Проверка пульса: май - «Новости Музыки»
Skee Mask, u-Ziq, Loscil, Vivian Koch, компиляция польской электроники 80-х и другие электронные новинки мая
VA "Foundations" (Deewee)
Двухчасовой экскурс по дискографии бельгийского лейбла Deewee, которым управляют братья Давид и Стефан Дюваль (David Dewaele, Stephen Dewaele), известные по проектам Soulwax и 2manyDJs. За доброй половиной проектов стоят сами же братья, кроме них в обойме лейбла много местных музыкантов, в массе своей не самых известных. Ну а в роли приглашенных звезд (которые также прячутся за придуманными именами и совместными проектами с братьями и их приятелями) выступают Riton и Джо Годдард (Joe Goddard) из Hot Chip. Основная стилистика пластинки – диско "with a Belgian touch", то бишь небыстрое, с нерафинированным синтезаторным звуком, клонящееся то в лефтфилд-хаус, то в краутрок и чаще всего хмурое, напрочь лишенное характерной для классического диско фанковой праздничности. Главный плюс компиляции – обилие ярких и совершенно не похожих друг на друга треков. Soulwax "Close To Heaven" продолжает линию трека-интервью, начатую Daft Punk и Джорджио Мородером (здесь рассказывается про эпоху диско и Ибицу 70-х). EMS Synthi 100 "Movement 6" звучит как модулярный джем (и видимо им является), Movulango "Leave" напоминает группу Tame Impala, подписавшуюся на лейбл DFA, а композиция Charlotte Adigéry "Paténipat" вполне могла бы быть совместным творчеством раннего Plastikman со Стивом Райхом.
Skee Mask "Pool" (Ilian Tape)
Третий альбом Брайана Мюллера (Bryan Müller) окончательно утверждает его в статусе едва ли не главной звезды электроники здесь и сейчас. 18 треков общей длительностью в час сорок пять (расскажите нам после этого про короткий attention span, смерть альбомов и тотальный переход на короткие релизы) это демонстрация разом всего лучшего, что Брайан умеет. Безбитовый неотранс, обновленческий IDM, насыщенный событиями эмбиент, брейкбит (местами нервически-скоростной, местами вполне олдскульный), электро и интеллигентное техно – всё это на альбоме есть (да еще и сложено в цельный и совсем не эклектичный паззл), а вот клубного долбежа, которым Мюллер тоже изредка баловался, нет вовсе. По сравнению с "Compro" здесь поменьше залетов на территорию Autechre, но как высказывание "Pool" своему предшественнику ничуть не уступает. Один из лучших релизов 2021-го.
µ-Ziq "Scurlage" (Analogical Force)
При всей звучности сочетания "Майк Парадинас (Mike Paradinas) и Analogical Force", дебют µ-Ziq на мадридском лейбле скорее не поразил, пластинка "D-Funk EP" трехлетней давности получилась совсем уж бесхитовой. Полнометражный альбом этот недостаток частично исправляет – ярких мелодий прибавилось, да и синтезаторы Парадинаса узнаются буквально по двум нотам. А вот с ритмами всё сложнее – на Analogical Force логично было бы ждать брейкбита или даже "оголтелого IDM" с овердрайвом на всю ударную секцию, которым Майк активно потчевал нас, публикуя архивы. Но тут он скорее играет в электро и бейс, порой кажется, еще полшага и дойдет дело до трэповых трещоток, но опасная черта так и остается непройденной. В общем, получается что-то вроде нового "Royal Astronomy" – явно не лучший диск Майка, но не лишенный ярких моментов и интересный как раз попыткой выйти за рамки собственного стилистического канона.
Blanck Mass "Mind Killer" (Weirding Way)
Живой альбом, а точнее выжимка из пары "карантинных" лайвов, которые в своё время даже удалось посмотреть в прямом эфире. От студийных альбомов Black Mass тут отличается примерно всё – и инструментальный набор (Бенджамин Пауэр обходится нехитрым набором бюджетных "малышей" Korg Volca), и сама музыка. Ни грамма инфернальности, вместо рваных неврастенических ритмов – прямая диско-бочка, вместо шумных атональных аккордов – пульсирующий бас и довольно легкомысленные (пусть и несколько тяжеловесные) клавишные мелодии. Ни дать, ни взять – старый добрый электроклэш (привет ранним Legowelt и Vitalic), только записанный в "шугейзерной" манере, слегка в кашу и с перегрузом. Узнать за всем этим почерк Black Mass при этом нетрудно, да и фирменная мощь человека по фамилии Power при переходе в "поп-формат" каким-то образом сохраняется.
Inkipak "Inkipak" (Mighty Force)
Второй альбом британца Джона Мейса (Jon Mace), который уже успел отметиться семидюймовкой на Móatún 7 и дебютным лонг-плеем на Ping Disc под крылом у Myoptik. Теперь его издает Mighty Force – возрожденный из пепла легендарный лейбл, чей каталог в 1991 году открывал "Analogue Bubblebath" (понятно чей) и хардкор-пластинка Тома Миддлтона (Tom Middleton), тоже первая в его дискографии. В музыке Inkipak совсем нет хардкора, но корни (ну, как минимум некоторые) всё равно уходят в девяностые. Этот альбом похож на потерянное звено в цепочке между мелодичным брейнденсом в духе Kettel и группой Bicep. То есть в начале это скорее очень мелодичное и где-то даже лиричное электро, а к середине уже скорее интеллигентный рейв с амен-брейками, но с задумчиво-минорной мелодикой и солирующим TB-303.
GoGo Penguin "GGP∕RMX" (Decca)
Хорошие ремикс-альбомы в наше время почти перевелись, тем приятнее видеть эти редкие примеры. В оригинале манчестерское трио в составе фортепиано, ударных и контбараса играет что-то на стыке джаза, академической музыки и этакого "живого брейкбита". Этот самый брейкбит, а если шире – электронные корни их почти полностью акустической музыки и подчеркивает альбом ремиксов, где над треками группы поработал весьма звездный состав продюсеров – Cornelius, Machinedrum, Squarepusher, Rone, Nathan Fake, 808 State, James Holden, Clark и другие. Интересно, что почти все версии сделаны с большой любовью к исходному материалу, без попыток отдать на альбом собственный ауттейк, куда ради приличия добавлена пара сэмплов из оригинала. Версия 808 State – это не совсем техно, Machinedrum – не совсем джук, а Squarepusher (пожалуй, главный хит) – не совсем дрилл-н-бейс. Соответсвенно, и звучит "GGP/RMX" не как эклектичная компиляция, а как цельный альбом – так, будто все эти Кларки, Холдены и Корнелиусы заранее договорились о некой стратегической линии.
Joseph Shabason "The Fellowship" (Western Vinyl)
Третий (или четвертый, если считать один дуэт) альбом канадца, сочиняющего пьесы для саксофона и электроники. На "Fellowship" Шабасона, некогда мелодичного и даже медитативного, резко качнуло в сторону экспериментов. Начинается всё привычной приджазованной разреженностью в духе Джиджи Масина (Gigi Masin), но дальше появляются сложные перкусисонные рисунки неевропейского происхождения, неровные петли и фри-джазовые джемы с флейтой и гитарой. Всё это исполняется уже живым ансамблем – помимо уже упомянутых инструментов, тут есть фортепиано, бас, кларнеты, вибрафон, труба и даже чуточку голоса. От исходной точки Шабасон при этом не уходит слишком уж далеко и в любой момент может разбавить эту новую сложность деконструированным нью-эйджем.
Loscil "Clara" (Kranky)
После прошлогоднего селф-релиза канадец Скотт Морган (Scott Morgan) возвращается на лейбл Kranky, где 20 лет назад дебютировал и с тех пор выпустил еще 9 альбомов. Морган – из тех музыкантов, у которых плохих релизов нет, но "Clara" чудо как хороша даже по этим стандартам. Не то, чтобы Скотт демонстрировал что-то новое – это всё те же величественные и печальные эмбиент-пьесы, которыми он и заработал себе имя. Но в этот раз выходит как-то особенно эмоционально, если не сказать пронзительно. По эмоциональному воздействию "Clara" походит на Biosphere "Substrata" – здесь вроде бы всё на полутонах, а эффект совершенно гипнотический. Если слушать альбом ночью, то невозможно отделаться от ощущения, что когда утром откроешь шторы, то вместо наступившего лета вдруг окажется, что всё вокруг завалено снегом.
OID "Talka" (FormResonance)
Еще один "ночной" альбом, на этот раз от москвича Андрея Оида. От OID в принципе можно ожидать примерно любой музыки от техно и индастриала до песенной индитроники или неоклассики, но "Talka" (изданная, к слову, в Германии) – это стопроцентный эмбиент. Ударных нет вовсе, и даже равномерно пульсирующих партий почти не слышно, зато есть тонущие в эхе обрывки голосов, полевые записи, позвякивание колокольчиков, шум, шорох, шелест и медленно плывущие синтезаторы. Один из треков записан в соавторстве с Новыми Композиторами, и именно их эмбиент-записи вроде "Астры" – это, пожалуй, первая ассоциация, которая возникает, когда слушаешь "Talka". Коллажная психоделия в лучшем виде.
Ceephax Acid Crew "Box Steady" (Waltzer)
Дженкинсон-младший, который довольно долго считался убежденным эйсид-ортодоксом, с каждой пластинкой отходит на шаг дальше от роландовской X0X-классики. На "Box Steady" его поочередно клонит то в ретроградский лоу-фай хаус а-ля начало 1990-х с синтетическим фортепиано и другими тембрами дешевых цифровых "самоиграек", то в саундтреки к аркадным играм примерно тех же времен (еще не chiptune, но уже близко), то в технорейв бельгийского разлива с рёвом "хуверов". Разумеется, всё это не без веселого повизгивания TB-303, но кислота в этом ансамбле не солирует, а выступает на равных правах.
Sedibus "The Heavens" (Orbscure)
Дебют нового проекта, в котором участвуют Алекс Патерсон (Alex Paterson), бессменный лидер коллектива The Orb, и Энди Фалконер (Andy Falconer), также приложивший руку к The Orb в их золотую эру, т.е. с 1991-го по 1994-й. Альбом Sedibus заодно и открывает каталог лейбла Orbscure, которым тоже управляет Патерсон. Разумеется, главный музыкальный тэг этой пластинки – эмбиент. Тут есть и совсем абстрактные и лишенные ритма треки, построенные вокруг гудения, шума, величественных струнных и плотной коллажной текстуры (тут в пору вспоминать даже не Orb, а продукцию лейбла Neotantra). Но середина альбома, два трека общей длительностью в полчаса, звучит вполне динамично: "Unknowable" c тяжеловесным дабовым битом здорово отдает Shpongle и другими проектами Саймона Посфорда (Simon Posford), а "Toi 1338b" (уже почти хаус) идеально вписалась бы в альбом The Orb "Abolition Of The Royal Familia".
Vivian Koch "Beyond Contact" (AD 93)
Вивьен Кох известна в первую очередь как организатор, а также диджей-резидент электро-вечеринок Olympe в берлинском клубе Griessmühle, закрывшемся перед самой пандемией. Два года назад она впервые показала собственную музыку и буквально парой релизов на не самых звездных лейблах заработала себе репутацию артистки яркой и перспективной. Теперь её выпускает лондонский лейбл AD 93, который мы до прошлого года знали под именем Whities. И уж в чем в чем, а в поиске молодых талантов там понимают. От электро и IDM-ритмов, которые звучали на прошлых пластинках Вивьен, здесь остались одним фантомы, зато появились насыщенные эмбиент-текстуры. В результате получилась идеальная реинкарнация эмбиент-техно девностых. В самых ярких моментах музыка Вивьен напоминает Sun Electric времен "30.07.94", а это прямо редкая удача.
PCM "Macro" (n5MD)
Сегодня калифорнийский лейбл n5MD заслуженно считается одним из флагманов IDM-ренессанса, но еще лет 5-10 назад они делали всё возможное, чтобы от своих IDM-корней откреститься. В этот момент почти на каждом их релизе звучали гитары, а их флагманским направлением был синтез эмбиента, шугейза и пост-рока. Пластинка молодого итальянского трио звучит абсолютно как привет из тех времен. Минимум ударных, максимум мрачновато-торжественных аккордов, плотных текстур и шумного абразивного звука, обработанного гитарным овердрайвом словно крупным наждаком. В одном из треков в роли приглашенного наставника даже возникает патриарх итальянской экспериментальной сцены Эральдо Бернокки (Eraldo Bernocchi), а в качестве ориентиров лучше всего подойдут Эйдан Бейкер (Aidan Baker) и Тим Хекер (Tim Hecker).
Zombi "Liquid Crystal" (Relapse Records)
Американская группа Zombi в последнее время занималась реанимацией хитов из собственного культурного кода. Вместе с вокалистом Дароном Беком (Pinkish Black) и басистом Брайаном Ричи (The Sword) они переигрывали Eagles, Алана Парсонса (Alan Parsons), группу Double и тому подобное, скромно публикуя эти версии на Youtube. Их "официальная дискография" при этом идет своей дорогой, и новая получасовая ЕР продолжает скорее линию прошлогоднего альбома "2020". Никакого вокала, никакого крена в ретро-поп, зато много гитар, тяжеловесных ударных и мрачных синтезаторов. В ДНК – всё тот же Джон Карпентер (John Carpenter), которому группа всегда поклонялась, но уже постепенно переходящий от электроники к хард-н-хеви.
VA "Echo Wielkiej Płyty (Rare, unreleased & forgotten electronic music from Poland 1982-1987)" (The Very Polish Cut-Outs)
Маленький лейбл The Very Polish Cut-Outs уже лет десять издает ре-эдиты на потерянные бриллианты польского диско и прочей архивной электроники. В среде диггеров и довольно замкнутой ре-эдит сцене это совсем не последние люди – тут достаточно упомянуть, что на лейбле засветился патриарх балеарик диско движения норвежец Руне Линдбек (Rune Lindbaek). "Echo Wielkiej Płyty" – что-то вроде программной компиляции, где, по заветам архивных лейблов типа Music From Memory, собран весь цвет польской танцевальной электроники восьмидесятых. Объединяет все эти треки отсутствие вокала (нет, это совсем не поп), а вот стилистический диапазон при этом довольно широкий – тут есть и этакое "диско-регги", и супермелодичный балеарик "советского" типа, и энергичное электрик-буги (Grupa Jot "Pamiętnik Manekina" – пожалуй, главный хит сборника), и эксперименты в духе Чекалана.