Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина - «Музеи» » Новости Музыки

Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина - «Музеи»

Основная экспозиция Отдела личных коллекций закрыта до 2019 года в связи с решением частично использовать здание Отдела личных коллекций (Волхонка, д. 10) под временные фондохранилища Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В другой части здания Отдела личных коллекций (Волхонка, д. 8) сохраняются экспозиционные залы, где регулярно проводятся тематические выставки.

Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина

В экспозиции Отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875–1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея — известного ученого, деятеля культуры XX в. И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала (залы 16–19). Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова (залы 21,22); коллекция русской живописи конца ХIХ — ХХ веков ленинградского профессора А.Н. Рамма (залы 10,11); собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.С. Степанова (залы 16–22).

За время своей деятельности Отдел личных коллекций не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей.

Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе.

Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина

Так в 1996 году Ф.В. и Е.П. Лемкуль решили подарить музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах одного из залов (зал 20) можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные произведения. Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI—ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известным библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар (зал 14).

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя.

Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера (зал 5). Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р.Фалька, В.Шухаева, Н.Гончаровой, Д.Краснопевцева и других художников.

В залах выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой (залы 3,4), Д.П. Штеренберга (зал 9), В.Г. Вейсберга (зал 8), А.Г. Тышлера (зал 7), Т.А. Мавриной (зал 15), Д.М. Краснопевцева (зал 6), Г.С. и О.Г. Верейских.

Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина

Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников монографически: А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и др., или представить мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака, 12). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), или художественное окружение, среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (залы С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной, № 5, 15).

За первые пять лет существования Отдела личных коллекций, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики и фарфора начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Михайловна Исаева, Ксения Михайловна Муратова, Максим Владимирович Кончаловский, Наталья Юльевна Биргер, Бенуа Сапиро.

Все коллекции Отдела размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится со спецификой каждой коллекции и особенностями художественного пространства, созданного собирателями. Знакомство с личностями коллекционеров дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://artprivatecollections.ru/


Фотографии места






Основная экспозиция Отдела личных коллекций закрыта до 2019 года в связи с решением частично использовать здание Отдела личных коллекций (Волхонка, д. 10) под временные фондохранилища Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В другой части здания Отдела личных коллекций (Волхонка, д. 8) сохраняются экспозиционные залы, где регулярно проводятся тематические выставки. Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина В экспозиции Отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов. Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875–1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея — известного ученого, деятеля культуры XX в. И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала (залы 16–19). Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями. Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова (залы 21,22); коллекция русской живописи конца ХIХ — ХХ веков ленинградского профессора А.Н. Рамма (залы 10,11); собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.С. Степанова (залы 16–22). За время своей деятельности Отдел личных коллекций не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Так в 1996 году Ф.В. и Е.П. Лемкуль решили подарить музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах одного из залов (зал 20) можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные произведения. Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI—ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известным библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар (зал 14). Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера (зал 5). Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р.Фалька, В.Шухаева, Н.Гончаровой, Д.Краснопевцева и других художников. В залах выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой (залы 3,4), Д.П. Штеренберга (зал 9), В.Г. Вейсберга (зал 8), А.Г. Тышлера (зал 7), Т.А. Мавриной (зал 15), Д.М. Краснопевцева (зал 6), Г.С. и О.Г. Верейских. Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников монографически: А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и др., или представить мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака, 12). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), или художественное окружение, среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (залы С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной, № 5, 15). За первые пять лет существования Отдела личных коллекций, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики и фарфора начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Михайловна Исаева, Ксения Михайловна Муратова, Максим Владимирович Кончаловский, Наталья Юльевна Биргер, Бенуа Сапиро. Все коллекции Отдела размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится со спецификой каждой коллекции и особенностями художественного пространства, созданного собирателями. Знакомство с личностями коллекционеров дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год. Узнать подробности можно на официальном сайте: http://artprivatecollections.ru/ Фотографии места


Рейтинг
0
Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий