Любите ли вы джаз так, как любил его Бах? - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Любите ли вы джаз так, как любил его Бах? - «Новости Музыки»

Шведская исследовательница научно доказала, что органные артисты и композиторы 17 века во время импровизации прибегали к тем же приёмам и уловкам, что и современные джазмены.


Сегодня мало кто помнит, а уж тем более слушает музыку Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Между тем, именно ему многие приписывают заслугу если не изобретения, то развития 12-тоновой системы. Именно этот метод так сильно повлиял на импровизационное мышление джазовых артистов – особенно таких, как Джон Колтрейн (John Coltrane), Майлз Дэвис (Miles Davis), Джон Зорн (John Zorn) и другие. Можно сказать, что именно благодаря "нафталиновым академикам", знамя которых так удачно захватил Шёнберг, появилась джазовая музыка, ресурсы которой, кажется, не исчерпаны до сих пор.
А вот сам Шёнберг и его собратья, в свою очередь, должны были быть благодарны Иоганну Себастьяну Баху, который, как это часто с ним бывало, стал предтечей искомого музыкального метода. Например, 12-тоновую систему у Баха можно услышать в органной токатте ре-минор.


Но одно дело – теоретический метод, и совсем другое – метод практический. Настоящей сенсацией стало недавнее открытие шведской учёной Карин Нельсон (Karin Nelsson). В своей диссертации она доказала, что органные артисты и композиторы 17 века во время импровизации (да-да, и 300 лет назад музыканты устраивали мощные запилы!) прибегали к тем же приёмам и уловкам, что и современные - последних лет семидесяти точно - джазмены. В частности, об этом говорят нотные рукописи, которые, по утверждению Нельсон, многие органисты использовали так же, как современные джазмены – пластинки. А именно - для того, чтобы воспринять манеру игры других музыкантов.
"В моей диссертации я изучала то, как органисты северной Германии в 17 веке учились импровизировать, и сравнивала этот метод с подходом моих знакомых импровизаторов", - говорит госпожа Нельсон. Иными словами, подражательство, считавшееся до недавней поры заслугой эпохи репродукции, существовало уже 300 лет назад.


Шведская учёная отмечает и другие найденные ею сходства с современной импровизацией.
"Общими являются подражание манере игры других музыкантов, использование запоминания, транспонирования (то есть переноса произведения в другую тональность - СЕ) и различных музыкальных фигур. А отличает современных импровизаторов от старинных органистов то, что они в меньшей степени прибегают к подпеванию самим себе. Подпевание было очень важной составляющей процесса обучения импровизации в 17 веке" - говорит Нельсон. Однако добавим от себя, что тут с учёной можно поспорить. Ведь именно скэт (джазовая манера певческой импровизации - СЕ) – один из постоянных попутчиков многих джазовых пианистов вплоть до настоящего времени.


В диссертации учёной приводятся образцы музыки разнообразных композиторов. Среди них - уже упоминавшийся Бах, Людвиг Ван Бетховен и Ференц Лист. На примерах их нотных рукописей Нельсон иллюстрирует, что, импровизируя, они зачастую отталкивались от композиции, существующей в записи.


Защита Карин Нельсон проходила параллельно с её концертом, который она дала в церкви Vasakyrkan в центре Готенбурга. На нем Нельсон, взяв за основу три произведения – Прелюдию В-минор Баха, композицию "Испания" Чика Кориа (Chick Corea) и фрагмент из опять-таки вышеназванного Шёнберга – постепенно полностью отошла от записанной музыки и создала свои собственные органные импровизации. Как отмечает шведка, таким образом, она продемонстрировала старинный метод игры.


Важной частью исследования является анализ музыкального цикла органиста 17 века Генриха Шайдеманна (Heinrich Scheidemann), состоящего из 33 музыкальных тем, в основе которых лежит 8 разных григорианских мелодий. Нельсон пришла к выводу, что изначально этот цикл служил учебным пособием по импровизации. По материалам работы Карин Нельсон выпущено два CD с органной музыкой. Вы также можете увидеть, как учёная исполняет Шайдемана.



Шведская исследовательница научно доказала, что органные артисты и композиторы 17 века во время импровизации прибегали к тем же приёмам и уловкам, что и современные джазмены. Сегодня мало кто помнит, а уж тем более слушает музыку Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Между тем, именно ему многие приписывают заслугу если не изобретения, то развития 12-тоновой системы. Именно этот метод так сильно повлиял на импровизационное мышление джазовых артистов – особенно таких, как Джон Колтрейн (John Coltrane), Майлз Дэвис (Miles Davis), Джон Зорн (John Zorn) и другие. Можно сказать, что именно благодаря "нафталиновым академикам", знамя которых так удачно захватил Шёнберг, появилась джазовая музыка, ресурсы которой, кажется, не исчерпаны до сих пор. А вот сам Шёнберг и его собратья, в свою очередь, должны были быть благодарны Иоганну Себастьяну Баху, который, как это часто с ним бывало, стал предтечей искомого музыкального метода. Например, 12-тоновую систему у Баха можно услышать в органной токатте ре-минор. Но одно дело – теоретический метод, и совсем другое – метод практический. Настоящей сенсацией стало недавнее открытие шведской учёной Карин Нельсон (Karin Nelsson). В своей диссертации она доказала, что органные артисты и композиторы 17 века во время импровизации (да-да, и 300 лет назад музыканты устраивали мощные запилы!) прибегали к тем же приёмам и уловкам, что и современные - последних лет семидесяти точно - джазмены. В частности, об этом говорят нотные рукописи, которые, по утверждению Нельсон, многие органисты использовали так же, как современные джазмены – пластинки. А именно - для того, чтобы воспринять манеру игры других музыкантов. "В моей диссертации я изучала то, как органисты северной Германии в 17 веке учились импровизировать, и сравнивала этот метод с подходом моих знакомых импровизаторов", - говорит госпожа Нельсон. Иными словами, подражательство, считавшееся до недавней поры заслугой эпохи репродукции, существовало уже 300 лет назад. Шведская учёная отмечает и другие найденные ею сходства с современной импровизацией. "Общими являются подражание манере игры других музыкантов, использование запоминания, транспонирования (то есть переноса произведения в другую тональность - СЕ) и различных музыкальных фигур. А отличает современных импровизаторов от старинных органистов то, что они в меньшей степени прибегают к подпеванию самим себе. Подпевание было очень важной составляющей процесса обучения импровизации в 17 веке" - говорит Нельсон. Однако добавим от себя, что тут с учёной можно поспорить. Ведь именно скэт (джазовая манера певческой импровизации - СЕ) – один из постоянных попутчиков многих джазовых пианистов вплоть до настоящего времени. В диссертации учёной приводятся образцы музыки разнообразных композиторов. Среди них - уже упоминавшийся Бах, Людвиг Ван Бетховен и Ференц Лист. На примерах их нотных рукописей Нельсон иллюстрирует, что, импровизируя, они зачастую отталкивались от композиции, существующей в записи. Защита Карин Нельсон проходила параллельно с её концертом, который она дала в церкви Vasakyrkan в центре Готенбурга. На нем Нельсон, взяв за основу три произведения – Прелюдию В-минор Баха, композицию "Испания" Чика Кориа (Chick Corea) и фрагмент из опять-таки вышеназванного Шёнберга – постепенно полностью отошла от записанной музыки и создала свои собственные органные импровизации. Как отмечает шведка, таким образом, она продемонстрировала старинный метод игры. Важной частью исследования является анализ музыкального цикла органиста 17 века Генриха Шайдеманна (Heinrich Scheidemann), состоящего из 33 музыкальных тем, в основе которых лежит 8 разных григорианских мелодий. Нельсон пришла к выводу, что изначально этот цикл служил учебным пособием по импровизации. По материалам работы Карин Нельсон выпущено два CD с органной музыкой. Вы также можете увидеть, как учёная исполняет Шайдемана.


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий