Торжество алармизма - «Новости Музыки»
Берлинский фестиваль L'Alarme в этом году уходит от джаза в сторону электроники, хип-хопа и даже боди-арта, но сохраняет экспериментальный вектор
L'ALARME FESTIVAL, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Идея посетить какой-нибудь фестиваль, ориентированный не на электронику, а на всякого рода новый, свободный и экспериментальный джаз, зрела давно, тем более что на одиночные концерты такой музыки я хожу много и с удовольствием. В Берлине такой случай наконец выпал – не то чтобы L'Alarme был стопроцентно джазовым фестивалем, скорее его область – эксперименты максимально широкого профиля. Но увидев в списке играющих Кита Даунса (Keith Downes), Метте Расмуссен (Mette Rasmussen), а также Далека (Dalek), можно было брать билет не особенно размышляя.
Длится фестиваль три дня, точнее три вечера, в каждый из которых программа начинается в 20-00 и длится почти до часу ночи, а то и дольше. Проводится L'Alarme в очень приятной площадке культурного центра Radialsystem на берегу Шпрее. Две сцены, Halle и Saal работают попеременно, каждая вмещает человек по 400-500. Первая, Halle – вполне традиционная рок-площадка с большой сценой и некоторым количеством сидячих мест на лестнице сзади (так был устроен в первой реинкарнации "Актовый зал"). Saal при этом напоминает площадку под мостом на Primavera Sound, где играли электронщики. Сцена здесь в центре, а зрители сидят (или стоят) по периметру зала вокруг неё. Отдохнуть и подышать воздухом можно выходить на очень приятную террасу с видом на реку, где работает винный бар, гордо указанный в программе фестиваля наравне с музыкантами. Во дворе работает импровизированный рекорд-шоп с отличным выбором нового джаза.
Публика здесь, как водится на такого рода фестивалях без чёткого формата, предельно эклектичная – молодежь от хипстеров-очкариков до татуированных неформалов, ветераны-рокеры и ветераны-джазмены (включая довольно пожилых людей в нарядах и мейкапе а-ля новая волна конце 1970-х), ну и всё что можно себе представить между этими стратами. В третий день даже встречаю здесь московских знакомых, чему едва ли приходится удивляться.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
EDWIN VAN DER HEIDE PRESENTS LSP — INTERSECTING PLANES
Даже не концерт, а скорее аудиовизуальная инсталляция с лазерным-шоу. Музыкант и видеохудожник сидят не на сцене, а в отдельном закутке рядом со звукорежиссером. Музыка напоминает не то Kim Cascone, не то доведенных до минималистического абсолюта Pan Sonic – этакие опыты по воздействию на слушателя пограничными частотами.
NO PLEXUS PRESENTS RITE OF PASSAGE
Две дамы с электроникой и вокалом. Биты похожи на молодую Arca, Haxan Cloak или Sophie, вокал – не то на Бьорк (
), не то на Лори Андерсон (Laurie Anderson), не то на Imogen Heap, когда певица особенно активно использует гармонайзер. Местами получается практически гиперпоп, местами – современный экспериментальный перформанс, этакое "hypercontemporary", которое идеально вписалось бы в формат площадки Sonar Complex. В какой-то момент вокалистка даже идет в народ и одну композицию исполняет из центра толпы.
VESLEMØY NARVESEN: TRIO HOLISTIC
Новое трио норвежской барабанщицы и перкуссионистки Вишлемой Нарвесен, куда кроме неё входит клавишник Кит Даунс (чей лайв мы буквально две недели назад слушали в венском соборе) и латвийская флейтистка Кетия Ринга (Ketija Ringa). Вот это уже долгожданный свободный джаз, при этом довольно разреженный – Даунс, который перемещается между роялем и хаммондом, периодически играет прямо-таки эмбиент, да и Ринга много использует расширенные техники, шуршит, шипит и шелестит. Очень здорово!
CARL-MICHAEL VON HAUSSWOLFF
Композитор, медиахудожник, а заодно и отец певицы Анны Фон Хаусвольф (Anna Von Hausswolff) с аудиовизуальным перформансом. Тут всё по классике - серьезный джентльмен в шляпе играет фактурный монотонный нойз, над ним – светящийся куб с геометрическими видеопроекциями. Действо больше из области медиа-арта, а не музыки, но почему бы и нет.
MOE FEAT. METTE RASMUSSEN & VESLEMØY NARVESEN
Норвежский джаз-панк проект бас-гитаристки и вокалистки Гуро Моэ (Guro Moe) и гитариста Ховарда Скасета (Havard Skasett), усиленный саксофонисткой Метте Расмуссен (известной как фри-джазовыми проектами, так и сотрудничеством с Godspeed You! Black Emperor) и всё той же Вешлемой Нарвсен на ударных. Музыка у них получается злая и бешеная, чем-то напоминающая наш Бром. Гуру Моэ свои тексты-прокламации даже не поёт или говорит, а орёт, что придает группе некоторое сходство с Pussy Riot. Мощно, хотя я бы наверное предпочел инструментальную версию. Но тут я наверное не показатель, у меня с давних пор сложные отношения с вокалом, особенно с таким :)
ДЕНЬ ВТОРОЙ
JOY GUIDRY PRESENTS RADICAL ACCEPTANCE
Джой Гвидри играет на фаготе, шумит электроникой и еще немного не то читает рэп, не то мелодекламирует. С ней внушительный бэнд – ударные, контрабас, тромбон, еще один электронщик, скрипачка и певица. Начинают они с чего-то агрессивного и крикливого, но затем сбавляют обороты и дальше гуляют где-то между спиричуал-джазом, госпелом и соулом (с приветами Арчи Шеппу и его "Attica Blues"), а также наиболее нежными вещами Камаси Вашингтона (Kamasi Washington). Получается уж очень эклектично (Джой к тому же много разговаривает с залом и концерт иногда превращается в некоторое подобие воскресной службы в американской церкви), но некоторые моменты хороши.
MEAT.KARAOKE.QUALITY.TIME
Следующим запуском в Zaal дают авангардную электронику. На сцене три музыканта, один из которых играет на электронных ударных и перкуссии, двое других – на замысловатых электронных дудках, подключенных к небольшим синтезаторам (не то к маленьким кастомным модулярам, не то к чему-то из современных компактных "мугов"). Получается этакий глитч-джаз – музыка очень затейливая и алогичная, но в отличие от большинства "лабораторной" электроники, построенная на живом ритме, который создает не секвенсор, а человек. Получается очень эффектно.
CLAIRE ROUSAY SOLO
Одинокая девушка с гитарой и лаптопом долго борется с техническими неполадками, после чего выдает предельно эклектичный получасовой перформанс. Начинает с полевых записей, продолжает эмбиентом и нойзом, затем берется за гитару, плавно переходит с индитроники на фолк-рок, а потом начинает петь… через автотюн. Максимум несочетаемых ингредиентов дают на выходе нечто совсем неубедительное. В момент, когда Клэр включает бит, ретируюсь в ужасе.
SUM
Всё страньше и страньше. Дуэт в составе трубача с электронной обработкой и даже не танцора, а скорее боди-артиста. Поначалу оба просто стоят, затем танцор начинает медленно и странно двигаться, а трубач издавать однотипные порывистые шумовые звуки. "Пш! Пш-пш-пш! Пшш-пшш!". Минут через двадцать становится скучно.
1 ABOVE MINUS UNDERGROUND
Lukas Koenig) на ударных, а также двумя электронщиками и тремя вокалистами, сменяющими друг друга. Перформанс начинается с соло-номера Виктории Шен (Victoria Shen), анимэшного вида блондинки с азиатским лицом, исполняющей нечто на стыке нойза и боди-арта. На себя она навесила множество звукоснимателей, тем самым как бы превратив тело в резонатор. Она расчесывает волосы, царапает ногтями крутящуюся пластинку (ходя в это время по залу с маленькой вертушкой!) а затем максимально эти звуки усиливает и пропускает через злобный овердрайв. Из этого вполне мог бы получиться отличный соло-перфонманс минут на сорок, но вскоре к ней присоединяются Кёниг с баабанами, а также Ник Хуммер (Nik Hummer) с модульным синтезатором. Но главное – всё это дополняется вокалом. Первой выходит Роджин Шарафи (Rojin Sharafi), которая даже не поёт, а скорее кричит или читает рэп, пропуская его через батарею агрессивных обработок (выходит по меньшей мере небезынтересно). Затем на её место заступает Элвин Брандхи (Elvin Brandhi), которая уже старается петь, но почему-то опять через автотюн, звучащий в этом контексте совершенно неуместно. Благо, вскоре место у микрофона занимает Уилл Брукс (Will Brooks) aka Dalek собственной персоной. Далек читает мощный и даже агрессивный, но в то же время очень четкий и техничный рэп. Вот ради чего стоило вытерпеть все малоубедительные представления середины вечера.
DÄLEK PRESENTS MEDITATIONS
Отчитав с группой трека четыре и выдав абсолютно лучшее выступление вечера, Уилл остается на сцене в одиночестве и для немногочисленных доживших, играет диджей-сет по мотивам своих микстейпов времен пандемии. Хмурый, медленный абстракный хип-хоп, местами с речитативом, местами с печальными трип-хоповыми мотивами. Достойно, но пожалуй пора домой.
От второго дня остается ощущение, что на этот раз организаторы явно переборщили с концептуальными выступлениями, подзабив на музыкальную составляющую, а главное – почти отказались от джаза, который до этого был краеугольным камнем "Аларма". Впрочем, завтра нас ждет еще один день и есть надежда, что баланс несколько выправится.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Начало программы задерживается примерно на час – у одной из групп опоздал самолёт. Залы закрыты, а многочисленная публика жмется в фойе, поскольку на улице моросит дождь. Дело доходит до того, что в верхний бар на террасе людей начинают пускать по принципу "один вошел – один вышел", как на переполненные концерты в маленьких площадках на некоторых фестивалях.
JASPER STADHOUDERS PRESENTS POLYBAND — CHAPTER II
В девять вместо восьми на сцене наконец появляется биг-бенд из 15 человек, ведомый нидерландским гитаристом Яспером Стадхудерсом. Начинают они с какого-то шумового шквала (что немудрено, учитывая, что в группе три ударника), но затем, не теряя резкости, добавляют музыке структуры и переключаются на рифовый фри-джаз в духе Матса Густафсона (Mats Gustafsson) и его Fire! Orchestra. Ужасно соскучился по такой музыке и ожидал, что тут она будет представлена более обширно, но спасибо и на том!
ROUSAY / REIDY
В камерном Saal премьерный концерт дает дуэт гитаристок Клэр Русэ (Claire Rousay), уже игравшей здесь вчера соло, и Джулии Рейди (Julia Reidy). Поначалу они исполняют тихую и очень немецкую (даром, что обе дамы американки) индитронику. Ленивый гитарный перебор, кассетный шум, немного электростатического треска – всё это навевает ассоциации с продукцией лейблов CCO, Morr Music и Tomlab начала нулевых. Где-то рядом Swod, Dictaphone и FS Blumm. Однако минут через двадцать Клэр опять начинает петь через автотюн, немедленно разрушая всю магию.
THOMAS ANKERSMIT PRESENTS 50 YEARS SERGE MODULAR
Первый инструмент Томаса Анкерсмита (среди достижений которого есть альбомы на Pan и Touch) – саксофон, однако в последнее время он активно экспериментирует с электроникой и здесь представляет специальный электронный сет к 50-летию системы Serge Modular. В записи его лайвы на "Сержах" звучали как харш-нойз, но на этот раз он неожиданно выдает нечто структурированное и даже красивое – эмбиент-минимализм в духе 12k, изящную канитель электростатической перкуссии в эстетике Rastor Noton и тому подобное. И всё это – на удивительной чистоты стерео звуке.
KASSA OVERALL PRESENTS “ANIMALS”
Джазовый барабанщик, рэпер, бэнд-лидер и даже номинант на "Грэмми" представляет здесь новый альбом, вышедший в мае на (как это сформулировал во вступительном конферансе куратор фестиваля) "обновленном Warp Records". Выступает он с живой группой, куда также входят пианист, перкуссионист, басист, а также заслуживающий (заслуживающая? с родами тут сложно, поскольку Томоки – небинарная персона) отдельного внимания Томоки Сандерс (Tomoki Sanders) с альт-саксофоном и перкуссией. И если фамилия кажется вам знакомой, то вы не ошиблись, отец Томоки – великий саксофонист Фароа Сандерс (Pharoah Sanders). "Эй, привет! Это из-за нас тут всё задержалось", начинает Кэсса, сразу представ в непривычном для L'Alarme образе харизматической поп-звезды, "Но за это скажите спасибо компании RyanAir. Есть тут кто-нибудь оттуда?". Играет группа этакий джаз-хоп или даже джаз-фанк, Кэсса читает рэп и немного поёт под сочные и вопиюще несовременные (в самом лучшем смысле слова) джазовые аранжировки, где баланс между грувом и замысловатыми кружевами джазовых соло выдержан где-то близко к идеалу. Томоки Сандерс здесь явно в роли "второй звезды" – много солирует, взаимодействует с публикой и даже в какой-то момент прыгает в зал.
RÊVE PARTI
Eve Risser), играющей на препарированном фортепиано и Адриана Бурже (Ardian Bourget), который отвечает за электронику. Его роль в проекте, впрочем, не очень ясна – похоже, он рулит обработкой, потому что весь звук, кажется, создает Ева. Она делает этакий "The Necks в одно жало" – танцевальный минимализм, практически акустическое техно – фортепианные петли она дополняет прямой бочкой, звук которой тоже извлекает из рояля. Играют Reve Parti почти в полной темноте, но рояль подсвечивается цветными фонарями, которые реагируют на звук. Это уже само по себе очень красиво, но где-то через полчаса к визуальным эффектам добавляется дым-машина и кажется, будто Ева играет на горящем рояле. Вскоре академический концерт превращается в маленький стихийный рейв – Ева и Адриан делают идеальную танцевальную музыку "для очкариков". Более удачного завершения для фестиваля трудно было придумать.
Третий день, как я и надеялся, с лихвой компенсировал недостатки второго, хотя в целом от фестиваля всё же есть ощущение, что в этот раз организаторы слегка "перемудрили", и маятник чуть сильнее нужного сместился от музыки в сторону перформанса, порой не слишком убедительного. В любом случае, опыт вышел крайне интересным, и L'Alarme, который, как гордо сообщил куратор, получил финансирование еще на несколько лет, стоит впредь держать "на карандаше".