Мне двадцать лет - «Новости Музыки»
Гид по десятидневной программе фестиваля "ДОМ 20!"
Этой весной клуб "Дом" отмечает двадцатилетие – внушительный возраст для клуба по любым меркам, а уж в Москве площадок, работающих еще с прошлого века, вообще остались единицы. За это время "Дом" превратился в почти безальтернативное "место силы" для любителей экспериментальной музыки. Двадцатилетие "Дом", как и полагается, отмечает большим фестивалем. С 14 по 24 мая здесь пройдет целая серия концертов с участием музыкантов более чем из десяти стран в диапазоне от академической музыки до нойза и пост-металла, но большую часть программы ожидаемо составляет разнообразный новый джаз и свободная импровизация. Сориентироваться в насыщенной программе поможет наш гид по самым ярким событиям надвигающегося концертного марафона.
The Necks (21 мая, вторник)
Пожалуй, самое громкое имя в программе фестиваля – австралийское трио The Necks, чье звучание совмещает в себе элементы джаза, академического минимализма и краут-рока. Necks удивительны тем, что одинаково органично смотрятся и в классических залах, и на рок-фестивалях, и на рейвах. Клавишник Крис Абрахамс (Chris Abrahams), басист Ллойд Суонтон (Lloyd Swanton) и барабанщик Тони Бак (Tony Buck) изобрели свой музыкальный lingua franca, понятный слушателям из совершенно разных поколений и с разным бэкграундом. Они держат баланс между импровизацией и композицией, их пьесы могут длиться по часу, а звучат Necks порой так, будто играют на акустических инструментах не то транс, не то секвенсорную электронику семидесятых.
Лучше всего широту кругозора The Necks иллюстрирует то, что их новейший релиз – это совместная запись с рейв-ветеранами Underworld. Если же посмотреть на сайд-проекты Тони Бака, то картина окажется еще более пёстрой – шумовая электроника, новый джаз, пост-рок, эмбиент, академический авангард и даже этника. В Москве за последние два года Тони играл трижды – сольно, дуэтом с немецкой пианисткой Магдой Майяс (Magda Mayas) и в составе трио с музыкантами из Ливана. Последний московский концерт The Necks был три года назад – тогда австралийцы успели сыграть на мероприятии "Армы" еще до того, как рейв, по старой московской традиции, разогнала полиция.
Nik Bärtsch (24 мая, пятница)
Как и The Necks, швейцарский Пианист Ник Берч совмещает в своей музыке джаз и минимализм. Вместе с многочисленными джазменами, ключевое влияние на него оказали Стив Райх, Джон Кейдж и Мортон Фельдман, а архитектурным аналогом его сочинений можно назвать причудливые угловатые конструкции его соотечественника Ле Корбюзье. В отличие от The Necks, его музыка не рождает прямых ассоциаций с техно, но звучит порой холодно, отстраненно и даже слегка механистично (неспроста свои композиции Ник называет "модулями" и вместо названий даёт им номера). Более всего Ник известен как лидер коллективов Ronin и Mobile (оба подписаны на едва ли не самый влиятельный в современном джазе лейбл ECM), а на фестивале "Дома" выступит сольно, что даже усиливает гипнотический эффект.
Alexander von Schlippenbach / Johan Berthling / Pedro Sousa / Gabriel Ferrandini (19 мая, воскресенье)
Легенда европейской новоджазовой сцены 81-летний пианист Александр Фон Шлиппенбах уже привозил в "Дом" свой проект Monk's Casino и выступал здесь с трио с Эвином Паркером (Evan Parker) и Паулем Ловенсом (Paul Lovens), а теперь везет сюда интернациональный квартет. За бас в этом составе отвечает швед Юхан Бертлинг (Johan Bertling) – соратник Матса Густафсона (Mats Gustafsson), участник нескольких реинкарнаций Fire!, также известный любителям электроники под именем Tape, а также как босс лейбла Hapna. Вместе с ними на сцену выйдут два португальских музыканта, саксофонист Педро Соуза и барабанщик Габриэль Феррандини, известный в первую очередь благодаря участию в ансамбле RED Trio. Соузе и Феррандини не привыкать играть вместе – на их счету дуэтный альбом, совместная запись с Тёрстоном Муром (Turston Moore), а также участие в биг-бенде всех звезд португальской импровизационной сцены под названием Lisbon Freedom Unit. Вместе с Бертлингом португальцы образуют проект Casa Futuro, исполняющий музыку экспрессивную, напористую и в то же время рваную, полную неожиданных сюжетных поворотов. Что будет, когда к троице присоединится такой выдающийся импровизатор, как Шлиппенбах, остается только гадать.
Koenji Hyakkei (15 мая, среда)
Коллектив Koenji Hyakkei ("Сто ликов Коэндзи", одного из районов Токио, известного в частности богатой музыкальной жизнью) – детище барабанщика Тацуи Йосиды (Tatsuya Yoshida), знаменитого своей виртуозной скоростной техникой. С установкой Тацуя обращается так, словно рук у него не две, а гораздо больше. Сфера его интересов лежит где-то между фри-джазом и авант-прогом. Московской публике он известен в первую очередь благодаря дуэту Ruins, выступавшему в "Доме" еще в начале нулевых, а также его альтернативной версии Sax Ruins, гремевшей там же в 2017-м. Помимо этого с конца 2000-х Тацуя участвует в группе Painkiller – формации переменного состава под руководством Джона Зорна (John Zorn) и Билла Ласвелла (Bill Laswell).
Пожалуй, главным коллективом, повлиявшим на музыкальное мышление Йосиды, была французская группа Magma, изобретатели жанра zeuhl и представители более широкой волны RIO (Rock In Opposition). Со временем ему удалось не только влиться в эту тусовку, но и заработать в ней репутацию большого мастера. Он принимал участие в современной реинкарнации легендарных Samla Mammas Manna, записал целую серию пластинок с гитаристом и электронщиком Ришаром Пиньясом (Richard Pinhas) и участвовал проекте Acid Mothers Gong, объединившем участников Gong и Acid Mothers Temple. Музыка Koenji Hyakkei тоже произрастает из прогрессивных корней – это безумный сплав джаза, эксцентрического рока, оркестрового звучания и пения на выдуманном языке. Главное достоинство этой группы в том, что свойственную прог-року сложность и даже некоторую вычурность они отлично сочетают с энергетикой и напором, подвластным разве что панкам, металлистам и шумовикам.
Sylvie Courvoisier Trio (20 мая, понедельник)
Сильви Курвуазье родилась в Лозанне, закончила консерваторию в Монтрё, но известности добилась после переезда в Нью-Йорк. Там она познакомилась с Джоном Зорном и органично влилась в пёструю и многоликую даунтаун-сцену. Она подписалась на зорновский лейбл Tzadik, создала долгоиграющий дуэт (а затем и квартет) со скрипачом Марком Фелдманом (Mark Feldman), к которому время от времени присоединялся и сам Зорн, а параллельно выступала и записывалась с новоджазовыми музыкантами, начиная с многочисленных швейцарцев и заканчивая Эваном Паркером (Evan Parker), Лотте Анкер (Lotte Anker) и Кеном Вандермарком (Ken Vandermark). Трио, куда входят также басист Дрю Гресс (Drew Gress) и ударник Кенни Вулсен (Kenny Wollesen) – редкий случай посмотреть на Сильви в роли бэнд-лидера. В этой музыке сочетаются джазовый грув (при всей любви к авангарду, Сильви здесь все же опирается на прочные ритмические конструкции) с фри-джазовой сложностью и некоторой тяжеловесной суровостью современной академической музыки.
Richard Youngs / David Maranha / Chris Corsano (23 мая, четверг)
Уроженец Глазго Ричард Янгс принадлежит к когорте экспериментаторов широкого профиля. Его тридцатилетняя дискография насчитывает десятки релизов (большая часть которых издана его собственным лейблом No Fans Records, а еще немалая доля – американским Jagjaguwar, где чтут всевозможный пост-фолк и нео-психоделию), а звучание его пластинок варьируется от психоделического фрик-фолка (первый инструмент Ричарда – гитара) до musique concrete и шумовой электроники. В Москве Янгс выступит вместе с португальским пианистом Давидом Мараньей (его специализация – авангард и электроакустика) и британским барабанщиком Крисом Корсано, чей "родной язык" – новый джаз. В активе Криса многочисленные выступления с такими мэтрами, как Джон Эдвардс (John Edwards), Эван Паркер, Джо Макфи (Joe McPhee), Нейт Вули (Nate Wooley).
Rodrigo Amado / Pascal Niggenkemper / Michael Zerang (20 мая, понедельник)
Саксофонист Родригу Амаду, звезда португальского фри-джаза и основатель лейбла Clean Feed, где уже успели засветиться чуть ли не все новоджазовые звезды, выступает на этом фестивале аж дважды. В четверг Родригу сыграет дуэтом с Крисом Корсано, в тремя днями раньше – в трио с нью-йоркским басистом Паскалем Ниггенкемпером и чикагским барабанщиком и перкуссионистом Майклом Зерангом. Зеранг – фигура из разряда "теневых звезд". Его имя не так часто мелькает в медиа, но при этом он уже много лет остается одним из самых востребованных сайдменов. Красноречивее всего об этом говорит его дискография, Майкл успел поиграть в составах Кена Вандермарка, Джо Макфи, Петера Брётцмана (Peter Brotzmann), Юджина Чедборна (Eugene Chadbourne), Фруде Йерштеда (Frode Gjerstad), и это только малая часть его заслуг.
Mike Westbrook Orchestra при участии хора iTerChorum (22 мая, среда)
Британский пианист и композитор Майкл Вестбрук – одна из важнейших фигур в становлении британского джаза. Записи его первого биг-бенда The Mike Westbrook Concert Band датированы концом шестидесятых, но в рамках традиционных джаз-оркестров Вестбруку всегда было тесновато. Он стремился расширять границы жанра и экспериментировал то с рок-музыкой (в начале семидесятых Майк вместе с Филом Минтоном участвовал в деятельности джаз-роковой формации Solid Gold Cadillac), то с театром (что привело к созданию мюзикла на стихи Уильяма Блейка), то с цирковыми представлениями. В 1977-м вместе с участниками группы Henry Cow и фолк-певцом Фрэнки Армстронгом (Frankie Armstrong) Вестбрук создает The Orckestra – состав из 12 человек, аранжировавший ранее записанные произведения его участников в термоядерную смесь из джаза, авант-рока и симфонической музыки. Любовь с одной стороны к масштабному звуку больших оркестров, а с другой - к этакой эксцентрически-театральной музыке, стирающей жанровые границы, в сущности и определила биографию Майка Вестбрука на много лет вперед. Сегодня Вестбруку 83 и, хотя в его дискографии немало консервативных джазовых альбомов для фортепиано, его коньком до сих пор остаются большие оркестры.
С полной программой фестиваля "ДОМ – 20!" можно познакомиться здесь.