В Лондоне вручили Brit Awards - «Новости музыки»
В лондонском зале O2 Arena прошла 40-я церемония вручения наград Британской ассоциации производителей фонограмм Brit Awards. Борис Барабанов рассказывает о том, как в музыкальной индустрии страны—законодательницы мод в шоу-бизнесе полностью сменилась расстановка сил.
Имена лауреатов Brit Awards публику за пределами Великобритании традиционно интересуют меньше, чем результаты Grammy. Тем более в этом году, когда на всех фронтах очевидно лидирует 18-летняя калифорнийская певица Билли Айлиш. Она должна была стать центральным персонажем и на церемонии Brit Awards: девочка была одним из фаворитов публики в номинации «Лучшая зарубежная певица» и действительно получила ее, выиграв (как и на Grammy) у Лиззо, а также у Ланы Дель Рей, Камилы Кабельо и Арианы Гранде.
А еще в программе вечера было запланировано первое живое исполнение песни из нового фильма о Джеймсе Бонде. Во время премьеры «No Time to Die» к Билли Айлиш и ее брату Финнеасу О’Коннеллу присоединился легендарный гитарист The Smiths Джонни Марр, а оркестром дирижировал автор музыки к новому фильму Ханс Циммер. Исполнение было проникновенным, в нужный момент Билли Айлиш взяла правильную высокую ноту: этот трюк у нее всегда припасен для хейтеров, называющих ее безголосой.
Однако гораздо больше эмоций вызвало выступление рэпера из Южного Лондона Дэвида Омореги, выступающего под псевдонимом Дейв. Он был выдвинут на Brit Awards в четырех номинациях, столько же было только у шотландца Льюиса Капальди. Господин Капальди был признан автором «Песни года» («Someone You Loved») и «Лучшим новым артистом».
Корреспондент “Ъ” смотрел эту церемонию в компании ведущего британского специалиста по продвижению цифровой музыки Криса Кука. В этот же вечер он вел семинар в рамках программы Года музыки Великобритании и России, которая проводится посольством Великобритании при поддержке Британского совета.
По словам Криса Кука, Льюис Капальди — идеальный артист для сегодняшнего момента. Дело в том, что сегодня музыкальная индустрия требует непрерывного присутствия артиста в цифровом пространстве, бесперебойных поставок смешного, заразительного и разнообразного контента для Instagram, TikTok, YouTube и Facebook. Льюис Капальди способен сделать мем из каждой секунды своей жизни, что и продемонстрировал на Brit Awards. Но Капальди остается и прекрасным сонграйтером. При этом он совершенно не соответствует стереотипному образу поп-звезды, и это именно то, что нужно Америке от Англии. Предшественники Капальди, взявшие США штурмом,— Адель и Эд Ширан, совсем не стереотипные, но наделенные огромным талантом персонажи.
Что касается Дейва, то он победил в номинации «Лучший альбом» («Psychodrama»). Дейв читал свой рэп в сопровождении двух роялей: на одном играл сам, на другом — продюсер и соавтор Дейва Фрейзер Т. Смит. Между роялями находился экран, на который были выведены своеобразные видеокомментарии к песне «Black», выпущенной на «Psychodrama». В своем выступлении на Brit Awards Дейв нашел место для острых антирасистских заявлений и не забыл обозвать расистом Бориса Джонсона.
Дейв — живое свидетельство того, какое влияние имеет в последние годы на британскую культуру музыка, которую называют urban, считает господин Кук. Успех Дейва, который уже заработал престижную премию Mercury Prize, связан с его широко обсуждавшимся выступлением на фестивале в Гластонбери, с манерой читки на грани spoken word и с его личной историей, которая лежит в основе альбома «Psychodrama». Это концептуальный альбом, состоящий из трех частей («Среда обитания», «Отношения» и «Социальный компас») и решенный как сеанс психотерапии, во время которого Дейв рассказывает о своем брате, отбывающем пожизненный срок за убийство.
Если Дейв продемонстрировал камерный вариант рэпа, то Стормзи (настоящее имя — Майкл Оуо-младший), флагман британской «уличной музыки», во время своего выступления вывел на сцену огромную толпу темнокожих танцоров и музыкантов, которые долго пели под искусственным дождем. Он же получил из рук гитариста The Rolling Stones Ронни Вуда премию в номинацию «Лучший британский исполнитель».
В отличие от гендерно нейтральной церемонии Grammy, на Brit Awards все еще делят артистов на мужчин и женщин. Это та степень консерватизма, которую может позволить себе британский шоу-бизнес в 2020 году. Но вот в том, что касается возраста и расовой принадлежности артистов, остров оставил Америку позади. Люди вроде упомянутого Ронни Вуда (72), который выступил вместе с экс-коллегой по группе The Faces Родом Стюартом (75), или Тома Джонса (79), который вручал награду Льюису Капальди (23), на Brit Awards выглядели совсем уходящей натурой.
После общего ажиотажа по поводу песни Билли Айлиш и триумфального выступления Стормзи с братанами суетливое белое старичье вызвало у публики недоумение пополам с сочувствием.
Праздник у этих людей был днем раньше. В зале Eventim Apollo на концерте памяти барабанщика Cream Джинджера Бейкера Эрик Клэптон в компании Роджера Уотерса, Ронни Вуда, Стива Уинвуда и Найла Роджерса сыграл целую программу песен Cream. Тем, для кого эта обойма по-прежнему соответствует понятию «музыкальная элита», на Brit Awards ловить было нечего.