Ниже радара: Stornoway - «Новости Музыки»
Stornoway: против фолка нет приема.
Stornoway
Кто: Брайан Бриггс (Brian Briggs, вокал, гитара), Джон Уин (Jon Ouin, вокал цитра), Оливер Стедман (Oliver Steadman, вокал, бас), Роберт Стедман (Robert Steadman, вокал, ударные), Адам Бриггс (Adam Briggs, труба), Рахул Сатия (Rahul Satija, скрипка), Сьюзи Этвуд (Susie Attwood, скрипка)
Откуда: Оксфорд, Великобритания
Лейбл: 4AD Records
Как бы широко ни шагали новейшие технологии, мне все-таки хочется верить, что электроника никогда не сможет поработить фолк. Я говорю не об этнической музыке, а о той, что вырастили на ее почве The Byrds и Боб Дилан (Bob Dylan) в 1960-е годы. Не то что бы мне нравились все поголовно британо-американские барды в жилетках и странных шляпах. Но есть в фолке какая-то завораживающая открытость. Если манипуляции Джона Фрушанте (John Frusciante) с гитарой, а Джона Лорда (Jon Lord) – с клавишными, кажутся магией, то в фолке с первых нот понятно, откуда и как берется звук. Вероятно, из-за этой прозрачности в нынешний век музыкального выпендрежа фолк стал жанром "на любителя". И для того, чтобы количество любителей оставалось более-менее стабильным, исполнителям волей-неволей приходится менять профессию на поп-фолкеров.
Сама по себе приставка "поп" - в общем-то, двусмысленна. С одной стороны, она характеризует направление, которому свойственны конкретные инструменты, музыкальные ходы, темы, клише. С другой – просто констатирует популярность исполнителя. Да, с точки зрения жанрового своеобразия Майкл Джексон (Michael Jackson) и Боб Дилан, несомненно, находятся на разных полюсах. Но так же несомненно и то, что оба они – популярные музыканты. Поэтому у понятия "поп-фолк" может быть два определения. Первое: поп-фолк – это такой фолк, который лезет (ну, или случайно попадает, а потом не хочет уходить) на большую сцену ради славы и коммерческой выгоды. Второе: поп-фолк – это облегченный фолк, который сохраняет свои исходные черты (в частности, уклон в народность), но при этом обращается к поверхностным проблемам и облекает их в максимально доступную музыкально-лирическую форму.
Snornoway – поп-фолк во втором смысле; отчасти потому, что до той самой большой сцены группа так пока не добралась, хотя активно гастролирует еще с 2009 года. Объяснить это легко: Stornoway не дотягивают по масштабу. Какой бы однообразной ни была музыка Mumford & Sons, она чрезвычайно подкупает своим размахом. В ней есть сила, надрыв, да и, в конце концов, амбиции. Stornoway – напротив, всего лишь приятная безделица. Их треки – мелодичные и ненавязчивые. В целом, оптимистичные, без лишних криков и завываний. Под них можно и потанцевать, и повздыхать, и пообниматься. Да и поют Stornoway зачастую про какие-то милые и очень земные вещи. О том, как хорошо смотреть киношку с подругой; как важно, чтобы тебя кто-то ждал дома; как много в мире дорог – за всю жизнь не исходишь. Даже про зорбинг поют – ну, про этот издевательский аттракцион, когда тебя запихивают в прозрачный пластиковый шар и спускают с горы. Хотя, казалось бы: где зорбинг, а где – фолк.
Именно эта нарочитая поверхностность и вносит в музыку Stornoway поп-элемент. Да, фолк элементарно устроен с точки зрения распределения инструментально-вокальных сил внутри отдельного взятого коллектива. Но важной его особенностью всегда была сложная проблематика. Социальная, любовная, философская – в зависимости от того, что больше волновало музыканта. Конечно, и у Fleet Foxes есть проходные, веселенькие песенки о том, как пригревает солнышко весной. Но лучшие образцы фолка поражают своей глубиной. А глубину в музыке, давайте будем честными, ищет ничтожный процент слушателей. Поэтому по-настоящему популяризировать фолк вряд ли когда-либо получится: сейчас уже не те времена, когда дядька с гитарой имеет все шансы стать пророком и повести за собой толпу.
Поп-фолк – не жанр и даже не квази-жанр, а всего-навсего попытка подсластить пилюлю. Или, еще хуже, начать зашибать бабки на том, что по определению должно приносить не материальное, а нравственное удовлетворение. Целенаправленно популяризируя фолк, исполнители снижают его качество. Соблюсти баланс между верностью традиции и успешностью удается единицам. На ум приходят разве что Лора Марлинг (Laura Marling) и Глен Хансард (Glen Hansard). Да и то они во многом обязаны не только своему таланту, но и случаю. Хансард – замечательный музыкант, но где бы он был, если бы не внезапный ажиотаж вокруг фильма “Once”? Остальным приходится или с чистой совестью оставаться в условном подполье, или срывающися голосом вопить на фестивалях “Skinny Love”. Ну, или курочить фолк сладким вокалом, легкомысленными стишками и наивно-радостным посылом – как это делают Stornoway.
Почитать: http://www.stornoway.eu/
Купить: Альбомы "Beachcomber's Windowsill" (2010) и "Tales From Terra Firma" (2013)
Услышать живьем: 24 ноября стартует тур Stornoway по Великобритании.
Похожие исполнители: Noah and the Whale, Johnny Flynn, Dry the River
Мнение: "Если ты играешь поп-фолк, одним из самых сложнопреодолимых препятствий становится необходимость придумывать запоминающиеся мелодии. Stornoway, конечно, стараются выехать на аранжировках. Но они, увы, очень быстро надоедают". Pitchfork