Прослушка: 10 лучших альбомов 2021 года - «Новости Музыки»
Американа по-каталонски, летопись локдаунов и триумфальное возвращение построка - в десятке главных пластинок года
На протяжении всего 2021 года эта рубрика, как обычно, рассказывала о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца. Самое время напомнить о лучших из них - десяти выбранных автором Звуков (и телеграм-канала "вольности перевода") Сергеем Степановым альбомах, которыми ему запомнился этот год.
№10
Mustafa "When Smoke Rises"
Одна из самых лаконичных и пронзительных пластинок года: успевший побывать в соавторах The Weeknd и шлягера "Sucker" молодой поэт из Торонто поет о родном квартале и падших - в основном в результате вооруженного насилия - друзьях. Все формальные признаки намекают на то, что перед нами - восходящая звезда R&B, но Мустафа черпал вдохновение в поэзии и подаче Коэна и Джони, и это слышно в каждой строчке. Это пропитанный болью и скорбью фолк "проблемных районов" большого города, а его исполнитель - певец и сонграйтер, звучащий на пару вечностей старше и мудрее своих 25 лет.
№9
Madlib "Sound Ancestors"
Триумфальное возвращение семплоделики: многоуважаемый американский хип-хоп-продюсер и мой любимый британский электронщик объединили усилия, чтобы набрать и собрать, отредактировать и аранжировать мириады фрагментов, огрызков и осколков разномастных (соул, джаз, психоделика, world music и, чтобы мало не показалось, Young Marble Giants!) мелодий и ритмов на одну - выдающуюся - 40-минутную пластинку. Это не задерживающийся на одном месте инструментальный хип-хоп наивысшей пробы, где на виду и продюсерский дар Мэдлиба, и визионерский подход Кирана Хебдена (Kieran Hebden).
№8
Lana Del Rey "Chemtrails Over the Country Club"
Седьмой альбом Ланы Дель Рей - вроде бы не чета шестому, но они отлично смотрятся вместе: если "Norman Fucking Rockwell!" катапультировал Лану в сочинительский пантеон, то "Chemtrails…" - это победный круг в режиме бега трусцой. Лана тут делает ровно и только то, что хочет: ленивую американу, которая общается с богинями (Стиви, Джоан и Джони) без посредников; подчеркнуто калифорнийский нуар, буднично крадущий песенные заголовки у Линча; новый, как никогда плавный поворот в ее по-своему уникальной трансформации из дразнящей гусей поп-звезды в артистку с обложки MOJO.
№7
Damon Albarn "The Nearer the Fountain, More Pure the Stream Flows"
То, что Деймон Албарн якобы владеет баром в Рейкьявике, при ближайшем рассмотрении оказалось мифом, а вот исландское гражданство он в уходящем году получил - отметив это событие своей лучшей пластинкой со времен первого альбома The Good, the Bad & the Queen и третьего - Gorillaz. Второй сольник Албарна задумывался как вдохновленное исландскими пейзажами произведение для оркестра, но пандемия дала Деймону время на размышления, и музыка превратилась в песни - звучащие то как ранние TGTB&TQ, то как поздний "Аукцыон", медитативные и обезоруживающе красивые.
№6
Joana Serrat "Hardcore from the Heart"
С критическим консенсусом по поводу лучшей музыки 2021 года мне явно не по пути, но вот, например, пластинка, которая отчаянно напоминает сразу двух всеобщих любимцев из чужих топов, The War on Drugs и The Weather Station. Жуана Серрат - записывающаяся с позапрошлой декады каталонка, которая взялась за традиционно подозрительные к туристам жанры американы и хартленд-рока и обуздала их с совершенно невероятным блеском. Порой это вполне типичные инди-фолк и дрим-поп, но есть моменты, когда от здешнего гитарного звона кружится голова и кажется, что в Серрат вселился дух Mazzy Star.
№5
Земфира "бордерлайн"
Не иметь вообще никаких проблем с новым альбомом Земфиры мне, слушающему по дюжине новых пластинок на русском в год, наверное, проще, чем кому-то еще: это запись большого артиста, на равных ведущего содержательный диалог с другими большими артистами, будь то The Beatles, "Наутилус", Radiohead или она сама 15-летней давности. В каком-то смысле "бордерлайн" - это ее "A Moon Shaped Pool", выведение среднего арифметического собственной дискографии на дистанции отдельно взятой пластинки - что объясняет ее эклектику и, как ни крути, гарантирует общую крутизну.
№4
Nick Cave & Warren Ellis "Carnage"
На "Carnage" кипят страсти, идеально характеризующие позднего Кейва: чем больше я его слушаю, тем больше мне кажется, что как-нибудь так мог бы звучать поздний Джим Моррисон (Jim Morrison) - не останься он 27-летним и успей он расширить круг своих интересов (от секса до мистицизма) жизненным опытом. Это коллаборация, на бис демонстрирующая, как важен для теперешнего Кейва оркестровый эмбиент Эллиса. Это альбом, который, если все это когда-нибудь закончится, обязан остаться в истории как основополагающая летопись локдаунов - цитируя Ника, "what doesn't kill you just makes you crazier".
№3
Wolf Alice "Blue Weekend"
Третья и самая совершенная пластинка лучшей из рок-групп, заявивших о себе за последнюю декаду, взяла на вооружение формулу успеха PJ Harvey (всегда являвшуюся для Элли Роуселл примером для подражания): если альбом не укладывается в хронометраж одного LP, то его можно и нужно сократить. Как следствие, "Blue Weekend" вышел крепче и собраннее двух предыдущих - тоже отличных - пластинок Wolf Alice, не забывая при этом козырять свойственным группе диапазоном: от панка до фолка, от софт-рока до шугейза. Если это не будущий хедлайнер летних фестивалей, то зачем они вообще нужны?
№2
Mogwai "As the Love Continues"
Так называемый построк всегда казался идеальным саундтреком к последним временам, которые все приближались, но никак не наставали. Возможно, поэтому - ну и потому что от такой массы напряжения рано или поздно повылетают все пробки - с годами эта музыка либо обмякла, либо ушла на периферию цайтгайста. Тем приятнее было услышать эту пластинку - лучшую в 25-летней истории Mogwai. Их всегдашняя концертная мощь впервые с нулевых нашлась и в студии - заодно с лихо и люто переосмысленными достоинствами других великих альбомов группы, от "Mogwai Young Team" до "Happy Songs for Happy People".
№1
Godspeed You! Black Emperor "G_d's Pee AT STATE'S END"
Но вернемся к последним временам - которые, наконец, настали и вызвали как никогда могучий всплеск энтузиазма у великой монреальской группы, предрекавшей что-то подобное с первых нот ее образцовой дискографии. Седьмая пластинка GY!BE - это их версия программного заявления R.E.M. "It's the End of the World as We Know It (And I Feel Fine)": в 13 раз длиннее и заменившая скороговорки дронами, но такая же бойкая и чуть ли не эйфорическая. Да и если отвлечься от апокалиптической риторики, пластинка вышла монументальная - напоминающая, что построк - это что-то важное между панк-роком и неоклассикой, а его вершиной остается второй альбом GY!BE "Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven", с которым у нового LP очень много общего.