Назад к Авангарду: "Звуковые Ландшафты" - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Назад к Авангарду: "Звуковые Ландшафты" - «Новости Музыки»

Назад к Авангарду: "Звуковые Ландшафты" - «Новости Музыки»

Звуки о необычном спектакле "Звуковые Ландшафты".


В рамках Российской национальной премии и фестиваля "Золотая Маска" сейчас идёт спектакль "Звуковые Ландшафты", который номинирован на премию в категории "Эксперимент" и в категории "Лучшая музыка в театре". Если вы не успеете на конкурсные показы, то ничего страшного нет – в отличие от большинства других спектаклей из разных городов, "Звуковые Ландшафты" играются дома, в Школе Драматического Искусства на Сретенке, и вы сможете туда попасть и в другое время, если захотите.


"Спектаклем" происходящее назвать можно только по инерции. По сути дела, это полноценный концерт длиной в час с небольшим, и именно поэтому есть смысл рассказать о нём на Звуках. Актёры, хор театра и приглашённые исполнители практически без драматического действия (если не считать таковым костюмы и эффектные выходы) исполняют музыку и создают шумы на различных необычных инструментах.



Инструменты не возникли ниоткуда. Автор проекта Петр Айду, музыкант, композитор, руководитель музыкальной лаборатории в театре "Школа драматического искусства", коллекционер раритетных музыкальных инструментов и специалист в области музыкальной реставрации, реконструировал звуковые установки, придуманные в 1910-1920-е годы Владимиром Поповым, актером и шумовиком МХТ.


Исторически, разумеется, любой инструмент можно было считать самодельным и экспериментальным. До сих пор у кочевых народов в ходу много необычных приёмов для звукоизвлечения (об этом частично повествует неплохая книга "Музыкальная Культура Народов Сибири"). Есть и вполне современные попытки продолжения традиций такого рода: на мой взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется инструментам, созданным в 1970-1980-е годы Владимиром Павловым. Мне довелось попасть на выставку его работ в Сыктывкаре, и некоторые деревянные штуки, воспроизводящие шумы леса, выглядели и звучали потрясающе. С оформлением понятия "классика" граница между привычным и непривычным стала более явной, однако разные частные эксперименты авангардом никто называть не спешил. Ну, мало ли, пробуют люди всякое и пробуют.


Владимир Попов из МХТ тоже был далёк от авангарда. Он пытался решить задачу шумового оформления мхатовских спектаклей, поражавших воображение современников своим неслыханным жизнеподобием, в том числе и звуковым, со всеми "сверчками и комарами". Новое применение своим талантам Попов вскоре нашел в кино, ставшее звуковым. Одна из самых знаменитых его работ – это "саундтрек" к "Александру Невскому" Сергея Эйзенштейна. Однако дальше в сторону синтеза новых звуков Попов не пошёл, а большинство его инструментов не пережили лихие времена и были утеряны.


Пожалуй, "новым искусством" такая музыка стала в 1920-е, при всём своём противоречии открытые для экспериментов. На ум сразу приходит "Симфония Гудков" Арсения Авраамова, которая была поставлена в Москве и Баку. В качестве инструментов использовались заводские и корабельные гудки, сирены, автотранспорт, колокола и даже пушки и пулеметы.


После этого, хоть в 1930-1940-е людям было почти не до экспериментов, обозначились дальнейшие направления развития. Во-первых, развивались синтезаторы, с помощью которых можно стало создавать самые новые и неслыханные звуки. Во-вторых, медленно, но верно происходило взаимопроникновение с западом, и попытки играть "конкретную музыку" вполне дошли и до нас.


Сейчас электронными инструментами никого не удивишь, а вот "прообразы" начала двадцатого века подзабыли было – но тут всплеск интереса к теме вызвали московские музеи. За какие-то два года прошли несколько крупных выставок: "Потрогай музыку" в "Гараже", "РеКонструкция Шума" в Политехническом Музее и "Пионеры Звука" на Винзаводе. Эти мероприятия, пусть и не создали цельной картины, заметно продвинули интерес аудитории к этой теме.



И вот Пётр Айду инициировал проект по "живому" воссозданию наследия Владимира Попова, соорудив спектакль-концерт на восстановленных инструментах той эпохи и близких к ним аналогах. Пытаясь переводить "Звуковые Ландшафты", наталкиваешься на термин Soundscapes, активно используемый Робертом Фриппом (Robert Fripp), но по сути звук больше похож на Einsturzende Neubauten со всякими деревяшками и железяками, только без песенного наполнения.


"Акустический Перформанс", как называют концерт авторы, состоит из четырёх частей. Первая – "Ландшафт №1" - имитирует максимально классические звуки из созданных Поповым: шум ветра, шелест насекомых, дождь, грозу. "Индустриализация" начинается пением птиц, но потом птицы заглушаются шумом завода с переходом к звукам поездов. На мой взгляд, часть с поездами – наиболее эффектная во всём концерте: использовался даже инструмент, подозрительно похожий на настоящую железнодорожную колёсную пару.



"Ландшафт №2" посвящён звукам моря. Многие видели так называемые Ocean Drums, в которых звук перекатывающихся дробинок создаёт шум волн – это довольно популярный сувенир. У Айду же эта технология реализовалась в огромных "качелях", которые нужно наклонять из стороны в
сторону.


Финальная часть – "Dies Irae" – это фантазия на тему войны, со звуками марша, выстрелами пушек и скрежетом танков, которая, к частью, всё же сменяется возвращающимся пением птиц. После долгих аплодисментов зрители так и норовят устремиться на сцену и посмотреть, как всё устроено – а исполнительно робко вытесняют их назад. Зрителей можно понять: "Звуковые Ландшафты" - большой успех в плане необычных ощущений. "Гудковую Симфонию" с тем же размахом нам вряд ли доведётся услышать, а вот такой полноценный концерт – это уже важный опыт. Ну а уютный зал ШДТ и продуманное оформление сцены окончательно способствуют тому, чтобы перестать сомневаться: через годик надо бы постараться еще раз сходить.


Звуки о необычном спектакле "Звуковые Ландшафты". В рамках Российской национальной премии и фестиваля "Золотая Маска" сейчас идёт спектакль "Звуковые Ландшафты", который номинирован на премию в категории "Эксперимент" и в категории "Лучшая музыка в театре". Если вы не успеете на конкурсные показы, то ничего страшного нет – в отличие от большинства других спектаклей из разных городов, "Звуковые Ландшафты" играются дома, в Школе Драматического Искусства на Сретенке, и вы сможете туда попасть и в другое время, если захотите. "Спектаклем" происходящее назвать можно только по инерции. По сути дела, это полноценный концерт длиной в час с небольшим, и именно поэтому есть смысл рассказать о нём на Звуках. Актёры, хор театра и приглашённые исполнители практически без драматического действия (если не считать таковым костюмы и эффектные выходы) исполняют музыку и создают шумы на различных необычных инструментах. Инструменты не возникли ниоткуда. Автор проекта Петр Айду, музыкант, композитор, руководитель музыкальной лаборатории в театре "Школа драматического искусства", коллекционер раритетных музыкальных инструментов и специалист в области музыкальной реставрации, реконструировал звуковые установки, придуманные в 1910-1920-е годы Владимиром Поповым, актером и шумовиком МХТ. Исторически, разумеется, любой инструмент можно было считать самодельным и экспериментальным. До сих пор у кочевых народов в ходу много необычных приёмов для звукоизвлечения (об этом частично повествует неплохая книга "Музыкальная Культура Народов Сибири"). Есть и вполне современные попытки продолжения традиций такого рода: на мой взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется инструментам, созданным в 1970-1980-е годы Владимиром Павловым. Мне довелось попасть на выставку его работ в Сыктывкаре, и некоторые деревянные штуки, воспроизводящие шумы леса, выглядели и звучали потрясающе. С оформлением понятия "классика" граница между привычным и непривычным стала более явной, однако разные частные эксперименты авангардом никто называть не спешил. Ну, мало ли, пробуют люди всякое и пробуют. Владимир Попов из МХТ тоже был далёк от авангарда. Он пытался решить задачу шумового оформления мхатовских спектаклей, поражавших воображение современников своим неслыханным жизнеподобием, в том числе и звуковым, со всеми "сверчками и комарами". Новое применение своим талантам Попов вскоре нашел в кино, ставшее звуковым. Одна из самых знаменитых его работ – это "саундтрек" к "Александру Невскому" Сергея Эйзенштейна. Однако дальше в сторону синтеза новых звуков Попов не пошёл, а большинство его инструментов не пережили лихие времена и были утеряны. Пожалуй, "новым искусством" такая музыка стала в 1920-е, при всём своём противоречии открытые для экспериментов. На ум сразу приходит "Симфония Гудков" Арсения Авраамова, которая была поставлена в Москве и Баку. В качестве инструментов использовались заводские и корабельные гудки, сирены, автотранспорт, колокола и даже пушки и пулеметы. После этого, хоть в 1930-1940-е людям было почти не до экспериментов, обозначились дальнейшие направления развития. Во-первых, развивались синтезаторы, с помощью которых можно стало создавать самые новые и неслыханные звуки. Во-вторых, медленно, но верно происходило взаимопроникновение с западом, и попытки играть "конкретную музыку" вполне дошли и до нас. Сейчас электронными инструментами никого не удивишь, а вот "прообразы" начала двадцатого века подзабыли было – но тут всплеск интереса к теме вызвали московские музеи. За какие-то два года прошли несколько крупных выставок: "Потрогай музыку" в "Гараже", "РеКонструкция Шума" в Политехническом Музее и "Пионеры Звука" на Винзаводе. Эти мероприятия, пусть и не создали цельной картины, заметно продвинули интерес аудитории к этой теме. И вот Пётр Айду инициировал проект по "живому" воссозданию наследия Владимира Попова, соорудив спектакль-концерт на восстановленных инструментах той эпохи и близких к ним аналогах. Пытаясь переводить "Звуковые Ландшафты", наталкиваешься на термин Soundscapes, активно используемый Робертом Фриппом (Robert Fripp), но по сути звук больше похож на Einsturzende Neubauten со всякими деревяшками и железяками, только без песенного наполнения. "Акустический Перформанс", как называют концерт авторы, состоит из четырёх частей. Первая – "Ландшафт №1" - имитирует максимально классические звуки из созданных Поповым: шум ветра, шелест насекомых, дождь, грозу. "Индустриализация" начинается пением птиц, но потом птицы заглушаются шумом завода с переходом к звукам поездов. На мой взгляд, часть с поездами – наиболее эффектная во всём концерте: использовался даже инструмент, подозрительно похожий на настоящую железнодорожную колёсную пару. "Ландшафт №2" посвящён звукам моря. Многие видели так называемые Ocean Drums, в которых звук перекатывающихся дробинок создаёт шум волн – это довольно популярный сувенир. У Айду же эта технология реализовалась в огромных "качелях", которые нужно наклонять из стороны в сторону. Финальная часть – "Dies Irae" – это фантазия на тему войны, со звуками марша, выстрелами пушек и скрежетом танков, которая, к частью, всё же сменяется возвращающимся пением птиц. После долгих аплодисментов зрители так и норовят устремиться на сцену и посмотреть, как всё устроено – а исполнительно робко вытесняют их назад. Зрителей можно понять: "Звуковые Ландшафты" - большой успех в плане необычных ощущений. "Гудковую Симфонию" с тем же размахом нам вряд ли доведётся услышать, а вот такой полноценный концерт – это уже важный опыт. Ну а уютный зал ШДТ и продуманное оформление сцены окончательно способствуют тому, чтобы перестать сомневаться: через годик надо бы постараться еще раз сходить.


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий