День, когда Земля остановилась - «Новости Музыки»
Краткая экскурсия по музыке, записанной под впечатлением от терактов 11 сентября.
Исторические события - в особенности трагические - во все времена вдохновляли музыкантов. Примеров произведений созданных по мотивам исторических эпизодов - великое множество: от "Ленинградской симфонии" Шостаковича до интерпретации "Отче наш", написанной Комитасом во время армянского геноцида. Крупнейшим историческим потрясением нового века, отраженным в культуре и в особенности в музыке, стали взрывы башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Часть из этих произведений написано на свежих впечатлениях, "по горячим следам", часть стала уже результатом позднего осмысления тех событий. Каждый год в день нью-йоркских взрывов эта музыка исполняется на памятных концертах по всему миру от Сан-Франциско и Нью-Йорка до Москвы и Токио. По прошествии 14-й годовщины атаки на ВТЦ мы решили устроить краткую экскурсию по музыкальному пласту, выросшему из этой трагической точки.
Чаще всего к этой теме обращались современные классические композиторы, в первую очередь авангардисты. Произошло это видимо потому, что Нью-Йорк был одним из центров современной академической музыки, а взрывы случились буквально в пешей досягаемости от школ, куда ходили их дети и залов, где музыка этих композиторов регулярно исполнялась.
Одним из самых известных произведений по следам этих терактов стало написанное к 10-летней годовщине сочинение Стива Райха (Steve Reich) под названием "WTC 9/11". В основу этого произведения легли записи переговоров пожарной службы и командования ПВО Нью-Йорка во время атаки на всемирный торговый центр (Райх еще с семидесятых успешно сочетал традиционные инструменты с пленочными петлями), а первыми исполнителями "WTC 9/11" стал струнный ансамбль Kronos Quartet, специализирующийся как раз на современной академической музыке.
Kronos Quartet следует отдельной строкой вписать в историю культурной рефлексии 11 сентября. Они могут давать тематические концерты, посвященные взрывам ВТЦ, и при этом играть только музыку, написанную специально под их исполнение. Помимо Райха в эту программу войдут "Sad Park" Майкла Гордона (Michael Gordon), художественного руководителя еще одного авангардного ансамбля Bang On A Can, а также "Sun Rings" Терри Райли (Terry Riley), где вместе с струнным квартетом и хором активно используется электроника и голосовые сэмплы. Обилие сэмплированных разговоров вообще можно считать частью жанрового канона для ВТЦ-реквиемов.
Не остался в стороне от трагедии еще один классик американского авангарда Джон Адамс (John Adams). Его сочинение "On The Transfiguration Of Souls", тоже очень похожее по форме на современный реквием, собрало внушительный урожай официальных наград. В 2003-м Адамс получил Пулитцеровскую премию, а двумя годами позже (за то же сочинение) – сразу три "Грэмми".
Список композиторов, коснувшихся темы 11 сентября, совсем не исчерпывается американцами. Сочинения по мотивам были и у поляков Кшиштофа Пендерецкого (Krzysztof Penderecki) (концерт для фортепиано с оркестром "Воскресение") и Войцеха Килара (Wojciech Kilar) ("Сентябрьская симфония"), испанца Леонардо Балады (Leonardo Balada), и ливанца Бешара Эль-Хури (Bechara El Khoury). Тема не оставила равнодушными даже совсем молодых композиторов. Например, Мохаммеду Файрузу (Mohammed Fairouz), которого называют одним из самых талантливых сочинителей своего поколения, на момент взрывов было 16. Спустя 11 лет он посвятил этим событиям симфонию номер 4 "В тени отсутствующих башен".
В этом славном списке есть даже наш соотечественник Павел Карманов, также идейно близкий американской авангардной школе. Вот как звучит его "9/11" в исполнении Назара Кожухаря и ансамбля Pocket Symphony.
Но разумеется, классической музыкой и форматом реквиема сфера музыкального осмысления 11 сентября совсем не ограничивается. Темы этой в разное время и в разной форме касались самые разные музыканты от рок-ветеранов до рэперов и альтернативщиков. Исследование это вполне может потянуть на культурологическую кандидатскую диссертацию, так что ограничимся лишь самыми яркими примерами.
Наиболее подробно и внимательно тему отрефлексировал Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), записавший о взрывах башен-близнецов концептуальный альбом "The Rising" (2002). Большинство песен написаны от лица тех, кто потерял близких – семьи, оставшейся без отца, вдовы спасателя-пожарного и так далее. Названия песен вроде "Одинокий день", "Пустое небо", "В огонь", "Рассчитывая на чудо" тоже, в общем, говорящие. Сюзен Вега (Suzanne Vega), жительница и большой патриот города Нью-Йорка, не просто записала по следам событий песню "Is It Home", но и выступила куратором благотворительного сборника "Vigil N.Y. Songs Since 9/11", все песни на котором тоже посвящены теме нью-йоркской трагедии.
Майкл Джексон (Michael Jackson) в привычном еще со времен "We Are The World" стиле собрал благотворительную супергруппу для исполнения песни "What More Can I Give". Сочинил её Джексон несколькими годами раньше под впечатлением от встречи с Нельсоном Манделой (тогда песня планировалась благотворительным синглом в помощь жертвам Косово, но так и не вышла). После атак на ВТЦ Джексон слегка отредактировал текст и наконец записал её со звездным составом, но с релизом снова не заладилось. Издать сингл по горячим следам по техническим причинам не успели, а с выпуском, когда инфоповод, что называется, поостыл, издатели решили не рисковать. В результате, песня скромно вышла цифровым синглом лишь в 2003-м и большим хитом не стала.
Чуть более скромной по составу, но определенно более интересной в музыкальном плане супергруппой, тоже обратившейся к этой теме, стали Gorillaz, пригласившие для записи песни "911" американских рэперов D12 и вокалиста группы The Specials Терри Холла (Terry Hall).
Пол Маккартни (Paul McCartney), который во время взрывов находился в самолёте, ожидавшем взлёта в нью-йорксом аэропорту, сочинил под впечатлением от происходящего песню "Freedom", которая вскоре вышла синглом и даже прозвучала в предматчевого разогрева ближайшего Супербоула (а более "кассового" телевизионного слота, чем Супербоул, в США просто нет). А Тори Эймос (Tori Amos) записала для пластинки "Scarlet's Walk" песню "I Can't See New York", описывающую впечатления человека, который смотрит на город из окна самолёта и не узнает знакомый образ без взорванных башен.
Интересно, что несмотря на то, что тема нью-йоркских терактов в Америке, по сути, сакральна и большая часть песен несет гуманистический посыл (или сострадательный, или антивоенный), в освещении этих событий остаётся место для дискуссии и альтернативных точек зрения (не забудем, что атаки случились в разгар президентства Джорджа Буша-младшего). По Бушу прошлись и Sleater-Kinney в песне "Far Away", и Шерил Кроу (Sherryl Crow) в "Out of Our Heads".
Но дальше всех, естественно, идут рэперы. Склонный к рефлексии Сейдж Френсис (Sage Francis), клиент лейбла Anticon и мастер жанра spoken word (то есть по-простому говоря не столько музыкант, сколько поэт) записал довольно едкую песню "Makeshift Patriot", где высмеивает охватившую Штаты после терактов волну бездумного ура-патриотизма. Гарлемский рэпер Immortal Technique (левый активист, у которого политике посвящены буквально все композиции) так и вовсе возлагает всю вину за взрывы на американскую внешнюю политику. Интересно, что на этом сингле (а называется песня, ни много ни мало, "Bin Laden") Immortal Technique собрал внушительную компанию "гостей", которых вполне можно отнести если не к музыкальному истеблишменту, то по крайней мере к мейнстриму. В самом треке звучит голос Мос Дефа (Mos Def), а над ремиксом поработали Chuck D из Public Enemy и KRS-One. Вывод из этого напрашивается простой. С чем с чем, а со свободой слова в Штатах, кажется, пока полный порядок.