Испанский рок. Часть I. Конец 50-х - 60-е гг. - «Новости Музыки»
От Чака Берри на кастильском до "Mamy Blue": как испанский рок вышел из подполья на международный уровень.
Говоря об испанском роке и рок-н-ролле, следует прежде всего отделять его от рока на испанском языке. Последний в половине, если не в большем количестве случаев создан не столько в Испании, сколько в странах Латинской Америки, в то время как испанский рок – продукт одной страны. При этом испанские рок-композиции могут исполняться не только на испанском, а точнее, кастильском языке, но и на английском, французском, итальянском языках, и, разумеется, на языке басков, каталонском, галисийском, арагонском и других народных испанских языках.
Рок в Испании, несмотря на диктатуру Франко, появился ненамного позднее, чем в других европейских странах. Цензура в тот момент не обращала особого внимания на новый стиль музыки. Выпуск некоторых фильмов был отложен, некоторые обложки пластинок подвергались изменениям, но в целом в этой области каких-то специальных, систематических запретов не существовало.
Музыкальные историки говорят о влиянии двух самых важных факторов на развитие испанского рок-н-ролла: размещённых в Испании американских базах и развивающемся роке в соседних странах – Франции и Италии. Кроме того, популяризации и распространению нового стиля среди испаноязычной аудитории способствовали кубинцы Los Llopis и мексиканцы Los Teen Tops.
В конце 50-х – начале 60-х годов рок-н-ролл постепенно начинает набирать обороты. Основные точки, из которых затем стиль распространяется по всей стране – Мадрид, Сарагоса, Севилья и Кадис – города, рядом с которыми находятся американские военные базы, а также портовые Барселона и Валенсия. На танцах оркестры играют локализованные американские и европейские хиты. Испанские
музыкальные журналы того времени – Discofilia ("Дискофилия"), Mosaico Musical ("Музыкальная мозаика"), Música Y Canciones ("Музыка и песни") и особенно El Correo de la Radio ("Курьер Радио") посвящают рок-н-роллу материалы. Но главное, в это время начинают появляться молодые музыканты, которые поют – в основном на английском, французском, итальянском или испанском языках – исключительно в новом для Испании стиле. Среди молодых групп того времени – Los Estudiantes, The Rocking Boys, The King Boys, Chico Valento, Rocky Kan, Los Pájaros Locos, Los Milos, Gavy Sander’s, el Dúo Dinámico, Los Blue Boys, Los Pantalones Azules. Многие из них перепевают Чака Берри, Элвиса Пресли и прочие дорогие нам имена на испанском языке.
В 60-х годах рок переживает настоящий бум. Попытки запустить в прессе ультраконсервативные кампании для того, чтобы остановить распространение модного стиля в Испании чаще оказывают прямо противоположное действие. Буквально за несколько лет рок-н-ролл становится самым модным способом самовыражения для испанской молодёжи. Сотни рок-н-ролльных групп играют в ночных клубах, залах и на дискотеках. Одновременно с Францией и Италией в Испании появляется стиль Yé-yé, в котором были особенно популярны испанские женщины-солистки Gelu, Karina, Rosalía, Lita Torelló, Lorella, Ana Belén, Marisol и Rocío Dúrcal.
Испанская певица Massiel с песней "La, la, la", которую также можно отнести к стилю йе-йе, победила в 1968 году на Евровидении.
Кстати, авторство последней песни принадлежало рок-группе Dúo Dinámico, которая была довольно популярна ещё до победы Massiel на Евровидении. А после победы их узнала и полюбила вся страна. Dúo Dinámico, если не считать шестилетнего перерыва в 70-х, выступает на испанской и мировой сцене уже больше 50 лет.
В середине 60-х годов на испанский рок, также, как и на рок во всех других странах мира, повлиял успех The Beatles. Ритм-энд-блюз и музыка в стиле бит произвели революцию в мире рок-н-ролла и породили бесчисленное количество новых музыкальных групп. Для того, чтобы иметь возможность выступать официально, рок-группа в Испании должна была зарегистрироваться в Sindicato Vertical (испанская торговая организация) и получить статус “artista de variedades y/o música moderna” ("исполнитель разнообразной и/или современной музыки"). В 1965-66 годах такой статус имели 6 000 испанских групп. Огромное число групп не было зарегистрировано и вынуждено было выступать неофициально, на маленьких, почти подпольных концертах и импровизированных сейшенах. Эти цифры дают представление о том, какое важное значение для молодёжи тех лет имел рок.
Именно в это время появляются наиболее популярные испанские рок-группы, такие как Los Brincos, Los Sírex, Lone Star, Los Cheyenes, Los Salvajes, Los Botines, Los Gatos Negros, Los Canaries, Los Mustang, Los Nivram, Los Flecos и многие другие. Некоторые из команд собирались на сцене до самых недавних пор (Los Brincos выступают до сих пор, Los Sírex выступали до 2012 года, Lone Star выступали до 2010 года), другие просуществовали только до 70-х годов, а позднее собирались лишь для того, чтобы дать совместный ностальгический концерт.
Большую часть репертуара групп по-прежнему составляли переведённые на испанский язык англоязычные композиции. Однако в отдельных регионах, особенно в Каталонии, появляются команды, которые играют свои песни на каталанском языке.
Пятилетка между 1964 и 1969 годами считается золотой эпохой испанского рок-н-ролла, рока и поп-рока. Это направление оказывает влияние на все сферы жизни: радио, ТВ, прессу, кино, искусство, моду и всё общество в целом. Международные и локальные музыкальные звукозаписывающие бренды продают сотни тысяч записей в год. О музыке издаются книги, снимаются фильмы. Ежегодно по всей Испании проходят десятки рок-фестивалей.
Los Brincos претендуют на роль испанских "Битлз", сочетая в своих композициях гармонию британского поп-рока с отчётливо испанским, аутентичным стилем. Каталонцы Los Sírex смягчают жёсткий звук самых грубых британских и американских групп. Los Salvajes объединяют стиль The Rolling Stones с агрессивностью ранних The Who. Музыка Los Cheyenes являет собой квинтэссенцию грубого, необработанного звука таких британских групп как The Kinks и The Pretty Things и первых американских панков. Lone Star продолжают вырабатывать собственный стиль. Los Mustang специализируется на исполнении хитов "Битлз" и других популярных групп на испанском языке.
В 1966-м году предыдущие тенденции ещё более усиливаются, вместе со второй волной приходят новые группы – Los Bravos, Los Mitos, Los Pasos, Los Pic-Nic, Los Canarios (прежние Los Canaries, изменившие своё название), Los Pop-Tops, Los Grimm, Los Z-66, Los Ángeles, Los Archiduques, Juan y Junior. Новое поколение групп приносит и новые направления в роке, которые в это время развиваются у британцев и американцев. Таким образом в Испании появляется соул, фолк-рок, блюз-рок, психоделический рок.
Важно отметить, что группы второй половины 60-х почти перестают петь на испанском языке, а чаще исполняют композиции на английском языке или сочетают оба языка. Это происходит в меньшей степени из-за эстетических причин, в большей – из-за коммерческих. Результаты не заставляют себя ждать: в 1966 году Los Bravos становятся первой испанской группой, чья песня "Black Is Black" получает по-настоящему международное признание. "Black Is Black" занимает вторую строчку хит-парада в Британии, четвёртую – в США, первую – в Канаде и некоторых странах Западной Европы. Чуть позднее мадридская команда повторяет свой успех с песнями "I Don’t Care" и "Bring A Little Lovin".
Довольно быстро и другая испанская группа – Los Pop-Tops – добивается популярности в Британии с песнями "Oh Lord Why Lord" и особенно с "Mamy Blue". К 70-м годам гранадец Мигель Риос (Miguel Ríos), дебютировавший ещё в 1961 году под псевдонимом "Mike Ríos, Король Твиста", становится мировой звездой.
Рок-движение к концу 60-х годов приобрело необыкновенный размах. Чуть более, чем за 10 лет рок-н-ролл проник во все сферы жизни и идентифицировался молодёжью как звук своего поколения, а музыканты, исполнявшие рок, добились так необходимого, важного для них международного признания. Испанский рок заявил о себе так же звучно, как и рок-группы многих других стран.
Весь плейлист этого материала.