Прослушка: 10 альбомов июля - «Новости Музыки»
Макс Рихтер, Джарвис Кокер, ирландский панк-рок и (опять) лондонский джаз - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями и даже ходят за новыми альбомами в магазины (сейчас, правда, в основном сетевые). Именно им адресована эта рубрика Звуков, делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца.
Taylor Swift "Folklore"
В день, когда должен был выйти новый альбом Канье Уэста (Kanye West), их с Тейлор Свифт 11-летняя вражда, кажется, все-таки обрела победительницу: пока Канье отказывался принимать свои лекарства и угрожал баллотироваться в президенты, Тейлор перестала руководствоваться логикой "республиканцы тоже покупают кроссовки", завела дружбу с правильными людьми и выпустила собственную новую пластинку - лучшую в ее карьере. Записанный в самоизоляции при активном участии Аарона Десснера (Aaron Dessner) из The National и обычного подозреваемого Джека Антоноффа (Jack Antonoff), "Folklore" - самый интересный в смысле музыки (инди-фолк с намеками на сэдкор и камео Bon Iver) и наименее навязчивый альбом Свифт, которой, оказывается, очень идет быть без косметики.
Rufus Wainwright "Unfollow the Rules"
Потомственный певец, гордость Монреаля и отец внучки Леонарда Коэна (Leonard Cohen), 8 лет назад Руфус Уэйнрайт женился на своем давнем бойфренде и отошел от популярной музыки - сочинив за это время аж две оперы и выпустив альбом по мотивам сонетов Шекспира (при участии приглашенных знаменитостей в диапазоне от Флоренс Уэлч до Хелены Бонем-Картер). "Unfollow the Rules" - возвращение к корням, спетая дюжим тенором дюжина поп-песен об отношениях, одиночестве и любви к теперешней соседке Руфуса Джони Митчелл (Joni Mitchell). Все это не так захватывающе, как 8 (или 13, или 19) лет назад, но голос Уэйнрайта - козырь, перебивающий вялый продакшн или дефицит хитов.
Lianne La Havas "Lianne La Havas"
Примерно то же самое - все хорошо, но раньше было лучше - можно сказать и о третьем альбоме англичанки Лианн Ла Хавас, чья дебютная пластинка "Is Your Love Big Enough?" в свое время по делу номинировалась на Mercury Prize. Сочиненный по остывшим следам брейкапа, "Lianne La Havas" - концептуальный альбом обо всех, от рассвета до заката до нового рассвета, стадиях романтических отношений, на котором есть место и сделавшему Лианн имя деликатному, местами совершенно камерному неосоулу, и наваристым джазовым аранжировкам, и кавер-версии "Weird Fishes" Radiohead, звучавшей на ее концертах еще семь лет назад.
Fontaines D.C. "A Hero's Death"
Лучшая новая группа прошлого года расширяет пространство борьбы: если дебютный альбом Fontaines D.C. "Dogrel" не выходил за границы определения "постпанк" и монохромных, но открыточных видов Дублина, то "A Hero's Death" - пластинка куда более живописная, космополитичная и непредсказуемая. Записанный в Лос-Анджелесе сразу после окончания изнурительного мирового турне в поддержку "Dogrel", альбом черпает вдохновение на противоположном американском побережье (тут слышны отголоски как The Velvet Underground, так и The Strokes), не чурается баллад и в одночасье - и с апломбом - возвышает ирландцев над современниками вроде Shame или IDLES.
Dream Wife "So When You Gonna…"
Всем, кому не по душе теперешняя инкарнация Карен О (Karen O), хочется сказать, что зря вы так, но есть и хорошие новости: английское девичье трио Dream Wife звучит на своем втором альбоме так, словно Yeah Yeah Yeahs вернулись в разгар - и уже, страшное дело, вполне ностальгический рок-н-ролльный угар - начала нулевых. Начинаясь со слов "Fuck sorry, fuck please, will you so kindly start again?", пластинка извиняется - и то саркастически - в первый и последний раз: это беззастенчивый, напористый и остроумный гитарный поп на важные для этих трех - и многих других - женщин темы.
My Morning Jacket "The Waterfall II"
Восьмой студийный альбом одного из лучших концертных составов Америки - немного неожиданный ввиду его запоздалости сиквел седьмого, "The Waterfall" пятилетней давности. Та пластинка в дежурном порядке претендовала на "Грэмми" в категории "Лучший альтернативный альбом", и вполне вероятно, что ее номинальные ауттейки может ждать та же участь: это очень качественный гибрид американы и неопсиходелии, который привыкли ценить и академики, и заокеанские критики. Новый альбом не дотягивает до уровня предыдущего (не говоря уже о каноническом "Z"), но сверхзадачи тут, похоже, и не ставились: выпустить эти песни (три из которых уже издавались) фронтмен MMJ Джим Джеймс (Jim James) решил, копаясь в архивах на карантине.
Kamaal Williams "Wu Hen"
На более-менее ежемесячный поклон лондонской джазовой сцене напрашивается в этот раз пианист и продюсер Камал Уильямс. Не далее как весной - коллаборацией с Томом Мишем (Tom Misch) - отличился его земляк и напарник по Yussef Kamaal, барабанщик Юссеф Дейес, ну а теперь пришла очередь Уильямса, уверенно развивающего успех отличного альбома "The Return" двухлетней давности и прошлогоднего сборника под вывеской "DJ-Kicks". Это эйсид-джаз нового образца - вдохновенно перемалывающий не только соул с фанком, но и хаус с граймом; нацеленный на танцполы, но разбирающийся и в золотых стандартах Колтрейна.
Julianna Barwick "Healing Is a Miracle"
33 минуты и впрямь терапевтической (и действительно чудесной) музыки авторства переехавшей из Нью-Йорка в Лос-Анджелес Джулианны Барвик - альбом, напрашивающийся на безостановочное прослушивание. Ее переливающийся гипнотическим эхом вокал этому способствовал и раньше, но на "Healing Is a Miracle" в редкой гармонии и голос, и наотрез отказывающийся показаться прикладным эмбиент, и заглянувшие на огонек специальные гости: фронтмен Sigur Rós Йонси (Jónsi), арфистка Мэри Латтимор (Mary Lattimore) и продюсер Nosaj Thing. Удивляться тут, правда, нечему: еще пять лет назад Барвик делила сцену с Филипом Глассом (Philip Glass) и Лори Андерсон (Laurie Anderson).
Max Richter "Voices"
Все, кто хотя бы немного знаком с резюме немецкого неоклассика Макса Рихтера (автора более или менее великих работ, сочиненных по мотивам конфликта в Косово, войны в Ираке, терактов в Лондоне и телесериала об исчезновении 2% населения планеты Земля), не удивятся новости о том, что его очередная пластинка вдохновлена Всеобщей декларацией прав человека. Фрагменты документа звучат в прочтении его соавтора Элинор Рузвельт (34-й Первой леди США), актрисы Кики Лейн ("Бессмертная гвардия") и еще 70 голосов (включая скорбный русский), украшающих первую половину альбома. На второй, "Voiceless Mix", делающая преднамеренно мощный акцент на виолончели и контрабас музыка Рихтера обходится без комментариев - и, как обычно, вынимает душу.
Альбом месяца
JARV IS… "Beyond the Pale"
Долгожданное и, чрезвычайно рад доложить, триумфальное возвращение Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker), после яркого, но кратковременного реюниона Pulp занимавшегося чем угодно, только не популярной музыкой. JARV IS... - его новая группа, основанная три года назад более-менее "на слабо" (в ответ на предложение Sigur Rós сыграть на организованном ими фестивале в Рейкьявике) и поначалу существовавшая исключительно как концертный состав. Существенно, что и "Beyond the Pale" записывался в основном живьем (для студии остались только вокал и овердабы), что объясняет его необычное звучание: песни поминутно разворачиваются в разных направлениях и не всегда знают, когда - или зачем - им заканчиваться. Как бы то ни было, это захватывающий 40-минутный LP с Джарвисом на пике вокальной (даром что местами он сбивается на коэновский шепот) и сочинительской формы: чего стоят строчки "Goddamn this claustrophobia / 'cause I should be disrobin' ya", как будто сбежавшие с "His 'n' Hers" или "Different Class".