Сурковская пропаганда: в пещеры и норы уйдет караван - «Новости Музыки»
Павел Сурков под новый год рассказывает о музыкантах, которые ушли туда и вряд ли вернутся обратно.
Нет ничего лучше под Новый год, чтобы в очередной раз вспомнить старую-старую сказку. Режиссер Питер Джексон подарил нам эту возможность - на рождественских каникулах только ленивый не посмотрит первую часть "Хоббита". А, между тем, для многих музыкантов погружение в мир Средиземья - это не просто дань моде, а стиль жизни. Так что, дорогие девочки и мальчики, положу-ка и я вам под елочку несколько сказочек о хоббитах, рассказанных, вернее, спетых хорошими людьми.
Музыкальная мода на мохноногих полуросликов началась в далекие 70-е. Не удивляйтесь, но в свое время жестко толканулись Led Zeppelin. Всем знакомые вещи "Battle Of Evermore", "Ramble On" и "Misty Mountain Hop" - не что иное, как вольная фантазия Пейджа-Планта-Джонса на тему Средиземья! Ну вот, сами послушайте:
Но если у Пейджа с Плантом все получалось как-то иносказательно, мол, сами додумывайте, про что песенка, то гражданин Бо Ханссон (Bo Hansson) выпустил целый альбом "Music inspired by The Lord of the Rings". Наследникам Толкина, кстати говоря, пластинка понравилась, хотя записывая альбом Ханссон даже не поставил их в известность о том, что собирается поживиться на творчестве профессора. Надо сказать, что альбом довольно неплохо продавался и в среде как фанатов прог-рока, так и толкинистов (что естественно) приобрел статус культового. Эпический размах произведений Ханссона вполне соответствовал масштабу толкиновской эпопеи.
Если в 70-е от хоббитов, окров и гномов протащились прт- и прог-рокеры, то в 90-е годы в мир Средиземья нырнули металлисты. Главными специалистами по волшебному миру по праву считаются Blind Guardian чья пластинка 1998 года Nightfall In Middle-Earth" основана на "Сильмариллионе" - по сути, главной книге Толкина, в котором должны были быть описаны все четыре эпохи Средиземья. "Сильмариллион" Толкин писал фактически всю жизнь (и не завершил). Но зато книга вместила в себя и описания грандиозных битв, и любовных страстей, и космогонических процессов.
Помимо того, что Толкин создал гигантский мир, населил его разнообразной живностью - он еще и придумал языки орков, эльфов и гномов. Некоторые музыканты этим воспользовались. Группа Za Frûmi, например, выучила орочий язык и даже сочиняет на нем песни. Ни черта не понятно, конечно, зато завораживает. Говорят, что в Мордоре песни Za Frûmi регулярно занимают первые места в хит-парадах. Надо посоветовать Григорию Лепсу или Никите Джигурде сделать кавер!
Наши музыканты тоже не отстают от зарубежных - "Аквариум" еще в 80-е записал песню "Партизаны Полной Луны" с целым куплетом на синдарине - эльфийском наречии. В устах Бориса Гребенщикова этот язык зазвучал еще более музыкально, чем у настоящих эльфов. Любителям телешоу "Голос", кстати, понравится нижеприведенный видеоролик - подпевает Борису Борисовичу Севара Назархан.
Великий и ужасный Саруман, то есть, простите, актер Кристофер Ли (Christopher Lee), естественно, обожает Толкина. И хорошую музыку он любит тоже. Поэтому нет ничего удивительного в альянсе черно-белого мага и датского Tolkien Ensemble - музыканты играют собственные произведения и музыку Говарда Шора (Hovard Shore) из джексоновской трилогии, а сэр Ли с выражением читает авторский текст. Действует даже на тех, кто прохладно относится к творчеству профессора - магия Сарумана всесильна.
Самое интересное начинается, когда герои посвящают песни героям: невозмутимый Спок из Star Trek, он же Леонард Нимой (Leonard Nimoy) в 1968 году сочинил песенку "The Ballad Of Bilbo Baggins" и даже снял на нее клип. Помимо самого мистера Спока, то есть Нимоя, в клипе снялись остроухие жители планеты Вулкан, которым и гримироваться под хоббитов и эльфов особо не пришлось.
Ну что же - сказки рассказаны, подарки рассортированы. Самое время садиться за стол, зажигать свечи, а вместо скучного телеобращения сами-знаете-кого предлагаю спеть гномскую застольную песню. Всяко оригинальней и уж точно - веселей.