Дмитрий Миллер: жду премьеру спектакля «Жизнь подо льдом» - «Звёзды»
– Как вы узнали о фестивале «Энергия открытий»?
– В прошлом году меня пригласили в замечательный музыкальный проект «Любовь, сошедшая с экрана», в котором классику киномузыки исполнял Симфонический оркестр радио «Орфей». Проект был потрясающий, эмоции незабываемые! Поэтому когда мне позвонили с радио «Орфей» и предложили принять участие в фестивале «Энергия открытий», я согласился, даже не раздумывая.
– Что это за Фестиваль?
– «Энергия открытий» – это две мировые премьеры, посвящённые трагической судьбе двух русских композиторов-авангардистов XX века – Алексея Животова и Владимира Дешевова. По сути, это театральный альманах, который расскажет широкой публике о творчестве композиторов, чьи имена сегодня известны исключительно узкому кругу профессионалов. Меня пригласили на роль композитора Алексея Животова в спектакль «Жизнь подо льдом», который ставит режиссёр Дмитрий Сердюк.
Дмитрий-Миллер
– Композиторов вы ещё не играли…
– Каждая роль – это новая страница в твоей собственной судьбе. А роль музыканта и композитора для меня особенно интересна, потому что сам я постоянно нахожусь в музыке и музыкой живу. Без музыки жить невозможно! Когда же я узнал, что в спектакле музыку Животова будет исполнять Симфонический оркестр радио «Орфей», и дирижировать им будет Сергей Кондрашев я, без преувеличения, ощутил внутренний трепет.
– Что для вас значит фраза «Жизнь подо льдом»?
– На самом деле это такая, с одной стороны, простая аллегория, с другой, запутанная и завуалированная. Что значит жизнь подо льдом? Отсутствие кислорода, ощущение приближающейся смерти, панический страх… Но Дмитрий Сердюк придумал очень интересный ход: на протяжении всего действия идут пояснения, что чувствует человек, когда он тонет. Говорят, тонущий в последнюю минуту забывает страх, перестает задыхаться. Ему вдруг становится легко, свободно, блаженно…
Дмитрий Сердюк
– Вам уже доводилось раньше работать с Дмитрием Сердюком?
– С Дмитрием Сердюком мы раньше никогда не работали и познакомились непосредственно на репетиции. Мне очень нравится команда, собравшаяся в этом спектакле: и Светлана Мамрешева, и Александр Яцко, и Рустам Ахмадеев, и Виктория Корлякова, и Николай Рингбург! Кажется, никого не забыл! Мне все они очень симпатичны. Они такие обаятельные, с замечательным чувством юмора, у них есть какой-то внутренний кураж, глаза сверкают!
– А совместные репетиции с Симфоническим оркестром радио «Орфей» уже были?
– Совместных репетиций с симфоническим оркестром у нас ещё не было. Но я помню, как проходили такие репетиции в рамках проекта «Любовь, сошедшая с экрана». Это было прекрасно, по-другому не скажешь! Вот только так: это было прекрасно!
Алексей Животов
– Слышали ли вы раньше музыку Алексея Животова?
– Я, увы, о нём раньше вообще ничего не слышал. Ни о нём, ни его музыку. Хотя сейчас мне начинает казаться, что как будто какие-то его мелодии мне знакомы. Словно я слышал их много-много лет назад, в детстве. Музыка Животова вызывает у меня странное чувство чего-то знакомого, но забытого.
Что касается биографии Животова, то здесь сплошные белые пятна. Ничего не сохранилось: ни дневников, ни писем, ни фотографий. Его судьбу создатели спектакля «Жизнь подо льдом» восстанавливали по крохотным упоминаниям современников. Точно известно, пожалуй, лишь то, что он учился в Консерватории на легендарном курсе Щербачева с Шостаковичем и Мравинским.
Этот спектакль – попытка реконструкция его жизни. Я понимаю, что он очень лихо и круто начинал, что был у него некий пик творчества, но потом в нём что-то сломалось. Он не смог найти компромисс между советской традицией в музыке и музыкальным авангардом, своим стремлением перевернуть какие-то понятия в музыке.
– Почему нужно обязательно увидеть спектакль «Жизнь подо льдом»?
– Знаете, симфоническая музыка – это прекрасно. Симфоническая музыка, которую ты слушаешь вживую, – вдвойне прекрасно. Симфоническая музыка, которую ты слушаешь в исполнении ТАКОГО симфонического оркестра – это настоящий подарок.
Дмитрий-Миллер
Фото: пресс-служба радио «Орфей».