Прослушка: 10 альбомов мая - «Новости Музыки»
Афрофутуризм, азиатский фьюжн, канадский "гетто-фолк" и эхо "Евровидения" - в обзоре главных пластинок месяца
Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями, а иногда даже ходят за новыми альбомами в магазины. Им адресована авторская рубрика Сергея Степанова ("вольности перевода"), делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о лучших пластинках очередного месяца.
St. Vincent "Daddy's Home"
Шестой сольный альбом Энни Кларк (Annie Clark) - ее первая работа, происхождение которой интереснее, чем ее содержание. "Daddy's Home" вдохновлен, во-первых, ее воссоединением с отцом, отсидевшим 9 лет в тюрьме, и, во-вторых, его коллекцией пластинок с акцентом на мелодии и ритмы зарубежной эстрады 1970-х. Сходство лид-сингла "Pay Your Way in Pain" и "Fame" Боуи не заметил только глухой, но St. Vincent копает куда глубже (в ход идут фанк и соул, софт-рок и Pink Floyd) и, в конечном счете, берет на себя немного слишком много. Это концептуальный альбом, где идея поборола песни - им легко восхищаться, но к нему вряд ли захочется возвращаться.
Hooverphonic "Hidden Stories"
Ветераны востребованного на рубеже этого и прошлого веков непритязательного даунтемпо угодили в новости, за каким-то бесом отправившись на "Евровидение", но гораздо важнее то, что в мае вышел их первый за 14 лет альбом с солисткой канонического состава Гейке Арнарт (Geike Arnaert) - той самой, что пела "Mad About You" и приезжала в Москву на один из первых "Максидромов" с участием западных артистов. Проигравшая в Роттердаме песня под симптоматичным названием "The Wrong Place" на новой пластинке тоже есть, но выделяются тут вещи в духе прежних, трип-хоповых Hooverphonic, а особенно - кланяющаяся в ноги Морриконе "Full Moon Duel".
Morcheeba "Blackest Blue"
Самое время вспомнить, что на пике их славы Hooverphonic рекламировали как "бельгийских Morcheeba", и заметить, что сами Morcheeba без шума и пыли выпустили десятый студийный альбом. Дискография сократившейся до дуэта певицы Скай (Skye) и мультиинструменталиста Росса Годфри (Ross Godfrey) лондонской группы - 25-летняя ротация отличных ("Big Calm" и "Blood Like Lemonade") и проходных пластинок, и надо признать, что "Blackest Blue" - скорее из последних. Интереснее всего на ней имена приглашенных гостей, вроде бы абсолютно параллельных истории Morcheeba блюзмена Дюка Гарвуда (Duke Garwood) и Брэда из инди-фолк-группы The Barr Brothers.
Billie Marten "Flora Fauna"
Майский хит-энд-мисс-парад неотразимых женских голосов продолжает еще одна англичанка Билли Мартен, уже в возрасте 12 лет собиравшая тысячи просмотров на YouTube, в 16 украсившая рейтинг BBC Sound Of… (через запятую с Дуа Липой и Mura Masa), а накануне недавнего 22-летия выпустившая третий полнометражный альбом. Как вокалистка Мартен всегда впечатляла чуть больше, чем как сонграйтер (найдите ее кавер-версию "Out of the Black" Royal Blood - она того стоит), но, судя по "Flora Fauna", это временно: Билли все меньше напоминает наследницу Лоры Марлинг (Laura Marling), все смелее экспериментируя и с интонациями, и с ритмом, и со звуком.
Sons of Kemet "Black to the Future"
Один из самых захваленных альбомов года выпустил всеми любимый лондонский саксофонист и бэндлидер Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings), продолжающий служить послом афрофутуризма в современном джазе. Профайл Sons of Kemet, чья предыдущая пластинка проиграла Mercury Prize группе Wolf Alice, прибавил в весе во время недавнего - виртуального - Гласто, когда их барабанщик Том Скиннер (Tom Skinner) вошел в состав супергруппы The Smile. Но непохоже, чтобы эти люди нуждались в лишней рекламе: их приключенческий, полемический и как никогда многословный (в записи поучаствовали полдюжины поэтов и рэперов) фри-джаз не интересуется ничьим мнением, кроме своего собственного.
Mdou Moctar "Afrique Victime"
По части повсеместности восторгов с "Black to the Future" всерьез спорит еще одна афроцентричная запись, новый альбом туарегского гитариста и певца, на Западе известного в основном главной ролью во вдохновленном "Purple Rain" мюзикле, в свое время поездившем по международным кинофестивалям. Как и почему мейнстримовую прессу покоряют те или иные пластинки из Африки, вопрос сложный, но сопротивляться наэлектризованному обаянию Мду Моктара и впрямь невозможно: этот титан "пустынного рока" знает толк и в создании атмосферы, и в поддержании темпа, и - особенно - в заливистых гитарных соло.
Вагоновожатые "Вогнепальне"
Если на втором альбоме "Вагоновожатых" "Референс" тексты на украинском появились, по признанию Антона Слепакова, "неожиданно для него самого", то для третьего LP трио этот момент явно принципиален. Это первый полностью украиноязычный альбом в карьере Антона (ранее возглавлявшего великую украинскую группу "И друг мой грузовик…") и самая насущная из записей "Вагоновожатых": почти все песни появились на свет в течение последнего года (одна из новинок называется "Пандемінус 1") и оказались на альбоме единогласным решением участников трио. Ершистый IDM "Вагоновожатых" остается благодаря текстам Антона глубоко идиосинкратическим, но пару раз заставляет вспомнить сольные записи Тома Йорка (Thom Yorke).
Sarah Neufeld "Detritus"
Второй раз за эту весну напомнила о себе канадская скрипачка Сара Нойфелд - жена и эпизодическая напарница саксофониста Колина Стетсона (Colin Stetson), а также более-менее постоянная участница сразу трех групп, самая известная из которых - это Arcade Fire. Отметившись на третьем альбоме Bell Orchestre, Нойфелд использует его структуру - хронометраж LP, условно разбитый на несколько треков, - и на собственной третьей пластинке, вдохновленной ее коллаборацией с танцовщицей и хореографом Пегги Бейкер (Сара тоже начинала как танцовщица). Это инструментальный и иммерсивный альбом-монолит, идеально раскрывающийся в "Tumble Down the Undecided", эффектном диалоге Нойфелд и барабанщика Arcade Fire Джереми Гары (Jeremy Gara).
TEKE::TEKE "Shirushi"
Начинавшаяся как трибьют японскому серф-гитаристу Такеши Тераучи (Takeshi Terauchi) и делящая название с японской же городской легендой о девичьей мести, группа TEKE::TEKE делает все для того, чтобы в каждой рецензии на ее дебютный альбом упоминался саундтрек к первой части "Убить Билла". Группа, однако же, из Монреаля, да и ностальгического в ней, за вычетом пары песен, немного: это очень современная и даже трендовая история, авантюрный психоделический рок с дюжим уклоном в азиатский фьюжн. Ядро TEKE::TEKE - союз гитариста Сержа и вокалистки Майи, но особое внимание обращают на себя "Dobugawa" и "Sarabande", две песни авторства басиста Мишки из группы Патрика Уотсона (Patrick Watson).
Альбом месяца
Mustafa "When Smoke Rises"
Еще один дебютный альбом еще одного канадского артиста язык не поворачивается назвать полнометражным, но за свои 24 минуты поэт и музыкант из Торонто успевает сказать больше, чем иные суперзвезды - за полтора часа. Успев поучаствовать в сочинении чужих хитов (например, "Sucker" Jonas Brothers) и выиграть "Грэмми" (в качестве соавтора альбома "Starboy" The Weekend), 24-летний Мустафа предстает здесь зрелым, полностью сложившимся сонграйтером, что особенно наглядно иллюстрируют песни вроде "Air Forces" или "Ali" (памяти сраженного пулей друга). Темы смерти и скорби - альбом назван в честь убитого в Торонто рэпера Smoke Dawg - являются для пронзительного "гетто-фолка" Мустафы сквозными: автор, которому ассистируют гости калибра Jamie xx, Джеймса Блейка (James Blake) и Самфы (Sampha), ссылается на источники вдохновения вроде Леонарда Коэна (Leonard Cohen) и Суфьяна Стивенса (Sufjan Stevens) времен "Carrie & Lowell".