Политпросвет - «Новости Музыки» » Новости Музыки

Политпросвет - «Новости Музыки»


Звуки совершают предвыборный экскурс в историю агитационных песен - от "Марсельезы" до ариозо Саддама Хусейна.


Страну лихорадит, Москва на ушах - региональные выборы вот-вот накроют всех нас с головой. В пятницу, последний день, когда кандидаты могут предпринять финальные телодвижения по привлечению масс на свою сторону, музыканты обнаруживают гражданскую позицию. Кто-то появляется в агитационных роликах, кто-то выходит играть концерт в поддержку тех, кому верит. Мы никого агитировать не будем (разве, что скажем, что на выборы надо сходить обязательно), а просто проведем очередной экскурс в историю. На этот раз - в историю музыкальной агитации.


Нет ничего проще и лучше, чем проповедовать ту или иную идею в песне. Под звуки "Марсельезы" французы с гордостью шли на баррикады, были готовы схлопотать пулю или выпустить оную в ненавистных роялистов. Клод Руже де Лилль сочинил эту песню в боевом 1792 году, а первым ее исполнителем стал Марсельский добровольческий батальон. Меньше чем через год "Марсельезу" Конвент официально утвердил в качестве государственного гимна Франции. Кто ее с тех пор только не исполнял! Но самое знаменитое исполнение "Марсельезы" случилось в 1967 году. С фрагмента песни, ставшей символом свободы, равенства и братства, началась песня, ставшая символом мира и любви. С "Марсельезы" начинается битловская "All You Need Is Love".




Агитировать можно не только за мир, но и за войну. В этом советская пропаганда была уж точно впереди планеты всей. Про военные песни времен Великой Отечественной можно написать не одну научную работу, но куда менее известны агитационные песни другой войны - финской. А она вписала в агитационно-музыкальную историю несколько весьма ярких страниц. Вот, к примеру, прекрасная песня "Принимай Нас, Суоми-Красавица" братьев Покрасс на стихи Анатолия Д'Актиля. Прослушаешь ее - и никаких сомнений в том, кто прав и кто виноват в советско-финском конфликте, не возникает.




Но финны не дремали и сочинили в ответ собственную агитку под названием "Njet Molotov". Сюжет ее для советского солдата пессимистичен, а текст - так и вовсе издевательский: Молотов обещал солдату Ивану, что тот уже завтра в Хельсинки будет есть мороженое, но Иван уперся в линию Маннергейма: нет, Молотов, ты врешь еще больше, чем Бобриков!
* Примечание: Николай Бобриков был генерал-губернатором Финляндии в начале ХХ века, был страшно ненавидим свободолюбиыми финнами и был застрелен в 1904 году.




Холодная война тоже принесла свои шедевры. Сегодня мало кто вспомнит посвященную Кеннеди песню под названием "Американцы, Где Ваш Президент?". А стоило бы! Ведь к ее созданию приложили руку истинные титаны советской песни: музыка Эдуарда Колмановского, слова Евгения Евтушенко, исполняет Марк Бернес. Пафос текста был обусловлен политической ситуацией:
"Ты подними свой факел к небосводу,
Заговори, как женщина и мать,
Простреленная статуя Свободы -
И прокляни свободу убивать!"



В конце ХХ века агитация смешалась с сатирой - хочешь проповедовать благую идею, научись смеяться над противником! До такой степени ерничанья над идеологическими оппонентами, как Трей Паркер (Trey Parker) и Мэтт Стоун (Matt Stone), мало кто дошел. Их мультсериал "South Park" - просто кладезь насмешек надо всем, над чем можно и не принято смеяться: от расизма до католицизма. Долгое время одной из главных военно-политических мишеней для Стоуна и Паркера был Саддам Хусейн. Иракский диктатор стал главным антагонистом в полнометражном мультфильме "South Park: Bigger, Longer And Uncut" и исполнил (голосом Мэтта Стоуна) проникновенную песню "I Can Change" с помощью которой сумел обмануть самого Сатану.




Как тут не вспомнить знаменитое "Yes, We Can" Барака Обамы, превращенное в рэп компанией ритмичных американских избирателей!




Cегодня, когда музыка и политика снова сплетаются воедино и то одни, то другие музыканты появляются не только на концертных площадках, но и на политических митингах (а политические митинги ), хочется верить, что при любой агитационной атаке зрители и слушатели все равно сделают свой выбор. Единственно правильный.
Для этого надо всего лишь подумать - а музыка этому отличное подспорье!


Звуки совершают предвыборный экскурс в историю агитационных песен - от "Марсельезы" до ариозо Саддама Хусейна. Страну лихорадит, Москва на ушах - региональные выборы вот-вот накроют всех нас с головой. В пятницу, последний день, когда кандидаты могут предпринять финальные телодвижения по привлечению масс на свою сторону, музыканты обнаруживают гражданскую позицию. Кто-то появляется в агитационных роликах, кто-то выходит играть концерт в поддержку тех, кому верит. Мы никого агитировать не будем (разве, что скажем, что на выборы надо сходить обязательно), а просто проведем очередной экскурс в историю. На этот раз - в историю музыкальной агитации. Нет ничего проще и лучше, чем проповедовать ту или иную идею в песне. Под звуки "Марсельезы" французы с гордостью шли на баррикады, были готовы схлопотать пулю или выпустить оную в ненавистных роялистов. Клод Руже де Лилль сочинил эту песню в боевом 1792 году, а первым ее исполнителем стал Марсельский добровольческий батальон. Меньше чем через год "Марсельезу" Конвент официально утвердил в качестве государственного гимна Франции. Кто ее с тех пор только не исполнял! Но самое знаменитое исполнение "Марсельезы" случилось в 1967 году. С фрагмента песни, ставшей символом свободы, равенства и братства, началась песня, ставшая символом мира и любви. С "Марсельезы" начинается битловская "All You Need Is Love". Агитировать можно не только за мир, но и за войну. В этом советская пропаганда была уж точно впереди планеты всей. Про военные песни времен Великой Отечественной можно написать не одну научную работу, но куда менее известны агитационные песни другой войны - финской. А она вписала в агитационно-музыкальную историю несколько весьма ярких страниц. Вот, к примеру, прекрасная песня "Принимай Нас, Суоми-Красавица" братьев Покрасс на стихи Анатолия Д'Актиля. Прослушаешь ее - и никаких сомнений в том, кто прав и кто виноват в советско-финском конфликте, не возникает. Но финны не дремали и сочинили в ответ собственную агитку под названием "Njet Molotov". Сюжет ее для советского солдата пессимистичен, а текст - так и вовсе издевательский: Молотов обещал солдату Ивану, что тот уже завтра в Хельсинки будет есть мороженое, но Иван уперся в линию Маннергейма: нет, Молотов, ты врешь еще больше, чем Бобриков! * Примечание: Николай Бобриков был генерал-губернатором Финляндии в начале ХХ века, был страшно ненавидим свободолюбиыми финнами и был застрелен в 1904 году. Холодная война тоже принесла свои шедевры. Сегодня мало кто вспомнит посвященную Кеннеди песню под названием "Американцы, Где Ваш Президент?". А стоило бы! Ведь к ее созданию приложили руку истинные титаны советской песни: музыка Эдуарда Колмановского, слова Евгения Евтушенко, исполняет Марк Бернес. Пафос текста был обусловлен политической ситуацией: "Ты подними свой факел к небосводу, Заговори, как женщина и мать, Простреленная статуя Свободы - И прокляни свободу убивать!" В конце ХХ века агитация смешалась с сатирой - хочешь проповедовать благую идею, научись смеяться над противником! До такой степени ерничанья над идеологическими оппонентами, как Трей Паркер (Trey Parker) и Мэтт Стоун (Matt Stone), мало кто дошел. Их мультсериал "South Park" - просто кладезь насмешек надо всем, над чем можно и не принято смеяться: от расизма до католицизма. Долгое время одной из главных военно-политических мишеней для Стоуна и Паркера был Саддам Хусейн. Иракский диктатор стал главным антагонистом в полнометражном мультфильме "South Park: Bigger, Longer And Uncut" и исполнил (голосом Мэтта Стоуна) проникновенную песню "I Can Change" с помощью которой сумел обмануть самого Сатану. Как тут не вспомнить знаменитое "Yes, We Can" Барака Обамы, превращенное в рэп компанией ритмичных американских избирателей! Cегодня, когда музыка и политика снова сплетаются воедино и то одни, то другие музыканты появляются не только на концертных площадках, но и на политических митингах (а политические митинги ), хочется верить, что при любой агитационной атаке зрители и слушатели все равно сделают свой выбор. Единственно правильный. Для этого надо всего лишь подумать - а музыка этому отличное подспорье!


Предыдущий пост
Следующий пост

Другие статьи


Оставить комментарий