И свет во тьме светит - «Новости Музыки»
Doom Jazz, Dark Jazz, Noir Jazz - поговорим о мрачной и прекрасной музыке, которая создается интеллектуалами для интеллектуалов
Эта статья писалась в начале февраля, задолго до начала печальных событий. Я сомневался, стоит ли сейчас вообще рассказывать о музыке - всем известно, что, когда говорят пушки, музы молчат. Но общий настрой жанра, о котором я хотел рассказать, подходит моменту и настроению. Это идеальный саундтрек для полного и окончательного избавления от иллюзий. Наблюдая, как старый мир догорает с последними лучами заката и ища опору в объединяющей природе музыки, я расскажу вам о doom jazz.
Дело было в марте 2020 года - в Нью-Йорке тогда был самый жёсткий локдаун, количество кейсов COVID-19 росло не по дням а по часам и город стал мировым эпицентром пандемии. Буквально за пару дней город, бывший Меккой музыкантов всего мира, просто вымер. Две недели не выходя из дома, я начал искать интересную новую музыку и наткнулся на плейлист Doom Jazz. Это было нечто абсолютно удивительное для меня – музыканты, по большей части с хэви-металлическим прошлым, объединяются с саксофонистами и записывают медленную, тягучую, атмосферную музыку с подчёркнутым отсутствием амбиций - и от этого ещё более странную и самобытную. Так я открыл для себя целый пласт контркультуры который существовал все эти годы где-то за пределами мэйнстримовых стриминговых сервисов, тиктоков и инстаграмов, предсказуемо окопавшись на страницах Reddit и профилях Bandcamp. Для меня это такой новый "пост-рок" - музыка, написанная интеллектуалами для интеллектуалов, настолько увлекательная и засасывающая, насколько это возможно в рамках субжанра.
И вот теперь я рекомендую налить в стакан немного виски или красного вина, приглушить свет (в идеале светиться должен только и исключительно монитор вашего компьютера), включить наушники и дождаться пока город вокруг утихнет. И затем нажать на play.
Началось всё с Дэвида Линча, Анджело Бадаламенти и сериала Твин Пикс.
Заглавная тема настолько запала в коллективное подсознательное, а нуарная эстетика сериала настолько отличалась от всех остальных тв- продуктов начала девяностых, что предсказуемо породила культ Линча и сов, которые не те, чем кажутся.
Через пару лет после окончания сериала в Германии возникла первая, пожалуй, в истории даркджазовая группа, которая активно записывается и по сей день - Bohren Und Der Club Of Gore. Этот жанр сами немцы назвали Uneventful Music (музыка, где ничего не происходит) но хлёсткий термин даркджаз оказался прилипчевей.
После этого подтянулись скандинавы. Сначала норвежцы - ну а где ещё ночь по полгода в году, а самый популярный местный писатель пишет только и исключительно детективы про кровавые убийства, поигрывая при этом Black Metal (привет Йо Несбё!)?! В итоге мы получили прекрасный one man band Monet.
Затем к норгам присоединились соседи - замечательный шведский коллектив E.E. Engström & The Twin Street Tree Trunk Love Ensemble
И дуэт двух джазовых академистов Trigg & Gusset. Эти голландские джазовые ренегаты известны своей изобретательностью в сочетании со зрелым исполнительским мастерством. В 2020 году они как раз издали свой третий альбом "The Way In" - продолжение их всемирно известного "Adagio For The Blue". Оставаясь в сфере инструментального джаза, Trigg & Gusset умудряются постоянно поддерживать связь с миром электроники. Мощное исполнение деревянных духовых инструментов Гуссета волшебным образом сочетается с композиционными вывертами Тригга, совершенно уникальное сочетание стилей.
Увидев взлёт интереса к музыке Боренов в клубах Европы в начале нулевых, чуть позже начали играть подобную музыку и британцы. The Sarto Klyn V и Aging - лучшие образцы этого жанра с несколько большим акцентом на гитары и электронику - ну, без этого там никуда.
Тут уж и итальянцы решили поучаствовать. Мало того, что они организовали сразу несколько даркджазовых коллективов, из которых Detour Doom Project - один из самых заметных, так ещё и запилили целый интернет лейбл, целиком посвящённый такой музыке, Signora Ward Records.
И так бы все и шло своим чередом, оставаясь строго в пределах старого света, если бы в 2016 году один молодой американский продюсер из Портленда штат Орегон после знакомства с музыкой Боренов не записал вдруг релиз, ставший эталоном современного даркджаза и давший стилю известность в США. Речь идёт о Майкле Артуре Холловее (Michael Arthur Holloway) и его альбоме "Guilt Noir."
Американская эгоцентричность сильно ограничивает интерес американской же публики к разного рода необычной музыке которая приходит из Европы. Обыватель – вполне обоснованно, в общем-то – полагает, что если что-то и заслуживает его внимания, то рано или поздно оно появится в США. И в случае с Майклом так и произошло. Альбом стал культовым и сложно найти файлообменник, где местные снобы не слышали бы о нём. Майклу потребовалось 6 лет, чтобы сочинить и записать следующий альбом, не менее нуарный, но и без очевидных самоповторов.
Тем временем в Бруклине переехавший туда из России Кирилл под именем Lowering записывает два EP Happiness и Brooklyn, которые уже Холловей считает эталонами жанра. Кирилл как раз пришёл из пост-металлической аудитории, работает в пониженных тональностях, но при этом остаётся уникальным представителем жанра. Со временем в его музыке становится всё больше и больше гитар, что очень выделяет Lowering из типично-нуарного сообщества, но по атмосфере он до сих пор кинематографичен и атмосферен, что и требуется для причисления в ряды даркджаза - не саксофоном единым.
Россию подобная музыка тоже не обошла стороной. Где у нас там холодно, темно и депрессивно и всё это стиль жизни? Вы угадали. Санкт Петербург породил самый, пожалуй, плодовитый коллектив в истории жанра - Bebopsky. Никто не знает, сколько именно альбомов он записал и выпустил, но, поверьте мне на слово - много. Очень много.
Так, скажете вы, ну а что же там с «настоящими» музыкантами? Академические круги тоже не прошли мимо. Бобби Превитт - мастер джазовой импровизации записал в Нью Йорке альбом под именем Swami Lateplate с простым названием Doom Jazz, чем обратил внимание на этот жанр выпускников беркли колледж оф мьюзик.
И это был только вопрос времени, когда в жанре появится кроссовер с экспериментальной и пост-роковой сценой. Таким кроссоверов стал только что вышедший "Noir & Jazz & Dark & Slow" флоридского коллектива Neonnoone - они, кстати, единственные "южане" в этом списке. Записанный в Нью-Йорке мастером Мартином Бизи релиз сочетает в себе джаз, нуар, пост рок, нойз и шугейз, оставаясь, при этом, по всем канонам, даркджазовым.
К этому моменту виски в бокале должен уже закончиться, а комната стать черно-белой и напоминать сцену из старого детектива. Тогда моя цель достигнута.
Надеюсь, эта музыка не оставит вас равнодушными.
Если вы решите приобрести любой из этих треков в пятницу 1 апреля - все средства до последнего цента пойдут напрямую музыкантам: Bandcamp Friday призвана помогать независимым коллективам.