Вспомнить всё: хэппи хардкор - «Новости Музыки»
В весеннем плейлисте Звуков - хэппи хардкор и оптимистический рейв.
У старых рейверов май вызывает стойкую ассоциацию с немецким фестивалем Mayday. Не потому, что туда кто-то ездил – путешествия в Европу в середине девяностых были делом дорогим, а фестивальный туризм – и вовсе неслыханным. К тому же привлекательным туристическим объектом фестивали стали уже в нулевые, изрядно глобализовавшись и превратившись в прибыльные и выстроенным по стандартным лекалам бизнес-предприятия (самому Mayday тоже не удалось избежать этого пути). Но в России девяностых - а музыкальные связи с Германией здесь всегда были сильнее, чем с той же Англией - Mayday был абстрактным символом рейва, примерно тем, чем стали нелегальные рейвы для поколения британских электронщиков, родившихся уже после того как с рейверами благополучно разобралась полиция.
По случаю наступления настоящей (а не календарной) весны мы решили составить "мэйдеевский" плейлист из оптимистического рейва и хэппи хардкора – пожалуй, первого подвида клубной электроники, заработавшего у нас в стране массовую популярность.
The Members Of Mayday "We Are Different" (1994)
Начинать этот плейлист конечно же стоит с проекта, за которым стоит крёстный отец немецкого (а заодно и русского) рейва Максимилиан Ленц (Maximilian Lenz), он же Westbam. В конце восьмидесятых Вестбам много тусовался в Питере, сотрудничал с Поп-механикой Курехина и обучал своему искусству первое поколение ленинградских диджеев. Ленц был одним из тех, кто стоял у истоков первого "Мэйдея", а идея такого фестиваля пришла в голову его брату Фабиану (он же DJ Dick). Первый Mayday прошёл не в мае, а в декабре 1991-го, и слово "mayday" означало сигнал тревоги: фестиваль был благотворительной акцией по спасению молодежной радиостанции DТ64. К каждому фестивалю Вестбам сочинял трек-гимн, создав под эту историю отдельный проект вместе со своим верным оруженосцем Клаусом Янкуном (Klaus Jankuhn). В середине девяностых именно Members of Mayday, пожалуй, были образцово-показательным немецким рейвом – без "мультяшного" чиза, но с размахом и драйвом.
Marusha “Deep” (1995)
Как и многие проповедники рейва, Маруша Афродита Гляйс (Marusha Aphrodite Gleiß) заработала себе имя в качестве радиодиджея. По субботам Маруша вела программу "Dancehall" с новинками техно-рейва на том самом радио DТ64 (архивы этой передачи, что удивительно, полностью доступны в Youtube). Позже Маруша стала не только крутить пластинки, но и сочинять сама, и быстро заработала себе репутацию "первой леди немецкого рейва". Её главным хитом был рейв-кавер на песню "Over The Rainbow" из фильма "Волшебник страны Оз". А вот самая яркая в музыкальном отношении вещь Маруши родом со второго альбома "Wir". Интересно, что би-сайд к этой пластинке, трек "Penguin" по нынешним меркам звучит как стопроцентный пост-дабстеп. Но в пионеры хитроумной ломаной музыки смешную немку с зелёными волосами, увы, никто и не думает записывать.
Charly Lownoise & DJ Mental Theo “Wonderful Days” (1994)
В Нидерландах хардкор-рейв в какой-то момент был главным национальным жанром и предметом культурного экспорта. По этому поводу ходила удачная шутка, что Голландия – единственная страна в мире, где у хардкор-треков есть радио версии. Касалось это не только попсовой, хэппи-версии, но и убойной "габбы" – сверхбыстрой и сверхтяжелой версии техно-хардкора (у каждого уважающего себя рейвера в коллекции хранилась для особого случая парочка сборников из серии Thunderdome). Дуэт Charly Lownoise & DJ Mental Theo принадлежал скорее к плеяде "попсовиков" и успех имел соответствующий. Об их популярности красноречивее всего говорит один факт: провал первого московского концерта The Prodigy в декабре 1995-го не в последнюю очередь объяснялся тем, что в ту же ночь во ММДМ выступали эти голландские хардкорщики.
Technohead “I Wanna Be A Hippy” (1995)
Одно из самых невероятных вторжений на территорию хэппи-хардкора со стороны людей из совершенно другой тусовки. К середине девяностых британский семейный дуэт Майкла Уэллса (Michael Wells) и Ли Ньюман (Lee Newman) уже имел репутацию маститых экспериментаторов. В восьмидесятые они шли по стопам PTV и Cabaret Voltaire, записывая под именем Greater Than One ритмический шумовой индастриал, затем увлеклись эсид-хаусом и техно и принялись издавать танцевальные пластинки под разными именами – Signs of Chaos, John & Julie и так далее (с проектом Tricky Disco Майкл и Ли даже подписались на Warp). Когда рейв-движение в Британии сошло на нет, пара переехала в более свободный и анархический Амстердам, где естественно увлеклась хардкором. Трек "I Wanna Be A Hippy" с экстравагантным видео стал самым успешным в их карьере, пластинка поднялась до первого места в 12 странах, включая Нидерланды, Бельгию и Германию. Но собственного успеха Ли Ньюман увидеть не успела – в начале 1995-го, еще до выхода сингла, она скоропостижно скончалась от рака кожи. Майкл продолжает записывать музыку и поныне.
Moby “Feeling So Real” (1994)
Главный поп-электронщик Соединенных Штатов тоже, естественно, не мог остаться в стороне от эйфорической хэппи-волны. На целый альбом неусидчивого Моби не хватило ("Everything is Wrong" – пожалуй, самая эклектичная пластинка в его дискографии), но именно там запрятаны главные рейв-хиты в его карьере. Но Моби не был бы собой, если бы не приготовил для рейверов фигу в кармане. На второй стороне сингла всех неподготовленных ждёт нокаутирующий удар в челюсть – не такой уж далёкий от оригинала гитарный кавер на "New Dawn Fades" Joy Division.
Blumchen “Nur Getraumt” (1997)
Переработка старых поп-хитов, когда издевательская, а когда и уважительная, была одним из важных принципов центрально-европейского рейва. Довольно удачный пример такой переработки с почтением к первоисточнику – кавер-версия гремучего нью-вейв хита восьмидесятых "Nur Getraumt", который в оригинале исполняли певица Нена (Nena) и её одноименная группа. Примечательно, что у этой песни есть и русская версия Ларисы Черниковой ("А мне мама") – что характерно, тоже рейверская. Черниковская "Мама" попросту слизана с Блюмхен один в один, не исключено что версию Нены Лариса даже и не слышала. Тут стоит добавить, что и сама Блюмхен (в миру – Ясмин Вагнер) имеет к рейву примерно столько же отношения, сколько и Черникова. В отличие от Маруши, Вестбама или даже Чарли Лоунойза, Ясмин не столько любила рейв, сколько просто хотела быть поп-звездой. Выпустив в девяностые целую пачку коммерческих рейв-альбомов, Ясмин без тени сожаления сбросила рейв-личину и принялась записывать поп-баллады.
Dune “Hardcore Vibes” (1995)
Группа Dune – еще одно странное детище немецкой поп-сцены. Выпустив единственный рейв-альбом, немцы уже спустя год перепевали баллады Queen и Селин Дион (Celine Dion) в сопровождении оркестра. Первый рейв-сингл, однако, вышел очень удачным, и в истории эта "Дюна" останется именно исполнителями "Hardcore Vibes".
Meteor Seven "Signs of Life" (1994)
Как это часто бывает, лучшие треки жанра записаны не звездами, а "скромными тружениками сцены". Немецкий дуэт Meteor Seven ничем особенным не известен – они не бывали в чартах, не снимали клипы, не ремикшировали поп-звезд и даже не записали ни одного альбома, ограничившись множеством синглов. А вершиной их карьеры стало выступление на том самом фестивале Mayday в 1995-м. Но именно им, возможно, удалось выразить дух эпохи лучше, чем кому бы то ни было. Несмотря на сравнительную малоизвестность Meteor Seven, трек "Signs of Life" дошёл до ушей если не миллионов, то сотен тысяч слушателей. Дело в том, что основным носителем этой музыки всегда были сборники, а на них "Signs of Life" появлялся регулярно.
Mark 'Oh “Tears Don’t Lie” (1995)
Марко Альбрехт (Marko Albrecht) одним из первых немецких рейв-музыкантов добился большого мейнстримового успеха. Он начинал как протеже Вестбама и Маруши, но едва выпустив первую пластинку, оказался успешнее обоих. Трек "Tears Don’t Lie" был третьим и самым продаваемым синглом с его дебютного LP "Never Stop That Feeling". Он не только поднялся в десятку хит-парадов десяти европейских стран (в Германии и Швеции "Tears Don't Lie" добрался до первого места), но и дошел до 24-й строчки в Великобритании, что для немецкого рейва, да и вообще для пластинки из Германии, было неслыханным успехом.
Jimmy J & Cru LT “DJs In Full Effect” (1995)
В Британии существовала своя собственная хэппи-хардкор сцена, возникшая как альтернатива джанглу. Флагманами её стали выходцы из UK-hardcore (то есть брейкбитовой) тусовки, не принявшие помрачнение и утяжеление музыки и пожелавшие остаться верными идеалам рейв-эйфории. Самыми заметными в этой компании были экс-участник дуэта SL2 диджей Слипматт (Slipmatt) и "гадкий утенок британского хардкора" Крис Хауэлл (Chris Howell), ранее известный как Smart E's, а потом именовавший себя еще двумя десятками имен, включая Jimmy J & Cru LT и Luna C. И хотя оптимистическая хардкор-ветвь в Соединенном Королевстве была по-своему успешна (опен эйры под руководством того же Слипмата собирали тысячи посетителей), все британские медиа эту волну последовательно игнорировали. Сцена не породила ни одной звезды и ни одного хита из чартов, играли эту музыку исключительно пиратские радиостанции, что вполне соответствовало тому самому духу рейва, который музыканты и пытались спасти.
Westbam “Celebration Generation” (1993)
Напоследок вернемся в Германию. Как ни крути, а еще без одного соло-трека Вестбама тут не обойтись. Хотя именно с этой музыкой в первую очередь и ассоциируется Максимилиан Ленц, но среди десятка его пластинок есть всего один рейв-альбом (если не считать "спецпроект" Members of Mayday) – датированный 1994-м диск "Bam Bam Bam". Главный хит оттуда – конечно же "Celebration Generation", еще один пример того, как можно передать эйфорию, не скатываясь в поп.
Scooter "Hyper Hyper" (1994)
Когда был Бакстер маленький, с кудрявой головой, он не рекламировал Медиамаркт, не пел про рыбу, не сражался за первые места в чартах с Мадонной, а тихо-мирно записывал рейв. И поверьте, на фоне персонажей вроде Блюмхен, Dune и Марка О даже не считался таким уж коммерсантом. Но судьба распорядилась иначе. Как бы то ни было, первый альбом " ...And The Beat Goes On!" это, как минимум, достойный памятник эпохи, на котором есть целая россыпь очень ярких хитов. Например, "Hyper Hyper" – один из первых (если не первый вообще) рейв-боевик в духе "слава героям" с их перечислением. Спустя три года Daft Punk повторят этот трюк на "Teachers", а еще спустя десятилетие кавер на "Hyper Hyper" запишут Modeselektor и Otto Von Schirac.