Песни, которые мы заслужили?.. - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Песни, которые мы заслужили?.. - «Новости Музыки»


Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Как пели страны, принимающие Игры? Какой саундтрек предлагает Россия?


Церемонии открытия Олимпийских игр за последние 30 лет эволюционировали от унылых пробежек команд с флагами своих стран до масштабных и зрелищных шоу, знакомящих зрителей всего мира с культурой, историей и искусством принимающей страны. Тренд, к слову, задала Олимпиада-80, превратившая церемонию открытия в красочное шоу с ведущий темой интернационализма (как международного, так и советского). Не последнюю роль в создании культа Олимпийских игр сыграла музыка.

Фолк, диско и дружба народов


Музыка Олимпийских игр до 80-х годов была далека от пафоса и культа восхваления принимающей стороны – песни были все больше про дружбу, спорт и достижения. Песни и аранжировки шли в ногу с модой, используя прямолинейный диско-саунд, символизирующий напор и целеустремленность спортсменов. Тема дружбы народов звучала на Олимпиадах вполне органично, подчеркиваемая выверенными аранжировками Мородера (Giorgio Moroder) и Тухманова, без единого музыкального намека на национальную идентичность страны, принимающей у себя Олимпийские игры.


Олимпиада-80 в Москве (СССР):
Официальным гимном Олимпиады-80 стала одноименная песня, написанная Давидом Тухманновым на слова Роберта Рождественского и исполненная малоизвестным в то время эстонским певцом Тынисом Мяги. По той или иной причине живьем песня на церемонии не исполнялась (вместо нее на зажжении Олимпийского огня прозвучала помпезная "Ода Доброму Вестнику" Эдуарда Артемьева), однако в сознании бывших советских граждан композиция делит звание главного саундтрека Олимпиады-80 с пахмутовской "До свидания, наш Ласковый Миша". Обратите внимание на вступление к композиции с пульсирующим электронным саундом - тогда это был самый "писк".




Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе (США)
Гимном Олимпийских игр в Лос-Анджелесе стала песня, написанная королем диско Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) и исполненная Полом Энгеманном (Paul Engemann). Дуэт до этого успел поработать над саундтреком к фильму "Лицо со шрамом", так что песня "Reach Out", ставшая официальным треком Летних Олимпийский игры 84, только укрепила дружбу музыкантов: Мородер и Энгеманн продолжили сотрудничество вплоть до 2000-х, пока певец не бросил музыку и не ушел в бизнес.




Олимпиада-88 в Сеуле (Республика Корея)
Корейцы, принимавшие Олимпиаду в 1988 году, не стали изобретать велосипед и доверили уже проверенному Джорджо Мородеру написание гимна Олимпиады 88. Песню "Hand in Hand", жизнеутверждающий гимн миру, исполнила на английском и корейском языках поп-группа Koreana. Впоследствии Мородер даже спродюсировал для коллектива альбом, который планировалось продвигать на Запад, однако мировой успех группы ограничился треком "Living For Love". А Джорджио затаил надежду на участие еще в одной Олимпиаде.




Глобализация


Нарушение биполярности политического мира дало повод странам, даже никогда не входившим в Советский Союз, громче заговорить о патриотизме и чаще выставлять напоказ национальный колорит. Америка на правах выжившей сверхдержавы сменила соревновательный задор на общегуманистический пафос, и ее примеру последовали некоторые другие страны, в числе которых оказались Австралия и Китай. Музыкальными олимпийскими трендами стали песни-оды стране и бесхребетные баллады о дружбе, мире и добре.


Олимпиада-92 в Барселоне (Испания)
Пожалуй, самый известный в мире Олимпийский гимн - песня "Barcelona", - стал таковым еще за 4 года до старта игр в Испании. Солист Queen Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) и оперная дива Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé) записали дуэт в 1987 году для второго сольного альбома Фредди. Впоследствии уже сильно болеющий Меркьюри не рискнул исполнить песню живьем на стадионе Авингуида Де Мария во время концерта в поддержку олимпийских игр 92 года, и выступал под фонограмму. На официальном открытии игр в 92 году Монсеррат Кабалье исполняла песню живьем, а голос Фредди звучал в записи. Спустя 20 лет после Олимпиады 1992 года песня была перезаписана при участии Пражского симфонического оркестра (оригинальный вариант инструментовки был сделан синтезаторе и в таком виде вошел в альбом).




Олимпиада-96 в Атланте (США)
Канадская певица Селин Дион (Celine Dion) исполнила на открытии игр в Атланте вдохновенный гимн мечте – песню "Power Of the Dream", написанную продюсером Дэвидом Фостером (David Foster). Выступление получилось вполне нейтральным по духу. Никакой патриотической патетики в стиле прошлогодней Олимпиады, никаких "быстрее, выше, сильнее" в стиле восьмидесятых. Если бы такого рода Олимпиада проходила в тот год в России, организаторы наверняка бы позвали выступить Стаса Намина с песней "Мы желаем счастья вам". Вообщем-то никаких других чувств (патриотизма, гордости, спортивной злости – подчеркнуть нужное) гимн не вызвал. Подделки Фостера в жанре "adult contemporary" редко цепляют за живое, делая ставку на ремесленный профессионализм и не раздражающую мелодию.




Олимпиада-2000 в Сиднее (Австралия)
Первая Олимпиада нового века в музыкальном плане продолжила традиции предшественницы. Организаторы выдали обойму великих-одноликих гимнов добру, для разнообразия меняя исполнителей. Первой с песней "The Flame" выступила австралийская певица и пианистка Тина Арена (Tina Arena), за ней эстафету добра подхватил дуэт поп-певца Джона Франама(John Farnham) и четырехкратной номинантки Grammy, звезды фильма "Бриолин" Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John). Завершили открытие игр песни "Heroes" Ванессы Амороси (Vanessa Amorosi) и "Skies" 13-летней Ники Вебстер (Nicky Webster), начавшей свою музыкальную карьеру в 5-летнем возрасте.




Зимняя Олимпиада-2002 в Солт-Лейк Сити (США)
Песней открытия зимних олимпийских игр в 2002 году в Солт-Лейк Сити стала "Fragile" в исполнении Стинга (Sting) и американского виолончелиста Йо-Йо Ма (Ma Youyo). Похоже, что в качестве заглавного олимпийского трека песня была выбрана в память о теракте 11 сентября 2001 года, так как слова именно этой песни были напечатаны в буклете вышедшего концертного альбома Стинга "…all this time". Необходимую нотку интернациональной солидарности (и международной дружбы) добавило участие Йо-Йо Ма – китайца по происхождению.




Возвращение Олимпиады в столицу первых Игр не могло не сказаться на ее музыкальной составляющей. Греция задала тренд на показную национальную гордость культурой и спортом страны, принимающей игры. Греки разжились псевдоэтничеким сетом от Tiesto, итальянцы призвали армию музыкальных тяжеловесов, а Китай выступил в роли радушной хозяйки, не забыв продемонстрировать главных "детей нации", в числе коих оказался и Джеки Чан.


Олимпиада-2004 в Афинах (Греция)
Греки не стали скромничать. Афины, принимавшие игры в 2004 году, не постеснялись прочитать зрителям всего мира вводный курс в историю своей цивилизации под эксклюзивный сет Dj Tiesto – "Athena". Несколько утомительный экскурс продолжило несколько неожиданное выступление: исландка Бьорк (Bjork) исполнила песню "Ocеania", которую гимном уж точно не назовешь. Грекам и прочей публике, впрочем, выступление понравилось. По нашей версии, певицу взяли со скидкой за неликвидность предлагаемого товара: гораздо органичнее бы "Oceania" прозвучала (или смотрелась бы на афишах) на австралийской Олимпиаде.




Зимняя Олимпиада-2006 в Турине (Италия)
Олимпийские игры в Турине открыл своим выступлением Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - один из символов музыкальной Италии. Знаменитый тенор спел "Nessun Dorma" — арию из оперы "Турандот" Джакомо Пуччини, сорвав множество оваций. Позже, правда, выяснилось, что Паваротти и оркестр выступали под фонограмму. Произведение Пуччини очень органично вписалось в спортивную эстетику Олимпийских игры 2006: итальянский композитор-классик, мелодия, плотно ассоциировавшаяся не только с оперой, но и спортом (BBC избрали "Nessun Dorma" главной музыкальной темой чемпионата мира по футболу в 1990 году), плюс исполнитель - национальная знаменитость, участник трио великих теноров. Есть чем гордиться в родной Италии! Коктейль беспроигрышный, и при этом очень патриотичный, возвышающий. Недаром позднее в шоу "Britain’s Got Talent" Пол Потс (Paul Potts) исполнил эту знаменитую арию, став воплощением человека, "сделавшего себя" (грузчик из супермаркета ныне превратился в звезду кроссовера).




Олимпиада-2008 в Пекин (КНР)
Для исполнения песни "Beijing Welcomes You" ("Пекин приветствует вас") были собраны лучшие творческие силы страны во главе с главной медийной и интернациональной персоной Красной республики Джеки Чаном. Традиционная китайская мелодика, смешанная с приторной струнной аранжировкой, и спетая "хором друзей", прозвучала неплохо. Но не более того.




....НАЗАД К КОРНЯМ


Зимняя Олимпиада-2010 в Ванкувере (Канада)
Песня "Bang the drum" в исполнении Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) и Брайана Адамса (Bryan Adams) с инструментальным вступлением, бессовестно слизанным с аббовской Dancing Queen, стала гимном игр 2010 года в Канаде. Налицо возвращение к теме спорта как соревнования ("Вместе мы достигаем небес.
Это не о победе. Это всё об игре"/ "Бей в барабан еще громче, чтобы весь мир мог услышать. Подпрыгни еще выше, чтобы весь мир мог увидеть тебя").




Олимпиада-2012 в Лондоне (Великобритания)
Консервативные британцы решили доверить написание Олимпийского гимна некогда державной страны настоящим музыкальным тяжеловесам – группе Muse. Во-первых, бренд, во-вторых, академический пафос в звучании, в-третьих, Беллами (Bellami) сотоварищи отлично себя чувствуют на стадионных шоу и им вполне под силу раскачать многотысячник. С точки зрения нарратива, Олимпиада-2012 – это откат к восьмидесятнической патетике: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", "быстрее, выше, сильнее".




Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Игры, будучи частью международной политики, были той лакмусовой бумажкой, которая показывала расстановку сил на международной арене. Музыка эту расстановку нужным образом акцентировала: патриотизм и национальный пафос для греков, придумавших олимпиаду, спортивная конкуренция и соревнования для державного Советского Союза и Великобритании с колониальным прошлым, дружба народов для стран Азии, которые только-только вышли на международную арену.


Чтобы судить о трендах, внимательно слушаем и смотрим Олимпиаду-2014 и делаем выводы. К сожалению, надежд на то, что Россия сумеет показать в Сочи конкурентоспособную и актуальную музыку, у нас нет. Ярким примером музыки, которая будет звучать на открытии Игр, стал гимн Олимпиады, записанный известными российскими поп-артистами. Даже не знаем, что в этом произведении потрясает больше: текст или музыка.




Проблема в том, что отечественная поп-культура в принципе способна выдать конкурентоспосбные вещи, но делает это по наитию, почти случайным образом. А на заказ у наших продюсеров обычно получается парад уродов вроде официального альбома Олимпийских игр "Сочи-2014".
Альбом, составленный, якобы, из лидеров голосования, явил собой торжество безвкусицы, в котором даже трудно выделить, что кошмарнее: Баян-Позитив или София Ротару.

Знаете, чего не хватает этим песням и этим исполнителям? Искренности и души. Здесь нашим хитмейкерам и певцам стоило бы поучиться у жителей Стокгольма, которые просто собрались и спели хором российский гимн в поддержку ЛГБТ-сообщества в России. Именно так и надо озвучивать игры, которые мы "заслужили вместе с тобой".



Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Как пели страны, принимающие Игры? Какой саундтрек предлагает Россия? Церемонии открытия Олимпийских игр за последние 30 лет эволюционировали от унылых пробежек команд с флагами своих стран до масштабных и зрелищных шоу, знакомящих зрителей всего мира с культурой, историей и искусством принимающей страны. Тренд, к слову, задала Олимпиада-80, превратившая церемонию открытия в красочное шоу с ведущий темой интернационализма (как международного, так и советского). Не последнюю роль в создании культа Олимпийских игр сыграла музыка. Фолк, диско и дружба народов Музыка Олимпийских игр до 80-х годов была далека от пафоса и культа восхваления принимающей стороны – песни были все больше про дружбу, спорт и достижения. Песни и аранжировки шли в ногу с модой, используя прямолинейный диско-саунд, символизирующий напор и целеустремленность спортсменов. Тема дружбы народов звучала на Олимпиадах вполне органично, подчеркиваемая выверенными аранжировками Мородера (Giorgio Moroder) и Тухманова, без единого музыкального намека на национальную идентичность страны, принимающей у себя Олимпийские игры. Олимпиада-80 в Москве (СССР): Официальным гимном Олимпиады-80 стала одноименная песня, написанная Давидом Тухманновым на слова Роберта Рождественского и исполненная малоизвестным в то время эстонским певцом Тынисом Мяги. По той или иной причине живьем песня на церемонии не исполнялась (вместо нее на зажжении Олимпийского огня прозвучала помпезная "Ода Доброму Вестнику" Эдуарда Артемьева), однако в сознании бывших советских граждан композиция делит звание главного саундтрека Олимпиады-80 с пахмутовской "До свидания, наш Ласковый Миша". Обратите внимание на вступление к композиции с пульсирующим электронным саундом - тогда это был самый "писк". Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе (США) Гимном Олимпийских игр в Лос-Анджелесе стала песня, написанная королем диско Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) и исполненная Полом Энгеманном (Paul Engemann). Дуэт до этого успел поработать над саундтреком к фильму "Лицо со шрамом", так что песня "Reach Out", ставшая официальным треком Летних Олимпийский игры 84, только укрепила дружбу музыкантов: Мородер и Энгеманн продолжили сотрудничество вплоть до 2000-х, пока певец не бросил музыку и не ушел в бизнес. Олимпиада-88 в Сеуле (Республика Корея) Корейцы, принимавшие Олимпиаду в 1988 году, не стали изобретать велосипед и доверили уже проверенному Джорджо Мородеру написание гимна Олимпиады 88. Песню "Hand in Hand", жизнеутверждающий гимн миру, исполнила на английском и корейском языках поп-группа Koreana. Впоследствии Мородер даже спродюсировал для коллектива альбом, который планировалось продвигать на Запад, однако мировой успех группы ограничился треком "Living For Love". А Джорджио затаил надежду на участие еще в одной Олимпиаде. Глобализация Нарушение биполярности политического мира дало повод странам, даже никогда не входившим в Советский Союз, громче заговорить о патриотизме и чаще выставлять напоказ национальный колорит. Америка на правах выжившей сверхдержавы сменила соревновательный задор на общегуманистический пафос, и ее примеру последовали некоторые другие страны, в числе которых оказались Австралия и Китай. Музыкальными олимпийскими трендами стали песни-оды стране и бесхребетные баллады о дружбе, мире и добре. Олимпиада-92 в Барселоне (Испания) Пожалуй, самый известный в мире Олимпийский гимн - песня "Barcelona", - стал таковым еще за 4 года до старта игр в Испании. Солист Queen Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) и оперная дива Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé) записали дуэт в 1987 году для второго сольного альбома Фредди. Впоследствии уже сильно болеющий Меркьюри не рискнул исполнить песню живьем на стадионе Авингуида Де Мария во время концерта в поддержку олимпийских игр 92 года, и выступал под фонограмму. На официальном открытии игр в 92 году Монсеррат Кабалье исполняла песню живьем, а голос Фредди звучал в записи. Спустя 20 лет после Олимпиады 1992 года песня была перезаписана при участии Пражского симфонического оркестра (оригинальный вариант инструментовки был сделан синтезаторе и в таком виде вошел в альбом). Олимпиада-96 в Атланте (США) Канадская певица Селин Дион (Celine Dion) исполнила на открытии игр в Атланте вдохновенный гимн мечте – песню "Power Of the Dream", написанную продюсером Дэвидом Фостером (David Foster). Выступление получилось вполне нейтральным по духу. Никакой патриотической патетики в стиле прошлогодней Олимпиады, никаких "быстрее, выше, сильнее" в стиле восьмидесятых. Если бы такого рода Олимпиада проходила в тот год в России, организаторы наверняка бы позвали выступить Стаса Намина с песней "Мы желаем счастья вам". Вообщем-то никаких других чувств (патриотизма, гордости, спортивной злости – подчеркнуть нужное) гимн не вызвал. Подделки Фостера в жанре "adult contemporary" редко цепляют за живое, делая ставку на ремесленный профессионализм и не раздражающую мелодию. Олимпиада-2000 в Сиднее (Австралия) Первая Олимпиада нового века в музыкальном плане продолжила традиции предшественницы. Организаторы выдали обойму великих-одноликих гимнов добру, для разнообразия меняя исполнителей. Первой с песней "The Flame" выступила австралийская певица и пианистка Тина Арена (Tina Arena), за ней эстафету добра подхватил дуэт поп-певца Джона Франама(John Farnham) и четырехкратной номинантки Grammy, звезды фильма "Бриолин" Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John). Завершили открытие игр песни "Heroes" Ванессы Амороси (Vanessa Amorosi) и "Skies" 13-летней Ники Вебстер (Nicky Webster), начавшей свою музыкальную карьеру в 5-летнем возрасте. Зимняя Олимпиада-2002 в Солт-Лейк Сити (США) Песней открытия зимних олимпийских игр в 2002 году в Солт-Лейк Сити стала "Fragile" в исполнении Стинга (Sting) и американского виолончелиста Йо-Йо Ма (Ma Youyo). Похоже, что в качестве заглавного олимпийского трека песня была выбрана в память о теракте 11 сентября 2001 года, так как слова именно этой песни были напечатаны в буклете вышедшего концертного альбома Стинга "…all this time". Необходимую нотку интернациональной солидарности (и международной дружбы) добавило участие Йо-Йо Ма – китайца по происхождению. Возвращение Олимпиады в столицу первых Игр не могло не сказаться на ее музыкальной составляющей. Греция задала тренд на показную национальную гордость культурой и спортом страны, принимающей игры. Греки разжились псевдоэтничеким сетом от Tiesto, итальянцы призвали армию музыкальных тяжеловесов, а Китай выступил в роли радушной хозяйки, не забыв продемонстрировать главных "детей нации", в числе коих оказался и Джеки Чан. Олимпиада-2004 в Афинах (Греция) Греки не стали скромничать. Афины, принимавшие игры в 2004 году, не постеснялись прочитать зрителям всего мира вводный курс в историю своей цивилизации под эксклюзивный сет Dj Tiesto – "Athena". Несколько утомительный экскурс продолжило несколько неожиданное выступление: исландка Бьорк (Bjork) исполнила песню "Ocеania", которую гимном уж точно не назовешь. Грекам и прочей публике, впрочем, выступление понравилось. По нашей версии, певицу взяли со скидкой за неликвидность предлагаемого товара: гораздо органичнее бы "Oceania" прозвучала (или смотрелась бы на афишах) на австралийской Олимпиаде. Зимняя Олимпиада-2006 в Турине (Италия) Олимпийские игры в Турине открыл своим выступлением Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - один из символов музыкальной Италии. Знаменитый тенор спел "Nessun Dorma" — арию из оперы "Турандот" Джакомо Пуччини, сорвав множество оваций. Позже, правда, выяснилось, что Паваротти и оркестр выступали под фонограмму. Произведение Пуччини очень органично вписалось в спортивную эстетику Олимпийских игры 2006: итальянский композитор-классик, мелодия, плотно ассоциировавшаяся не только с оперой, но и спортом (BBC избрали "Nessun Dorma" главной музыкальной темой чемпионата мира по футболу в 1990 году), плюс исполнитель - национальная знаменитость, участник трио великих теноров. Есть чем гордиться в родной Италии! Коктейль беспроигрышный, и при этом очень патриотичный, возвышающий. Недаром позднее в шоу "Britain’s Got Talent" Пол Потс (Paul Potts) исполнил эту знаменитую арию, став воплощением человека, "сделавшего себя" (грузчик из супермаркета ныне превратился в звезду кроссовера). Олимпиада-2008 в Пекин (КНР) Для исполнения песни "Beijing Welcomes You" ("Пекин приветствует вас") были собраны лучшие творческие силы страны во главе с главной медийной и интернациональной персоной Красной республики Джеки Чаном. Традиционная китайская мелодика, смешанная с приторной струнной аранжировкой, и спетая "хором друзей", прозвучала неплохо. Но не более того. НАЗАД К КОРНЯМ Зимняя Олимпиада-2010 в Ванкувере (Канада) Песня "Bang the drum" в исполнении Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) и Брайана Адамса (Bryan Adams) с инструментальным вступлением, бессовестно слизанным с аббовской Dancing Queen, стала гимном игр 2010 года в Канаде. Налицо возвращение к теме спорта как соревнования ("Вместе мы достигаем небес. Это не о победе. Это всё об игре"/ "Бей в барабан еще громче, чтобы весь мир мог услышать. Подпрыгни еще выше, чтобы весь мир мог увидеть тебя"). Олимпиада-2012 в Лондоне (Великобритания) Консервативные британцы решили доверить написание Олимпийского гимна некогда державной страны настоящим музыкальным тяжеловесам – группе Muse. Во-первых, бренд, во-вторых, академический пафос в звучании, в-третьих, Беллами (Bellami) сотоварищи отлично себя чувствуют на стадионных шоу и им вполне под силу раскачать многотысячник. С точки зрения нарратива, Олимпиада-2012 – это откат к восьмидесятнической патетике: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", "быстрее, выше, сильнее". Олимпийские песни больше могут сказать об амбициях страны, принимающей Олимпиаду, чем о самих играх. Игры, будучи частью международной политики, были той лакмусовой бумажкой, которая показывала расстановку сил на международной арене. Музыка эту расстановку нужным


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий


Комментарии для сайта Cackle