
Мир "тёмного джаза" и его обитатели - «Новости Музыки»

Тёмный джаз – не слишком тёмный и не очень-то джаз. Представляем лучших представителей жанра, среди которых вы найдете много русскоязычных музыкантов
Проблема любого современного нишевого жанра заключается в сложности чётких его определений. Это касается и современного эмбиента ("ambient"), становящегося чем дальше, тем менее похожим на архетипную "Музыку Для Аэропортов" и электроники, которая давно включает в свой состав акустические инструменты, и того, что с переменным успехом называют то Тёмным Джазом (Dark Jazz) то Думом (Doom Jazz), то Нуарным Джазом (Jazz Noir).
Самая большая ирония состоит в том, что тёмный джаз – не слишком тёмный и не очень-то и джаз. По сути дела, это смесь инструментала, минимализма, эмбиента, пост-рока и джазовых элементов (саксофона, контрабаса) с одной-единственной задачей - создавать негромкие, но завораживающие звуковые полотна, идеально подходящие для затерянных баров больших городов в час, когда дневной шум спадает и уступает место ночной рефлексии.
Ещё одна отличительная особенность этого жанра – неуловимая "нуарная" атмосфера старого чёрно-белого кино 40-х/50-х, с детективным сюжетом, разочарованным главным героем за 40 и "роковой женщиной", от которой не стоит ждать ничего, кроме проблем.
А еще Dark Jazz - пожалуй, единственный жанр современной музыки, который русскоязычные музыканты активно помогают сформировать и пользуются в нем заслуженным успехом и авторитетом на мировой арене, а не просто считаются экзотическим дополнением к уже созданным другими направлениям (как в современном металле, синт-попе или пост-панке, например). Думаю, причина - в присущей нашей культуре любви к глубоким чувствам, минору, трагедии и любви к музыке старого кино.
Да и зародился Dark Jazz в его современном виде недалеко от бывшего Советского Союза - в Западной Германии, благодаря коллективу Bohren Und Der Club Of Gore, чья гипнотическая, тягучая музыка идеально передает мрачное атмосферное настроение. Затем подтянулись Северная Европа (Manet, E.E. Engström, Trigg & Gussett), Северная Америка (Michael Arthur Holloway, Lowering, Neonnoone), - ну, а затем и остальная Европа, Австралия и даже Япония.
Единственные территории, на которых нет ни одного дарк джазового коллектива - Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, Карибский Бассейн и Арабские Страны - всё-таки эта музыка продукт космополитизма и технологий.
Если я вас сумел заинтересовать - то входы в "кроличью нору" можно найти и на Apple Music, и на Spotify и, конечно, на самой крупной независимой музыкальной площадке мира Bandcamp. Нора эта, предупреждаю, глубока - каждый плейлист длится больше 10 часов, а всего в этом жанре более трехсот активных артистов, более пятисот студийных альбомов и ещё больше компиляций.
А сегодня давайте отдельно поговорим о русскоговорящих музыкантах этого жанра, и для удобства каждое имя будет сопровождать линк на подборку его треков.
Самый плодовитый - Bebopovsky. Столько альбомов dark jazz не выпустил никто. Там же в России - Dark Jazz Cafe Assembly, Cote Deserté, Fugu Quintet, Grey Tapes, Blackmole, Tundra Art Ensemble, Yojo, Low Kick Collective, Autger и Anton Ryazanov Project.
Движемся на запад. Беларусь представляют Dead Counterpoint Initiative, Corpsetalk, Bela Karloff и Unseeing.
Украина может похвастаться The Orchestra Of Mirrored reflections, Gamardah Fungus, Shadowed Silhouette, Эмбрион Бормана , Alex Falangi.
В Финляндии - Signature dark Label, с его основателем NEONNOONE, созданный выходцами из Екатеринбурга и Одессы, и Lowering - проект Кирилла Земскова.
Интроспективные, мрачные, утонченные - эти музыканты привнесли в джаз новое звучание. Интересно, что Jazz noir приобрел немало последователей в нишевых субкультурах. Это та музыка, которая находит последователей в сообществах фанатов готики, экспериментальной эмбиент-музыки или даже doom metal.
Дождитесь заката, наливайте свой любимый напиток и включайте Dark Jazz - музыку, которая не пытается быть громкой, хайповой, модной или “вирусной”, но очаровывает своей особенной атмосферой, искренностью и глубиной.