Ниже радара: Petite Noir - «Новости Музыки»
Petite Noir: черная магия.
Petite Noir
Кто: Янник Илуга (Yannick Iluga)
Откуда: Кейптаун, Южная Африка
Лейбл: Double Six Records
Лет десять назад ко мне в руки попала книга, первые строки которой я помню наизусть до сих пор: «Вначале была река. Потом река стала дорогой, и дорога пошла в мир. А поскольку дорога однажды была рекой, она никогда не могла утолить жажду». Книга называлась «Голодная дорога». Написал ее Бен Окри – нигериец по происхождению. Для меня это был первый опыт близкого соприкосновения с африканской культурой – чуждой, непонятной, пугающей. Уже существенно позже я полюбила квелу, и в глазах Споукса Машияне (Spokes Mashiyane) и Лемми Мабасо (Lemmy Mabaso) увидела ту самую неутолимую жажду, о которой писал Окри. Есть она и во взгляде юного африканца Янника Илуги – он же Petite Noir.
Янник Илуга родился в Брюсселе. Его отец – выходец из Конго, мать родом из Анголы. Когда мальчику было шесть лет, семья перебралась в Южную Африку, да так там и застряла. Музыку Илуга любил с детства, но особой разборчивостью не отличался и слушал все подряд: от незатейливого поп-панка вроде Blink-182 и Sum 41 до китчевого R&B и почти комично модных The Smiths. Вместе со Споком Матамбо (Spoek Mathambo) он играл в электро-поп группе Popskarr – до тех пор, пока не понял, что пришло время отправиться в свободное плавание.
Покровителей Илуга нашел не сразу. Ими стали, как ни странно, оксфордские инди-рокеры Foals во главе с Яннисом Филиппакисом (Yannis Philippakis). Почти тезки Яннис и Янник познакомились в одном из клубов Кейптауна. Илуга туманно намекал на то, что Африка вот-вот родит нового исполнителя, чье имя будет золотыми буквами высечено на шершавой поверхности черного контитента. Филиппакис, конечно, не догадывался о том, что его новый приятель имеет в виду себя. Однако примерно через год он случайно услышал трек “Till We Ghosts” и узнал голос Илуги. В этом голосе было все: страсть, боль, нежность. И жажда. Филиппакис пришел в восторг и решил помочь талантливому новичку выйти на большую сцену. Первым шагом на пути к этой цели стало предложение сопровождать Foals в турне по Великобритании.
Хотя этнические мотивы угадываются в треках Petite Noir с трудом, распознать в нем африканца можно с первых же нот. Его музыка окутана флером тайны. Она переливается лучами безжалостного красного солнца, отраженными от зеркальной поверхности кейптаунских небоскребов. В ней – прозрачная духота пустыни, причудливо смешанная с влажным мраком тропического леса. Движения Янника Илуги напоминают ритуальный танец. В его походке – гулкие шлепки плоских мозолистых ладоней по туго натянутой коже барабана. Его гладкое лицо словно высечено из камерунского эбенового дерева.
Зарубежные критики наперебой кричат о том, что Petite Noir вообще ни на кого не похож. Я бы на их месте так не горячилась. Мне, например, кажется совершенно очевидным, что будущие синглы и лонгплеи Petite Noir следует ставить на одну полку с пластинками Neon Indian. Музыка Алана Паломо (Alan Palomo) кажется несколько надуманной, но в ее недрах пульсирует желание, которое и заставляет девочек биться в танцевальных конвульсиях. Работы Янника Илуги – тот же электронный афродизиак. Правда, если Паломо призывает всех радостно совокупляться в вихре конфетти и бликов от дискобола, то Илуга манит коротко стриженных нимф в томную зелень джунглей, где их уже поджидает уокло – африканский леший. И кто не спрятался – он не виноват.
Где можно услышать: Тур Foals и Petite Noir по Великобритании продлится до 3 декабря. 7 декабря Petite Noir выступит на фестивале Transmusicales в Ренне, Франция.