Песни, которые мы заслужили?.. - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Песни, которые мы заслужили?.. - «Новости Музыки»


Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Как пели страны, принимающие Игры? Какой саундтрек предлагает Россия?


Церемонии открытия Олимпийских игр за последние 30 лет эволюционировали от унылых пробежек команд с флагами своих стран до масштабных и зрелищных шоу, знакомящих зрителей всего мира с культурой, историей и искусством принимающей страны. Тренд, к слову, задала Олимпиада-80, превратившая церемонию открытия в красочное шоу с ведущий темой интернационализма (как международного, так и советского). Не последнюю роль в создании культа Олимпийских игр сыграла музыка.

Фолк, диско и дружба народов


Музыка Олимпийских игр до 80-х годов была далека от пафоса и культа восхваления принимающей стороны – песни были все больше про дружбу, спорт и достижения. Песни и аранжировки шли в ногу с модой, используя прямолинейный диско-саунд, символизирующий напор и целеустремленность спортсменов. Тема дружбы народов звучала на Олимпиадах вполне органично, подчеркиваемая выверенными аранжировками Мородера (Giorgio Moroder) и Тухманова, без единого музыкального намека на национальную идентичность страны, принимающей у себя Олимпийские игры.


Олимпиада-80 в Москве (СССР):
Официальным гимном Олимпиады-80 стала одноименная песня, написанная Давидом Тухманновым на слова Роберта Рождественского и исполненная малоизвестным в то время эстонским певцом Тынисом Мяги. По той или иной причине живьем песня на церемонии не исполнялась (вместо нее на зажжении Олимпийского огня прозвучала помпезная "Ода Доброму Вестнику" Эдуарда Артемьева), однако в сознании бывших советских граждан композиция делит звание главного саундтрека Олимпиады-80 с пахмутовской "До свидания, наш Ласковый Миша". Обратите внимание на вступление к композиции с пульсирующим электронным саундом - тогда это был самый "писк".




Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе (США)
Гимном Олимпийских игр в Лос-Анджелесе стала песня, написанная королем диско Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) и исполненная Полом Энгеманном (Paul Engemann). Дуэт до этого успел поработать над саундтреком к фильму "Лицо со шрамом", так что песня "Reach Out", ставшая официальным треком Летних Олимпийский игры 84, только укрепила дружбу музыкантов: Мородер и Энгеманн продолжили сотрудничество вплоть до 2000-х, пока певец не бросил музыку и не ушел в бизнес.




Олимпиада-88 в Сеуле (Республика Корея)
Корейцы, принимавшие Олимпиаду в 1988 году, не стали изобретать велосипед и доверили уже проверенному Джорджо Мородеру написание гимна Олимпиады 88. Песню "Hand in Hand", жизнеутверждающий гимн миру, исполнила на английском и корейском языках поп-группа Koreana. Впоследствии Мородер даже спродюсировал для коллектива альбом, который планировалось продвигать на Запад, однако мировой успех группы ограничился треком "Living For Love". А Джорджио затаил надежду на участие еще в одной Олимпиаде.




Глобализация


Нарушение биполярности политического мира дало повод странам, даже никогда не входившим в Советский Союз, громче заговорить о патриотизме и чаще выставлять напоказ национальный колорит. Америка на правах выжившей сверхдержавы сменила соревновательный задор на общегуманистический пафос, и ее примеру последовали некоторые другие страны, в числе которых оказались Австралия и Китай. Музыкальными олимпийскими трендами стали песни-оды стране и бесхребетные баллады о дружбе, мире и добре.


Олимпиада-92 в Барселоне (Испания)
Пожалуй, самый известный в мире Олимпийский гимн - песня "Barcelona", - стал таковым еще за 4 года до старта игр в Испании. Солист Queen Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) и оперная дива Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé) записали дуэт в 1987 году для второго сольного альбома Фредди. Впоследствии уже сильно болеющий Меркьюри не рискнул исполнить песню живьем на стадионе Авингуида Де Мария во время концерта в поддержку олимпийских игр 92 года, и выступал под фонограмму. На официальном открытии игр в 92 году Монсеррат Кабалье исполняла песню живьем, а голос Фредди звучал в записи. Спустя 20 лет после Олимпиады 1992 года песня была перезаписана при участии Пражского симфонического оркестра (оригинальный вариант инструментовки был сделан синтезаторе и в таком виде вошел в альбом).




Олимпиада-96 в Атланте (США)
Канадская певица Селин Дион (Celine Dion) исполнила на открытии игр в Атланте вдохновенный гимн мечте – песню "Power Of the Dream", написанную продюсером Дэвидом Фостером (David Foster). Выступление получилось вполне нейтральным по духу. Никакой патриотической патетики в стиле прошлогодней Олимпиады, никаких "быстрее, выше, сильнее" в стиле восьмидесятых. Если бы такого рода Олимпиада проходила в тот год в России, организаторы наверняка бы позвали выступить Стаса Намина с песней "Мы желаем счастья вам". Вообщем-то никаких других чувств (патриотизма, гордости, спортивной злости – подчеркнуть нужное) гимн не вызвал. Подделки Фостера в жанре "adult contemporary" редко цепляют за живое, делая ставку на ремесленный профессионализм и не раздражающую мелодию.




Олимпиада-2000 в Сиднее (Австралия)
Первая Олимпиада нового века в музыкальном плане продолжила традиции предшественницы. Организаторы выдали обойму великих-одноликих гимнов добру, для разнообразия меняя исполнителей. Первой с песней "The Flame" выступила австралийская певица и пианистка Тина Арена (Tina Arena), за ней эстафету добра подхватил дуэт поп-певца Джона Франама(John Farnham) и четырехкратной номинантки Grammy, звезды фильма "Бриолин" Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John). Завершили открытие игр песни "Heroes" Ванессы Амороси (Vanessa Amorosi) и "Skies" 13-летней Ники Вебстер (Nicky Webster), начавшей свою музыкальную карьеру в 5-летнем возрасте.




Зимняя Олимпиада-2002 в Солт-Лейк Сити (США)
Песней открытия зимних олимпийских игр в 2002 году в Солт-Лейк Сити стала "Fragile" в исполнении Стинга (Sting) и американского виолончелиста Йо-Йо Ма (Ma Youyo). Похоже, что в качестве заглавного олимпийского трека песня была выбрана в память о теракте 11 сентября 2001 года, так как слова именно этой песни были напечатаны в буклете вышедшего концертного альбома Стинга "…all this time". Необходимую нотку интернациональной солидарности (и международной дружбы) добавило участие Йо-Йо Ма – китайца по происхождению.




Возвращение Олимпиады в столицу первых Игр не могло не сказаться на ее музыкальной составляющей. Греция задала тренд на показную национальную гордость культурой и спортом страны, принимающей игры. Греки разжились псевдоэтничеким сетом от Tiesto, итальянцы призвали армию музыкальных тяжеловесов, а Китай выступил в роли радушной хозяйки, не забыв продемонстрировать главных "детей нации", в числе коих оказался и Джеки Чан.


Олимпиада-2004 в Афинах (Греция)
Греки не стали скромничать. Афины, принимавшие игры в 2004 году, не постеснялись прочитать зрителям всего мира вводный курс в историю своей цивилизации под эксклюзивный сет Dj Tiesto – "Athena". Несколько утомительный экскурс продолжило несколько неожиданное выступление: исландка Бьорк (Bjork) исполнила песню "Ocеania", которую гимном уж точно не назовешь. Грекам и прочей публике, впрочем, выступление понравилось. По нашей версии, певицу взяли со скидкой за неликвидность предлагаемого товара: гораздо органичнее бы "Oceania" прозвучала (или смотрелась бы на афишах) на австралийской Олимпиаде.




Зимняя Олимпиада-2006 в Турине (Италия)
Олимпийские игры в Турине открыл своим выступлением Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - один из символов музыкальной Италии. Знаменитый тенор спел "Nessun Dorma" — арию из оперы "Турандот" Джакомо Пуччини, сорвав множество оваций. Позже, правда, выяснилось, что Паваротти и оркестр выступали под фонограмму. Произведение Пуччини очень органично вписалось в спортивную эстетику Олимпийских игры 2006: итальянский композитор-классик, мелодия, плотно ассоциировавшаяся не только с оперой, но и спортом (BBC избрали "Nessun Dorma" главной музыкальной темой чемпионата мира по футболу в 1990 году), плюс исполнитель - национальная знаменитость, участник трио великих теноров. Есть чем гордиться в родной Италии! Коктейль беспроигрышный, и при этом очень патриотичный, возвышающий. Недаром позднее в шоу "Britain’s Got Talent" Пол Потс (Paul Potts) исполнил эту знаменитую арию, став воплощением человека, "сделавшего себя" (грузчик из супермаркета ныне превратился в звезду кроссовера).




Олимпиада-2008 в Пекин (КНР)
Для исполнения песни "Beijing Welcomes You" ("Пекин приветствует вас") были собраны лучшие творческие силы страны во главе с главной медийной и интернациональной персоной Красной республики Джеки Чаном. Традиционная китайская мелодика, смешанная с приторной струнной аранжировкой, и спетая "хором друзей", прозвучала неплохо. Но не более того.




....НАЗАД К КОРНЯМ


Зимняя Олимпиада-2010 в Ванкувере (Канада)
Песня "Bang the drum" в исполнении Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) и Брайана Адамса (Bryan Adams) с инструментальным вступлением, бессовестно слизанным с аббовской Dancing Queen, стала гимном игр 2010 года в Канаде. Налицо возвращение к теме спорта как соревнования ("Вместе мы достигаем небес.
Это не о победе. Это всё об игре"/ "Бей в барабан еще громче, чтобы весь мир мог услышать. Подпрыгни еще выше, чтобы весь мир мог увидеть тебя").




Олимпиада-2012 в Лондоне (Великобритания)
Консервативные британцы решили доверить написание Олимпийского гимна некогда державной страны настоящим музыкальным тяжеловесам – группе Muse. Во-первых, бренд, во-вторых, академический пафос в звучании, в-третьих, Беллами (Bellami) сотоварищи отлично себя чувствуют на стадионных шоу и им вполне под силу раскачать многотысячник. С точки зрения нарратива, Олимпиада-2012 – это откат к восьмидесятнической патетике: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", "быстрее, выше, сильнее".




Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Игры, будучи частью международной политики, были той лакмусовой бумажкой, которая показывала расстановку сил на международной арене. Музыка эту расстановку нужным образом акцентировала: патриотизм и национальный пафос для греков, придумавших олимпиаду, спортивная конкуренция и соревнования для державного Советского Союза и Великобритании с колониальным прошлым, дружба народов для стран Азии, которые только-только вышли на международную арену.


Чтобы судить о трендах, внимательно слушаем и смотрим Олимпиаду-2014 и делаем выводы. К сожалению, надежд на то, что Россия сумеет показать в Сочи конкурентоспособную и актуальную музыку, у нас нет. Ярким примером музыки, которая будет звучать на открытии Игр, стал гимн Олимпиады, записанный известными российскими поп-артистами. Даже не знаем, что в этом произведении потрясает больше: текст или музыка.




Проблема в том, что отечественная поп-культура в принципе способна выдать конкурентоспосбные вещи, но делает это по наитию, почти случайным образом. А на заказ у наших продюсеров обычно получается парад уродов вроде официального альбома Олимпийских игр "Сочи-2014".
Альбом, составленный, якобы, из лидеров голосования, явил собой торжество безвкусицы, в котором даже трудно выделить, что кошмарнее: Баян-Позитив или София Ротару.

Знаете, чего не хватает этим песням и этим исполнителям? Искренности и души. Здесь нашим хитмейкерам и певцам стоило бы поучиться у жителей Стокгольма, которые просто собрались и спели хором российский гимн в поддержку ЛГБТ-сообщества в России. Именно так и надо озвучивать игры, которые мы "заслужили вместе с тобой".



Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Как пели страны, принимающие Игры? Какой саундтрек предлагает Россия? Церемонии открытия Олимпийских игр за последние 30 лет эволюционировали от унылых пробежек команд с флагами своих стран до масштабных и зрелищных шоу, знакомящих зрителей всего мира с культурой, историей и искусством принимающей страны. Тренд, к слову, задала Олимпиада-80, превратившая церемонию открытия в красочное шоу с ведущий темой интернационализма (как международного, так и советского). Не последнюю роль в создании культа Олимпийских игр сыграла музыка. Фолк, диско и дружба народов Музыка Олимпийских игр до 80-х годов была далека от пафоса и культа восхваления принимающей стороны – песни были все больше про дружбу, спорт и достижения. Песни и аранжировки шли в ногу с модой, используя прямолинейный диско-саунд, символизирующий напор и целеустремленность спортсменов. Тема дружбы народов звучала на Олимпиадах вполне органично, подчеркиваемая выверенными аранжировками Мородера (Giorgio Moroder) и Тухманова, без единого музыкального намека на национальную идентичность страны, принимающей у себя Олимпийские игры. Олимпиада-80 в Москве (СССР): Официальным гимном Олимпиады-80 стала одноименная песня, написанная Давидом Тухманновым на слова Роберта Рождественского и исполненная малоизвестным в то время эстонским певцом Тынисом Мяги. По той или иной причине живьем песня на церемонии не исполнялась (вместо нее на зажжении Олимпийского огня прозвучала помпезная "Ода Доброму Вестнику" Эдуарда Артемьева), однако в сознании бывших советских граждан композиция делит звание главного саундтрека Олимпиады-80 с пахмутовской "До свидания, наш Ласковый Миша". Обратите внимание на вступление к композиции с пульсирующим электронным саундом - тогда это был самый "писк". Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе (США) Гимном Олимпийских игр в Лос-Анджелесе стала песня, написанная королем диско Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) и исполненная Полом Энгеманном (Paul Engemann). Дуэт до этого успел поработать над саундтреком к фильму "Лицо со шрамом", так что песня "Reach Out", ставшая официальным треком Летних Олимпийский игры 84, только укрепила дружбу музыкантов: Мородер и Энгеманн продолжили сотрудничество вплоть до 2000-х, пока певец не бросил музыку и не ушел в бизнес. Олимпиада-88 в Сеуле (Республика Корея) Корейцы, принимавшие Олимпиаду в 1988 году, не стали изобретать велосипед и доверили уже проверенному Джорджо Мородеру написание гимна Олимпиады 88. Песню "Hand in Hand", жизнеутверждающий гимн миру, исполнила на английском и корейском языках поп-группа Koreana. Впоследствии Мородер даже спродюсировал для коллектива альбом, который планировалось продвигать на Запад, однако мировой успех группы ограничился треком "Living For Love". А Джорджио затаил надежду на участие еще в одной Олимпиаде. Глобализация Нарушение биполярности политического мира дало повод странам, даже никогда не входившим в Советский Союз, громче заговорить о патриотизме и чаще выставлять напоказ национальный колорит. Америка на правах выжившей сверхдержавы сменила соревновательный задор на общегуманистический пафос, и ее примеру последовали некоторые другие страны, в числе которых оказались Австралия и Китай. Музыкальными олимпийскими трендами стали песни-оды стране и бесхребетные баллады о дружбе, мире и добре. Олимпиада-92 в Барселоне (Испания) Пожалуй, самый известный в мире Олимпийский гимн - песня "Barcelona", - стал таковым еще за 4 года до старта игр в Испании. Солист Queen Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) и оперная дива Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé) записали дуэт в 1987 году для второго сольного альбома Фредди. Впоследствии уже сильно болеющий Меркьюри не рискнул исполнить песню живьем на стадионе Авингуида Де Мария во время концерта в поддержку олимпийских игр 92 года, и выступал под фонограмму. На официальном открытии игр в 92 году Монсеррат Кабалье исполняла песню живьем, а голос Фредди звучал в записи. Спустя 20 лет после Олимпиады 1992 года песня была перезаписана при участии Пражского симфонического оркестра (оригинальный вариант инструментовки был сделан синтезаторе и в таком виде вошел в альбом). Олимпиада-96 в Атланте (США) Канадская певица Селин Дион (Celine Dion) исполнила на открытии игр в Атланте вдохновенный гимн мечте – песню "Power Of the Dream", написанную продюсером Дэвидом Фостером (David Foster). Выступление получилось вполне нейтральным по духу. Никакой патриотической патетики в стиле прошлогодней Олимпиады, никаких "быстрее, выше, сильнее" в стиле восьмидесятых. Если бы такого рода Олимпиада проходила в тот год в России, организаторы наверняка бы позвали выступить Стаса Намина с песней "Мы желаем счастья вам". Вообщем-то никаких других чувств (патриотизма, гордости, спортивной злости – подчеркнуть нужное) гимн не вызвал. Подделки Фостера в жанре "adult contemporary" редко цепляют за живое, делая ставку на ремесленный профессионализм и не раздражающую мелодию. Олимпиада-2000 в Сиднее (Австралия) Первая Олимпиада нового века в музыкальном плане продолжила традиции предшественницы. Организаторы выдали обойму великих-одноликих гимнов добру, для разнообразия меняя исполнителей. Первой с песней "The Flame" выступила австралийская певица и пианистка Тина Арена (Tina Arena), за ней эстафету добра подхватил дуэт поп-певца Джона Франама(John Farnham) и четырехкратной номинантки Grammy, звезды фильма "Бриолин" Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John). Завершили открытие игр песни "Heroes" Ванессы Амороси (Vanessa Amorosi) и "Skies" 13-летней Ники Вебстер (Nicky Webster), начавшей свою музыкальную карьеру в 5-летнем возрасте. Зимняя Олимпиада-2002 в Солт-Лейк Сити (США) Песней открытия зимних олимпийских игр в 2002 году в Солт-Лейк Сити стала "Fragile" в исполнении Стинга (Sting) и американского виолончелиста Йо-Йо Ма (Ma Youyo). Похоже, что в качестве заглавного олимпийского трека песня была выбрана в память о теракте 11 сентября 2001 года, так как слова именно этой песни были напечатаны в буклете вышедшего концертного альбома Стинга "…all this time". Необходимую нотку интернациональной солидарности (и международной дружбы) добавило участие Йо-Йо Ма – китайца по происхождению. Возвращение Олимпиады в столицу первых Игр не могло не сказаться на ее музыкальной составляющей. Греция задала тренд на показную национальную гордость культурой и спортом страны, принимающей игры. Греки разжились псевдоэтничеким сетом от Tiesto, итальянцы призвали армию музыкальных тяжеловесов, а Китай выступил в роли радушной хозяйки, не забыв продемонстрировать главных "детей нации", в числе коих оказался и Джеки Чан. Олимпиада-2004 в Афинах (Греция) Греки не стали скромничать. Афины, принимавшие игры в 2004 году, не постеснялись прочитать зрителям всего мира вводный курс в историю своей цивилизации под эксклюзивный сет Dj Tiesto – "Athena". Несколько утомительный экскурс продолжило несколько неожиданное выступление: исландка Бьорк (Bjork) исполнила песню "Ocеania", которую гимном уж точно не назовешь. Грекам и прочей публике, впрочем, выступление понравилось. По нашей версии, певицу взяли со скидкой за неликвидность предлагаемого товара: гораздо органичнее бы "Oceania" прозвучала (или смотрелась бы на афишах) на австралийской Олимпиаде. Зимняя Олимпиада-2006 в Турине (Италия) Олимпийские игры в Турине открыл своим выступлением Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - один из символов музыкальной Италии. Знаменитый тенор спел "Nessun Dorma" — арию из оперы "Турандот" Джакомо Пуччини, сорвав множество оваций. Позже, правда, выяснилось, что Паваротти и оркестр выступали под фонограмму. Произведение Пуччини очень органично вписалось в спортивную эстетику Олимпийских игры 2006: итальянский композитор-классик, мелодия, плотно ассоциировавшаяся не только с оперой, но и спортом (BBC избрали "Nessun Dorma" главной музыкальной темой чемпионата мира по футболу в 1990 году), плюс исполнитель - национальная знаменитость, участник трио великих теноров. Есть чем гордиться в родной Италии! Коктейль беспроигрышный, и при этом очень патриотичный, возвышающий. Недаром позднее в шоу "Britain’s Got Talent" Пол Потс (Paul Potts) исполнил эту знаменитую арию, став воплощением человека, "сделавшего себя" (грузчик из супермаркета ныне превратился в звезду кроссовера). Олимпиада-2008 в Пекин (КНР) Для исполнения песни "Beijing Welcomes You" ("Пекин приветствует вас") были собраны лучшие творческие силы страны во главе с главной медийной и интернациональной персоной Красной республики Джеки Чаном. Традиционная китайская мелодика, смешанная с приторной струнной аранжировкой, и спетая "хором друзей", прозвучала неплохо. Но не более того. НАЗАД К КОРНЯМ Зимняя Олимпиада-2010 в Ванкувере (Канада) Песня "Bang the drum" в исполнении Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) и Брайана Адамса (Bryan Adams) с инструментальным вступлением, бессовестно слизанным с аббовской Dancing Queen, стала гимном игр 2010 года в Канаде. Налицо возвращение к теме спорта как соревнования ("Вместе мы достигаем небес. Это не о победе. Это всё об игре"/ "Бей в барабан еще громче, чтобы весь мир мог услышать. Подпрыгни еще выше, чтобы весь мир мог увидеть тебя"). Олимпиада-2012 в Лондоне (Великобритания) Консервативные британцы решили доверить написание Олимпийского гимна некогда державной страны настоящим музыкальным тяжеловесам – группе Muse. Во-первых, бренд, во-вторых, академический пафос в звучании, в-третьих, Беллами (Bellami) сотоварищи отлично себя чувствуют на стадионных шоу и им вполне под силу раскачать многотысячник. С точки зрения нарратива, Олимпиада-2012 – это откат к восьмидесятнической патетике: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", "быстрее, выше, сильнее". Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Игры, будучи частью международной политики, были той лакмусовой бумажкой, которая показывала расстановку сил на международной арене. Музыка эту расстановку нужным


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий