Прослушка: 10 альбомов октября - «Новости Музыки»
Сериал Gorillaz, эмоджи Босса, колкости Йонси и ностальгия по 1990-м - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями и даже ходят за новыми альбомами в магазины (сейчас, правда, в основном сетевые). Именно им адресована эта рубрика Звуков, делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца.
Bruce Springsteen "Letter to You"
Октябрь оказался щедрым на большие релизы, но откровений среди них, прямо скажем, немного. Обе части этого уравнения на виду на "Letter to You" - первом за шесть лет альбоме E Street Band (редкого аккомпанирующего состава, отдельно принятого в рок-н-ролльный Зал славы). Это винтажный Босс со старыми (некоторые из них датируются началом 1970-х) и новыми песнями о главном: взрослении, потерях и рок-н-ролле как таковом. Это E Street Band без прикрас: пластинка записывалась живьем, в кратчайшие сроки и почти без овердабов. И это именно такая пластинка, которую стоило ждать от 71-летнего Спрингстина, через четыре года после Президентской медали Свободы дослужившегося, наконец, и до собственного эмоджи в твиттере.
Matt Berninger "Serpentine Prison"
Ничего радикально нового не услышат на его дебютном сольнике и поклонники Бернингера, чей бархатный - и немножко нервный - баритон вот уже почти 20 лет украшает записи The National. Мэтт уже подавал голос вне группы (в составе дуэта EL VY), но "Serpentine Prison" - работа другого уровня, хотя бы потому что The National с тех пор приняли в благополучный, награждаемый "Грэмми" рок-истеблишмент, а продюсером альбома является сам Букер Ти Джонс (Booker T. Jones). Работавший с Отисом Реддингом, Биллом Уизерсом и Вилли Нельсоном соул-титан подыграл Бернингеру на пианино и органе - и сделал его безошибочно узнаваемый modus operandi еще более чинным и благородным.
Gorillaz "Song Machine, Season One: Strange Timez"
Не столько альбом, сколько сборник так называемых "эпизодов" дебютировавшего целую вечность назад - в январе - песенного сериала, "Strange Timez" абсолютно симметричны своей вывеске. Это странные песни для странных времен, где рэперы 6LACK и Skepta пререкаются с живыми (сэр Элтон Джон) и покойными (Тони Аллен) легендами, в титульной песне солирует Роберт Смит (Robert Smith) из The Cure, а в одной из лучших - Фатумата Диавара (Fatoumata Diawara) из Мали. На альбоме также заняты Бек (Beck), St. Vincent, Slaves, slowthai, Питер Хук (Peter Hook) и кто только не, однако сработала их дрим-тим в стилистике "кто в лес, кто по дрова", и тех, кого разочаровали два последних альбома Gorillaz, этот утилитарный рэп ни в чем не переубедит.
Róisín Murphy "Róisín Machine"
Еще дольше - восемь лет! - собирался пазл, ставший новым альбомом Ройшин Мерфи. Открывающая его песня "Simulation" была обнародована в 2012 году, финальный трек "Jealousy" - тремя годами позже, между прошлым и минувшим летом вышли еще четыре сингла - иначе говоря, "Róisín Machine" не имеет права звучать как что-то складное и целостное. Но ведь звучит же - и настолько, что есть все основания считать это лучшей работой Ройшин после распада Moloko. В каком-то смысле это Moloko 2.0: мало того что после многих лет экспериментов Мерфи вернулась к клубным бэнгерам, так еще и все без исключения треки она сочинила в соавторстве с одним продюсером (Crooked Man). Делюкс-версия альбома дополнена удлиненными диско-миксами всех шести синглов.
Katie Melua "Album No. 8"
Голосистая грузинская красавица с британским паспортом, Кейти Мелуа когда-то прославилась в амплуа островного ответа Норе Джонс (Norah Jones) - в том смысле, что и она исполняла безобидный, но элегантный джаз-фолк, тоже оказавшийся на редкость ходовым товаром (дебютная пластинка Кейти, было дело, входила в сотню самых продаваемых британских альбомов всех времен). Это, вы не поверите, ее альбом №8, на котором все традиционно хорошо, но немного слишком ровно и без обычно отличающей записи Мелуа изюминки - возможно, потому что написала она его по горячим и грустным следам развода.
Loma "Don't Shy Away"
Еще один развод - участников дуэта Cross Record - по идее должен был поставить точку в истории Loma - их коллаборации с солистом Shearwater Джонатаном Мейбургом (Jonathan Meiburg). Однако задумывавшийся как единственный альбом двухлетней давности нарвался на публичный - в эфире BBC - комплимент Брайана Ино (Brian Eno), и музыканты трио благоразумно занялись сиквелом. Результат - идиосинкратическая, просторная, уютно укутанная воздушным вокалом Эмили Кросс (Emily Cross) запись, напоминающая то Portishead, то Bat for Lashes, то что-то нескучно-фолковое. Ах да, финальный трек "Homing" спродюсировал сам Ино.
beabadoobee "Fake It Flowers"
Беатрис Лаус (Beatrice Laus), 20-летняя англичанка филиппинских кровей, слишком юна, чтобы ностальгировать по 1990-м, но по ее дебютному альбому этого не скажешь. Вероятно, дело в том, что в ряду источников ее вдохновения beabadoobee как-то назвала саундтрек к "Джуно", где есть и Sonic Youth, и Cat Power, и Belle and Sebastian. "Fake It Flowers", на котором Лаус решительно изменила лоу-фаю своих ранних EP с вдохновенно жужжащими гитарами эры альт-рока, звучит как среднее арифметическое саундтрека к "Джуно" и саундтрека к "Магазину "Империя", добавляя очков в копилку британского инди-лейбла Dirty Hit - дома The 1975 и Wolf Alice.
Travis "10 Songs"
Ностальгия по 1990-м была бы легко объяснима в случае с шотландцами Travis, на рубеже веков, где-то между релизами "OK Computer" и "A Rush of Blood to the Head", оказавшимися на троне главной группы Великобритании. Однако Фрэн Хили (Fran Healy) добровольно расстался со славой, чтобы пару десятилетий и полдюжины пластинок спустя вновь обнаружить себя в тени Тома Йорка (Thom Yorke) - на сей раз куда менее устрашающей. И фронтмен Radiohead, и солист Travis отрастили бороды и перебрались в Лос-Анджелес, где первый все внимательнее присматривается к Голливуду, а второй продолжает сочинять лаконичные, необязательные и по-своему неотразимые песни, новая горсть которых составила девятый альбом его группы.
Jónsi "Shiver"
В LA обосновался и фронтмен Sigur Rós, успешно отвлекающий от кризиса, в который впала его группа, мириадами сайд-проектов всех мастей и калибров. "Shiver" - первый за декаду сольный альбом Йонси, вновь демонстрирующего свою открытость к экспериментам полнометражной коллаборацией с Эй Джи Куком (A. G. Cook), "креативным директором" Charli XCX и главой лейбла PC Music. Это, конечно, мезальянс: нерушимому мелодизму и неземному фальцету Йонси куда больше идут союзники вроде Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser), удваивающей градус одухотворенности в "Cannibal", или минималиста Нико Мьюли (Nico Muhly), наводящего фокус в "Grenade" и титульном треке. Увы, в большинстве тут не они, а колкая, взвинченная электроника, включающая заурядный дуэт с Робин (Robyn).
Альбом месяца
Mary Lattimore "Silver Ladders"
Парад перекрестных ссылок завершает также замеченная на "Shiver" - и тоже базирующаяся в Лос-Анджелесе - арфистка Мэри Латтимор, в разные годы игравшая с людьми в диапазоне от Терстона Мура (Thurston Moore) до Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker), затем подписанная лейблом Ghostly International, а совсем недавно выпустившая один из красивейших альбомов этого и любого другого года. На нем явно сказался ее авторитет в инди-кругах: в амплуа гитариста и продюсера уверенно выступил Нил Халстед (Neil Halstead) из Slowdive, особенно преуспевший по ходу 10-минутной "Til a Mermaid Drags You Under". Но за главную тут все же Латтимор, чья могучая, многоэтажная арфа поминутно меняет и безостановочно задает интонацию, местами демонстрируя эмоциональный диапазон целого оркестра.