких вещей хватает. Как минимум "Challenger" (совершенно эйфорическая по настроению песня о… гибели "Челленджера"), "Private Eye" и "Stranger" прямиком отправляются в золотой фонд электронной поп-музыки.
16. Lone "Always Inside Your Head" (Greco-Roman)
Полнометражных релизов Мэтт Катлер (Matt Cutler) не выпускал аж 5 лет, со времен практически рейвового диска "Levitate" для R&S Records. С тех пор он правда успел запустить собственный лейбл Ancient Astronauts и издать на нем несколько часов собственного архивного материала (весьма, надо сказать, достойного). Появление Мэтта на лейбле Greco Roman, близком к группе Hot Chip, вроде бы и неожиданно (здесь скорее предпочитали более "попсовую" музыку), но с другой стороны лондонская музыкальная тусовка в меру известных электронщиков – это сообщество довольно тесное. По звучанию "Always Inside Your Head" – это развитие лучшего, что было в серии ЕР "Ambivert Tools", которую Катлер выпускал в 2017-2018 годах. Мечтательный балеарик и балеарик-брейкс, уходящий корнями куда-то в девяностые – не то к Salt Tank, не то к Way Out West времен "The Gift", не то к ранним сборникам серии "Café Del Mar". Требуйте на танцполах брейкбит-вечеринок в районе шести утра.
15. Ochre "An Eye To Windward" (Phainomena)
Новый диск Кристофера Лири (Christopher Scott Leary) можно воспринимать как продолжение альбома "Project Caelus" двух с половиной-летней давности. Ударных здесь уже нет совсем, зато есть хитросплетение синтезаторных секвенций, пульсаций и арпеджио, которые то и дело рассыпаются, теряют тональность и тонут в тумане кассетного шума и гитарного перегруза. В этой музыке модульных синтезаторов можно усмотреть параллели с Алессандро Кортини (Alessandro Cortini). Если Клаус Шульце (Klaus Schulze), Tangerine Dream или Пит Намлук (Pete Namlook) искали в синтезаторах идеал чистоты, гармонии и некоего "звукового абсолюта", то Кристофер будто бы пытается без ущерба для мелодизма и красоты ("A Current Under Sea" – это прямо лаконизм Эрика Сати) вытащить из своих машинок всю возможную неправильность и нерегулярность.
14. Skee Mask "Pool" (Ilian Tape)
Третий альбом Брайана Мюллера (Bryan Müller) окончательно утверждает его в статусе едва ли не главной звезды электроники здесь и сейчас. 18 треков общей длительностью в час сорок пять (расскажите нам после этого про короткий attention span, смерть альбомов и тотальный переход на короткие релизы) это демонстрация разом всего лучшего, что Брайан умеет. Безбитовый неотранс, обновленческий IDM, насыщенный событиями эмбиент, брейкбит (местами нервически-скоростной, местами вполне олдскульный), электро и интеллигентное техно – всё это на альбоме есть (да еще и сложено в цельный и совсем не эклектичный паззл), а вот клубного долбежа, которым Мюллер тоже изредка баловался, нет вовсе. По сравнению с "Compro" здесь поменьше залетов на территорию Autechre, но как высказывание "Pool" своему предшественнику ничуть не уступает.
13. DJ Seinfeld "Mirrors" (Ninja Tune)
Новый клиент Ninja Tune – швед Арманд Якобссон (Armand Darius Anders Jakobsson), уже несколько лет как перебравшийся в Барселону. Четыре года назад у него вышел дебютный диск на Lobster Theremin, затем – DJ Kicks, то есть в обойме крупных лейблов Арманд находится уже давно. Альбом "Mirrors" во многом продолжает успешную линию, начатую Bicep – это близкая к идеалу клубная музыка с человеческим лицом, где даже есть вокал, но чаще всего нарезанный и отодвинутый на задний план, чтобы не переходить опасную грань поп-формата. По сравнению с Bicep здесь меньше транса и брейкбита, но больше хауса и герриджа (а порой и отстраненной задумчивости), так что на ум приходят сравнения то с MJ Cole, то с Tourist, то с последним альбомом Four Tet или даже Disclosure.
12. Roosevelt "Polydans" (City Slang)
Главное, что нужно сказать о третьем альбоме Roosevelt – он мало чем отличается от первых двух. Не лучше и не хуже. Всё, за что мы любим Мариуса Лаубера (Maruis Lauber), здесь на месте – и ностальгический "bittersweet" сонграйтинг, и диско-бит, чуточку гитар с "квакушками" и пресловутый "теплый аналоговый" (и вот по части синтезаторов "Polydans", пожалуй, и превосходит предыдущие диски Мариуса). С одной стороны, здесь не хватает какой-то артистической эволюции, которую мы наблюдаем даже у таких последовательных ретроградов, как Cut Copy. С другой – мы ведь и любим Roosevelt за этот консерватизм и вопиющее нежелание играть по правилам индустрии и подстраиваться под тренды как Shura (чей второй альбом слушать попросту невозможно, если вы вдруг не любите R&B) или Tame Impala. Так что единственное, в чем "Polydans" не оправдывает ожиданий – вышедший с полгода назад сингл "Sign" так и остается здесь безусловно лучшей песней. Но таких мощных хитов не было и на первых альбомах, так что жаловаться не на что.
11. MLO "Oumuamua" (Music From Memory)
Компиляция "Virtual Dreams" со всякого рода эмбиентом и прочей чиллаутной музыкой середины 90-х, изданная на MFM год назад, оказалась не просто отличным релизом, а еще и началом одноименной серии. Продолжает её антология британского дуэта MLO – одного из многочисленных начинаний Джона Тая (John Tye), которого мы знаем по лейблу Lo Recordings, а также по проектам Brain Machine и Seahawks. Сейчас принято скорее переиздавать классические релизы целиком (и альбом MLO "IO", вышедший в 1994-м на Rising High, вполне бы этого заслушивал), но Music From Memory предпочитает сборники, в которые по возможности включает и неизданные треки. Здесь вышло именно так, причем среди многочисленных "анрелизов" (из 14 треков ранее публиковалась от силы половина) у Тая и Смита нашлось даже несколько совместных вещей со Spacetime Contunuum. Как это звучит объяснять, наверное, не надо – перед нами классический образчик эмбиент-техно, мягкой и абсртактной "космической" чиллаутной музыки, в которой всё же есть бит. Танцевать под него получится едва ли, а вот покивать головой – вполне.
10. Priori "Your Own Power" (NAFF)
Канадец Франсис Латрель (Francis Latreille) два года назад выпустил довольно яркий дебютный альбом, а теперь вернулся с новой пластинкой, и она еще лучше. Начинается с оптимистичного неотранса без ударных в духе Сэма Баркера (Sam Barker) ("Winged"), продолжается величественной IDM-космологией а-ля ранний Beaumont Hannant или ранний Warp ("Shkrub"), а затем выруливает в эстетское эмбиент-техно с отсылками к Sun Electric и молодому Кенни Ларкину (Kenny Larkin). Всё это у Латреля выходит просто отлично – перед нами пример альбома одновременно ровного (совершенно без проходных треков) и разнообразного – и дома слушается великолепно, и в клубе поставить не грех.
9. RedLight "Radius" (Dream Vision Future)
Уроженец Бристоля Хью Пескод (Hugh Pescod) – далеко не последний персонаж на британской клубной сцене. Примерно с конца нулевых он сочинял треки на стыке хауса, герриджа и бейса и был известен как автор ремиксов, в том числе для Little Boots, Magnetic Man, Рианны (Rihanna), Си Ло Грина (Cee Lo Green), Келли Роуленд (Kelly Rowland) и тому подобных поп-звезд. При этом альбом "Radius" – музыка как раз совершенно непопсовая. Это возрожденный из пепла британский атмосферный брейкбит, похожий одновременно и на классику начала девяностых типа "Papua New Guinea" или очень ранних 4 Hero, и на максимально спокойный извод прогрессив-брейкс, который в конце девяностых пропагандировали, к примеру, Way Out West или Chicane. Совершенная ретромания, но в музыке 25-летней давности Redlight нашел ровно те идеи, что в своё время не получили должного развития, а значит, заслуживают полноценного ренессанса.
8. Bicep "Isles" (Ninja Tune)
Второй и долгожданный (с момента выхода первого прошло аж три с половиной года) альбом британского танцевального дуэта. К счастью, несмотря на такую паузу, Эндрю Фергюсон (Andrew Ferguson) и Мэтью МакБрайар (Matthew McBriar) решили не чинить то, что не сломано, и продолжают примерно с того же места, на котором закончили. И хотя первый диск был очень успешным, подражателей у них за это время так и не появилось, так что группа так и остаётся единственным игроком на поле "лиричного брейкбита". Сам по себе брейкбит-то штука в последнее время модная, вот только корни у Bicep уходят не в "хардкор континуум" (как примерно у всех нынешних брейкбитчиков), а куда-то в середину-конец девяностых, к Orbital, Sasha, Hybid, Banco De Gaia, а главное – к яркой, по подзабытой прогрессив-брейкс группе Ashtrax. Ну а где-то и вовсе Мишелем Кретю (Michael Cretu) попахивает. Несмотря на бодрые ритмы, музыка у Эднрю и Мэтью стала куда более минорной и меланхоличной, а к электронике добавился женский "этнический" вокал, тоже штука ну совершенно девяносническая. В первом же треке – сэмпл из Офры Хазы (Ofra Haza), а приглашенные вокалистки, кажется, ориентировались на Dead Can Dance. Помимо "Atlas", "Apricots", "Sundial" и "Saku", которые уже успели выйти синглами, стоит отметить "Fir" и "Hawk", да и остальное картины совсем не портит. Вот только бонус-треки с делюкс-издания за исключением эмбиентной "Meli" - совсем уж порожняк.
7. CoMIT "An Ocean of Thoughts" (A Strangely Isolated Place)
Джеймс Клементс (James Clements), более всего известный под псевдонимом ASC (от имени которого выпустил несколько десятков релизов), решил снова взяться за проект CoMIT, начатый в 2016-м никем не замеченной семидюймовкой и продолженный в 2019-м триумфальным лонг-плеем для ASIP. "An Ocean of Thoughts" – в сущности, прямое продолжение того самого альбома "Remote Viewing": нежные и мечтательные IDM-красоты с неторопливо похрустывающим битом и обилием возвышенных синтезаторных аккордов, разве что "Ocean" звучит еще более эмоционально и экстравертно. Среди всех проектов Джеймса эта история определенно ближе всего к незаслуженно подзабытой сплит-пластинке с Ульрихом Шнауссом 2012-го года. Мелодичный IDM в его лучших проявлениях.
6. Keiss "The Things We Don't Notice" (Diffuse Reality Records)
К многочисленным достоинствам архангельского музыканта Стаса Ковалева (о котором я здесь уже не раз писал, как об одном из своих любимых отечественных электронщиков) добавляется способность стабильно держать очень высокую планку. После четырех дисков за пять лет на британском лейбле Touched Стас перебрался на испано-аргентинский Diffuse Reality, и выпустил, наверное, лучший свой альбом. Если от его более ранних записей веяло future garage-ритмами и балеарскими мотивами, то "The Things We Don't Notice", как и предыдущий диск "Urban Utopia" – это уже классический IDM. Причем "The Things We Don't Notice" звучит еще более интровертно, созерцательно и меланхолично, а порой и пронзительно-печально. Ближайшие ориентиры – Arovane периода "Atol Scrap", Кристиан Кляйне (Christian Kleine) времен своих первых релизов для Morr Music или даже пластинки с Neo Ouija начала нулевых вроде Seven Ark. Разница в том, что музыка Keiss чуть более многослойна, в ней есть та самая "высокая чёткость" и обилие скрытых деталей, характерное для IDM новой волны.
5. Gimmik "Cloudwalker" (n5MD)
Австриец Мартин Хайдингер (Martin Haidinger), совладелец лейбла Toytronic и системообразующая фигура жанра IDM, исчез с радаров в середине нулевых чтобы спустя полтора десятка лет триумфально вернуться. В качестве пробных шаров он издал два замечательных эмбиент-альбома, которые хоть и были формально приписаны к проекту Gimmik, всё же очень отличались от его записей конца девяностых - начала нулевых, это был скорее Low Profile Society, пусть и в доведенной до совершенства форме. Однако еще до выхода второй эмбиент-пластинки лейбл n5MD объявил о скором "возвращении к корням", первом почти за два десятилетия IDM-альбоме Gimmik, запланированном на апрель, причем составленном не из архивов (что сейчас популярно у многих артистов), а из нового материала. И Мартин не подвёл. Первый же трек "Short Wave Memories" звучит так, будто альбом "Slow Motion Process" был не 20 лет назад, а от силы два – всё те же хрустящие биты и ностальгические "bitter-sweet" клавишные темы. Идущая следом "Propylenglycol", более кислотная и брейнденсовая, отсылает уже к Abfahrt Hinwil. Есть тут и вещи с хип-хоповым битом, и довольно много эмбиента, идеально вписанного среди ритмичной музыки. На этой пластинке есть всё, за что мы так любим Gimmik, и даже больше – это не "еще один старый альбом", а всё же именно новый альбом, при всей его приверженности традициям.
4. Anderdog "Sleep Paralysis" (Mestnost)
Дебютный релиз московского кассетного лейбла Местность – и сразу же большая удача. Житель Электростали Денис Рыжов играет IDM без слишком уж явного ретроградства и с в меру современным звуком, но с явным почтением к традиции лейбла Rephlex. В тех треках, что побыстрее, вспоминаются Wisp, ранний Squarepusher и то, что когда-то называлось словом "drill'n'bass", в "TMXVO" – современные релизы Рула Функена (Roel Funcken), в "Jofa" c меланхоличной гитарой – чуть ли не Tycho. И, что особенно приятно, всё это – как бы между узких форматов. Неторопливый хип-хоп вдруг оборачивается суетливым драм-н-бейсом, а наивно-светлые звуки музыкальной шкатулки под downtempo-ритм превращаются в эйсид-хаус. Что-то подобное вполне мог бы с успехом выпускать Analogical Force, если бы был чуть менее консервативен.
3. Koreless "Agor" (Young)
Льюис Робертс (Lewis Roberts) принадлежит к довольно узкой группе артистов (вместе с Дэниэлем Лопатиным, Arca, Amnesia Scanner, Холли Херндон и еще примерно полудюжиной коллег), чью музыку можно назвать по-настоящему современной. "Agor" его в этом статусе только утверждает – не то, чтобы мы слышали здесь что-то радикально новое, но всё, что мы подразумеваем под модерновым звуком, тут есть – резкие и звонкие синтезаторные тембры, эксперименты с неотрансом, лопатинская фрагментарность (тут барокко, там глитч, а где-то внезапные звуки самоиграек восьмидесятых), плюс деконструированный вокал и очень удачные кивки в сторону Стива Райха (Steve Reich) и Терри Райли (Terry Riley). Вообще, относительно других электронщиков-модернистов Робертс куда ближе именно к академической музыке. Интересно, что 32-минутный "Agor" – это первый альбом Koreless. До этого была серия ЕР, но это не тот вариант, когда музыкант считает альбом "не своим" носителем. Просто на запись полнометражной пластинки в современном мире порой уходит 10 лет (а ровно столько прошло с момента выхода первого релиза Льюиса). И тут стоит вспомнить что у ABBA или Beatles в этот промежуток укладывалась вся карьера целиком. Да и слово "современная", которым мы оперируем применительно к музыке Koreless, означает "не могла бы быть записана в 2005-м, но в 2014-м (то есть 7 лет назад) – вполне". Прогресс в музыке конечно есть, но скорость его как-то не впечатляет.Что, впрочем, ничуть не уменьшает красоту отдельно взятой пластинки.
2. µ-Ziq & Mrs Jynx "Secret Garden" (Planet Mu)
Эта коллаборация выглядит совершенно удивительной даже несмотря на то, что Ханна Дэвидсон (Hannah Davidson) aka Mrs Jynx выпустила на лейбле Майка Парадинаса (Mike Paradinas) аж два альбома. "Мы с Ханной то и дело переписывались", рассказывает историю пластинки Майк, "И в последнее время она часто жаловалась, на то, что ей не пишется. Тогда я решил предложить ей записать совместную пластинку, в надежде что это её освежит и простимулирует. И кажется, так и получилось". И хотя совместные пластинки звезд-одиночек чаще всего не удаются (вспомним хотя бы дуэты того же Парадинаса с Aphex Twin или Speedy J), но здесь таланты Майка и Ханны чудесным образом просуммировались. На первый взгляд, вклад Ханны в "Secret Gadren" куда заметнее – мягкий звук, спокойные ритмы без овердрайва и залетов в бейс или джангл и, главное, абсолютное торжество мелодий. Здесь каждый инструмент, кроме разве что скромно уведенных на задний план ударных, рассказывает собственную мелодическую историю. Но и мелодий в стиле u-Ziq (этакого залихватского электронного веселья с привкусом фанка) здесь тоже хватает, послушайте хотя бы "Cocker Boo" или "Philip Streak". Просто Парадинаса-мелодиста времен "Bluff Limbo" или "Lunatic Harness" мы уже почти забыли, а жаль. Ну а "The Ballad Of Darth Vader" так и вовсе напоминает продолжение старой доброй "Secret Stair". Короче, чистый восторг.
1. Dr. Atmo & Mick Chillage "Ruhleben" (A Strangely Isolated Place)
На первый взгляд, дуэт кажется чем-то вроде "встречи двух поколений": Доктор Атмо – системообразующий артист лейбла FAX и звезда эмбиент-сцены девяностых, тогда как Мик, хоть он тоже успел издаться на Факсе одним из последних – это уже новая волна, его первый релиз датирован 2007-м, а взлет случился уже в 2010-е. Но в реальности Чилледж и Атмо – почти ровесники, просто Мик долго писал "в стол". Так что не стоит удивляться тому, что "Ruhleben" (ох уж эти манящие берлинские топонимы) звучит в точности как классическая запись времен той самой эмбиент-волны девяностых. Четыре длинных (16-20 минут) и медленно разворачивающихся, но при этом завораживающе красивых пьесы. Чуточку абстрактного фортепиано и повисающих в воздухе гитарных нот, редкие секвенции, утопающие в эхе, но в основном – неторопливо плывущие пэды – то холодные и отстраненные, то торжественные и печальные. Где-то рядом – "Dreamfish", "Silence", второй Fires of Ork, а также эмбиент-альбомы с лейблов Recycle Or Die, Instinct и Rising High Records.