Столичный калейдоскоп: апрель - «Новости Музыки»
Пётр Мамонов, Mujuice и Tequilajazzz в обзоре концертов, прошедших в Москве в апреле.
Каждый день на Звуках публикуются анонсы всевозможных событий в российской столице, сотни концертов проходят сквозь нашу афишу. Детального разбора постфактум из всей этой череды событий обычно удостаиваются лишь самые масштабные. Попробуем исправить эту несправедливость сборным материалом о нескольких столичных концертах, и заодно дадим советы на будущее - стоит ли воспользоваться следующим шансом увидеть ту или иную группу живьём.
Земфира, СК Олимпийский, 1 апреля
Открывало апрель событие во многом эпохальное: Земфира играла свой третий за 16 лет сольный концерт в Олимпийском (вслед за которым последовал и четвёртый).
"Земфира говорит о том, что тур был фактически приурочен к этому концерту, но сейчас она не уверена, что было для неё важнее - этот вечер или всё предшествовавшее ему. Было ощущение, что полноценного обмена между Земфирой и огромной многотысячной публикой "Олимпийского" в этот раз не случилось, зачастую певице буквально-таки приходилось давать понять, что она хочет услышать зал. Что уж говорить, если несмотря на просьбу Земфиры немного помолчать во время проникновенного спича о прошедшем туре, всё равно нашлись люди, считающие собственные возгласы невпопад важнее, чем слова артиста, на чей концерт они пришли. Тем не менее, Земфира говорит, что счастлива. И судя по тому, с каким удовольствием она играет со своей нынешней группой, поводов не верить ей нет."
Полный репортаж о концерте - .
Dzierzynski Bitz и Артек Электроника, China-Town-Cafe, 7 апреля
Базирующийся в Киеве, но ориентирующийся на "внутреннюю Словакию" квинтет Dzierzynski Bitz который год ходит в статусе многообещающих новичков, и это едва ли добавляет им публики. Не повлиял на ситуацию и разогрев в лице пошумевшего в блогосфере проекта Артек Электроника. О последних стоит рассказать отдельно: от ярлыка "soviet-wave", которым можно условно маркировать материал первых двух пластинок, группа активно пытается уйти в сторону общеупотребительной гитарной поп-музыки с вокалом. Давать концерты Артек начал относительно недавно, и это слышно, тем не менее, не обошлось без нескольких удачных моментов.
Dzierzynski Bitz играют уже в совсем другой лиге. Сбалансированная, без сучка, без задоринки программа с отличными песнями и перфомансом, не вызывающем вопросов. Группу часто сравнивают с Браво сюткинского периода - если бы те начали играть с нуля в наши дни, и это сравнение Дзержинский Битс выдерживают. Настоятельно рекомендуем.
Пётр Мамонов, Театр Эстрады, 14 апреля
Впервые за годы Мамонов решил, что одной только гитары для новой программы недостаточно и собрал живой состав под названием Совершенно Новые Звуки Му, музыканты которого, вероятно, ещё не родились, когда Мамонов играл на квартирниках "Серого голубя" и "Ремонт". Тем не менее, группа неплохо справляется с минималистичной гитарной вязью, характерной для последних спектаклей Мамонова.
Удивительно, конечно, как история про Незнайку складно ложится на монотонный пост-панк - а Мамонов по-честному, без шпаргалки, читает оригинальный текст Носова наизусть. Из артистической экспрессии Петра Николаевича, каких-то небольших полутонов, мимики и чего-то совершенно не объяснимого словами, складывается несобираемый на первый взгляд пазл, в который легко ложатся и грустные стихи, и совершенно иные песни-истории, вроде новой композиции про Николая.
A Place To Bury Strangers, 16 тонн, 16 апреля
Американцы приезжают в Москву не впервые, и на них всегда есть спрос. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, очень немногие актуальные группы шугейза и нюгейза доезжают сейчас до России. Во-вторых, живьём APTBS дают именно то, чего от них ждут - звуковой напалм, начисто выжигающий концертную площадку. Опустошающий эффект усиливает визуальная часть шоу - а точнее, его отсутствием, за исключением редких вспышек стробоскопа и минимального количества света. Оливер Акерманн и его коллеги делают всё, чтобы пришедший на их концерт обнаружил себя в полной эмоциональной прострации, в которой только безостановочно колотят барабаны и накрывает шум гитарных примочек. Одну из вещей музыканты сыграли прямо в гуще зрителей, забивших зал, лишний раз дав понять, что их рядовой концерт - тот случай, когда смотреть на сцену вовсе не обязательно. Важнее сконцентрироваться на собственных ощущениях.
Сансара, Yotaspace, 24 апреля
Прошедшая через бесчисленное количество метаморфоз группа из Екатеринбурга впервые выступила в Москве на столь крупной площадке с сольным концертом. И показала, что находится сейчас на пике собственной формы. Концерт состоял из сильной программы, основанной на лучших в дискографии пластинках "Игла" и "Ласточка", а также нескольких вытащенных из архива хитов вроде "Гения", "Дыхания" или "Угля". Дополнял всё это приятный и уместный видеоряд, а также самоотдача и импульсивность лидера группы Саши Гагарина. Свою лепту внесли и гости концерта: несколько проникновенных спичей выдал Михаил Козырев (отметим до глубины души тронувший зрителей рассказ о собственной маме), эффектно-разгильдяйски выступил саундпродюсер последних дисков группы Феликс Бондарев, мило прозвучал хипстер-хит группы Pavel Petrovich "Усы и борода", а OQJAV, не сильно заморачиваясь, просто исполнили пару ярких вещей с нового диска "Марта", где Гагарин на время стал четвертым участником трио. Сансара делает крепкое, выверенное шоу - стоит ли удивляться, что на бис группу вызывали дважды?
OQJAV, 16 тонн, 27 апреля
Концерт-презентация альбома, о котором на Звуках уже , OQJAV провели в расширенном составе - с трио большую часть времени играл ударник Обе Две Антон Шохирев. И вроде бы все то же - Вадим Королев поет, танцует и улыбается, Катя Павлова эффектно играет на басу и иногда на клавишных, Даниил Шайхинуров отвечает за всё сразу - но впечатления совсем иные, чем от концертов в поддержку дебютного диска, когда казалось, что группа не совсем понимает, что делает на сцене. А ещё, кажется, я впервые видел у OQJAV столь благодарную публику: большую часть песен зрители скандировали хором. Словом, к выходу второго альбома группа окончательно и бесповоротно состоялась, и её будущее, хочется верить, будет столь же любопытным, как и её настоящее.
Mujuice, Yotaspace, 28 апреля
Роман Литвинов далеко не выдающийся певец, а живое воспроизведение его песен могло бы быть разложено и на большее количество инструментов. Но этим критика презентации пластинки "Amore De Morte", по большому счету исчерпывается, и нельзя не сообщить, что концерты Mujuice сейчас - из разряда must see. В первую очередь, конечно, из-за визуальной части: стильные видеоролики, неоновый логотип альбома, луна-череп с обложки пластинки в левом верхнем углу экрана, и два небольших экранчика под клавишником и ударником - всё это сочеталось так затейливо, необычно, красиво и попросту круто, что за собственную челюсть невольно приходилось побеспокоиться. Окончательно добил (в хорошем смысле!) совершенно убийственный свет стробоскопов и лазерных пушек - для эпилептиков происходящее было, наверное, сущим адом, но для остальных - мощнейшим зрелищем. Плейлист тоже был максимально выверенным, хотя старым вещам, увы, места нашлось немного ("Жди", "Не забудем, не простим", "Юность" и "На луне"). Особенно эпичен был финал: под песню "Конец" Литвинов, опустившись на колени, высекал на из своей гитары нойз, а лазеры светили прямо на зависший над головами зрителей дискотечный шар.
Tequilajazzz, Yotaspace, 29 апреля
В 2016 году концертом группы Tequilajazzz уже никого, пожалуй, не удивить - солд-аут на первом таком выступлении в 2013 году был вызван не в последнюю очередь неожиданностью воссоединения, которому, казалось бы, в ближайшее время случиться не было суждено. Четвертый столичный концерт Текила встретила в обновлённом составе: из основателей остался ритм-секционный костяк Фёдоров-Воронов (вокруг которого, правда, основная часть магии Tezzz и рождалась). В отличие от предыдущих концертов, начинавшихся с блока песен из "Стреляли?" и "Вируса", в этот раз группа исполнила программу максимально приближенную к той, что игралась перед самым распадом - сплошь песни с "Журнала Живого" и "Выше осени". То ли из-за некоторых проблем со звуком, то ли из-за специфики материала (много ли людей идентифицирует Текилу не по "Зимнему солнцу", а по песне "Два луча", например?) публика встретила группу несколько вяло, но заметно оживилась во второй половине концерта, когда квартет всё чаще стал обращаться к хитам.
Текила - по-прежнему одна из самых впечатляющих российских групп. Можно по-разному относится к перестановкам в составе коллектива, но свои козыри - плотное, жёсткое звучание и прекрасные песни, отточенные до мельчайших деталей - он не растерял. Теперь же, когда стадия переосмысления творческого багажа закончена (без внимания остался разве что великий альбом "150 миллиардов шагов"), стоит ждать от Tezzz чего-то совершенно нового. Но даже если группа законсервируется в нынешней условно-ностальгической форме, иметь возможность послушать живьём "Бай-бай" или "Кроме звёзд" раз в год - тоже вполне себе перспектива.