Вспомнить всё: синти-поп, рожденный в СССР - «Новости Музыки»
25-летию группы Технология посвящается: короткий, но яркий взлёт синти-попа в СССР конца 80-х и России начала 90-х.
Группа Технология справляет, страшно сказать, 25-летний юбилей. По такому случаю мы решили вспомнить добрым словом короткий, но яркий взлёт синти-попа в нашей стране, а также главных героев этого движения: кто бы мог подумать, что именно синтезаторы, ритм-машины и низкий отрешенный вокал станут саундтреком к последним дням СССР и тому, что за этим последовало.
Биоконструктор "Биоконструктор" (1988)
Начинать рассказ о русском синти, конечно же, стоит с группы Биоконструктор. Во-первых, из этого инкубатора чуть позже выросли главные звезды отечественной синти-сцены, группы Био и Технология. Во-вторых, лидер Биоконструктора Александр Яковлев был, пожалуй, главным пропагандистом этого жанра на территории СССР. Он не только записывал музыку сам, но и вёл посвященную синти-попу программу "Техноромантики" на радио, а затем (недолго) и на ТВ. Песня "Биоконструктор", которая вошла в магнитоальбом "Танцы по видео", примечательна еще и тем, что была первым промо-синглом группы – на неё даже был снят видеоклип, а клипы тогда были модной западной новинкой. Снял клип Михаил Макаренков, будущий "видный телепродюсер", а тогда – ведущий популярной рубрики "Экспресс-камера" на канале "Добрый вечер, Москва", посвященной городской жизни.
Технология "Нажми на кнопку" (1992)
Технология отпочковалась от Биоконструктора в 1990-м, а год спустя была едва ли не самой популярной группой СССР, приняв эстафету (а также продюсера Юрия Айзеншписа) у прекратившего существование Кино. Вместе с переменами сердца требовали и нового звука. 1990-й был годом феноменального взлета Depeche Mode в России, но поскольку те были далеко, а стране нужны были свои герои, вакантную нишу заняла Технология. Их композиции, порой, были отчаянно вторичными (сложно, например, не услышать "Behind The Wheel" в песне "Холодный след"), но дело своё Рябцев, Величковский, Нечитайло и Кохаев знали. Речи о том, чтобы переплюнуть DM, особенно и не шло (тем более, что британцы стремительно превратились в рок-группу), а на общем синти-поп фоне Технология смотрелась весьма неплохо. Концерты в поддержку альбома "Всё, что ты хочешь" собирали по 10-15 тысяч зрителей, но развить успех по большому счету не удалось. Мода стала меняться, Роман Рябцев подался в хэппи-хардкор, Леонид Величковский продюсировал Ладу Дэнс, Айзеншпис занялся Владом Сташевским, а Технология, то и дело меняя состав, продолжала записывать синти-поп пластинки – хорошие, но предназначенные для достаточно узкого круга адептов. В 2015-й группа пришла в статусе заслуженных ветеранов жанра, слегка побитых, но несломленных.
Био "Новая Сила" (1993)
Александр Яковлев на обломках "конструктора" собрал новую группу и продолжил начатое дело. Года до 1995-го Био играли образцово-показательный героический синти-поп "на серьезных щах". На первых двух альбомах группы немало хитов, самый яркий из которых, духоподъемный боевик "Новая сила", отлично сгодится, например, на роль гимна "Партии прогресса" Навального. В 1995-м Яковлев решил все же впрыгнуть в уходящий поезд клубной электроники. Музыка Био стала более позитивной и танцевальной, а на собственный лейбл Electric Records Александр, по слухам, безуспешно пытался подписать начинающую команду Руки Вверх. Все нулевые ни Яковлева, ни Био, было практически невидно, но в прошлом году группа выпустила альбом "Первопроходцы", звучащий как классический героико-романтический Био начала девяностых.
Arrival "Простые слова" (1991)
Вместе с Технологией, дуэт Дмитрия Постовалова и Олега Радского сделал, пожалуй, наиболее успешную карьеру среди выдвиженцев синти-поп подполья. Своей популярностью Arrival обязаны в первую очередь московскому молодежному FM-эфиру: их треки крутили "М-Радио", "Максимум", а затем и "Станция". Песня "Простые слова" была их первым и, наверное, самым большим синти-поп хитом, а по-настоящему прославились Arrival уже более "рейвовыми" вещами – "Пространство и время", "Fuck-off Браконьеры", "From Moscow To Krasnoyarsk" (по мере движения от синти-попа к клубной электронике Arrival всё больше становились соло-проектом Постовалова). Позже Дмитрий в качестве продюсера успешно, хоть и недолго, занимался поп-группой Демо, но сейчас Arrival воссоединились, вернулись к корням и время от времени выступают с концертами.
Фомальгаут "Город неоновых огней" (1992)
Синти-поп ипостась группы Фомальгаут, где тон задавал диск-жокей М-Радио Игорь Космонавт, так и осталась практически недокументированной. У них не было ни клипов (если не считать любительские видео с выступления на съезде фанатов Depeche Mode), ни магнитоальбомов. Большая часть песен тех времен дожила до наших дней в виде записей с радио – пользуясь служебным положением, Космонавт нередко ставил свои треки в эфире М-Радио, которое было в 1991-м-1992-м едва ли не главным в столице рупором современной музыки. Позже группа переориентировалась на более клубный, коммерческий звук, и одно время в состав Фомальгаута даже входил DJ Слава Финист. В середине 90-х проект мирно угас, но Игорь Косенко и сейчас при делах, играет лаунж в группе Triangle Sun.
Органическая Леди "Эхо вселенной" (1989)
Отечественная (да и мировая) поп-музыка конца 80-х – начала 90-х была крайне богата на странных персонажей, так что появление там певицы-андрогина с низким голосом и имиджем биоробота, даже не слишком удивляло. Помимо экстравагантного образа Органическую Леди тех времен отличали "дорогие" (то есть сделанные в хорошей студии, а не на коленке, как у многих героев этого списка) аранжировки с холодным синтезаторным звуком. Сейчас её появление в телевизоре было бы невозможно, а тогда Леди была вполне себе персонажем поп-истеблишмента. Она появлялась в телешоу вроде "Хит-парада Останкино", давала стадионные концерты, а видео для её снимал пионер отечественного клипмейкинга Михаил Хлебородов. В середине девяностых Органическая Леди заметно повеселела, записала большой евроденс-хит "Дай мне любовь", а затем медленно исчезла с радаров. Последнее сколько-нибудь заметное упоминание – коллаборация с группой Балаган Лимитед.
Светлана Владимирская "Город снов" (1994)
Лучшее доказательство того, что не было в России начала девяностых жанра важнее синти-попа – певица Светлана Владимирская. Если Органическая Леди, мелькая на ТВ, проходила всё же по категории "эка невидаль" и брала в первую очередь странным имиджем, то Владимирская была прямо-таки эстрадной певицей, чьи песни звучали из каждого утюга. Современные синтетические аранжировки её популярности не только не мешали, но и помогали. Её одинаково любили и радиостанции с русской попсой, и модный "Максимум". Правда, в большой русский шоу-бизнес, взлет которого пришелся на вторую половину девяностых, Владимирская уже не вписалась и вообще кончила плохо. Ушла в секту, уехала в Сибирь (вследствие чего стала героиней всевозможных трешовых телешоу), затем вернулась, пыталась петь "застольные песни", потом безуспешно ремикшировала собственный "золотой фонд" - короче говоря, пустилась во все тяжкие.
ТДК "Радиоромантика" (1992)
Группу TechnoDanceClub (они же TDC, они же ТДК) основал в 1990-м году Вадим Угрюмов (позже известный как Motor), и играли они тогда, по его собственным признаниям "техно-поп на каких-то советских синтезаторах" под влиянием Depeche Mode и Kraftwerk. Записей с тех времен почти не осталось, но одна вещь всё же успела просочиться в эфиры к Яковлеву на "Юность" и диджею Фонарю (в тот момент еще называвшему себя Капитаном Фанни) на "Максимум". Позже проект TDC, как и многие, переключился с синти-попа на этакий "хэппи-хаус", построенный на сэмплах из мультфильмов (вот же странная была мода) и даже имел в этом качестве определенный успех. А примерно с конца девяностых и до нынешних времен Вадим Угрюмов активно занимается экспериментальной музыкой и курирует авангардный лейбл top40 с довольно широким репертуаром от фри-джаза и неоклассики до дрон-эмбиента.
Ольга Восконьян "Автомобили" (1989)
Единственная дошедшая до наших дней песня Ольги Восконьян записана при участии всё того же Александра Яковлева (позже Ольга станет его женой, а также поучаствует в нескольких реинкарнациях Био). Возможно, никто бы эту вещь и не заметил, если бы не клип, а точнее – фигурировавшая там "Панголина", один из легендарных советских автомобилей-самоделок. Клип время от времени мелькал в эфирах ретро-телеканалов, а в начале 2010-х внезапно всплыл уже как хит блогосферы на волне интереса к всевозможной затерянной синтезаторной музыке (как в девяностые России нужны были свои Depeche Mode, так в десятые требовались свои Openheimer Analysis). Большой истории из этого не вышло – Ольга не написала новый альбом, не издала старые песни на 180-граммовом виниле (возможно, больше песен и не было) и не выступила на "Пикнике "Афиши". Но переиздание сингла всё же случилось – на загадочном лейбле Baran Records, в формате открытки-флексидиска а-ля журнал "Кругозор".
Месмер "Безумный космос" (1992)
Еще одни выдвиженцы эфиров Яковлева и Фонарева, а также герои клубных синти-поп фестивалей, проходивших под патронажем Depeche Mode-комьюнити. История их очень похожа на путь многих, о ком мы здесь уже говорили. Сначала – отменный мрачноватый "синти", так и не добравшийся в итоге до релизов, даже самиздатных, затем крен в сторону танцевальной музыки, в меру успешные, но уже не столь яркие альбомы на кассетах и CD и, наконец, медленное исчезновение с радаров.
Скрябін "Мiй брудний космос" (2001)
Это песня уже совсем из другого периода и даже из другой страны, но разговор про синти-поп на пост-советском пространстве нельзя завершить, не упомянув группу Скрябiн. Взлёт этих украинцев пришелся на вторую половину девяностых – синти-поп тогда если и не входил в моду снова, то однозначно прошёл свой низший пик и считался этаким "породистым ретро". В России в этот момент случился пик интереса к украинской и украиноязчыной музыке, многие из этих групп (и Скрябін были в их числе) звучали не только на "Максимуме", но и на только открывшемся "Нашем радио". "Мiй брудний космос" был не первым, не последним и, очевидно, не самым главным хитом группы, но запомнился почему-то больше всего. Синти-поп лидеру группы Андрею Кузьменко вскоре наскучил, он набрал новый состав, переключился на поп-рок, запустил несколько параллельных проектов, в общем, был активен и заметен, пока не погиб в автокатастрофе 2 февраля 2015-го.
14 февраля Технология даёт большой сольный концерт в московском клубе Yotaspace.