Вспомнить всё: брейк-данс - «Новости Музыки»
В новом плейлисте Звуков - музыка, под которую танцевали "робота" и крутили "вертолёт".
Вторжение брейк-данса в массовую культуру было ярким и скоротечным. Уличная субкультура, включавшая в себя технически сложные танцы ("верхний" – танец робота, построенный на резких и вместе с тем пластичных движениях всего тела и "нижний", в просторечии иногда именовавшийся по одной из базовых фигур вертолётом - силовые трюки на полу, включающие например вращение тела при опоре на одной руке), пригодную для этих танцев музыку и стиль одежды, заточенный под акробатические танцы, - зародилась в США в семидесятые, а в мейнстрим проникла примерно десятилетием позже.
Проводником "брейка", как его чаще всего называли в СССР, в массы стало кино. В Штатах в середине 80-х появилось сразу несколько кинолент, построенных вокруг танцев (это и главный фильм брейк-данса "Breakin'" с сиквелом "Breakin' 2: Electric Boogaloo", и "Beat Street", и "Flashdance"), а в нашей стране всплеск брейк-данса случился в 1986-м после выхода в прокат фильма "Курьер".
Спектр связанной с брейк-дансом музыки был довольно широким – это и диско, и фанк, и даже джаз, но чаще всего – хип-хоп и электро, среднетемповые динамичные композиции с ломаным ритмом. И хотя музыка, под которую танцоры крутили вертолёты и делали "робота", была в первую очередь функциональной, с этой культурой связано огромное количество настоящих хитов. Вместить их все в одну подборку просто невозможно, но мы все же попробуем выбрать дюжину из них.
Afrika Bambaataa & The Soul Sonic Force "Planet Rock" (1982)
Один из первых брейк-данс-хитов - плод сотрудничества хип-хоп пионера, нью-йоркского диджея Afrika Bambaataa со студийным гением, продюсером Артура Бейкером (Arthur Baker), который позже работал с New Order, Pet Shop Boys, Дайаной Росс (Diana Ross) и многими другими. Бейкера вообще можно считать крёстным отцом электрофанка (чуть позже он поучаствует в записи Freeez "I.O.U" и Planet Patrol "Play At Your Own Risk", также достойных места в этой подборке), но "Planet Rock" был для него, по сути, дебютом в шоу-бизнесе. Трек буквально напичкан сэмплами из Kraftwerk, причем сделано это, по слухам, вскоре после заявления самих Kraftwerk о том, что в электронной музыке понятие плагиата попросту отсутствует. Но на плагиаторов Бамбата и компания не похожи совсем – вещь вышла самобытной (и пережила множество ремиксов и переизданий), да и главное здесь не сэмплы, а речатитив и клавишный риф Джона Роби (John Robie), который постоянно работал с Артуром Бейкером.
Ice-T, Chris "The Glove" Taylor & David Storrs "Reckless" (1984)
До того, как стать суровым гангстером и яростным металлистом, Айс-Ти тусовался с брейк-дансерами, записывал довольно жизнерадостное электро и даже снялся в фильме "Breakin'". В этом же фильме звучит и его главный (и в общем единственный) хит тех времен, электро-манифест в духе "слава нам, великим", записанный при участии диск-жокея по прозвищу Перчатка и клавишника Дэвида Сторрза. В сухом остатке вышел настоящий гимн брейк-данса, а заодно - один из немногих электро-хитов, звучащий легко и иронично (всё же "серьезные щи" как первичный видовой признак в электро иногда ужасно раздражают).
Grandmaster Melle Mel "White Lines" (1983)
Яркая иллюстрация того, что брейк-данс - это совсем не всегда электро. Один из главных "брейкерских" хитов звучит как фанк, смешанный с хип-хопом. Как легко догадаться, песня под названием "белые дорожки", конечно же, про кокаин (а то и дело повторяющийся звук "шшшшш!" – не что иное, как втягивание порошка носом), только это не пропаганда наркотиков, а сатира на гламурную тусовку. "White Lines" и в момент выхода прилично нашумела (7-е место в британских чартах), а уж потом прочно вошла в золотой фонд и неоднократно переигрывалась. 20 лет назад её настолько хорошо перепели Duran Duran (тоже в своё время переболевшие брейк-дансом), что эта вещь и сейчас работает на их концертах как безотказный боевик. Ну а приз за лучший кавер достаётся Саймону Пеггу и Нику Фросту, которые поют "White Lines" в фильме "Зомби по имени Шон".
Man Parrish featuring The Freeze Force "Boogie Down Bronx" (1984)
В отличие от выходцев из трущоб Бронкса, Пэрриш принадлежал к той самой богемной тусовке, и в юности много тусовался в Studio 54 и водил дружбу с Энди Уорхолом. Однако прежде чем податься в более подобающее такому персонажу Hi-NRG диско, Пэрриш записал два отменных альбома на грани хип-хопа и электро, которые идеально подходили для того чтобы ритмично извиваться и крутить вертолётики на полу. Пэрриша и сейчас ценят любители сложных музыкальных форм – кавером на эту вещь в рамках знаменитой серии "MASK" отметились сами Autechre, а точнее их альтер-эго Gescom.
Kraftwerk "Tour De France" (1983)
И тут без них не обошлось. Крафтверк и до этого вдохновляли брейк-дансеров треками вроде "Numbers" и образом людей-роботов, но вышедший в самый разгар брейк-данс лихорадки сингл "Tour De France" немедленно стал гимном. Создатели фильма "Breakin'" решили включить его в звуковую дорожку, однако немцы, которые всегда крайне неохотно шли на контакты с внешним миром, согласия не дали. Пришлось довольствоваться кавер-версией, специально записанной по такому случаю.
Mantronix "Who Is It?" (1986)
Кёртис Мантроник (Kurtis Mantronik) и MC Tee, пожалуй, не были в этой компании пионерами, но это не повод о них забывать. У Mantronix был свой звук, своё настроение и главное, дар сонграйтеров, не слишком распространенный среди хип-хоп музыкантов. Среди их довольно многочисленных боевиков, пожалуй, известнее всего "Bassline", но здесь будет другой трек, хотя бы за его очаровательное веселое раздолбайство.
Midnight Star "Operator" (1984)
В отличие от деятелей хип-хоп и электро-подполья, Midnight Star были популярной фанк-группой и числились в наследниках, к примеру, Лайонела Ричи (Lionel Ritchie) и его Commodores. К четвертому альбому американцы решили сменить соул и R&B на более актуальное электро и не прогадали. Записанные с разницей меньше, чем в год "No Parking on the Dance Floor" и "Planetary Invasion" оказались самыми успешными дисками в их карьере, и хитов на этих двух пластинках более чем достаточно. "Operator" был среди них самым громким – первое место среди R&B и хип-хоп синглов и 18-е место в сводном американском чарте. Среди прочего Midnight Star середины 80-х примечательны еще и тем, что стали вдохновителями нынешнего электрофанк-ренессанса. Ноги у того же Dam-Funk (если говорить о его живой ипостаси), очевидно, растут именно из Midnight Star.
Rock Steady Crew "(Hey You) The Rock Steady Crew" (1983)
Начав как команда би-боев в Бронксе, Rock Steady Crew были не столько музыкальным коллективом, сколько танцевальной труппой, состав которой постоянно менялся. Брейк-данс к середине восьмидесятых превратился из уличного искусства во вполне официальное, и танцы стали неплохим заработком (в девяностые "банда" разрослась в интернациональную франшизу, открывая филиалы в разных точках планеты). "Парни в комбинезонах" много снимались в кино, давали представления, а музыкой занимались лишь от случая к случаю, что не помешало им записать в 1984-м довольно крепкий альбом, а годом раньше – большой хит, попавший в топ-десятку многих европейских стран, но, как водится, провалившийся в консервативной Америке.
Malcolm McLaren & The World's Famous Supreme Team "Buffalo Gals" (1982)
Ушлый крёстный отец панк-рока в поисках новых течений оказался в Америке на выступлении Afrika Bambaataa и сделал небезосновательный вывод, что хип-хоп и брейк-данс – это новый панк. Сработав в привычном стиле, Макларен объединил для записи американскую хип-хоп команду The World's Famous Supreme Team и продюсера Тревора Хорна (Trevor Horn), сделавшего для этой пластинки весь саунд-дизайн, включая скретчи. Для пущей убедительности требовался клип (MTV открылось год назад, как раз клипом Тревора Хорна и его группы Buggles). В трехминутном ролике есть всё – граффити, брейк-данс (в роли танцоров – всё те же Rock Steady Crew), скретчинг, красивые виды, ну и конечно же сам мистер Макларен.
Harold Faltermeyer "Axel F" (1984)
Тема из фильма "Полицейский с Беверли Хиллс" стала настолько заезженной и пережила такое количество каверов и римейков (включая чудовищную версию Crazy Frog), что никто уже и не помнит, каким был оригинал. А жаль. Харольд Фолтермайер немало поработал с Мородером и знал толк в тёплом синтезаторном звуке, хитовых мелодиях и танцевальном груве. Здесь ко всему перечисленному добавляется ломаный ритм и темп, идеально подходящий для брейк-данса.
Duran Duran "I Don’t Want Your Love" (1988)
Британские денди, конечно, имеют мало отношения к становлению брейк-данса как такового, но так уж сложилось, что его бум в СССР пришелся именно на вторую половину восьмидесятых. К тому же, электро тут знали плохо (через железный занавес и мейнстрим-то попадал далеко не весь, чего уж говорить об андерграунде вроде Egyptian Lover или Man Parrish). Так что для новомодных танцев использовалась любая поп-музыка, хоть сколько-нибудь подходящая по структуре. Duran Duran, к тому же, считались в союзе группой современной и передовой, так что пройти мимо такого хита советские диск-жокеи не могли. Так что, когда на дискотеке среди итало, новой волны, рока и "медляков" наступала обязательная "пятиминутка брейкданса", где продвинутые парни в кепках могли показать класс, на вертушке (то есть простите, на катушечнике) частенько оказывалась именно "I Don't Want Your Love".
Herbie Hancock "Rockit" (1983)
Безальтернативно главный "брейкерский" хит, также известный в СССР как "та самая вещь из фильма Курьер" (в фильме, к слову сказать, звучит не оригинал, а очень близкий к нему кавер в исполнении B.T. & The City Slickers). Как это часто бывает, сочинил гимн брейк-данса не кто-то из юных би-боев бронкса или пионеров электро с восточного побережья, а многоопытный джазовый клавишник Херби Хэнкок, падкий до новых веяний. По слухам (которые, впрочем, скорее выдумка), основным автором "Rockit" был вовсе не Хэнкок, а Билл Ласвелл (Bill Laswell), который скромно указан на пластинке как бас-гитарист. Тем не менее, электрофанком Хэнкок увлекся не на шутку, и даже записал с электрическим составом (получившим в честь этого трека название Rockit Band) целых три альбома. Примером Хэнкока в СССР вдохновился его коллега, джазмен Алексей Козлов, который тоже прошёл со своим Арсеналом довольно яркую фазу увлечения "брейком" (танцоры одно время были обязательной частью шоу) и электричеством.