Выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный» - «Выставки»
С 12 декабря по 27 февраля на ВДНХ в павильоне № 26, где разместилась экспозиция Политехнического музея, пройдет выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный», посвященная первому российскому серийному автомобилю — «Русско-Балтийский». На выставке будет представлен единственный сохранившийся в мире дореволюционный автомобиль из коллекции Политеха модели «Руссо-Балт К12/20» 1911 года выпуска, а также редкий ретромобиль компании Bugatti.
Выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный»История «Руссо-Балтов», начавшаяся в 1909 году, была недолгой, но славной. В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На К12/20 с кузовами ландоле ездили известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.
«Руссо-Балты» не уступали зарубежным моделям ни в скорости, ни в проходимости, ни в надежности. На них путешествовали по Европе и Африке, побеждали в международных ралли и перевозили раненых. Производство «Руссо-Балтов» было прекращено в первые годы советской власти. В мире сохранился только один экземпляр легкового «Руссо-Балта».
Экспонат, который хранится в Политехническом музее, был обнаружен в 1963 году в городе Кимры Калининской области (сегодня — Тверская область). Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась: хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя.
Выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный»В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького, и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. К 50-летию Великой Октябрьской революции машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла свое место в экспозиции.
Этот экспонат и стал главным на выставке, где также будут представлены шасси «Руссо-Балт» С24?30, автомобили Пежо Бебе (Bugatti Type19 Bebe), Bugatti Type 57. Посетители узнают о людях, создававших эти автомобили, об их месте в культуре 20 века, о различиях и сходствах двух автомобильных марок на перипетиях исторического пути.
Этторе Бугатти построил свой первый гоночный автомобиль в том же 1909 году. У марок-ровесниц много общего. И Русско-Балтийский завод, и компания Bugatti помимо автомобилей занимались железнодорожной техникой и авиацией. Выпуск автомобилей Bugatti, как и «Руссо-Балтов», прекращался. Но европейская марка сумела возродиться, и сейчас Bugatti — символ скорости и успеха. Многие автомобильные историки считают, что заложенный создателями «Руссо-Балта» потенциал мог бы быть реализован по схожей модели.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://polymus.ru/ru/museum/news/151805-russo-balt/