Проверка пульса: лучшее в 2025. Альбомы, места 1-50 - «Новости Музыки»
50 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева
Что сказать о 2025-м? С точки зрения музыки, по крайней мере в нашем уютном нёрдовском уголке, это был год без резких движений. Все существовавшие ранее линии развития шли своим чередом, не мешая и не вытесняя друг друга. IDM, брейкбит, интеллигентное техно, вдумчивый хаус, неотранс, эмбиент самых разных изводов – всего этого было в избытке. Единственным новым, но отчетливо заметным трендом я бы назвал то, что все понемногу стали петь (причем не "сочинять песни", а именно что "немного петь"), что на мой вкус электронную музыку не красит в 95 процентах случаев. Из чего, впрочем, вовсе не следует что в топе не будет вокальных пластинок. Традиционно напомню, что всё что написано ниже – не более чем субъективный авторский выбор.
Но прежде чем перейти к главному списку – превращающийся в регулярную рубрику (благо, с каждым годом их все больше) рейтинг лучших переизданий.
5. The Future Sound Of London "Papua New Guinea Translations" (Jumpin & Pumpin, год издания оригинала 2001)
Уже составляя этот рейтинг, с ужасом обнаружил, что альбому вариаций на тему главного хита FSOL в этом году стукнуло 24 года. С тех пор таких "сюит", когда стартовой точкой становится некий "хит", а дальше мысль свободно гуляет по пространству (это даже не ремиксы, а что-то вроде "фантазий на тему") Дуганс и Кобейн навыпускали с полдюжины, но эта так и остается лучшей.
4. Sabres Of Paradise "Sabresonic" (Warp Records, год издания оригинала 1993)
Первый и, наверное, лучший альбом группы Энди Уэзеролла (Andy Weatherall), воссоединившейся и съездившей в этом году в довольно масштабный тур уже без своего основателя. Одна беда – главного хита, 10-минутной версии "Smokebelch" (вошедшей в альбом "Sabresonic II" – своего рода "исправленное и дополненное" издание "Sabresonic") тут нет.
3. Seefeel "Pure / Impure" (Too Pure, год издания оригинала 1994)
Переиздание архивов группы Seefeel дошло наконец до самого лучшего релиза – компиляции нескольких ЕР, ранее известной нам под именем "Polyfusia". Если рассматривать эволюцию Seefeel как плавное "отмораживание" (пиком которого стал завершивший первый этап в карьере группы диск "Ch-Vox", в котором уж совсем ничего не происходит), то даб-гейз альбома "Pure / Impure" – это практически поп-музыка. За что в общем и любим.
2. Spacetime Continuum with Terrence McKenna "Alien Dreamtime" (Sound Metaphors Records, год издания оригинала 1993)
Переиздание, которого я даже и не ждал (казалось, до этого альбома доберутся в последнюю очередь), но невероятно ему рад. Никогда ранее не выходивший на виниле лайв-альбом Джоны Шарпа (Jonah Sharp) и Терренса Маккены, пересказывающего свои психоделические опыты. Стилистически Шарп гуляет где-то между эмбиентом и музыкой весьма ритмичной – каким-то трайбал-хаусом и чуть ли не пси-трансом. Совершенно самобытно (особенно с учетом spoken word составляющей) и как и всё, что делает Шарп, абсолютно прекрасно.
1. Polygon Window "Surfing On Sine Waves" (Warp Records, год издания оригинала 1993)
Вот это уже релиз долгожданный и в общем неизбежный. Великий и ужасный Ричард Джеймс (Richard James) с ранним и наверное самым классным среди своих сайд-проектов – системообразующий релиз для понимания того, что такое IDM и эмбиент-техно. И тут уже, в отличие от Sabres of Paradise, с выбором треков полный порядок – на тройном виниле аккуратно собрана вся дискография проекта – альбом и две ЕР.
Ну а теперь, собственно, 50 (а в реальности чуть больше из-за нескольких "сдвоенных позиций") лучших альбомов 2025-го.
50. VA "30 Лет Underground Experience" (Underground Experience)
Еще один юбилейный релиз, на этот раз от российского лейбла. Питерский Underground Experience, которым вот уже 30 лет руководит легенда отечественной клубной сцены DJ Слон. Юбилейная серия началась поздней осенью прошлого года с 4-трековой ЕР "UE30" и вот теперь продолжается долгоиграющей пластинкой. Подборка вышла цельной, но при этом максимально разнообразной – даже в рамках техно-парадигмы здесь представлен чуть ли не весь спектр: атипичное "технолектро" от самого Слона, скоростной кислотный технотранс от Nocow, детройтский минимализм в духе Роберта Худа от Cyclon и приятные флешбеки Kanzleramt-саунда от Сергея Тимошова. Партию ломаных ритмов представляют Pr.A и Клейман со скоростным клубным электро-бэнгером и Neonicle с задумчивым эйсид-брейкс треком "Substance". Наконец, упомянутый выше Ndorfik успокаивает всех мелодичным IDM, а завершается пластинка арктическим эмбиент-опусом от Ro.
49. Bitchin Bajas "Inland See" (Drag City)
Чикагская сцена, сложившаяся за последние лет 20-30 вокруг музыки где-то между электроникой, роком и джазом – хорошая тема для отдельного исследования. К первому поколению относится "вселенная" групп Tortoise, Gastr Del Sol и The Sea And Cake, ко второму – появившиеся на рубеже нулевых-десятых Bitchin Bajas, Cave и всё что их окружает. "Inland See" (чёрт знает какой по счету альбом чикагского трио) получается описать только облаком тегов – больше всего здесь краутрока (как минимум 18-минутная вещь "Graut" – это вполне явное наследие Neu! и Harmonia). При этом начало пластинки -–это скорее пост-рок с духовыми вместо гитар, лишенный вместе с ними и присущей жанру свинцовой тяжеловесности, а середина (то бишь пьеса "Keiji Dreams") отсылает нас куда-то к "прогрессивной электронике" 1970-х. Всё вместе звучит на удивление симпатично – за десять с лишним лет популярности неокраута в жанре успели сформироваться свои стереотипы, но Bitchin Bajas благополучно удается их обойти.
48. Julien Mier "Gradually" (Lapsus Records)
Альбом-парадокс – очень красивый, но упорно ускользающий от попыток описать его словами. Это музыка спокойная и даже "кавайная", при этом местами быстрая, рваная, суетливая и максимально эклектичная. Жюльен Миер будто бы записывает индитронику и "попсовую" неоклассику, а затем деконструирует её, пользуясь техниками гиперпопа. Но если гиперпоп – музыка максимально активная и агрессивная (её цель – перекричать окружающий шум), то Миер при помощи похожих методов комбинации фрагментов собирает что-то вроде футуристического изи-лисенинга. Слушая этот калейдоскоп наивной микромузыки, в качестве её автора представляешь себе юную кореянку, но Миер – нидерландец с арт-бэкграундом, да еще и довольно опытный. Его первые релизы датированы второй половиной нулевых, а облако тэгов вокруг его музыки ожидаемо включает в себя всё от тек-хауса и драм-н-бейса до глитча, неоклассики и эмбиента. И кажется, на "Gradually" ему удалось невозможное – собрать из всего, что он умеет, пёстрый, но весьма слушабельный паззл.
47. Cravagoide "Hidden Sanctuary" (Pulse State)
Итальянский дуэт Cravagoide в 2010-е выпустил два самиздатных альбома, но за пределы довольно узкой тусовки их известность распространилась только в 2020-м, после того, как их дебютный альбом "Arborea" был переиздан на CD американским лейблом Carpe Sonum. Принимая во внимание то, что Carpe Sonum изрядно пересекается (как артистами, так и слушателями) с европейским IDM-континуумом (Touched, Pulse State, Moatun 7, Mighty Force, Neo Ouija, Mindcolormusic и так далее), появление итальянцев на одном из этих лейблов было вопросом времени. Их третий по счету диск "Hidden Sanctuary" – это очень симпатичный микс из эмбиента (эмоционального, кстравертного и ностальгического), энергичного IDM на базе электро-бита и пьес, идущих от стартовой точки где-то в сфере влияния Boards Of Canada, но развивающихся не в сторону хонтологии, лоу-фая и плывущих синтезаторов, а скорее в сторону раннего Tycho, к музыке задумчивой и порой даже грустной, но всё равно светлой.
46. Yunx "Coevolve" (Touched Music)
Манчестерский дуэт выпускает уже третий альбом с новым материалом, вернувшись после двадцатилетнего перерыва. Среди всех современных (а возможно и не только современных) релизов проекта "Coevolve" – запись самая вальяжная и расслабленная. Стилистически это уже даже не эмбиент-техно (рейды на привычную для Yunx территорию ранних Black Dog случаются здесь буквально в паре треков), и не IDM, а даунтемпо, только построенное не на джазовой начинке, а на стопроцентно электронной. Парадоксальным образом, музыки такой в мире существует не так и много – в голову приходят ранний Aspen, некоторые пластинки с лейблов Electrolux и Mole Listening Pearls (например, JFC "Chrome De Lux"). Как следствие – вся эта симфония горизонтальных танцев звучит как совершенное откровение. Случись вдруг на такую музыку мода, она быстро превратится в фоновый лаундж, но пока такие пластинки редки, эмоции "Coevolve" вызывает исключительно положительные.
Yunx "Insert Coin To Play" (Touched)
После случившегося в начале 2024-го возвращения из долгого творческого отпуска, манчестерский дуэт Yunx только тем и занят, что выпускает новую музыку. За это время "Insert Coin To Play" – уже четвертый их полнометражный альбом. Их нынешний задумчиво-интеллигентный и насыщенный деталями саунд можно сравнить то ли с очень мелодичными вещами Plaid, то ли со скандинавскими IDM-меланхоликами начала 2000-х вроде Bolderdash и Bauri. Ближе к концу из своего любимого даутемпо с ограничением по скорости в 90 ударов в минуту манкунианцы разгоняются в электро, танцевальный IDM и что-то шнауссообразное, но ощущения расслабленности и комфорта при этом не теряют.
45. Loess "Battens" (n5MD)
Пятый за 25 лет альбом многолетних резидентов n5MD, выпускающих музыку редко да метко. На протяжении всей карьеры Клэй Эмерсон (Clay Emerson) и Йен Пуллман (Ian Pullman) не делают резких движений и от пластинки к пластинке оттачивают свой стиль. Продолжая давно взятый курс, "Battens" звучит как медленный, интровертно-меланхоличный IDM (черно-белые обложки отлично подчеркивают это "дождливое" настроение), с одной стороны, гармоничный и уютный, с другой, сдержанный и лаконичный – все эмоции здесь как будто на полутонах, а в аранжировке нет ни одной лишней ноты. Даже лязгающие и шелестящие биты тщательно прорежены и избавлены от ненужных элементов. Как-то так могли бы звучать классические пластинки Arovane, сыгранные на 33 оборота вместо 45.
44. Christian Kleine "Electronic Music From The Lost World 1998 – 2001 (Vol. 2)" (A Strangely Isolated Place)
Один из героев рубежа девяностых-нулевых, резидент лейблов Morr Music и City Centre Offices в последние годы не только издает новый материал, но и активно разбирает архивы. Что-то из этого он публикует самиздатом, что-то собирает в компиляции при кураторстве американского лейбла ASIP. Первая часть, чуть более динамичная и IDM-ная, вышла в 2018-м, и вот спустя долгих семь лет история получила продолжение. В звучании этого альбома можно проследить прямые параллели с вышеупомянутой пластинкой Yunx – здесь IDM тоже "размяк" почти до даунтемпо, и это его совершенно не портит. Разве что у Yunx в музыке смешиваются оптимизм и этакая сладкая грусть, а вот Кристиан на этом альбоме откровенно хандрит. Пьесы здесь хмурые, порой печальные и какие-то дождливые – это саундтрек для того, чтобы дома в одиночестве провести темный промозглый вечер.
Сhristian Kleine "Inside Outside" (Not On Label)
Публикацией архивов нынешняя деятельность Кристиана вовсе не ограничивается. Новый (ну или предположительно новый) материал он тоже публикует, но чаще всего скромным самиздатом и зачастую под рождество. Так появился и "Inside Outside" – цифровой релиз на Bandcamp без какой бы то ни было сопроводительной информации. Насколько это свежий или архивный материал судить сложно – звук как будто бы почище и посовременее, плюс здесь меньше ярко выраженного IDM и больше залетов в этакий инструментальный нью-вейв, которыми отличаются именно более свежие записи. В то же время хватает тут и фирменной кляйновской даунтемпо-меланхолии, которая хорошо вписывается в контекст примерно любого времени. В любом случае, альбом получился симпатичный, и за душу он берет не какими-то хитами или сверхъяркими мелодиями, а атмосферой, звуком и настроением.
43. Alison Goldfrapp "Flux" (A.G. Stage Ltd)
Второй альбом Элисон Голдфрапп, записанный после отсоединения от группы имени себя, а точнее от продюсера-затворника Уилла Грегори (Will Gregory). В работе над пластинкой Элисон помогала целая команда электронщиков, возглавил которую Richard X, и это, наверное, лучшая новость – в генерации поп-продюсеров XXI века именно Ричард Филлипс (Richard Philips) кажется самой интересной фигурой. Альбом "Flux" по большому счету продолжает линию, начатую два года назад дебютным сольником Элисон, а если отмотать пленку еще чуть дальше – линию альбома Godfrapp "Head First", где она не без успеха примерила образ диско-дивы. "Flux" это синтезаторное диско по заветам 1980-х – с одной стороны довольно аутентичное, а с другой всё же не звучащее как абсолютное ретро – тут вам и сайдчейны, и модные цифровые синтезаторы, и современный HD-звук с обилием высоких частот. Но компромисс получается очень удачным – кажется, сделать нормальный электронный поп можно только в базовых установках XX века. Ну и с сонграйтином тут полный порядок. В качестве сравнения почему-то напрашивается группа Erasure, по крайней мере все эти песни очень легко представить себе с голосом Энди Белла (Andy Bell).
42. Eusebeia "The Wyrding Way" (Livity Sound Recordings)
Британец Себ Анклз (Seb Uncles) известен как драм-н-бейс и джангл-ревайвал продюсер, но среди его ранних релизов был и эмбиент, и вот теперь Себ возвращается к спокойной музыке почти без ударных. К "The Wyrding Way" идеально подходит слово "хонтология" – это довольно миниматистичные аналоговые этюды на два-три синтезатора, полные той самой фантомной ностальгии, что характерна для записей Boards of Canada, лейбла Ghost Box, а в последнее время еще и для берлинского музыканта MPU101. Слегка плывущий звук, километры реверберации, мелодика, с которой как будто что-то не так и чуточку лоуфайных битов в середине пластинки – формула стара как мир, но, чёрт возьми, работает.
41. The Orb "Buddhist Hipsters" (Cooking Vinyl)
Очередной, 18-й по счету альбом The Orb сопровождался такой мощной промо-кампанией, что поклонники группы волей-неволей настроились услышать какое-то программное высказывание. При этом выходившие перед альбомом пилотные синглы будто преследовали цель сбить всех с толку и замести все возможные следы. "Arabebonics" оказался натуральным хип-хопом, где рэппер Rrome Alone смачно тянет слово "Swaaag", 10-минутная "Under The Bed" – классическим для Orb симфо-эмбиент коллажем в духе "Oxbow Lakes", а совсем уж неожиданная "It's Coming Soon" – танцевальной электроникой с соул-вокалом. Как это ни удивительно, три эти точки вполне неплохо описывают общую геометрию альбома. В начале – довольно типичный коллажный Orb с нагромождением сэмплов и неторопливым битом (в "P-1" вспоминается чуть ли не "Orblivion"), в конце – 23 минуты нереальной эмбиент-красоты (тот самый "Under The Bed" плюс не менее эффектная пьеса "Khàron"). Но самое загадочное происходит в середине альбома – звучит она так, словно эту часть Алекс Паттерсон (Alex Patterson) и его нынешний постоянный соавтор Майкл Рендалл (Michael Rendall) внезапно отдали группе Leftfield, причем не нынешней, а той, что во второй половине 1990-х клепала хит за хитом. Даб, хип-хоп, прогрессив-хаус с вокалом – всё это Orb уже пытались делать в последние годы, но без особого успеха. Теперь вот, кажется, наконец получилось, но ценой полного отказа от собственного стиля. По итогу впечатления от альбома смешанные – каждый трек в отдельности хорош, но целостной картинки не складывается. При этом если собрать вместе все эмбиент-треки с последних трех-четырех дисков, получился прямо-таки шедевр.
40. Shook & Legowelt "Technolife Supernature" (Nightwind)
При всех достоинствах музыки Дэнни Волферса (Danny Wolfers), всё что он делает (будь то Legowelt или другие сайд-проекты) звучит уж очень узнаваемо, если не сказать однотипно. Его почерк настолько заметен, что даже если Дэнни вдруг решит играть фолк-рок или блэк-металл, это всё равно будет звучать как Legowelt. Видимо поняв эту проблему сам, Дэнни в последнее время активно погрузился в совместные проекты. Дуэт с Яспером Вийнандсом (Jasper Wijnands) aka Shook – тот редкий случай, когда коллаборация не только раскрывает сильные стороны обоих музыкантов, но и нивелирует слабые. Shook – очевидно сильный мелодист, но его собственные треки (а за плечами у него чуть ли не десяток альбомов) звучат как-то чересчур лоуфайно и "фоново", это диско, которое как бы прикидывается library music. Участие Леговельта добавляет музыке "конкретики" – мощных битов, тяжеловесного баса, ярких синтезаторных тембров. Но мелодии пишет скорее Shook, и его фанковые клавиши придают композициям какой-то совсем другой тон, более сентиментальный и более редртградский. Тут в пору вспоминать не то Space и вообще французскую диско-сцену 1970-х, не то и вовсе Yellow Magic Orchestra ("On My Casio" идеально вписалась бы в альбом "Solid State Survivor").
Legowelt "Synths Below Sea Level" (Axumisia Records)
С конца 1990-х и примерно до середины 2000-х нидерландский музыкант Дэнни Волферс (Danny Wolfers) был, пожалуй, главным действующим лицом электро-диско ренессанса. Его пластинки с лейбла Bunker успели стать классикой, но за этим успехом последовало превращение в "модного артиста" со всеми вытекающими – Дэнни стал выпускать по 20 пластинок в год, а качество его музыки драматически упало. Яркие треки он продолжает выпускать и поныне, но выискивать их в конвейерном потоке синглов, ЕР и альбомов – дело нелегкое. Внешне его новый диск "Synths Below Sea Level" мало чем отличается от примерно десятка предыдущих – тот же саунд, рисованная обложка в узнаваемом стиле. Но хорошая новость в том, что альбом явно заявлен как архивный – здесь собраны треки, датированные тем самым "золотым периодом" 1994-2005. Хитов уровня "Sturmvogel" или "Disco Rout" тут нет, но контуры того Леговельта, что мы помним по временам сотрудничества с Bunker или Crème Organization, просматриваются отчетливо. Вещи вроде "Med Liquidium 1995", "Kosmo DX21" или "9 Mille Hedgehog" чрезвычайно хороши.
39. Tortoise "Touch" (International Anthem)
В девяностые коллектив из Чикаго оказался одними из тех, кто, что называется, перевернул игру. Их пластинки "Millions Now Living Will Never Die" и "TNT" не только навеки вошли в золотой фонд пост-рока, но и создали общее пространство для двух совсем разных аудиторий – тех, кто слушал электронику, и тех, кто принципиально предпочитал музыку живую, будь то рок или джаз. Вся последующая дискография группы оказалась как бы в тени этих двух альбомов, но тем не менее выход каждой новой пластинки Tortoise (что происходит не так уж часто) – это событие. "Touch", как и многое, что группа делала в XXI веке, это скорее краут, чем пост – моторик-ритмы, короткие фразы, гитарные петли и монотонность как художественный прием. Но звуковая веселенная Tortoise всё же очень разнообразна – есть в их музыке какая-то кинематографичность. То сёрфом повеет, то чем-то театрально-сказочным (ох уж этот Wurlitzer), то техно, то холодным минимализмом. И лишь в закрывающей пластинку "Night Gan" – пост-роковый масштаб и драма.
38. Figi "Fig. 1" (Bordello A Parigi)
Музыкант с экзотическим именем Виджай Ауке Вимхофф (Vijay Auke Weemhoff) – фигура на электронной сцене сравнительно новая. Его дискография до этого альбома насчитывала две длинных ЕР, первая из которых датирована 2022-м. К третьему релизу Figi подписался на влиятельный нидерландский лейбл Bordello A Parigi, а заодно и как бы "определился с темой". Если на более ранних пластинках царила эклектика в диапазоне от фанка и электрик буги до хауса и брейкбита, то на "Fig. 1" мы уже слышим в основном диско и электро. В первой части – треки пожестче и помускулистее, тут на ум приходят сравнения c электроклэшем и электро-диско начала нулевых в диапазоне от Legowelt, Bangkok Impact и Алдена Тайрелла (Alden Tyrell) до The Hacker. Ближе к середине пластинки биты становятся помягче, а мелодии – помеланхоличнее, дальше мы слышим нежный семидесятнический спейс-балеарик ("Figs of Speech", "Whispers of Bliss") и романтическое спейс-диско ("Omex", "Love Echoes"). Все это особенно приятно слышать, поскольку музыка эта в последнее время как-то выпала из актуальной повестки.
37. Lindstrøm "Sirius Syntoms" (Feedelity)
Ханс-Петер Линдстрем (Hans-Peter Lindstrom) принадлежит к числу музыкантов, которым, что называется, не сидится на месте. Будучи главной звездой "нордического диско" (о котором даже сняли фильм), он норовит то съехать в совсем размазанный балеарик, то затеять коллаборацию с Тоддом Рандгреном (Todd Rundgren), американским рокером широкого формата из поколения семидесятых, то выдать довольно бесформенную лефтфилд-пластинку. Но есть ощущение, что делает все это он исключительно для того, чтобы на этом фоне все его диско-записи воспринимались как откровение. На "Sirius Syntoms" Линдстрем играет ровно то, чего от него ждут – жизнерадостное космик-диско с фирменными бесконечно восходящими секвенциями, создающими ощущение эйфории. При этом в рамках именно диско-формата норвежец пытается (и не без успеха) быть чуточку поразнообразнее – если прекрасный альбом "Smallhans" был, по сути, набором вариаций на одну тему, то на "Sirius Syntoms" есть и легкий крен в эйсид-хаус ("Thousand Island Man"), и расслабленные нежности с CR-78 ("Sharing A Change"), и залеты в семидесятые со струнными в завершающем альбом заглавном треке.
36. Yage "Mind Maps 6" (Touched Music)
Творчество группы The Future Sound Of London и её сайд-проектов (к которым относится и Yage) в последнее время чётко делится на серии. Одна из них – это "Mind Maps", где FSOL представляют свой взгляд на ремикширование. Обычно сборники ремиксов – это именно сборники, где каждый трек записан по отдельному поводу и как правило, выходил раньше на сингле или альбоме оригинального артиста. Здесь же Брайан Дуганс (Brian Dougans) и Газ Кобейн (Gaz Cobain) просто выбирают понравившиеся треки (как правило, из каталога лейбла Touched) и делают на них ремиксы. В шестой выпуск "ассоциативной диаграммы" вошли интерпретации треков Meat Beat Manifesto, Uf0, Heogen, Yunx, Galaktlan и (что особенно приятно) трек Стаса Ковалева и его проекта Keiss. Ну и по традиции, несколько собственных вещей. И если на недавнем сборнике "Trip Maps" FSOL звучали максимально психоделично, то здесь мы слышим их совсем с другой стороны, электронно-айдиэмной. И если бы не сэмпл-визитка "The Future Sound Of London", к которому мы привыкли еще по ISDN-трансляциям из 1990-х, FSOL в этих треках (то кислотно-нервических, то наоборот спокойных, гармоничных и даже оптимистичных) можно было бы и не узнать.
VA "FSOLDigital presents Trip Maps 3" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
FSOL продолжают максимально запутывать собственную дискографию. Помимо альбомов с двойной нумерацией ("Environments 7, часть 3" – как вам такое?), дуэт курирует сразу несколько серий не то компиляций, не то микстейпов. И если серия "Mind Maps", которая насчитывает уже пять выпусков, посвящена их ремиксам на других музыкантов, то место серии "Trip Maps" в корпусе их работ коллектива даже сложно адекватно определить. Можно сказать лишь то, что формально это компиляция, хотя большая часть (но не все!) композиций принадлежат самим FSOL, пусть и опубликованы от имени всевозможных сайд-проектов, зачастую придуманных на один раз и ради одного трека. Кроме этого, по звучанию "Trip Maps 3", как и более ранние выпуски серии, тяготеет скорее к психоделик-роковой ипостаси группы – тут много гитар, духовых, электрического пианино, живой перкуссии и даже проскальзывает вокал, но есть и многие черты FSOL-овского коллажно-синтезаторного сюрреализма. Если всё это окончательно не сбило вас с толку, добавим, что звучит альбом отлично: если электроникой Газ Кобейн (Gaz Cobain) и Брайан Дугани (Brian Dougans) нас в последние годы несколько перекормили, то новый рейд на территорию психоделии сильно освежает ощущения.
35. Rival Consoles "Landscape from Memory" (Erased Tapes)
За почти 20-летнюю карьеру Райан Ли Уэст (Ryan Lee West) успел попробовать себя в самых разных жанрах от техно и чиптюна до электро и эйсида. При этом всё это время (а за одних только полнометражных альбомов он выпустил девять) Rival Consoles издается на лейбле Erased Tapes, который прочно ассоциируется с неоклассикой и минимализмом. Кажется, после долгих поисков где-то к предыдущему альбому "Nos Is" Райан нашел-таки свой собственный звук и теперь достаточно строго его придерживается. "Landscape From Memory" – это синтез мелодичного сайдчейн-техно, геридж-ритмов, синтезаторных текстур в духе Тима Хекера (Tim Hecker) и в хорошем смысле "попсовых" секвенций а-ля Bicep. Одна из наиболее ярких черт этой пластинки – тембры современных аналоговых синтезаторов – слегка расстроенных, но имеющих совсем иной оттенок, чем классические "Муги" или "Оберхаймы". Так могли бы звучать Moderat или Floating Points, если бы решили двинуться от клубно-стадионного звука в сторону музыки для тихих интровертов, или Катерина Барбьери (Caterina Barbieri), если бы напротив решила покорять танцполы.
34. Dubree "Ratio et Сaritas" (Местность)
Уроженец подмосковного наукограда Черноголовка Виталий Дабри занимается музыкой уже более 10 лет, однако 2025-й стал для него своеобразной "точкой прорыва". Весной на лейпцигском Insectorama Records увидел свет альбом "Kosmische Edits by Dubree", где Виталий представил свои версии композиций резидентов лейбла, а теперь московский лейбл Местность выпустил и его соло-релиз. "Ratio et Сaritas" (что значит "Разум и любовь") располагается где-то в центре треугольника между дабом (или даже слегка диссоциировавшим даб-техно), эмбиентом и чиллаутным электро. Лет двадцать назад такой саунд продвигал немецкий лейбл Electrolux и его резиденты в диапазоне от JFC до Алекса Азари (Alex Azary) и Габриэля Ле Мара (Gabriel Le Mar). "Родным языком" Dubree остается даб (жители Черноголовки знают его еще и как организатора регулярных городских мероприятий "Саунд-система для всех"), но атмосфера наукограда волей-неволей настраивает на волну научной фантастики и ретрофутуризма, которые и определяют дух альбома. Здесь мы слышим мечтательные арпеджио в духе berlinschule 1970-х и многочисленные сэмплы из советских фильмов – и кажется, это лучший пример работы с "советским материалом" чуть ли не со времен Новых Композиторов.
33. Saint Etienne "International" (Heavenly Recordings)
Сент Этьен вот уже 35 лет несут бремя главной английской поп-группы для эстетов – в этой иерархии они стоят на одну ступень выше (чуть более эстетские и чуть менее массовые), чем их коллеги и соратники Pet Shop Boys. За это время группа написала уйму хитов (которые попутно ремикшировали лучшие электронщики планеты, например свой лучший ремикс в карьере Autechre сделали именно для Saint Etienne), но в последние годы музыка их становилась всё более эфемерной. Группу тянуло то в акустику, то чуть ли не в вейпорвейв, то и вовсе в spoken word. Казалось, еще чуть-чуть и Saint Etienne выпустят альбом полевых записей. Вместо этого группа решила поставить в карьере жирную точку и записать Последний Альбом (не означающий, впрочем, конец проекта как такового – музыканты обещают время от времени концертировать). По этому случаю Saint Etienne решили вернуться к корням и сыграть что-нибудь танцевальное, пригласив для этого целый оркестр продюсеров. Среди гостей – Том Роулендс (Tom Rowlands) из Chemical Brothers, Пол Хартнолл (Paul Harntnoll) из Orbital, Эрол Алкан (Erol Alkan), Винс Кларк (Vince Clarke), Реджи из Confidence Man и так далее. В результате получилось ровно то, что задумывалось – хороший электропоп-альбом, в котором гости помогают, но не тянут на себя одеяло. Особенно приятно, что вещи, записанные собственными силами (например "He's Gone", классический Сент Этьен в звуке 90-х, или "Dancing Heart", ностальгическое ню-диско) не уступают "продюсерским" хитам вроде "Glad" или "Take Me To The Pilot"). Есть и прекрасные номера, записанные с участием людей не слишком известных – например, в создании диско-бэнгера "Save It For A Rainy Day" группе помогал Адам Хант (Adam Hunte) из синтвейв-группы Flash Cassette. Хороших танцевальных треков здесь настолько много, что диско-грув даже перевешивает фирменную Saint Etienne'овскую грусть, но и ей тут место находится ("Fade", "Sweet Melodies"). В общем, если это и впрямь лебединая песня, то дай бог так прощаться каждому.
32. VA "Sixty -ˈSɪk.Sti" (Analogical Force)
Юбилейный, шестидесятый релиз мадридского лейбла – сборник, устроенный по принципу "все флаги в гости будут к нам". Здесь есть и привычная для Analogical Force публика вроде Роландо Симмонса (Rolando Simmons), RTR, Voiron или Джеймса Шинры (James Shinra), и "люди в масках" (за проектом Quetа скрывается автор примерно сотни альбомов The Jaffa Kid, а под вывеской Meta Prorgam обнаруживается Bewwip) и совсем "олды" вроде резидента Skam по имени Mr. 76ix и давно не напоминавшего о себе москвича Novel23 (представленного тут, впрочем, старым треком). Но самая, пожалуй, интересная группа артистов – это не то, чтобы новички, но персонажи не слишком раскрученные – Naqara (его трек звучит как лучшие образцы позднего Афекса), M.E.R.S (мелко нашинкованный ритмично заедающий drill'n'bass) или Gherat (образцово-показательная светлая IDM-грусть в духе раннего Toytronic). Да и вайб всего сборника в целом вышел несколько более домашним и меланхоличным, чем обычно ждешь от Analogical Force – чуть меньше кислоты и захлебывающихся пулеметных ритмов, чуть больше минорных синтезаторных мелодий, для исполнения которых хватит пары пальцев.
31. Clark "Steep Stims" (Throttle Records)
После двух предыдущих пластинок я было всерьез забеспокоился, что Кларк решил пойти дорожкой Саши Ринга (Sascha Ring) aka Apparat и полностью переключиться на хрупкие песни по заветам Тома Йорка (Thom Yorke). Мои опасения частично развеял берлинский лайв годичной давности, где Крис бомбардировал зал энергичным брейкбитом, но одно дело концерты, а совсем другое записи. Тем не менее, пилотный сингл с этого альбома, звучащий как синтез классического IDM-Кларка с тем самым брейкбитом, вселял сдержанный оптимизм и, как оказалось, не зря. "Steep Stims" – это, как говорят в таких случаях, "возвращение к форме", откат куда-то к звучанию безымянного альбома десятилетней давности. Здесь мы слышим примерно всё то, за что мы и полюбили Кларка – нервическое техно со слегка расстроенными синтезаторами, угловатый IDM с нелогичными мелодиями, короткие эмбиент-зарисовки, плюс (и это уже скорее в новинку) – тот самый брейкбит, слои сэмплированных брейков, придающих музыке живости и органики.
30. Stereolab "Instant Holograms On Metal Film" (Warp Records)
Вернувшись после 15-летней паузы, Тим Гейн (Tim Gane), Летиция Садье (Laetitia Sadier) и их товарищи продолжили ровно с той точки, на которой история прервалась. Здесь мы снова слышим фирменный стереолабовсий гибрид краутрока с поп-музыкой шестидесятых: монотонные моторик-ритмы, жужжащие гитары в разных каналах чуть ли не как у ранних Битлз, стильно-старомодные клавиши (почитать список использованных инструментов от мелотрона до Roland System 100M – отдельное удовольствие), нежные духовые и, разумеется, мелодичный и ни на кого не похожий голос Летиции. Поп-музыка для эстетов как она есть.
29. Lynyn "Ixona" (Sooper Records)
Lynyn – имя сравнительно новое (это всего лишь второй лонг-плей проекта), однако стоящий за этим псевдонимом американский музыкант Колин Мэки (Colin Mackey) активен уже не первый десяток лет и записывался как сольно, так и в составе мат-роковых групп Monobody и Loose Lips Sink Ships. Интересно, что базируются обе группы в Иллинойсе, а так что вполне возможно, что Колин знаком с Сэмом Прекопом или как минимум выступал с ним на одних и тех же мероприятиях. Сольные релизы Lynyn звучат, однако, совсем иначе. "Ixona" начинается как Burial-образный future garage, однако затем раскручивается в музыку более рваную и одновременно с этим более энергичную. Это скорее крайне замысловатый брейкс и броукен-бит, который то и дело норовит перейти грань с IDM. На ум приходят сравнения то с Lanark Artefax, то с Djrum, то со Squarepusher. При этом где-то глубоко в этом нагромождении деталей закопан электрофанк, который придает трекам очень заметный (и в общем приятный) американский оттенок.
28. Anderdog "Way Of The Dog" (SEALT/Местность)
Четвертый соло-альбом Anderdog для лейбла Местность и первый, изданный еще и на пластинке – за виниловое издание отвечает отметивший в этом году 15-летие московский лейбл SEALT. Альбом привычно сочетает две ипостаси Дениса – разухабисто-джангловую ("Way Of The Dog" с сэмплами из кунг-фу боевиков, "Tiger Style" с необычным сочетанием трубы с кислотными рифами, "Fury Of The Pack" с отсылками к олдскульному хип-хопу, "Through The Forest" с приятно журчащими арпеджио) и меланхолично-айдиэмную ("Unbroken Spirit", "The Final Leap" и разумеется "World Of Tomorrow", едва ли не самый яркий трек в текущей дискографии Anderdog). Ну и особенно приятно, что почерк автора, как обычно, узнается по двум нотам - иметь настолько выраженную индивидуальность в 2025-м удается буквально единицам.
Anderdog & Dessin Bizarre "Imagine" (Местность)
Коллаборация двух друзей, на первый взгляд принадлежащих к немного разным мирам. Денис Рыжов (Anderdog) предпочитает сверхскоростной дрилл-н-бейс и IDM, Иван Краснов (Dessin Bizarre) создает при помощи модульных синтезаторов спокойно-величественные саундскейпы с легким этническим привкусом (что уже само по себе необычно, поскольку мир модулярщиков – это чаще всего про нойз, электроакустику или в крайнем случае техно). Вместе у Ивана и Дениса получается этакое "приайдиэмленное даунтемпо" – музыка по природе своей доступная и гармоничная (на ум порой приходят параллели с Bonobo или спокойной стороной лейбла Anjunadeep), но поданная как бы слегка на экспериментальный лад. Биты похрустывают, клавишные партии рассыпаются глитчевой крошкой, а где-то на заднем плане скромно, но отчетливо булькает TB-303. И тут уже пространство ассоциаций совсем другое – где-то неподалеку Tipper, Kilowatts или даже чиллаутный Kettel.
27. Oneohtrix Point Never "Tranquilizer" (Warp Records)
В поисках новых идей Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) уходил всё дальше от сюрреалистического эмбиента, принесшего ему успех на рубеже нулевых-десятых. Видимо поняв это, на альбоме "Tranquilizer" он решил сделать несколько шагов назад и вернуться если и не звуку своих малотиражных пластинок 2000-х, то хотя бы к диску "Replica". В основу этой работы легла гигантская бесплатная библиотека сэмплов для прикладной музыки, фрагменты из которой он зачастую выбирал случайно. Творческой задачей Дэниела было собрать из банальных ингредиентов (вроде саксофонных рифов или фортепианных переборов) что-то, обладающее обликом и душой, и в этом он вполне преуспел. Помимо сходства с более ранними, классическими дисками OPN, "Tranquilizer" здорово напоминает FSOL, работающих в манере такого же коллажно-фрагментарного сюрреализма. Но если те предпочитают звуки породистые и аналоговые, то Лопатин намеренно ищет их на "цифровой помойке". Музыка у него получается вполне благозвучная, но практически лишенная традиционного нарратива – красивые картинки сменяют друг друга как в психоделическом слайд-шоу. К тому же, в отличие от FSOL, которые смотрят в будущее, у Лопатина снова получается его фирменная хонтология, музыка с ощущением какой-то тревожной фантомной ностальгии. Если технически "Tranquilizer" это несомненный "прог", один большой наворот, то эмоционально эта пластинка ближе всего подходит к изобретенному самим же Лопатиным вейпорвейву, и конкретно к альбому "Eccojams", изданному под именем Chuck Person. Немного отдает фан-сервисом, но именно этот альбом, в отличие от нескольких предыдущих, хочется включать снова и снова.
26. Orkun A. "Spirit Frequencies" (Not On Label)
Еще одна новинка от музыканта, до этого в "проверках" не упоминавшегося. Собственно, какой-либо информации об Orkun A минимум. Известно, что музыкант живет в Турции, его дискография насчитывает с десяток релизов (в основном, короткометражных), изданных в течение трех последних лет, а в списке оборудования скромно указан синтезатор Arturia Microfreak. Меж тем, музыка у Оркуна совершенно прекрасна, "Spirit Frequencies" – это смесь журчащей и пульсирующей "берлинской электроники" 1970-х и возвышенного космо-эмбиента, поданная на современный лад с легкой примесью лоу-фая и хонтологии – с грязноватым ревером и "неканоническими" тембрами, совсем не похожими на породистую аналоговую классику. Где-то вспоминается ранний Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), где-то Тим Хекер (Tim Hecker), где-то Катерина Барбьери (Caterina Barbieri), при этом в такой компании загадочный турок совершенно не теряется.
25. Multiplex "Colour Kinetica" (The Bricolage Collective)
Камбэк из разряда неожиданных. Братья Кристиан и Рональд Дормон (Christian Dormon, Ronald Dormon) были активными участниками IDM-движения в конце 1990-х – начале 2000-х: издавались на Toytronic и U-Cover и выпускали ремикс-альбом со всей IDM-братией от ISAN и Monolake до Ёлочных Игрушек. Однако, как это часто бывает с героями "второй волны", после 2006-го группа залегла на дно, напомнив о себе лишь раз в 2021-м, когда под одной обложкой были собраны старые ауттейки и неальбомный материал. Не затронула их и волна переизданий, если не считать попадания трека "Angles" в чудесный сборник "Still In My Arms" лейбла A Colorful Storm. Камбэк, однако, вышел мощнейшим – уж не знаю, писали ли все это время братья что-нибудь "в стол" или взялись за инструменты с новыми силами, но по состоянию на 2025-й группа в превосходной форме. Первая половина "Colour Kinetica" напоминает о том, что Multiplex всегда любили электро, но никогда не занимались им всерьез, ходя где-то вокруг до около. Тут наконец целая серия энергичных треков на стыке электро и IDM – такую музыку всегда почитал, например, лейбл Pyramid Transmissions. Однако с пятой композиции ("Ache 1.5") начинается форменный угар. Тут Multiplex буквально переключают передачу и дальше мчатся в темпе рейверского и эйфорического IDM/брейкса/брейнденса. Тут в пору вспоминать и Uf0, и Vertical67, да и вообще лейбл Analogical Force в полном составе. Ну и конечно никуда не деться от сравнений с еще одним триумфальным возвращенцем Solar X. В общем, перед нами один из лучших IDM-релизов года и, наверное, лучшая пластинка в дискографии Кристиана и Рональда. Сразу несколько треков отсюда немедленно оправились в папку для диджей-сетов. И как же жаль, что альбома (пока?) нет на виниле.
24. Takuya Matsumoto "Vertical Stories" (Vibes And Pepper Records)
Такуя Мацумото занимается музыкой уже 25 лет и за это время успел выпустить немало пластинок в Европе, в том числе он работал с британскими лейблами Meda Fury и Fina, а также сразу с несколькими подразделениями нидерландского Clone Records. Всё это время Такуя ходил где-то вокруг да около дип-хауса, что едва ли удивительно, учитывая то, что в Японии вокруг этой музыки сложился настоящий культ – в одном только Токио работает с десяток рекорд-шопов, продающих исключительно дип-хаус. Тем не менее, на альбоме, выпустил который французский лейбл Vibes And Pepper, Мацумото неожиданно выдает очень широкую стилистическую палитру – тут есть и броукен-бит, и этакий глитч-гараж, и превосходный интеллигентный драм-н-бейс Squarepusher'овского разлива, и целая россыпь довольно разноплановых хаус-треков – есть тут и дип, и тек, и даже эйсид. Редкий пример пластинки, равноудаленной между клубным и домашним форматом.
23. Delia Derbyshire Appreciation Society "Psychedelia" (Six Degrees Records)
Общество почитателей Делии Дербишир (одной из ключевых фигур BBC Radiophonic Workshop и вообще ранней электронной музыки) – это дуэт двух британских клавишников, известных скорее сессионной работой. Гарри Хьюз (Garry Hughes) занимается музыкой с 1980-х и с тех пор успел поработать чуть ли не с сотней артистов в диапазоне от Bjork и Pink Floyd до Bananarama и Тины Тёрнер (Tina Tuner). Харви Джонс (Harvey Jones) имеет в активе работу с Донной Льюис (Donna Lewis), Крисом Ботти (Chris Botti) и… Борисом Гребенщиковым. Как это часто бывает, их собственная музыка сделана исключительно "для души", без каких-то амбиций покорить массового слушателя, и этим прекрасна. "Psychedelia" (третий по счету альбом DDAS) – это модульная электроника в её наилучшем виде – совсем без ударных и без залетов в нойз (эти ребята знают, как заставить старые железки звучать красиво), но и без "берлинских" клише. Корни здесь скорее в нью-эйдже тех времен, когда он был музыкой если не экспериментальной, то новаторской – ранних пластинках Сюзан Чани (Suzanne Ciani) или Майкла Стернса (Michael Stearns) с поправкой на чуть большее количество событий в единицу времени. С огромным удовольствием посмотрел бы на них живьем.
22. Sankt Otten "Tote Winkel" (Denovali)
Sankt Otten "Hymnen Und Helden" (Denovali)
Немецкая группа Sankt Otten, напротив, идет по пути электронного классицизма. С первых же нот альбома "Tote Winkel" ("Слепые пятна") на ум приходят ассоциации с Жаном-Мишелем Жарром (Jean-Michel Jarre), Клаусом Шульце (Klaus Schulze) и Kraftwerk времен "Autobahn" и "Radio Activity". Стринг-машины с фейзером, вокодерный голос, сверхжирный аналоговый бас, гитара с делеем а-ля Мануэль Гётшинг (Manuel Gottsching) и разнородный набор ударных от винтажной ритм-машины CR-78 до звуков рок-установки. Казалось бы, поляна эта исследована вдоль и поперек, но у Sankt Otten получается если не сказать на этом языке что-то новое, то по крайней мере выделиться на фоне коллег. То ли причиной тому та самая "жаррообразность" (почему-то Жарра "клонируют" куда реже, чем коллег-немцев), то ли дело в том, что Sankt Otten работают не только над формой (т.е. звуковой палитрой), но и над содержанием – тут всё в порядке и с мелодикой, и с драматургией треков, и главное – с их индивидуальностью. "Tote Winkel" – не джем, условно поделенный на 7 частей, а именно семь самодостаточных пьес. Бонусом к альбому (точнее, отдельным независимым релизом, но имеющим чуть менее важный статус в иерархии пластинок коллектива) к "Tote Winkel" прилагается "Hymnen Und Helden" ("Гимны и герои") – альбом кавер-версий на Дэвида Боуи (David Bowie), Донну Саммер (Donna Summer), DAF, A Flock Of Seagulls и, что особенно приятно, швейцарскую группу Grauzone. Тут, пожалуй, без чудес (скорее это похоже на зашедшую слишком далеко попытку развлечь себя в пандемию), но если вам близок звук Sankt Otten, послушать их интерпретации как минимум любопытно.
21. ENV(Itre) "Über Stock Und Stein" (Not On Label)
Карьера немецкого музыканта Мирослава Маевски (Miroslaw Slavomir Majewski) начиналась в первой половине 2000-х – он как бы по касательной успел застать вторую волну IDM и даже отметиться треком на сборнике "Cottage Industries 2" на лейбле Neo Ouija, но в основном пик его активности пришелся уже на середину-конец десятилетия, то уже есть на третью, чуть менее заметную волну. Он издал с десяток альбомов и ЕР на таких лейблах как Boltfish, Crazy Language и Detroit Underground, а также поработал с целой плеядой чуть менее известных издателей. В 2014-м он наконец выпустил лонг-плей "Lapislazuli" на Touched, тем самым вписавшись уже в современную IDM-сцену, после чего на десять лет исчез с радаров. Его самиздатный камбэк-альбом "Über Stock Und Stein" ("По горам и долинам") – это возвращение на двадцать с лишним лет назад, в благословенные времена Musik Aus Strom, Merck и Neo Ouija, когда IDM идеально описывался формулой "борьба ритма и мелодии" – хрустящий и скрежещущий бит плюс лаконичные, но яркие наивно-сентиментальные клавишные мелодии. Давно я так не радовался классическому IDM-звуку – тот случай, когда альбом прекрасен именно своей "несвоевременностью".
20. JakoJako "Tết 41" (Mute)
Отношения с музыкой этой берлинской барышни у меня раньше не складывались – я несколько раз попадал на её выступления на фестивалях, и там она как правило играла довольно унылую техно-колотуху. Однако тэг "эмбиент" и Mute в качестве издателя заставили меня всё же ознакомиться с её новым альбомом, и он оказался приятным сюрпризом. "Tết 41", записанный во время и под впечатлением поездки во Вьетнам – это даже не столько эмбиент, сколько современный модульный нью-эйдж, синтезаторный минимализм для нео-хиппи. Музыка, которая приятно журчит и переливается канителью разреженных секвенций и арпеджио, но при этом совершенно не похожая на Tangerine Dream и прочих берлинских классиков. Если у тех получалось масштабно и тяжеловесно, то JakoJako напротив звучит легко и ажурно – тут нет ни жирных увесистых пэдов, ни баса, ни каких-либо других звуков, способных "приземлить" аранжировку. А вот параллели с пульсирующим эмбиентом девяностых типа Джеймса Бернарда (James Bernard) то и дело возникают, но даже отдельных звуков у Сибель как будто в десять раз меньше.
19. MPU101 "MPU106" (Ilian Tape)
Баварский анонимный продюсер MPU101 выпускает примерно по альбому в полгода и ухитряется при этом с каждым релизом всё хорошеть. Шестой выпуск в серии безымянных пластинок – продолжение эмбиентно-хонтологической темы. Когда-то эта история начиналась с удачного подражания "Geogaddi", но с тех пор ушла достаточно далеко. "MPU106" – это короткие и лаконичные, но предельно яркие и выразительные пьесы без единого перкуссионного звука, построенные вокруг несложных секвенций. Ближайшая аналогия – сольные записи Стива Хошильда (Steve Hauschuldt). Вроде бы сплошная простота и минимализм, но каждая нота и каждый тембр с лёгким детюном, каждое соло и каждая секвенция с едва заметным глайдом здесь на своём месте.
18. HOLOVR "Dream Tides" (Indole Recordings)
С музыкой Джимми Биллингема (Jimmy Billingham) aka HOLOVR я познакомился не так давно, но с тех пор он успел стать одним из моих теневых героев. Его карьера стартовала в начале 2010-х – тогда Джимми под разными именами издавал по несколько (порой до десяти) альбомов в год (как правило на кассетах), и звучала его музыка как смесь эмбиента, нью-эйджа, берлиншуле и несколько бесформенного лоуфая – короче говоря, типичное "кассетное подполье" в лучшем виде. Тогда же Беллингем успел отметиться релизами сразу на нескольких важных для сцены лейблах, включая Opal Tapes и Constellation Tatsu, а в 2016-м даже выпустил пластинку на шотландском Firecracker Recordings. К 2020-м его творчество несколько "образмерилось" – писать он стал меньше, а спонтанность в его треках сменилась продуманностью и тщательно прописанными аранжировками. "Dream Tides" – это неторопливо журчащее и пульсирующее эмбиент-техно по заветам чиллаутного саунда первой половины девяностых (на ум приходят сравнения с тогдашней продукцией лейблов Recycle Or Die, Rising High и Instinct Ambient), но если музыка тридцатилетней давности, даром что принадлежала к рейв-континууму, звучала чаще всего задумчиво и порой даже тревожно, то у HOLOVR среди космических пейзажей нет-нет да и проскочит наивный рейверский оптимизм.
17. Prins Thomas "Thomas Moen Hermansen" (Prins Thomas Musikk)
За 20 лет карьеры норвежец Принс Томас показал себя музыкантом крайне разнообразным. В его дискографии есть и даб, и краутрок, и эмбиент-техно, и hi-NRG, и даже транс. Но всё же его родной язык – диско, неспроста вместе с Линдстремом (Lindstrom) и Тоддом Терье (Todd Terje) он составляет большую троицу патриархов норвежской диско-сцены. Поэтому каждое возвращение Томаса к корням – маленький праздник, и альбом, названный его паспортным именем – как раз такой случай. Здесь мы наконец слышим классическое нордик-диско, всё еще чуть более живое по сравнению с тем же Линдстремом, но довольно энергичное (Томас не против иногда уйти в зону отчаянно низкого BPM, но не в этот раз) и оптимистичное по духу. Наивно-романтические мелодии и мускулистые кислотные рифы – не то, к чему мы привыкли в его пластинках, но здесь весь этот арсенал он использует просто блестяще. Спрашивайте в новогодних плейлистах, благо пластинка вышла в декабре и не успела толком попасть ни в какие обзоры.
16. Quadrophonia "Warp Factor 1 On Lunar Acid" (Nocturbulous Records)
Французский лейбл Nocturbulous, продвигающий танцевальное звучание конца прошлого века в диапазоне от диско и нью-бита до техно, неожиданно зашли с козырей и выпустили потерянный бриллиант европейского рейва, второй и последний альбом бельгийского проекта Quadrophonia, записанный в 1993-м, но так тогда и не выпущенный. Стоящие за проектом Люсьен Форт (Lucien Foort) и Оливье Абелоос (Olivier Abbeloos) – выходцы из нью-бит тусовки, но наибольшего успеха добились как раз на рейв-сцене в начале 1990-х. Дебютный диск Quadrophonia "Cozmic Jam" гремел на танцполах, а синглы с него даже иногда прорывались на радио. Quadrophonia, вместе с другим проектом Абелооса, T99, нащупали идеальный баланс между андерграудом и музыкой если не для масс, то для очень больших площадок. В Британии на подобном поле играли The Prodigy, в штатах – молодой Moby, а в Бенилюксе этот фланг составляли Lords of Acid, LA Style, T99 и Quadrophonia. Но если в 1992-м бельгийский рейв гремел по всей Европе, то в 1993 он как-то незаметно проиграл конкуренцию новым течениям, шедшим из Британии (джангл и прогрессив-хаус), Нидерландов (хардкор), Германии (транс) и так далее. В результате второй альбом Quadrophonia было решено даже не издавать – слишком уж от него в 1993-м разило "ушедшей эпохой". Меж тем, "Warp Factor 1 On Lunar Acid" – это вовсе не "Cozmic Jam, дубль два". Это музыка чуть более сложная, атмосферная, не лишенная влияний транса, трайбал-хауса и даже эмбиент-техно, при этом в основном это мрачно-футуристический брейкбит с речитативом – штука сама по себе весьма редкая. "Warp Factor 1 On Lunar Acid" - не столько альбом рейв-хитов, сколько пластинка целостная и концептуальная, на которой при этом есть рейв-хиты. Случись Quadrophonia быть британцами и подписаться на XL Recordings, эта штука могла бы иметь эффект "Music For The Jilted Generation", но в результате фишка легла иначе, и мы услышали этот альбом спустя 32 года. Спасибо и на том, могли бы ведь и не услышать вовсе!
15. Simon Littauer "Modular" (Katharsis)
Новый музыкальный год начинается большим сюрпризом – выдающейся пластинкой от артиста доселе совершенно неизвестного. Не то, чтобы датчанин Симон Литтауэр был абсолютным дебютантом – в его активе есть и участие в рок-группе Broke, и даже электронный соло-альбом, изданный в 2017 году на кассете. Но всё это происходило будто бы в прошлой жизни, из которой его новый диск совершенно не вытекает. "Modular" (записанный, как нетрудно заключить из названия, в основном при помощи модульной системы) – это сложная и глубокая музыка на стыке обновленческого брейкбита, модернового IDM в духе Lanark Artefax, дрилл-н-бейса и интровертной меланхолии а-ля Arovane. Хорошо тут буквально всё – эта запись идеально сбалансирована. Заковыристый саунд-дизайн здесь идет рука об руку с мелодизмом и гармонией, а модерновый звук с раскатистыми басами замешан с ностальгией по девяностым.
14. Galaktlan "Helemental" (Touched Music)
Эстонец Таави Лаатсит (Taavi Laatsit) пластинки выпускает нечасто – его предыдущий альбом "En Garde" (занявший второе место в списке лучших альбомов года по версии "Проверки") датирован 2018-м. Однако редкость релизов, как и в случае, например, с Bola, компенсируется их качеством, и "Helemental" тоже сразу метит в верхнюю часть годового топа. Относительно "En Garde" этот альбом звучит чуть более сдержано и меланхолично, но фирменный мелодизм Таави на месте. Еще одно достоинство альбома – чуть более широкая стилистическая палитра. Помимо классического m3rck-style IDM по формуле "неторопливо похрустывающие биты плюс лаконичные сентиментальные мелодии", во второй половине альбома мы слышим и рейды на территорию Boards Of Canada, и чуточку кислотного электро, и пронзительное соло на трубе, и даже трек в стиле Сэма Баркера (Sam Barker).
13. Holden & Zimpel "The Universe Will Take Care Of You" (Border Community)
Успевший зарекомендовать себя с лучшей стороны дуэт Джеймса Холдена (который в последнее время совсем отошел от клубной электроники в пользу модульной психоделии и коллабораций с живыми музыкантами) и польского джазового кларнетиста (который нередко играет и на более экзотических духовых) Вацлава Цимпеля. Цимпель, в свою очередь, в пространстве электроники человек совсем не чужой – на его счету есть несколько совместных пластинок с Shackleton, да и с Холденом они сотрудничают еще с конца 2010-х, успев несколько лет назад записать отличную ЕР и съездить в совместный тур. С годами Холден всё дальше отходит от четких форм и структур, на "The Universe Will Take Care Of You" нет уже не только ударных, но и сколько-нибудь ощутимого грува. Журчание холденовских модуляров и дудки Цимпеля сливаются в какую-то абстрактную текстуру, от которой веет не то джазом, не то хипповскими шестидесятыми, очень ранним краут-роком или даже академическим минимализмом ("Incredible Bliss" – вполне явный оммаж Стиву Райху), который в свою очередь вдохновляется традиционной музыкой Азии и Африки. Есть в этой пластинке какая-то приятная "первобытность", даже тембры здесь какие-то неизбитые – это электроника из альтернативной вселенной, где никогда не было группы Tangerine Dream.
12. Lorenzo Montana "Return To The Labyrinth" (Not On Label)
C 2010-го по 2012-й Лоренцо Монтана выпустил серию из пяти альбомов под общим названием "Labirynth", записанных совместно с патриархом эмбиента и боссом лейбла FAX Питом Намлуком (Pete Namlook). Серия вышла настолько хорошей, что во многом поспособствовала возвращению подрастраченной было репутации лейбла, и наверняка продолжилась бы, но в 2012-м Пит скоропостижно скончался. Монтана с тех пор сделал впечатляющую карьеру и выпустил два десятка пластинок, и вот теперь наконец решил снова войти в лабиринт. Новый диск продолжает серию не только названием и обложкой, но даже и сквозной нумерацией треков, первый из которых имеет номер XXXVIII (38). В лабиринте Лоренцо снова не один, но партия заметно разрослась – каждый трек записан совместно с кем-то из резидентов FAX. Среди соавторов Dr Atmo, Мик Чилледж (Mick Chillage), Gate Zero, Spyra, Кристиан Шек (Krystian Shek) и другие. Альбом открывает совместная работа с Higher Intelligence Agency и этот трек идеально задает настроение пластинки. Мы снова оказывается в центре треугольника "IDM – эмбиент – медленное электро", где ритм задает неторопливая и отодвинутая на второй план перкуссия, но относительно оригинальных "лабиринтов" новая часть звучит темнее и минималистичнее. От этого (а также от созданного коллабораторами тембрального и мелодического разнообразия – тут мы слышим не только фирменные факсовские аналоговые машины, но и гитары) пластинка только выигрывает – кажется, в плане выразительности это абсолютно лучший релиз в дискографии Лоренцо, а также первый претендент на титул электронного альбома года.
11. Barker "Stochastic Drift" (Smalltown Supersound)
Берлинский музыкант Сэм Баркер заслужил статус одного из самых многообещающих электронщиков еще 6 лет назад, после того как лейбл Ostgut Ton выпустил его дебютный лонг-плей “Utility”. Казалось бы, куй железо пока горячо, развивай успех пока тренд на неотранс не остался в прошлом. Вместо этого Сэм погружается в студийную работу и за следующие 5 лет выпускает всего две ЕР, попутно переместившись на широкоформатный норвежский лейбл Smalltown Supersound. Несмотря на то, что с момента выхода “Utility” прошло 6 лет, Сэм продолжает историю практически с того же места, где закончился его предыдущий диск. На “Stochastic Drift” мы слышим яркий и хитовый, при этом крайне затейливо спродюсированный неотранс без бочки. Время от времени от генеральной линии Баркер отклоняется в сторону даб-техно (такого же легкого, воздушного и “безбочечного”) или пульсирующего эмбиента "под девяностые", а связующими элементами между этими формами остаются красота, эйфория и создаваемый без помощи ударных мощнейший грув.
10. Wagon Christ "Planet Roll" (De:Tuned)
Из всей первой IDM-волны Люк Вайберт (Luke Vibert), пожалуй, наиболее активен и продуктивен. Под разными именами у него стабильно выходит по несколько пластинок в год в самых разных жанрах от диско до брейнденса и IDM. Однако появление его на бельгийском лейбле De:tuned (где очень тщательно работает quality control и все релизы варьируются от "очень хорошо" до "гениально"), да еще и с проектом Wagon Christ – это, конечно, событие. В какой бы жанр Вайберта ни занесло (а “Planet Roll” можно описать как смесь даунтемпо, диско и броукен-бита), музыка его узнается буквально по трем нотам, и главная её черта – очень своеобразное, эксцентрическое (это роднит Вайберта с его давним приятелем Aphex Twin) чувство юмора. Здесь Люк выдает максимум веселой и дурашливой, несколько абсурдной сэмпладелики. Есть в этом коллаже из голосов и эстрадных ретро-лупов что-то глубоко питерское: вспоминается буквально весь канон от Ножа для Фрау Мюллер и Новых Композиторов до Чугунного Скорохода и чуть ли не группы 2ва Самолета. Лучшая пластинка чтобы поднять настроение хмурым осенним вечером.
9. Steve Hauschildt "Aeropsia" (Simul Records)
Экс-участник трио Emeralds и – уже в сольной ипостаси – один из ярчайших эмбиент-музыкантов 2010-х молчал целых шесть лет, его предыдущая пластинка "Nonlin" вышла еще до пандемии. С тех пор Стив успел переехать из Штатов в Тбилиси и даже открыть там собственный лейбл. Альбом "Aeropsia" (так еще называют неврологический синдром – напоминающие снег помехи при зрительном восприятии) с одной стороны логически продолжает линию пластинок 2010-х (то есть выдерживает очень высокий стандарт), с другой – звучит настолько разнообразно, насколько разнообразно может звучать эмбиент. Тут есть и эпические пьесы с живыми струнными в духе "An Ending (Ascend)" Брайана Ино (Brian Eno) ("Inertia & Refugia"), и неотранс по заветам Сэма Баркера (Sam Barker) ("Your Call Is Important"), и нечто на грани нью-эйджа и неоклассики ("Aeropsia"), и типично хошильдовский "уютный berlinschule в мажоре" ("Dividua", "Slipping"), а закрывает альбом монументальная и почти неподвижная 21-минутная пьеса "Amongst Automata". И если обычно эмбиент – это музыка холодная и отстраненная, то у Хошильда как ни у кого другого получается делать его эмоциональным и эмпатическим.
8. Kettel "Dubio" (Aquatic Ape)
Альбом, выросший из саундтрека к одноименной игре-головоломке, но здесь ключевое слово именно "выросший". Это не просто набор коротких "прикладных" пьес, какими часто бывают альбомы-саундтреки, а именно самостоятельная концептуальная работа, лишь отчасти опирающаяся на прикладные наработки. Kettel (в миру Раймер Айсинг) в последнее время сильно сбавил темп выхода релизов (предыдущий альбом "Dwingeloo Life Extension" датирован 2020-м и по большому счету прошел ниже радаров), и эта пауза помогла ему как бы изобрести себя заново – "Dubio" довольно радикально непохож на всё то, что Раймер делал ранее. Здесь нет ничего похожего на бодрый и оптимистический IDM, которым Kettel славился на рубеже нулевых-десятых, а от нью-эйджа, которым Раймер увлекался в последние годы, остались лишь следы и намеки. Вместо этого на "Dubio" мы слышим электронный сюрреализм в духе FSOL и породистые синтезаторные саундскейпы с отсылками к Вангелису (Vangelis) примерно 50-летней давности. При этом из таких ингредиентов Kettel приготовил не экспериментальное полотно, а идеально комфортную запись, слушать которую не только интересно, но и приятно. Оторваться от альбома невозможно хотя бы потому, что завершающий его ремикс от Secede хочется слушать в режиме бесконечного повтора.
7. For Those I Love "Carving The Stone" (September Recordings)
Проект дублинского музыканта Дэвида Балфа (David Andrew Balfe) оказался на радарах в 2021-м, когда вышел дебютный безымянный альбом For Those I Love. Речитатив с сильным ирландским акцентом сочетался там с замысловатыми электронными аранжировками, за что Балф тут же удостоился сравнений с The Streets. Два года спустя его главный хит "I Have A Love" ремикшировали Overmono – сначала трек успел стать хитом в их лайв-сетах, затем был выпущен отдельным синглом. И вот теперь – второй альбом, уже, можно сказать, долгожданный. Первая заметная особенность – вокал, который раньше доминировал в миксе, здесь как бы убран на второй план. Если дебютный диск был в первую очередь альбомом ирландского рэпа, то "Carving The Stone" – скорее электроника с вокалом. Слыша эти ломаные ритмы с обилием клавиш, сразу же думаешь об Orbital, которые тоже всегда любили коллабрации с этаким "пост-рэпом" типа Kneecap или Sleaford Mods. Впрочем, в музыке For Those I Love (чей голос интонациями и акцентом то и дело напоминает Билла Драммонда из KLF) как бы другой посыл – Sleaford Mods и Kneecap скорее про агрессию, тогда как музыка и тексты Балфа – скорее про эмоцию, рефлексию и мрачное самокопание. В этом он похож на другого героя альтернативного хип-хопа, покойного Брендона Уитни (Brendon Whitney), более известного как Alias.
6. Bochum Welt "JS" (BMG)
Новинка от итальянского IDM-патриарха. Джанлуиджи Ди Костанцо (Gianluigi Di Costanzo) в последнее время регулярно напоминал о себе переизданиями: CPU Records выпустил на виниле почти весь его классический каталог с лейбла Rephlex середины 1990-х. Однако нового материала от Bochum Welt мы не слышали целых 6 лет, со времен пластинки "Seafire". Новый альбом появился внезапно, без предварительных анонсов и выпущен был совместно с модным домом Жиль Сандер, где недавно заступил на работу новый креативный директор. Учитывая, что Bochum Welt родом из Милана, его связь с модной индустрией едва ли удивляет, но всё равно ход довольно необычный, особенно с учетом того, что музыка Джанлуиджи далека от массовости. Что же до звучания, то перед нами всё тот же узнаваемый Bochum Welt XXI века – короткие пьесы с лоуфайными битами и по-итальянски тёплыми синтезаторными мелодиями, еще более минималистичнми, чем то что он делал в 1990-е. Ударных здесь минимум – их шелест и шарканье чаще всего не более, чем задает ритм, а вот мелодические таланты Ди Костанцо здесь, как и всегда, раскрываются по максимуму – это музыка яркая, эмоциональная и порой даже сентиментальная.
5. Sam Prekop "Open Close" (Thrill Jockey)
Сэм Прекоп известен в первую очередь как важная фигура чикагской пост-рок школы (куда также входит группа Tortoise) и лидер коллектива The Sea And Cake, где Сэм играет на гитаре и поёт. Параллельно с этим он уже лет 10 выпускает электронные пластинки и чем дальше, тем они звучат интереснее. Альбом "Open Close" сделан на основе его лайв-программы, где Сэм играет исключительно на синтезаторах – как модульных, так и "традиционных". На альбоме лайв-сет облечен в строгую форму из шести пьес на грани синтезаторного минимализма, спейс-электроники, эмбиент-техно, транса и краут-рока. Стилей перечислено много, но по сути всё это об одном, "Open Close" – это секвенсорные петли, которые очаровывают не яркостью и сложностью мелодий и не насыщенностью аранжировок, а красотой синтезаторных тембров, атмосферой и гармонией. В чем-то этот альбом схож со звучанием другого Сэма, Баркера (Barker). Если же искать параллели к музыке Сэма в XX веке, то это даже не Стив Райх, а Эрик Сати – нот как будто мало, но слушаешь их с открытым от восторга ртом. Тот случай, когда электронная пластинка цепляет с первых же звуков и не отпускает до последних, синтезаторная музыка во всем великолепии, прямое попадание во все возможные топы.
4. Noumen “Altum” (Central Processing Unit)
Третий альбом украинского музыканта Андрея Везденко, верного резидента шеффилдского лейбла CPU. Пластинки Noumen выпускает нечасто, но перед каждой следующей придумывает какой-то новый для себя саунд, оставаясь при этом в рамках IDM. Его дебютный альбом звучал энергично до танцевальности и при этом максимально глитчево, второй норовил залезть в темную чащу цифрового авангарда, третий же проще всего описать как "мелодии в духе первых двух альбомов Autechre под ритмы а-ля "Chiastic Slide" и "Tri Repetae". При этом самое красивое в "Altum" – это даже не синтезаторные текстуры (с которыми тоже полный порядок), а та самая аутекроподобная грязь в ритм-секции. Саунд-дизайн здесь сделан на каком-то запредельно высоком уровне – в открывающей альбом 14-минутной (!) композиции "Olon" хочется вслушиваться буквально в каждый звук. Монотонный хип-хоповый бит, лаконичные мелодии а-ля сборник "Artificial Intelligence" и…. грязь, грязь, грязь, много прекрасной грязи. Дальше мы слышим и сбитый IDM-ритм, и даже электро, но звуковая палитра так и останется до боли знакомой – так звучали лейблы Warp, Skam и Musik Aus Strom в конце 1990-х. И самое удивительное, что за час с лишним альбом ни разу не "проседает" - каждый трек здесь на своём месте, так что после окончания диска рука сама собой снова тянется к кнопке "Play".
3. Voices From The Lake "II" (Spazio Disponibile)
Донато Доцци (Donato Dozzy) довольно регулярно фигурирует в топах "проверок", любой его релиз я жду с интересном, но камбэк одного из самых значительных его проектов, дуэта Voices From The Lake (где также принимает участие другой итальянский техно-продюсер Джузеппе Тилеччи aka Neel) превзошел все самые смелые ожидания. По обыкновению итальянцы играют неторопливую гипнотическую музыку с прямой бочкой, но если первый альбом ходил где-то вокруг эмбиента и препарированного хмурого и гудящего даб-техно, то второй – это уже в первую очередь воздушный и прозрачный минимализм, причем в его вполне академическом понимании. Подчеркнуто лаконичные мелодии переплетаются кольцами, перкуссия задает монотонный грув, погружающий слушателя в состояние медитации, а насыщенная картинка (где упор сделан не на гипнотический бас а на "летающие" средне- и высокочастотные звуки) создает ощущение почти визуального пространства. Но главная сила этого альбома в том, что "II" – это музыка умиротворенная и умиротворяющая, идеальный саундтрек для того чтобы привести себя в равновесие. Сделать настолько гармоничную во всех смыслах техно-пластинку (при всей условности употребления здесь термина "техно") – это прямо высокое искусство.
2. Cahl Sel "Traces" (Reflective)
Лейбл Reflective был основан в 1995 году Джоной Шарпом (Jonah Sharp) aka Spacetime Continuum и, несмотря на довольно скромную дискографию в полтора десятка релизов, успел занять важное место среди издателей эмбиент-техно, IDM, арткора и тому подобной умной и красивой электроники. Среди тех, кто издавался на Reflective помимо самого босса, были Velocette, MLO, Single Cell Orchestra, Subtropic и даже Майк Парадинас (Mike Paradinas) с проектом Kid Spatula. В нулевые и десятые лейбл практически бездействовал, а в 2022-м возродился со свежим релизом от Spacetime Continuum и парой пластинок нового артиста, работающего под именем Cahl Sel. Стилистически это был скорее дип-хаус, но явно наделенный в том числе и чертами эмбиента девяностых. Спустя три года после дебюта Cahl Sel выпускает долгожданный лонг-плей, и это уже та самая "умная электроника" во всей красе – замысловатые и будто бы не создающие грува ритмические рисунки для TR-808, эмбиент-текстуры и сюрреалистические синтезаторные секвенции – тот самый "ДНК старого Reflective", сделавший лейбл культовым. И тут стоит обратить внимание на одну важную деталь – под именем Cahl Sel скрывается не кто иной, как Джаспер Шарп (Jasper Sharp), приходящийся основателю лейбла и корифею эмбиент-техно сыном. Более явную преемственность трудно себе представить – музыка Джаспера на треки Джоны похожа порой до неотличимости, и это стоит рассматривать исключительно как комплимент. Конфликт поколений? Нет, не слышали. И ведь случай это далеко не единичный, например Анжело Репетто (Angelo Repetto), сын Марко Репетто (Marco Repetto) тоже прекрасный музыкант и играет в сходных с отцом жанрах от IDM до краут-рока.
1. Solar X "Divergent Sequences" (Art-Tek)
Мощнейший камбэк первого российского IDM-щика Романа Белавкина, уже много лет живущего и работающего в Лондоне. Это первый альбом Solar X аж за 26 лет и первый релиз (не считая переизданий и отдельных треков на сборниках) почти за 20 – новую музыку Роман последний раз выпускал в 2006-м году, когда его ЕР "Masters of Meanders" вышла на лейбле Hymen в составе бокс-сета "Travel Sickness". Новый альбом пока доступен только на компакт-диске, однако в сентябре нас ждет и цифровое издание. "Divergent Sequences" (название отсылает к представлению о музыке как о расходящейся математической последовательности) вообще сделан целиком по старым правилам безо всякой оглядки на стримминги. 18 (!) композиций общей длиной в 75 с лишним минут, длинное гранулярно-шумовое интро – здесь будто специально сделано всё для того, чтобы невнимательный слушатель прошёл мимо. Музыка при этом выше всяких похвал – перед нами тот самый классический Solar X рубежа девяностых-нулевых: рваные электро-ритмы, пулеметная перкуссия, духоподъемные, а порой и слегка дурашливые мелодии (музыку Романа всегда отличало особенное чувство юмора, лучший трек альбома в этом плане – "Let's Make Acid Together"), заедающий синтетический голос и щедро обработанные вокальные сэмплы, а также системные звуки из Windows и (вот это уже сюрприз) терменвокс Лидии Кавиной. Но главное – "Divergent Sequences" полон хитов: "A Where Is Thread", "Cycler", "Siemendy", "Brass Pet" и "Semi Rapid" прямиком отправляются в топ лучших вещей Solar X всех времен, а эйфорический сверхскоростной трек "Uma" идеально прозвучит в конце диджей-сета на большом рейве.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.






