Как 28-летний российский режиссер добрался до «Оскара»? - «Частная жизнь»
Какова на ощупь заветная статуэтка «Оскар» из российских
кинематографистов, наверное, сегодня могут рассказать только Владимир Меньшов и
Никита Михалков. Однако, если случится чудо (а на него появилась надежда), на
один пьедестал с мэтрами может встать 28-летний режиссер Кантемир Балагов,
ученик Александра Сокурова. Его фильм «Дылда» вошел в короткий список
претендентов на премию Американской киноакадемии, он может получить приз в
категории «Лучший международный
художественный фильм».
Премьера картины
состоялась на Каннском кинофестивале и получила сразу две награды — приз за
лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» и приз ФИПРЕССИ. Какие у Балагова
шансы получить «Оскар» — кинокритики пока не берутся строить прогнозы. Все-таки
американская премия – не всегда «только про кино». Иногда на раздачу призов
влияет и политическая обстановка в мире, и личные пристрастия академиков. Тем не
менее, попадание молодого российского режиссера в шорт-лист премии — уже грандиозный
успех. Кроме «Дылды» Кантемира Балагова в короткий список претендентов на
премию «Оскар» включены анимационный фильм Константина Бронзита «Он не может
жить без космоса» и документальная философская притча Виктора Косаковского
«Акварель» — это совместный проект Великобритании, Германии и Дании. Лента
снята в новаторском формате — 96 кадров в секунду.
«Попадание фильма в номинацию — это вполне закономерно.
«Дылда» — самая заметная картина года, лента качественная, у нее было
много международных премий и признание внутри страны», — говорит президент
Гильдии киноведов и кинокритиков РФ Кирилл Разлогов. По его мнению, у картины
есть все шансы на «Оскар», но и попадание в номинацию — «это то,
что можно вписать в творческую биографию режиссера. Кстати, и Балагова, и его
учителя Александра Сокурова прекрасно знают на Западе».
Разлогов объясняет, почему в разных источниках указана разная
информация: так два или три фильма от России в этом году претендуют на «Оскар»?
«Он не может жить без космоса» — эта картина очень парадоксальная,
картина, где проблема космоса рассматривается с точки зрения психологии
персонажа и разного отношения к завоеванию космоса и влияния одержимостью
космоса на личные отношения матери и ребенка, что само по себе делает картину
уникальной. Картина Косаковского, хотя она не представлена официально от
России, снималась в Забайкалье, — говорит киновед. — Картина уникальная, с
экспериментальным характером. Так что я думаю, что надеяться на номинации нам
имеет смысл, возможно, попадут все картины. Что касаемо главного приза, то это
всегда, как я объясняю, лотерея».
Финальный список номинантов на «Оскар» будет объявлен в январе, а
церемония вручения пройдет в Лос-Анджелесе 9 февраля.
В прошлом году за
«Оскар» боролся фильм «Собибор» Константина Хабенского, но он вошел лишь в лонг-лист
премии. За последние 10 лет непосредственными номинантами премии становились
только две картины режиссера Андрея Звягинцева – «Левиафан» (2014 год) и «Нелюбовь» (2017 год).
Всего российские и советские
фильмы номинировались на Оскар 17 раз, однако получили его только 6 раз.
1. «Разгром немецких войск под
Москвой» режиссеров Варламова и Капалина — 1943 год
2. «Война и мир» Сергея
Бондарчука — 1968 год — Лучший фильм на иностранном языке
3. «Дерсу Узала», совместный
русско-японский проект под режиссерством Акиры Куросавы — 1975 год
4. «Москва слезам не верит»
Владимира Меньшова — 1981 год
5. «Утомленные солнцем»
Никиты Михалкова — 1995 год
6. «Старик и море» Александра
Петрова — мультипликационный фильм, 2000 год
Не смешим «богов»
Американской киноакадемии, не рассказываем о своих планах, но надеемся на успех
и ждем церемонии в феврале!
Алина Каревская