Opera de Paris парализована забастовкой - «Театр» » Новости Музыки

Opera de Paris парализована забастовкой - «Театр»


Во Франции продолжается национальная бессрочная забастовка против пенсионной реформы, главная цель которой — упразднение специальных режимов пенсий. Под нож попадает и Парижская опера, поэтому последние две недели хор, оркестр и балетные артисты театра выступают не на сцене, а на манифестациях. С 5 декабря не состоялось ни одного спектакля ни в Opera Garnier, ни в Opera Bastille. Промежуточный ущерб в Опере оценивают «более чем в €5 млн», и это только деньги от продажи билетов за как минимум 30 отмененных спектаклей. С подробностями из Парижа — Мария Сидельникова.


Последние две недели жизнь в Парижской опере разыгрывается по одному и тому же сценарию. К середине рабочего дня декорации вечернего спектакля смонтированы, костюмы отглажены, скрипки настроены, ноги размяты. А дальше идет перекличка — кто бастует, кто нет. Право на забастовку есть у каждого сотрудника, и каждый вправе в ежедневном режиме решать, воспользоваться им или нет, поэтому судьба спектакля зависит не от большинства, а от совокупности. К примеру, если из 154 балетных артистов хотя бы 20 сказались бастующими, «Раймонду» уже не станцевать. Или набралось нужное количество балетных, но не хватает техперсонала и музыкантов в оркестре — спектакля тоже нет. И в Опере каждый день до последнего пытаются сложить этот пазл, но пока, увы, безуспешно. Поэтому и зрители до последнего находятся в неизвестности. Некоторые спектакли отменялись едва ли не за час до начала. «Мы не знаем, сколько это будет продолжаться,— прокомментировали ситуацию “Ъ” в пресс-службе.— Это бессрочная забастовка».


Методы борьбы радикальные, но проверенные. В Парижской опере прибегают к ним, как только правительство покушается на ее специальный пенсионный режим. За последние десять лет было несколько таких попыток (которые, впрочем, ни разу не касались балетных артистов) и были отмены спектаклей, но такого масштаба забастовка еще не достигала. Этот режим — важнейшая часть системы соцзащиты Opera de Paris, одной из самых старых во Франции. Его основал вместе с Оперой (Королевской академией музыки, если точнее) сам Людовик XIV, и за три века этот статус только укреплялся и обрастал привилегиями. Согласно ему, балетные артисты Opera Garnier выходят на пенсию в 42 года (пенсия артистов кордебалета, например, составляет чуть больше €1 тыс., что меньше минимальной зарплаты во Франции), хор — в 50 лет, техперсонал — в 55 лет, оркестр — в 60 лет, администрация — в 62 года. Пенсионеров около 1,8 тыс. человек (примерно столько же и работающих в Опере). Их пенсия складывается из начислений в частный пенсионный фонд Оперы и из государственных выплат. По данным за 2017 год, государству пенсионеры Оперы обошлись в €14 млн из €27 млн ее общего пенсионного бюджета.


И теперь государство хочет избавить себя от этих обязательств. Новая пенсионная реформа предполагает отмену всех специальных режимов (а их во Франции 42) и введение универсальных пенсий по балльной системе. Впрочем, деталей реформы и механизмов начисления баллов пока не знают даже профсоюзы. В разговоре с “Ъ” представитель профильного профсоюза CGT Spectacle рассказал, что Министерство культуры пообещало учесть особенности театральных профессий (тяжесть труда, ненормированный рабочий график и т. д.) и позаботиться о трудоустройстве балетных артистов после 42 лет (переквалификация, перевод в педагоги, репетиторы и т. д.). Но бастующие на полумеры не согласны. «Коллектив Парижской оперы настроен очень решительно: в первую манифестацию на улицы вышли 120 из 154 балетных артистов, в минувший вторник было больше музыкантов и хористов, но тем не менее все намерены стоять до последнего»,— подытожил собеседник “Ъ”. Звездный танцовщик Жермен Луве выразил общие настроения хлесткой фразой, обошедшей новостные ленты: «Если мы работаем во дворце, это не значит, что мы живем как короли».


По информации “Ъ”, до конца недели в Министерстве культуры должна состояться встреча с представителями профсоюзов. Следующая встреча запланирована на начало января. Законопроект должен быть представлен на Совете министров 22 января, и по итогам масштабной манифестации 17 декабря Эмманюэль Макрон призвал премьера Эдуара Филиппа его «улучшить», в частности, в вопросах, учитывающих «тяжесть профессии» — главный аргумент балетных артистов.


Традиционно декабрь — самый кассовый месяц для Парижской оперы. В этом году на двух сценах должны были идти одновременно два балета («Парк» и блокбастер «Раймонда»), опера «Князь Игорь» в новой дорогостоящей постановке Барри Коски, показы балетной школы и концерты. Плюс кинотрансляции по всему миру: были запланированы «Князь Игорь» и «Парк». Простой приносит Опере помимо репутационных огромные финансовые убытки. Пока руководство Оперы говорит только о потерях на кассовых сборах (всем купившим билеты на несостоявшиеся спектакли возмещается их полная стоимость), оценивая их более чем в €5 млн. Это большая сумма даже для Парижской оперы, чей бюджет в сезоне-2018/19 составлял €228,7 млн (причем 55% этой суммы театр зарабатывает самостоятельно). Кроме того, по словам одного из солистов, занятых в постановке «Князя Игоря», Опера полностью оплачивает приглашенным артистам все несыгранные спектакли.


Но директора Парижской оперы Стефана Лисснера финансовые потери, похоже, не пугают. Он давний противник повышения пенсионного возраста для балетных артистов. Лисснер на корню зарубил эту инициативу, с которой выступил несколько лет назад экс-худрук Бенжамен Мильпье. И сегодня он полностью поддерживает сотрудников театра и настаивает, чтобы правительство их случай рассматривало отдельно. «Орели Дюпон (директор балета.— “Ъ”) разделяет позицию Стефана Лисснера»,— заверили “Ъ” в пресс-службе.


Во Франции продолжается национальная бессрочная забастовка против пенсионной реформы, главная цель которой — упразднение специальных режимов пенсий. Под нож попадает и Парижская опера, поэтому последние две недели хор, оркестр и балетные артисты театра выступают не на сцене, а на манифестациях. С 5 декабря не состоялось ни одного спектакля ни в Opera Garnier, ни в Opera Bastille. Промежуточный ущерб в Опере оценивают «более чем в €5 млн», и это только деньги от продажи билетов за как минимум 30 отмененных спектаклей. С подробностями из Парижа — Мария Сидельникова. Последние две недели жизнь в Парижской опере разыгрывается по одному и тому же сценарию. К середине рабочего дня декорации вечернего спектакля смонтированы, костюмы отглажены, скрипки настроены, ноги размяты. А дальше идет перекличка — кто бастует, кто нет. Право на забастовку есть у каждого сотрудника, и каждый вправе в ежедневном режиме решать, воспользоваться им или нет, поэтому судьба спектакля зависит не от большинства, а от совокупности. К примеру, если из 154 балетных артистов хотя бы 20 сказались бастующими, «Раймонду» уже не станцевать. Или набралось нужное количество балетных, но не хватает техперсонала и музыкантов в оркестре — спектакля тоже нет. И в Опере каждый день до последнего пытаются сложить этот пазл, но пока, увы, безуспешно. Поэтому и зрители до последнего находятся в неизвестности. Некоторые спектакли отменялись едва ли не за час до начала. «Мы не знаем, сколько это будет продолжаться,— прокомментировали ситуацию “Ъ” в пресс-службе.— Это бессрочная забастовка». Методы борьбы радикальные, но проверенные. В Парижской опере прибегают к ним, как только правительство покушается на ее специальный пенсионный режим. За последние десять лет было несколько таких попыток (которые, впрочем, ни разу не касались балетных артистов) и были отмены спектаклей, но такого масштаба забастовка еще не достигала. Этот режим — важнейшая часть системы соцзащиты Opera de Paris, одной из самых старых во Франции. Его основал вместе с Оперой (Королевской академией музыки, если точнее) сам Людовик XIV, и за три века этот статус только укреплялся и обрастал привилегиями. Согласно ему, балетные артисты Opera Garnier выходят на пенсию в 42 года (пенсия артистов кордебалета, например, составляет чуть больше €1 тыс., что меньше минимальной зарплаты во Франции), хор — в 50 лет, техперсонал — в 55 лет, оркестр — в 60 лет, администрация — в 62 года. Пенсионеров около 1,8 тыс. человек (примерно столько же и работающих в Опере). Их пенсия складывается из начислений в частный пенсионный фонд Оперы и из государственных выплат. По данным за 2017 год, государству пенсионеры Оперы обошлись в €14 млн из €27 млн ее общего пенсионного бюджета. И теперь государство хочет избавить себя от этих обязательств. Новая пенсионная реформа предполагает отмену всех специальных режимов (а их во Франции 42) и введение универсальных пенсий по балльной системе. Впрочем, деталей реформы и механизмов начисления баллов пока не знают даже профсоюзы. В разговоре с “Ъ” представитель профильного профсоюза CGT Spectacle рассказал, что Министерство культуры пообещало учесть особенности театральных профессий (тяжесть труда, ненормированный рабочий график и т. д.) и позаботиться о трудоустройстве балетных артистов после 42 лет (переквалификация, перевод в педагоги, репетиторы и т. д.). Но бастующие на полумеры не согласны. «Коллектив Парижской оперы настроен очень решительно: в первую манифестацию на улицы вышли 120 из 154 балетных артистов, в минувший вторник было больше музыкантов и хористов, но тем не менее все намерены стоять до последнего»,— подытожил собеседник “Ъ”. Звездный танцовщик Жермен Луве выразил общие настроения хлесткой фразой, обошедшей новостные ленты: «Если мы работаем во дворце, это не значит, что мы живем как короли». По информации “Ъ”, до конца недели в Министерстве культуры должна состояться встреча с представителями профсоюзов. Следующая встреча запланирована на начало января. Законопроект должен быть представлен на Совете министров 22 января, и по итогам масштабной манифестации 17 декабря Эмманюэль Макрон призвал премьера Эдуара Филиппа его «улучшить», в частности, в вопросах, учитывающих «тяжесть профессии» — главный аргумент балетных артистов. Традиционно декабрь — самый кассовый месяц для Парижской оперы. В этом году на двух сценах должны были идти одновременно два балета («Парк» и блокбастер «Раймонда»), опера «Князь Игорь» в новой дорогостоящей постановке Барри Коски, показы балетной школы и концерты. Плюс кинотрансляции по всему миру: были запланированы «Князь Игорь» и «Парк». Простой приносит Опере помимо репутационных огромные финансовые убытки. Пока руководство Оперы говорит только о потерях на кассовых сборах (всем купившим билеты на несостоявшиеся спектакли возмещается их полная стоимость), оценивая их более чем в €5 млн. Это большая сумма даже для Парижской оперы, чей бюджет в сезоне-2018/19 составлял €228,7 млн (причем 55% этой суммы театр зарабатывает самостоятельно). Кроме того, по словам одного из солистов, занятых в постановке «Князя Игоря», Опера полностью оплачивает приглашенным артистам все несыгранные спектакли. Но директора Парижской оперы Стефана Лисснера финансовые потери, похоже, не пугают. Он давний противник повышения пенсионного возраста для балетных артистов. Лисснер на корню зарубил эту инициативу, с которой выступил несколько лет назад экс-худрук Бенжамен Мильпье. И сегодня он полностью поддерживает сотрудников театра и настаивает, чтобы правительство их случай рассматривало отдельно. «Орели Дюпон (директор балета.— “Ъ”) разделяет позицию Стефана Лисснера»,— заверили “Ъ” в пресс-службе.


Теги
Театр
Рейтинг
0
Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий