Великая Отечественная в истории трех вальсов - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Великая Отечественная в истории трех вальсов - «Новости Музыки»


"Синий платочек", "Офицерский вальс" и "Дунайские волны" - интересные факты, которые стоит узнать о песнях великой эпохи и Великой Победы.


В этом году ушел из жизни Владимир Соколов - архитектор, один из звучных авторов, неутомимый исследователь музыки рубежа XIX-XX веков. Мой папа.
Папа родился на исходе войны, и, как многие люди из его поколения, пытался переосмыслить историю страны, собирая исторические свидетельства и книги, коллекционируя модели самолетов Второй мировой, собирая музыку военных лет.
Я начинаю серию публикаций из его архивов с текста, который пронзительно и нежно звучит посреди всеобщего громогласного торжества и победных маршей. Он посвящен вальсам военной поры.
Папа часто говорил: "Самое важное в любой ситуации - оставаться человеком и сохранять в себе человеческое".
Соня Соколова.


"Вальс воевал, он в шинели шёл, запылён…"


В самом начале Великой Отечественной войны, среди грохота небывалых в истории сражений, казалось, что на фронте могут звучать только марши и боевые походные песни. Такие произведения, как "Священная война" Александра Александрова, "Марш защитников Москвы" Бориса Мокроусова и другие композиции советских композиторов, действительно, укрепляли веру бойцов и командиров Красной Армии в неизбежность разгрома фашистских захватчиков и в победу над врагом.
Уже в первые, самые тяжёлые месяцы войны, с этими песнями, с сатирическими куплетами и частушками на фронт выезжали артисты театральных коллективов и концертных бригад. Фронтовики с восхищением и нескончаемыми аплодисментами встречали любимых исполнителей – Леонида Утёсова, Владимира Бунчикова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову. Подчас эти выступления прерывались артиллеристским огнём противника, но после обстрела возобновлялись вновь. Особой популярностью в этих импровизированных концертах пользовались любимые нашим народом вальсы! Эта любовь проявлялась, очевидно, с тех давних пор, когда в городских садах и парках военные духовые оркестры играли старинные вальсы, а пары кружились и молодые люди радовались жизни.


Синий платочек


В минуты затишья бойцы слушали любимые мелодии, исполняемые под гитару, старенький баян, а иногда звучавшие на видавшем виде трофейном патефоне. Вальсы напоминали им мирное довоенное время, близких и родных… Лирика на фронте была востребована и потому в 1942 году на Апрелевском заводе был возобновлён выпуск грампластинок. В первой же партии, отправленной на фронт вместе с боеприпасами, был вальс "Синий платочек" - довоенная песня, дополненная новым "военным" куплетом.
История "Платочка" - это история не одной песни, а нескольких. Композитор, написавший мелодию песни, - поляк Ежи Петербургский, родившийся до Революции. После раздела Польши в 1939 году он жил в Белостоке и накануне войны возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка песни была написана Петерсбурским в 1940 году в Минске, и до сих пор "Синий платочек" встречается в разных редакциях: известная народу версия написана Яковом Галицким, а версия "Двадцать второго июня,
ровно в четыре часа" - поэтом Борисом Ковынёвым.




Офицерский вальс


Вскоре после окончания Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили им заслуженные боевые награды - ордена Красной звезды, и попросили рассказать о творческих планах. Фрадкин на трофейном аккордеоне сыграл несколько песен, а Долматовский рассказал о задумке превратить свое стихотворение "Танцы до утра" в песню.
"Должно получиться нечто вроде офицерского вальса", - раздумывал он.


Командующий Константин Рокоссовский одобрил эту идею несмотря на то, что погоны лишь недавно были возвращены в армию, а слово "офицер" у многих командиров по-прежнему ассоциировалось с Белым Движением и с Добровольческой армией. Очень понравилось название "Офицерский вальс" и будущему начальнику Политуправления фронта И. Галаджеву.
Песня была написана в вагоне эшелона, медленно шедшего от Сталинграда до Ельца. На долгих остановках поэт и композитор исполняли этот вальс перед солдатами и офицерами, направлявшимися на фронт. А под Ельцом авторы, к своему удивлению, услышали свой вальс, уже круживший по фронтам! Название "офицерский" со временем было изменено на "случайный", а строчка "и лежит у меня на погоне" заменена на "и лежит у меня на ладони".
В одном из самых интересных произведений военной поры звучали тоска по родному дому, грусть от разлуки с близкими и надежда на скорое окончание войны.




Дунайские волны


Через несколько лет после окончания войны известный поэт-песенник Евгений Долматовский по просьбе Леонида Утёсова написал стихи к музыке вальса "Дунайские волны" румынского композитора Ивановичи. Сама мелодия долгое время считалась старинным русским вальсом и даже в нотных изданиях печаталась именно так. Его автор - композитор и военный дирижёр Ион Ивановичи - выходец из крестьянской семьи и капельмейстер оркестра элитного пехотного полка, за всю жизнь создал свыше ста музыкальных произведений, однако ни одно из них не получило столь широкой известности, как его знаменитый вальс!
В 1886 г. Ивановичи посетил Москву и Санкт-Петербург, которые он считал крупнейшими центрами мировой музыкальной культуры. В России он узнал, сколь популярен его вальс. В память о своём пребывании в нашей стране, композитор сочинил новые вальсы - "Сувенир из Москвы", "Сон на Волге", "На берегу Невы". Скончался И.Ивановичи в 1902 г, на 57-м году жизни.
Любимый вальс «Дунайские волны» неоднократно пытались одеть в тексты, но это долго никому не удавалось. Простые, незамысловатые слова, сочиненные Долматовским, ярко передали настроения послевоенного времени:
"Девушки нежно смотрели им вслед,
Шли они дальше дорогой побед,
И отражением волжской волны
Были глаза полны".


В строчках песни звучала радость по случаю долгожданного окончания войны и Победы в самой кровопролитной битве в истории человечества. "Старинный вальс" вновь обрёл молодость благодаря победе советского народа над врагом.



"Синий платочек", "Офицерский вальс" и "Дунайские волны" - интересные факты, которые стоит узнать о песнях великой эпохи и Великой Победы. В этом году ушел из жизни Владимир Соколов - архитектор, один из звучных авторов, неутомимый исследователь музыки рубежа XIX-XX веков. Мой папа. Папа родился на исходе войны, и, как многие люди из его поколения, пытался переосмыслить историю страны, собирая исторические свидетельства и книги, коллекционируя модели самолетов Второй мировой, собирая музыку военных лет. Я начинаю серию публикаций из его архивов с текста, который пронзительно и нежно звучит посреди всеобщего громогласного торжества и победных маршей. Он посвящен вальсам военной поры. Папа часто говорил: "Самое важное в любой ситуации - оставаться человеком и сохранять в себе человеческое". Соня Соколова. "Вальс воевал, он в шинели шёл, запылён…" В самом начале Великой Отечественной войны, среди грохота небывалых в истории сражений, казалось, что на фронте могут звучать только марши и боевые походные песни. Такие произведения, как "Священная война" Александра Александрова, "Марш защитников Москвы" Бориса Мокроусова и другие композиции советских композиторов, действительно, укрепляли веру бойцов и командиров Красной Армии в неизбежность разгрома фашистских захватчиков и в победу над врагом. Уже в первые, самые тяжёлые месяцы войны, с этими песнями, с сатирическими куплетами и частушками на фронт выезжали артисты театральных коллективов и концертных бригад. Фронтовики с восхищением и нескончаемыми аплодисментами встречали любимых исполнителей – Леонида Утёсова, Владимира Бунчикова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову. Подчас эти выступления прерывались артиллеристским огнём противника, но после обстрела возобновлялись вновь. Особой популярностью в этих импровизированных концертах пользовались любимые нашим народом вальсы! Эта любовь проявлялась, очевидно, с тех давних пор, когда в городских садах и парках военные духовые оркестры играли старинные вальсы, а пары кружились и молодые люди радовались жизни. Синий платочек В минуты затишья бойцы слушали любимые мелодии, исполняемые под гитару, старенький баян, а иногда звучавшие на видавшем виде трофейном патефоне. Вальсы напоминали им мирное довоенное время, близких и родных… Лирика на фронте была востребована и потому в 1942 году на Апрелевском заводе был возобновлён выпуск грампластинок. В первой же партии, отправленной на фронт вместе с боеприпасами, был вальс "Синий платочек" - довоенная песня, дополненная новым "военным" куплетом. История "Платочка" - это история не одной песни, а нескольких. Композитор, написавший мелодию песни, - поляк Ежи Петербургский, родившийся до Революции. После раздела Польши в 1939 году он жил в Белостоке и накануне войны возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка песни была написана Петерсбурским в 1940 году в Минске, и до сих пор "Синий платочек" встречается в разных редакциях: известная народу версия написана Яковом Галицким, а версия "Двадцать второго июня, ровно в четыре часа" - поэтом Борисом Ковынёвым. Офицерский вальс Вскоре после окончания Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили им заслуженные боевые награды - ордена Красной звезды, и попросили рассказать о творческих планах. Фрадкин на трофейном аккордеоне сыграл несколько песен, а Долматовский рассказал о задумке превратить свое стихотворение "Танцы до утра" в песню. "Должно получиться нечто вроде офицерского вальса", - раздумывал он. Командующий Константин Рокоссовский одобрил эту идею несмотря на то, что погоны лишь недавно были возвращены в армию, а слово "офицер" у многих командиров по-прежнему ассоциировалось с Белым Движением и с Добровольческой армией. Очень понравилось название "Офицерский вальс" и будущему начальнику Политуправления фронта И. Галаджеву. Песня была написана в вагоне эшелона, медленно шедшего от Сталинграда до Ельца. На долгих остановках поэт и композитор исполняли этот вальс перед солдатами и офицерами, направлявшимися на фронт. А под Ельцом авторы, к своему удивлению, услышали свой вальс, уже круживший по фронтам! Название "офицерский" со временем было изменено на "случайный", а строчка "и лежит у меня на погоне" заменена на "и лежит у меня на ладони". В одном из самых интересных произведений военной поры звучали тоска по родному дому, грусть от разлуки с близкими и надежда на скорое окончание войны. Дунайские волны Через несколько лет после окончания войны известный поэт-песенник Евгений Долматовский по просьбе Леонида Утёсова написал стихи к музыке вальса "Дунайские волны" румынского композитора Ивановичи. Сама мелодия долгое время считалась старинным русским вальсом и даже в нотных изданиях печаталась именно так. Его автор - композитор и военный дирижёр Ион Ивановичи - выходец из крестьянской семьи и капельмейстер оркестра элитного пехотного полка, за всю жизнь создал свыше ста музыкальных произведений, однако ни одно из них не получило столь широкой известности, как его знаменитый вальс! В 1886 г. Ивановичи посетил Москву и Санкт-Петербург, которые он считал крупнейшими центрами мировой музыкальной культуры. В России он узнал, сколь популярен его вальс. В память о своём пребывании в нашей стране, композитор сочинил новые вальсы - "Сувенир из Москвы", "Сон на Волге", "На берегу Невы". Скончался И.Ивановичи в 1902 г, на 57-м году жизни. Любимый вальс «Дунайские волны» неоднократно пытались одеть в тексты, но это долго никому не удавалось. Простые, незамысловатые слова, сочиненные Долматовским, ярко передали настроения послевоенного времени: "Девушки нежно смотрели им вслед, Шли они дальше дорогой побед, И отражением волжской волны Были глаза полны". В строчках песни звучала радость по случаю долгожданного окончания войны и Победы в самой кровопролитной битве в истории человечества. "Старинный вальс" вновь обрёл молодость благодаря победе советского народа над врагом.


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий