Прослушка: 10 альбомов ноября - «Новости Музыки»
Перезагрузка Майли, излишества Билли, колядки Чилли и несгибаемые AC/DC - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями и даже ходят за новыми альбомами в магазины (сейчас, правда, в основном сетевые). Именно им адресована эта рубрика Звуков, делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца.
AC/DC "Power Up"
В год, полный прогибаний и потрясений, в самом факте существования "Power Up" есть что-то терапевтическое. После того, как AC/DC поочередно покинули барабанщик (проблемы с законом), вокалист (проблемы со слухом) и басист (проблемы со здоровьем), 17-го студийного альбома от группы не ждал никто. Однако решающей в этом смысле оказалась потеря Малкольма Янга (Malcolm Young), ушедшего из AC/DC еще раньше, а в 2017 году умершего после продолжительной болезни - и тем самым вдохновившего непредвиденный реюнион. "Power Up" - составленный из ауттейков разных лет и возглавивший альбомные чарты двух десятков стран трибьют Малкольму, и хотя до трибьюта Бону Скотту (канонический "Back in Black") он не дотягивает, сравнения с большинством пластинок AC/DC новая выдерживает уверенно.
Kylie Minogue "Disco"
Нельзя не порадоваться и долголетию Кайли, чья 15-я пластинка сделала ее первой женщиной, чьи альбомы возглавляли британский хит-парад на протяжении пяти декад (!) подряд. После сомнительных заигрываний с кантри на предыдущем альбоме "Golden" австралийская поп-дива вернулась на куда более комфортную для нее территорию, про которую многое понятно уже на стадии альбомного и песенных ("Real Groove", "Dance Floor Darling" etc) заголовков. Можно сказать, что Кайли припозднилась на футуро-ностальгическую вечеринку, которую уже закатила Дуа Липа (Dua Lipa), но, судя по их недавнему дуэту во время лайвстрима "Studio 2054" (нью-йоркским диско-клубом под похожим названием вдохновлялись обе), австралийку это не смущает.
Miley Cyrus "Plastic Hearts"
Поучаствовала в лайвстриме Липы и Майли Сайрус, вновь перезагрузившая свой бренд жанрово флюидной пластинкой, призванной убедить нас в том, что Nine Inch Nails Майли уважает не меньше, чем Бритни Спирс. (Функции альбомного пресс-релиза неплохо выполнил бы памятный эпизод "Черного зеркала", где Сайрус сыграла одну из главных ролей.) За обложку "Plastic Hearts" в ответе легендарный Мик Рок (Mick Rock), снимавший Боуи, Игги и Queen, на подпевках у Майли - та же Липа через запятую с Джоан Джетт (Joan Jett), Стиви Никс (Stevie Nicks) и Билли Айдолом (Billy Idol), среди бонус-треков - live-каверы Blondie и The Cranberries. Короче, все серьезно (хотя на самом деле не очень).
The Smashing Pumpkins "CYR"
Еще серьезнее - и, как всегда, запущенно - все у Билли Коргана (Billy Corgan), продолжающего туманно угрожать то сиквелом "Mellon Collie and the Infinite Sadness", то переизданием (и продолжением) "Machina", а где-то между делом соорудившего еще одну глыбу - 72-минутный, 20-песенный альбом, релиз которого успели предвосхитить аж пять двойных синглов. Уже по ним было ясно, что мультиинструменталист, певец и сам себе продюсер со свойственной ему самоуверенностью прыгает в пропасть между прог-роком и синтипопом, местами ("Wyttch") нехотя угождая поклонникам канонического звучания The Smashing Pumpkins, но в целом чихая на любое мнение, кроме своего собственного. В общем, если предыдущий альбом "тыкв" напоминал EP, то этому отчаянно не хватает редактуры.
Ólafur Arnalds "some kind of peace"
Пятый официальный альбом (не считая EP, песенных циклов, коллабораций и саундтреков) выпустил плодовитый исландский композитор Олавюр Арнальдс, предлагающий "что-то типа мира", подводя итоги этого как никогда хаотичного года. Это не самая приключенческая работа Арнальдса, решившего держаться корней (неоклассика, эмбиент), не добавляя к своему modus operandi ничего, кроме пары вокальных камео и коллаборации с Bonobo. Убедительнее всего тут концовка - сдержанная, в духе фортепианных записей Нильса Фрама (Nils Frahm), "We Contain Multitudes", и семплирующая пронзительный монолог покойной Ласы (Lhasa) "Undone".
Ane Brun "Beauty Holds the Hand of Sorrow"
На финишной прямой пленяет и новый альбом норвежки Ане Брун - десятый вообще и второй за два месяца. "After the Great Storm" и "Beauty Holds the Hand of Sorrow" задумывались как двойной LP, но локдаун заставил Брун взглянуть на эти песни иначе. Оказалось, что некоторым из них совсем не идут трип-хоповый вайб и пышный продакшн (в итоге отличающие "After the Great Storm"), а вот камерные, для голоса и пианино, аранжировки ее ранних записей - еще как. Кульминации этот старый новый метод достигает в последней трети "Beauty...": в изумительной "Breaking the Surface", в тандеме с оскаровским номинантом Дастином О'Хэллораном (Dustin O'Halloran) и в piano-версии одной из песен с предыдущего - то есть, октябрьского - альбома.
Chilly Gonzales "A very chilly christmas"
Практически без предупреждения появился в магазинах - по крайней мере, на его малой родине в Монреале - рождественский альбом Чилли Гонсалеса, в последние годы все чаще предпочитающего одно из своих амплуа (solo piano) всем остальным. "A very chilly christmas" - инструментальные прочтения сезонных, от "Jingle Bells" до "Last Christmas", стандартов, а также кавер-версия "Snow Is Falling in Manhattan" покойного Дэвида Бермана (Purple Mountains, Silver Jews) и оригинальная песня "The Banister Bough", в записи которых приняли участие Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) и Файст (Feist), серийные напарники базирующегося в Германии канадца.
Marika Hackman "Covers"
Конец года вышел щедрым на карантинные альбомы и EP в жанре holiday music, но если без чьей угодно версии "Silent Night" мы как-нибудь переживем, то лаконичная и эклектичная коллекция непраздничных каверов в исполнении Марики Хэкмен - и приятный, и сюрприз. Записанный и спродюсированный самой англичанкой, "Covers" напоминает о ее увековеченном прошлогодней пластинкой "Any Human Friend" путешествии из инди-фолка в инди-рок, козыряя надлежащим набором первоисточников: от Эллиотта Смита (Elliott Smith) до Граймс (Grimes), от би-сайда Radiohead до самой узнаваемой песни Air.
Bent "Up in the Air"
Практически одновременно напомнили о себе две английские группы, лет 20 назад пристроившиеся в хвост к тем же Air и прочим рафинированным электронщикам, украшая сборники из серии "сливки даунтемпо". Характерно, что и из поля зрения они - Bent и Blue States - исчезли дружно, во второй половине нулевых, но если последние решили вернуться с переизданием классики (дебютного альбома "Nothing Changes Under the Sun", дополненного EP с ауттейками), то Bent хватило на целый новый альбом - первый за 14 лет. Его первая сторона заметно интереснее второй, и ни одна из этих песен не забирается на уровень сделавшей дуэту имя пластинки "Programmed to Love", но такие камбэки нам скорее нужны.
Альбом месяца
Grandaddy "The Sophtware Slump ..... on a wooden piano"
Вопреки всему, 2020 год был для музыки выдающимся, а может стать еще лучше: в декабре выйдут новые альбомы The Avalanches и сэра Пола Маккартни (Paul McCartney). Не хочется, однако, делать вид, что ноябрь в этот тренд вписался: заметных пластинок было мало, хороших - еще меньше, а бесспорно лучшей из них оказался сыгранный Джейсоном Лайтлом (Jason Lytle) на пианино сольный авторемейк главного альбома ведомой им группы Grandaddy. "The Sophtware Slump" отметил в этом году 20-летие, не состарившись ни на секунду: думы и тревоги, связанные с наступлением нового века, зафиксированы здесь с элегантностью и прозорливостью вышедшего чуть позже "Kid A" Radiohead. Новые, аскетичные аранжировки давно знакомых песен работают на ура - ведь, в конце концов, и сочинял их Лайтл когда-то в условиях самоизоляции, "в семейных трусах, склонившись над клавишными, истекая потом - раздраженный, с похмелья, пытаясь раздобыть кокаина".