Хитрый фрукт - «Новости Музыки»
Борясь с зимним авитаминозом, Звуки проводят экскурсию по киви-року - главному экспортному продукту Новой Зеландии.
Новая Зеландия всегда была скудна на рок-идолов, скандальные выходки и "платиновые" пластинки. Растормошили местную сцену рок-н-ролл и битломания, добравшиеся с кучей пересадок на самолетах-кораблях, но чего-то оригинального в Новой Зеландии не производят...
Или вы просто мало слышали о киви-роке?
Нет, голых маори, рубящих блэк-метал и пьющих кровь птичек киви, здесь точно не будет. Будучи почти стопроцентной копиркой холеных британо-американских команд, со временем киви-рок стал важной частью музыкальной среды Новой Зеландии. И обзавелся неплохой перспективой на будущее! Ведь пользы от новозеландского рока не меньше, чем от самого фрукта. Может взбодрить на завтрак, стать отличным дополнением к ужину и поднять настроение в мерзкую холодную погоду. Вот несколько фактов о киви и киви-роке.
Киви держит нас в тонусе
"Киви - отличный иммуномодулятор: укрепляет иммунную систему и стимулирует выработку коллагена. А калий, содержащийся в киви, нормализует кровяное давление".
Началось все с двух рок-н-ролльных песен. Первый - это кавер на “Rock Around The Clock”, исполненный новозеландским певцом Джонни Купером (Johny Cooper), который и стал пионером рока Новой Зеландии. Ну, согласитесь, чистая кислятина и банальщина. А вот со вторым треком произошла более интересная ситуация. Хотя бы потому, что он наделал много шума и умудрился закинуть один начинающий звукозаписывающий лейбл в высшую лигу.
Композиция “Lawdy Miss Clawdy” американского исполнителя Ллойда Прайса (Lloyd Price) была выпущена в 52-м году и сразу же стала хитом в Штатах. На эту песню резво делали кавер-версии начинающие американские музыканты, в том числе и Элвис Пресли (Elvis Presley). Как раз его перепевка, вместе с выходом дебютного альбома, в 56-м дошла до Новой Зеландии.
Здесь молодой музыкант Фил Уоррен (Phil Warren) создал самопальный лейбл Prestige Records. По задумке лейбл должен был распространять музрелизы независимых американских и европейских рекорд-компаний. А этому делу помогла бы его профессия – Уоррен продавал “винил” в музыкальной лавочке Begg's Music Store.
В 56-м “на большой земле” Элвис уже вовсю отплясывал и пел, но в Зеландии его дебютная пластинка продавалась плохо. В это время Уоррен познакомился с начинающим менеджером Дэйвом Данингхэмом (Dave Dunningham) и его подопечным музыкантом Джони Девлином (Johny Devlin). Этих двух посылали куда подальше все новозеландские компании звукозаписи. Лейблы скептически относились к подражанию американским рок-н-ролл исполнителям. Сообразив уже на троих, музыкант, рекламщик и продавец, решили перепеть и так уже потрепанную “Мисс Клоди”. Трек записали на Prestige Rec., устроили пиар-кампанию, и вскоре этот “кавер на кавер” стал хитом во всех музчартах Зеландии, распродавшись в количестве около 100 тысяч экземпляров.
Произошло это все достаточно поздно – песня вышла в 58-м году, а уже через пару лет музыкальная тенденция поменялась. Поэтому бум на новозеландской рок-сцене случился в середине 60-х. Чтобы поспеть за новой модой, появилось множество бэндов вроде того же Джонни Девлина и его The Devils или Ray Columbus & The Invaders. Правда просуществовали они недолго, так как спрос на такие группы вскоре упал.
Самыми башковитыми оказались несколько новозеландских команд, на протяжении всей карьеры менявшие саунд и имидж, подражая известным рок-группам. Одна из самых популярных в то время групп - The La De Da`s, к примеру, прошла все круги ада: от синтезаторных трипов в духе The Doors с вокалом Мика Джаггера (Mick Jagger) (прощайте, 60-е) до бесконечных подтяжек струн кантри-рока ("Morninig Good Mornining"), бодрых саксофонных партий ("To Get Enough") и вообще каких-то рок-н-ролльных сэндвичей и бутербродов. И при этом коллектив стал очень популярным и долго оставался паровозом киви-рока, вплоть до 1975.
Ещё одна успешная команда конца 60-х, The Fourmyula, просуществовала недолго, но зато добилась в Новой Зеландии культового статуса. Музыканты, на примере начинающих английских психоделик-команд, сделали совершенно грамотную вещь. Они поймали момент, когда музыка The Beatles впала в тлен и уныние после “кислотных” приключений, тут же закинулись расширяющими сознание веществами и продолжили развивать начатые “Сержантом Пеппером” мотивы.
Нам киви строить и жить помогает
"Плоды киви тормозят образование нитрозаминов в организме, обладают противоопухолевым, антимутагенным, антиоксидантным действием, улучшают физическую работоспособность".
В 70-х до новозеландской рок-сцены, на смену всем психоделическим выкрутасам, дошел и панк-рок. В отличии от маргинального британского, здешний превратился в нелепый поп-рок с примитивными риффами. Если команда The Enemy ещё как-то пыталась подражать панк-року словами “Iggy Pop Told Me” в одноименной песне, то другая новозеландская банда The Suburban Reptiles попробовала сделать из мусора конфетку. Получилось очень даже сладко:
Кстати, манера смягчать саунд стала в Новой Зеландии очень модной. Пока в американских заблеванных клубах появлялись первые метал-банды, а в Австралии отрывались и дерзили “околопанки” Midnight Oil, то здесь большую популярность обретал легкий ненапряженный рок. Th` Dudes, Split Enz и Billy T были самыми известными командами в то время. Вот так звучали 70-е в Новой Зеландии:
Прог и нью-вейв тоже присутствовал на киви-рок-сцене, но это ограничивалось двумя-тремя группами, которые не получили широкую публику. Единственным более-менее известным коллективом стали Dragon. И то, они начинали как поп-рок команда, а распадались и собирались вообще несколько раз.
Киви-рок с конца 70-х стал мейнстримовой штукой на родине, и из-за этого просто застопорился на одном месте. Тем временем в Британии, как грибы после лондонской мороси, стали появляться первые инди-рок команды и независимые лейблы. Все это буквально за несколько лет превратилось в хороший урожай и разошлось по Европе, Австралии и Новой Зеландии. Такое нашествие независимых рокеров и бывших панков привело к появлению “Dunedin sound” – звучанию Данидина. Это небольшой городок на юге Новой Зеландии, который в 80-х превратился в инди-столицу острова.
Само же звучание уже слабо напоминало драйвовый панк-рок, и больше уходило в непритязательный инди и lo-fi. И главное - “привет из 60-х” : звонкие гитары, до гениальности простые басовые партии и музыканты в костюмах пай-мальчиков. Названия групп тоже отдавало ностальгией по тем временам - The Chills, The Stones и The Verlaines. Всему этому можно было бы дать слоган “верните мой 1967”, если бы не сопровождалось карикатурными и порой очень странными музыкальными ходами. От некоторых становится вообще жутковато, и кажется, что дурдом уже в пути.
Дать развитие киви-року смогли два независимых лейбла – Propeller Records и Flying Nun Records. Они были намерены показать свежую и настолько же свободную музыку новых групп. Propeller уже к середине 80-х сбавил обороты и закрылся из-за перерасхода на выпуск альбомов и раскрутку коллективов. Flying Nun, неожиданно для себя, после первых двух релизов инди-команд The Clean и The Pin Group, стал получать большие доходы. А эти бэнды вообще забрались на высшие строчки новозеландских музчартов. Кроме удачных релизов похожих групп, лейбл нарочно начал уделять внимание совсем авангардным нойзовым командам с сумасшедшим саундом, вроде The Gordons и Shoes This High.
Понятно, что продолжив писать шум, скрежет и атональности, они в мейнстрим не вышли. Но благодаря раскрутке Flying Nun такие группы встали во главе авангарда киви-рока, положив начало альтернативному течению на новозеландской сцене.
Киви улучшает обмен веществ
"Если после хорошего обеда съесть один плод киви, то у вас не будет изжоги и тяжести в желудке. Содержащаяся в киви аскорбиновая кислота усиливает защитные функции организма и предупреждает простудные заболевания".
В 90-х киви-рок полностью ушел в легкую альтернативу. Многие команды 80-х на волне популярности инди оторвались от острова, и летали с гастролями в Австралию и Европу. А гранж, взорвавший Штаты, аукнулся в Новой Зеландии только в начале следующего тысячелетия. Все десять лет и даже начало 2000-х местную сцену топтали группы, которые смешивали альтернативный саунд с техно и регги (Fat Freddy’s Drop), прогом, психоделикой (The Phoenix Foundation) и ещё бог знает чем.
Альтернатива в Новой Зеландии становилась мейнстримовой, но в начале нулевых из андеграунда вышли первые тяжелые группы. Прежде всего это команда The Datsuns. Музыканты лихо заявили о себе дебютным одноименным альбомом не только в Зеландии, но и в Европе и Британии, вернув хард-року добрую домашнюю традицию записей в гараже и отрыву на лайвах
Хотя это, наверное, исключение из правил. По большому счету, на новозеландской тяжелой сцене практически нет интересных самобытных банд, которые могли бы выдать что-то новое на крупных стэйджах.
Киви обладает хорошим косметическим эффектом
"Благодаря высокому содержанию магнезии, киви используют в производстве косметики. Он отлично тонизирует кожу, укрепляет, выравнивает ее и придает легкий отбеливающий эффект".
Уже сейчас в Зеландии появляются команды, чей саунд может легко дать фору самой распиаренной современной американской или британской рок-банде. Одна из таких - Solstate. В 2008 году их дебютник "Whispers & Tremors" с успехом прошелся по Новой Зеландии и Австралии. Смекнув, что релиз удался, музыканты группы дали несколько концертов на родине и, довольные, сели за запись второй пластинки. Треки со следующего альбома - "The Image of All" и "Absolution" - обрели известность далеко за пределами Океании. И теперь у европейских и американских поклонников рока Solstate начали частенько появляться в скробллерах на Last.fm.
Из кислого и незрелого фрукта новозеландский рок превратился в до сих пор немного зеленую, но очень яркую сочную вещь. Хотя и зеленую - потому, что она просто очень свежая.
Самобытность киви-рока заключается в некоторой отстраненности от всего мира, и при этом - открытости к любым музыкальным тенденциям.