Проверка пульса: октябрь - «Новости Музыки»
Autechre, Machinedrum, Zenker Brothers, рейв-сольник Джона Фрушанте и другие электронные новинки октября
Autechre "SIGN" (Warp Records)
Autechre "PLUS" (Warp Records)
Об этих альбомах уже сказано и написано столько, что здесь остается лишь констатировать очевидное – все ждали от Autechre возвращения к "человеческой" музыке и да, оно случилось. "SIGN" можно рассматривать как продолжение "Oversteps" (с поправкой на чуть более современный звук, в котором некоторые даже усматривают влияние более молодых коллег по лейблу типа Oneohtrix Point Never или Lorenzo Senni), а в некоторых треках Шон Бут (Sean Booth) и Роб Браун (Rob Brown) отматывают пленку еще дальше, куда-то во времена "LP5" или "Garbage". Здесь много печального эмбиента и суетливых и несколько нелогичных, но всё же чётко различимых мелодий, хотя ритмические рисунки родом уже из 2010-х. Звучит всё это в исполнении Autechre как божественное откровение и музыка сфер, так что на выходе "SIGN" оказывается одним из лучших релизов года, если не вообще лучшим. "PLUS", как и полагается альбому-дополнению (а такой формат группа практикует, начиная с пары "Amber" - "Anti") звучит чуть более экспериментально, но и здесь присутствие человека куда более ощутимо, чем в "Exai" или "Elseq", не говоря уже об "NTS Sessions". Если бы чуть поработать над компоновкой, из одного очень хорошего и одного неплохого альбома можно было бы собрать один идеальный.
Zavoloka "Ornament" (Prostir)
На новой пластинке украинка Катерина Заволока сделала еще один уверенный шаг в сторону Fuck Buttons. "Ornament" – это даже не борьба ритма и мелодии, как некогда описывали классический IDM (всё же ярко выраженных мелодий здесь не найти), а борьба (или всё же единение?) ритма и гармонии. На альбоме на равных правах сосуществует увесистый нервно пульсирующий бит (характерный даже не для техно, а для какого-то пост-индастриала или ритм-энд-нойза) и космические пэды – умиротворенные, возвышенные и именно что музыкальные и гармоничные. Такая музыка лучше всего раскрывается на большой площадке, ей нужен масштаб и простор, но и на домашней акустике "Орнамент" производит впечатление совершенно ошеломляющее.
Digitonal "Set the Weather Fair" (Just Music)
Записав в прошлом году неожиданный дуэт с Proem под именем R84d, Энди Добсон (Andy Dobson) наконец вернулся к своему основному проекту и выпустил новый альбом, всего лишь четвертый в его дискографии за после 20 лет. Энди – из тех музыкантов, что предсказуемы в самом лучшем смысле слова. Digitonal всегда верен своей стилистике (сочетанию IDM и консервативной неоклассики с заметным преобладанием последней) и стабильно держит планку качества. "Set the Weather Fair" в эту концепцию отлично ложится, разве что относительно предыдущего диска "Beautiful Broken" Digitonal стали как будто чуть более тихими и интровертными. Фортепиано, струнные, кларнет, арфа, синтезаторы – все это слегка препарировано (ровно настолько, чтобы обработка не довлела над оригинальным звуком) и наложено на слегка чавкающий и кое-где приправленный дисторшеном неторопливый бит. Красота, стройность и меланхолия – вот главные черты этой пластинки.
Machinedrum "A View Of U" (Ninja Tune)
После вдумчиво-меланхоличного "Vapor City" Трэвис Стюарт (Travis Stuart) сделал резкий крен в сторону молодежной музыки и записал совсем уж нездорово-бодрый альбом "Human Energy". Вышедший после четырехлетней паузы (во время которой Трэвис гастролировал и занимался сайд-проектами) диск "A View Of U" располагается где-то между двумя предыдущими. С одной стороны, джук-ритмы, басовые раскаты и заигрывания с хип-хопом и R&B (что ни трек, то рэпер или певица "на фитах") явно целят в "зумерскую" аудиторию. С другой, рейверская эйфория сменилась на рейверскую же, но всё же хмурь и мистическую меланхолию в духе лейбла Hyperdub. Эксперимент вышел в общем удачным, в альбоме можно даже усмотреть возвращение к истокам (а точнее – к хип-хоп альбому "Want To 1 2"), но вот о том Трэвисе Стюарте, что когда-то открывал каталог IDM-лейбла Merck, похоже, еще на какое-то время придется забыть. А жаль.
John Frusciante "Maya" (Timesig)
Джона Фрушанте мы, разумеется, знаем в первую очередь как гитариста RHCP и заслуженного деятеля американской альтер-рок сцены. Но электроники он совсем не чужд – в его дискографии уже есть и несколько электронных сольников, и даже ЕР в соавторстве с Аароном Фанком (Aaron Funk) aka Venetian Snares, изданная на его же лейбле Timesing в уже довольно-таки далеком 2010-м. Однако все его предыдущие электронные работы (при всём очаровании, например, сборника "Renoise Tracks 2009-2011") всё же вызывали ощущение этакой "прихоти звезды" – если бы Джон издал их под псевдонимом и тщательно скрывал реальное лицо, скорее всего не видать бы ему больше трех десятков скачиваний на Bandcamp. И вовсе не потому, что плохо, а скорее потому, что такого много. Альбом "Maya", посвященный ушедшей в мир иной любимой кошке, отличается от предыдущих дисков именно ощущением того, что посвятив этой музыке 10 лет Джон наконец дорос до статуса яркого и самостоятельного электронщика. Да, его треки по-прежнему не звучат новаторски и революционно, но в 2020-х этим вообще не может похвастать примерно никто. А вот дух передового британского рейва, благодаря которому Фрушанте и увлекся синтезаторами и сэмплерами, здесь передан просто идеально. Тут Джон исследует пространство, заданное тусовкой, когда-то собравшейся вокруг лейбла Rephlex, в первую очередь Скверпушером (Squarepusher), его братом Энди (Andy Jenkinsion) aka Ceephax и Люком Вайбертом (Luke Vibert) aka Plug. Мелко нашинкованные джангловые лупы, сэмплы из арсенала хардкор-групп начала 90-х, захлебывающиеся кислотные секвенции и настроение хорошего рейва, где скачешь всю ночь по колено в грязи, а к утру обнаруживаешь, что потерял телефон и кошелек, и почему-то совсем об этом не жалеешь.
Wagon Christ "Recepticon" (People of Rhythm)
Сам Люк Вайберт, который в последнее время выпускает по несколько альбомов в год, решил вернуть к жизни один из самых известных проектов Wagon Christ, с которым 26 лет назад дебютировал на Rising High, а с 2001-й по 2011-й был подписан на Ninja Tune. Для этой ипостаси Люк приберег абстрактный хип-хоп (на который Wagon Christ и был всегда ориентирован), а также броукен-бит, балеарскую сэмпладелику и даже чуточку хромоты, которая ассоциируется с полузабытым словом "вонки". В этом смысле "Reception" к классическому формату Ninja Tune куда ближе, чем нынешняя продукция этого лейбла, так что если вы скучаете по временам Herbaliser и Kid Koala – не проходите мимо. При этом Люка нередко заносит куда-то на территории диско и электро (привет из другого проекта Kerrier District), и примерно на любую ритмическую основу он нанизывает прямо-таки нагромождение вокальных сэмплов, часть из которых мы слышим впервые, а часть заиграна до дыр и используется как набор пост-модернистских кодов. В результате, пластинка вышла яркой и какой-то карнавальной, что по нынешним временам большая редкость. Кажется, из всей поздней дискографии Вайберта переслушать первым делом захочется именно этот диск.
Zenker Brothers "Cosmic Transmission" (Ilian Tape)
Братья Дарио и Марко Ценкеры (Dario Zenker, Marco Zenker) - основатели лейбла Ilian Tape (который мы знаем в первую очередь по релизам Skee Mask), клиенты легендарного Tresor и одни из зачинателей моды на хмурый "техно-брейкс", ставшей одним из главных клубных трендов последних лет. "Cosmic Transmission", второй лонг-плей в их дискографии, начинается даже чрезмерно спокойно – эмбиент, даб и тому подобные неспешные дела. Но как только начинаешь подозревать, что вот и Ценкеры поддались карантинной моде на домашний звук, братья включают брейкбитовый пулемет. Zenker Brothers по-прежнему в первую очередь про ритм и про тело, но и в качестве домашнего (ну или компромиссно "плейерного") саундтрека их альбом отлично подходит. Во-первых, запутанные ритмы придают пластинке некой "айдмэмности", во-вторых, слой амбиентных текстур на заднем плане делает музыку многомерной, добавляет ей новых сюжетов и скрытых планов. Ну а ближе к концу Дарио и Марко отключают бит и отправляются куда-то во владения неотранса, где отсутствие ударных совершенно не лишает музыку мощнейшего кача и грува.
Oneohtrix Point Never "Magic Oneohtrix Point Never" (Warp Records)
В последнее время очень моден термин "deconstructed club", объединяющий довольно разную музыку, полученную путем переосмысления клубных клише при помощи пост-модернистских приемов. По аналогии, новый диск Дэниэла Лопатина (Daniel Lopatin) вполне можно было бы охарактеризовать как "deconstructed pop". Альбом, по словам самого Лопатина, вдохновлен микстейпами с радио хитами, которые сам Дэниел составлял в детстве. В качестве такого источника представляешь себе что-то вроде саундтрека к первой части "Стражей Галактики", и кажется этот ориентир недалек от истины. На альбоме довольно много отсылок то к Принсу и Майклу Джексону (для пущей убедительности в качестве сопродюсера и приглашенного вокалиста на пластинке участвует The Weeknd, с которым Лопатин сдружился во время записи саундтрека к "Uncut Gems"), то к Van Halen (препарированный хард-рок у Лопатина стал появляться еще на "Garden of Delete"), то к звуковой дорожке из сериала "Miami Vice", то к облегченному арт-року семидесятых. При этом фирменные техники OPN вроде странных вокодеров, коллажно-сэмплерного сюрреализма или барочных струнных и клавесинов тоже на месте. В результате, пластинка вышла несколько неровной (абстрактные интерлюдии порой затянуты, да и поп-треки хороши далеко не все), но как минимум, "Magic" в разы лучше, чем предшествующий ему "Age Of".
d'Arcangelo "Tweaking Paper" (Analogical Force)
Пять лет назад Фабрицио и Марко д'Арканжело открывали каталог лейбла Analogical Force, успевшего за это время стать не только неформальным правопреемником Rephlex, но и законодателем мод в том, что касается эйсида, брейнденса и сопутствующих жанров. При этом сами братья из этого канона выделяются довольно резко – скоростных брейков и кислотных запилов у них сравнительно мало (если точнее, брейнденс можно расслышать в двух треках из пяти). Куда больше Фабрицио и Марко любят электро, отсылающее одновременно и к "умной электронике" рубежа девяностых-нулевых, и к синти-попу восьмидесятых. Их формула – в меру энергичный бит плюс романтическая синтезаторная меланхолия. И эта формула в очередной раз работает безотказно – жаль, что d'Arcangelо давно не выпускали полнометражных альбомов, но даже соединив две ЕР для Analogical Force, мы могли бы получить один из лучших лонг-плеев в их дискографии.
Christian Kleine "Touch & Fuse" (A Strangely Isolated Place)
В последнее время лейбл A Strangely Isolated Place работает почти безупречно – что ни пластинка, то событие, при этом издатели не частят с релизами и не скатываются в предсказуемое следование формату. После нескольких эмбиент-пластинок – новый диск Кристиана Кляйна, звезды лейблов Morr Music и City Centre Offices начала 2000-х. И если на предыдущей пластинке для ASIP (это был выпущенный два с половиной года назад сборник "Electronic Music From The Lost World: 1998-2001") Кристиан звучал как стопроцентный IDM, то на "Touch & Ease" преобладает та фирменная downtempo-индитроника, которой Кляйн и сделал себе имя 20 лет назад. Первые же треки заставляют вспомнить пластинки его дуэта с Тадди Херманом Herrmann & Kleine или Arovane времен "Tides", и хотя дальше Кристиан чуть ускоряется, а ломаные ритмы начинают похрустывать, доминирующим настроением на пластинке так и остается сладкая грусть и ленивый грув раннего Morr Music. Да здравствует индитроника!
Ozric Tentacles "Space for the Earth" (Kscope)
Писать про Ozric Tentacles примерно так же сложно, как про FSOL или System 7. Тоже ветераны и легенды (дебютный релиз датирован аж 1985-м), тоже изобретатели уникального звучания, не ставшего трендом только потому, что на этой поляне группа так и осталась в гордом одиночестве (в случае с "Озриками" это насыщенный синтезаторами инструментальный джемовый спейс-рок), тоже практически не меняются с годами. Есть ли в "Space For The Earth" что-то принципиально новое, чего мы не слышали бы, к примеру, в "Erpland"? Едва ли. Плохо ли это? Ничуть. То, что делают Ozric Tentacles – это уже почти джаз, и критерии к их музыке нужно предъявлять совсем другие, это не про бесконечную "гонку вооружений" и поиск технических новшеств.
Proxeeus "I Have No Mouth, Ad I Must Scream" (La Trance Insoumise)
Напоследок – сентябрьский релиз, про который, несмотря на даже несколько чрезмерное изобилие октябрьских, хочется написать задним числом. Француз Жером Лестерпс (Jérôme Lesterps) – музыкант уже из современного поколения (его первый соло-релиз датирован 2015-м), но вкусами он отличается довольно ортодоксальными. Издавал он по большей части очень олдскульный гоа-транс в духе Astral Projection, то и дело заезжая на чиллаутные территории и замедляясь с каждой новой пластинкой. В результате, "I Have No Mouth, and I Must Scream" – это уже совсем psy-chill, жанр, казалось бы, основательно заезженный. Но когда за него берется такой убежденный ортодокс, получается на редкость хорошо. Proxeeus ориентируется на корифеев типа Carbon Based Lifeforms или Shpongle, но избегает двух главных ловушек этого стиля: слишком уж обкуренного даба и грибной этно-ззотерики. Базисные векторы его музыки – эмбиент, заторможенный эйсид и спейс-электроника, а их как ни комбинируй, всё будет хорошо.
Другие интересные релизы октября:
Matmos "The Consuming Flame. Open Exercises in Group Form"(Thrill Jockey)
Proswell "Remixes By Friends" (Touched)
Drøn "Skewed Builds" (Ping-Discs)
Sense "To Acid With Love" (Not On Label)
Fluctuosa "Tetracidron" (sitdownandance)
Vladislav Delay & Max Loderbauer"Roadblocks" (Detroit Underground)
Ellen Allien"Auraa" (BPitch Control)
Tensnake"L.A." (Armada Music)
Call Super"Every Mouth Teeth Missing" (Incienso)
Actress "Karma & Desire" (Ninja Tune)
Fila Brazillia "From The DATs" (Not On Label)